Радиофобия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая ZéroBot (обсуждение | вклад) в 04:24, 17 июня 2011 (r2.7.1) (робот добавил: ja:放射線恐怖症). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску

Радиофобия (радиотревожность) — комплекс нервно-соматических психических и физиологических расстройств, иногда трудно поддающиеся лечению, выражающиеся в необоснованной боязни различных источников облучения (радиации). Термин используется как в обычной жизни (особенно после аварии на Чернобыльской АЭС), так и специалистами (обычно в полемике с противниками использования ядерной энергии).

Существует и противоположное понятие радиоэйфория — полное отрицание всякого риска от радиации.

Возникновение радиофобии рассматривается как психогенный эффект, не имеющий прямой связи со степенью реального воздействия ионизирующей радиации или неионизирующих электромагнитных полей. Как известно, вред здоровью может причинить доза в несколько зиверт, и радиофобия заключается в боязни значительно меньших доз, часто — в незнании данных чисел или неверии в них.

Радиофобию не следует путать с признаками реального поражения излучением, в частности, от источников электромагнитного излучения. Иногда дифференциальную диагностику провести непросто, так как многие признаки радиофобии, в частности угнетение иммунитета, близки к симптомам радиационного поражения.

Радиофобия в современном мире проявляется также боязнью любых возможных настоящих или предполагаемых источников излучения: базовых станций сотовой связи, антенн, микроволновых печей и т. п.

Радиофобия и Чернобыль

В бывшем СССР множество пациентов, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, были заклеймены термином «радиофобия», который был введён в 1987 Л. А. Ильиным и О. А. Павловским в их сообщении «Радиологические последствия Чернобыльской катастрофы в Советском Союзе и меры, предпринятые для смягчения их воздействия»[1]. По мнению ряда исследователей, это сыграло отрицательную роль в реабилитации пострадавших во время катастрофы.

Конечно, трудно ждать объективности в оценках Чернобыльской трагедии от МАГАТЭ — организации, кровно заинтересованной в развитии ядерной энергетики. В общем, убеждение в том, что ничего, в сущности, не случилось, крепло. И с этим ничего нельзя было поделать. Ох, как это было важно тем, кто нес и несет за чернобыльскую катастрофу ответственность. Кажется, тучи над их головами рассеялись…Б. А. Куркин[2]

Для тех, кто оказался в центре Чернобыльского катаклизма, это слово звучало мучительным оскорблением. Когда нормальный импульс самозащиты, природный для каждого живого существа, когда нравственные страдания, мука и беспокойство за судьбу детей, родственников и друзей, и собственные физические страдания и боли – объясняются как результат исступления, патологической мнительности. Этот термин «радиофобия» лишил людей, ставших жертвами Чернобыля, надежды на лучшее будущее, так как превратил их требования, касающиеся их физического здоровья, достаточного медицинского обслуживания, питания, элементарных жилищных условий, материальной компенсации, в безосновательные претензии. Это нанесло непоправимый моральный ущерб, рождая чувство заброшенности и социального одиночества в людях, прошедших через Чернобыльскую катастрофуА. Хараш[3]

Примечания

  1. Бюллетень МАГАТЭ — Международного агентства по атомной энергии 4/1987
  2. Б.А.Куркин «Бремя «мирного» атома»
  3. Из статьи психолога, профессора Московского университета А.Хараша «Голос из мертвой Припяти»

См. также

Ссылки