Радио Свободная Азия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Радио-Свободная Азия»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Радио «Свободная Азия»
Изображение логотипа
Тип НКО
Год основания 1996 год
Расположение Вашингтон, 2025 M Street NW, Suite 300
Ключевые фигуры Либби Лю
Сфера деятельности Радиовещание новостей
Дочерние организации Радиовещательный совет управляющих
Сайт rfa.org
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Радио «Свободная Азия» (РСА) — финансируемая правительством США международная вещательная корпорация, действующая как радиостанция и служба интернет-новостей. РСА была создана на основе закона Конгресса США с правлением в Радиовещательном совете управляющих. РСА частично финансировалась из федерального бюджета США а также гражданским сектором, включая Корейский фонд культуры и свободы[1]. РСА вещает на девяти азиатских языках по крайней мере в шести странах.

Миссия[править | править код]

Миссией Радиовещательного совета управляющих является «поддержка и удержание свободы и демократии путём вещания достоверных и объективных новостей и информации о США и мире зарубежным слушателям. […] РСА вещает новости и информацию азиатским слушателям, у кого нет полного доступа к взвешенным отчетам в их местных СМИ. Через своё вещание и программы „задайте вопрос в прямом эфире“, РСА нацелена на заполнение критической пропасти у людей в Азии. Его мандатом является своевременное радиовещание в регионах, в которых оно могло бы в противном случае подвергаться цензуре».

Глушение радиосигналов и блокирование интернета[править | править код]

С момента начала радиовещания в 1996 году китайские власти постоянно глушат радиосигнал РСА[2].

Трëм репортёрам РСА было отказано во въезде в Китай для освещения визита Президента Билла Клинтона в июне 1998. Китайское посольство в Вашингтоне до поездки дало визы, но отменило их незадолго до того, как Президент Клинтон покинул США на самолете в направлении Китая. Белый дом и Госдеп США написали жалобы китайским властям, но репортеры так и не смогли въехать в страну[2][3].

Радиовещание вьетнамской службы также подвергалось глушению сигнала с самого начала[4]. Был подготовлен законопроект о правах человека с предложением выделить средства на техническое противостояние глушению сигнала[5]. Исследования OpenNet Initiative,занимающегося мониторингом по всему миру интернет-фильтрации правительствами стран, показали, что сайт вьетнамской службы Радио-Свободная Азия блокировался обеими из тестируемых интернет-провайдеров, тогда как английская служба была блокирована одним из двух провайдеров[6].

Для оповещения о глушении радиосигнала и интернет-блокирования правительствами тех стран, которым вещаются радиопередачи и новости, сайт РСА содержит инструкции по созданию антиглушащих антенн и информацию о прокси-серверах[7].

30 марта 2010 года китайский веб-фильтр, известный как Золотой щит, временно нечаянно заблокировал все поисковые запросы Гугл — Китай в связи с ассоциацией с поисковым запросом «рса», который в течение продолжительного времени подвергался цензуре[8]. По словам Гугл, письма, ассоциирующиеся с Радио-Свободной Азией, появлялись в URL всех поисковых запросов Гугл, тем самым вызывая блокировку поисковых запросов китайским фильтром.

Задержания журналистов Радио «Свободная Азия»[править | править код]

Вьетнам[править | править код]

  • Нгуен Ван Хоа — сотрудник Радио «Свободная Азия», предоставлял видеоролики о демонстрациях в Центральном Вьетнаме против загрязнения окружающей среды компанией Formosa в 2016 году[9]. Утром 27 ноября 2017 года Народный суд провинции Хатинь открыл уголовный процесс первой инстанции для открытого судебного разбирательства и приговорил Нгуен Ван Хоа к семи годам тюремного заключения за «пропаганду против государства Социалистическая Республика Вьетнам»[10]. Согласно обвинительному заключению, с 2013 по 2017 год Нгуен Ван Хоа вёл личный аккаунт в Facebook для обмена информацией с преступниками, а также обменивался и распространял статьи, видео и изображения с подстрекательским содержанием, искажающим правду, пропагандирующим реакционные заявления, противоречащие генеральной линии и политике Коммунистической партии Вьетнама.
  • Чыонг Дуй Нхат — блогер, известный своим проектом «Другая перспектива». С 2015 года, после освобождения из тюрьмы, сотрудничал с Радио «Свободная Азия». В 2014 году он был приговорен к 2 годам лишения свободы за якобы злоупотребление демократическими свободами с целью ущемления интересов государства, законных прав и интересов граждан[9]. В январе 2019 года он был похищен в Бангкоке. 20 марта того же года его семья сообщила, что по словам полицейских, он был задержан вьетнамскими властями в Ханое. Чыонг Дуй Нхат был приговорён к 10 годам лишения свободы[11]. Несколько месяцев после ареста он не контактировал со своей семьей и адвокатами.
  • Фам Чи Зунг — председатель Ассоциации независимых журналистов Вьетнама[12][9]. 21 ноября 2019 года он был привлечен к ответственности Бюро расследований и общественной безопасности города Хошимин за «изготовление, хранение, распространение или распространение информации, документов и предметов для борьбы с государством Социалистическая Республика Вьетнам», в соответствии со статьей 117 Уголовного кодекса Социалистической Республики Вьетнам[13][14][15].

Камбоджа[править | править код]

  • Уон Чхин — бывший репортёр Радио «Свободная Азия». Он был арестован камбоджийскими властями в ноябре 2017 года после ночного налёта на снимаемую им квартиру. Уон Чхину было предъявлено обвинение в предоставлении информации иностранному государству, которое могло привести его к тюремному заключению на срок от 7 до 15 лет[16][17][18].
  • Йанг Сотерин — бывший репортёр Радио «Свободная Азия». Он также был арестован камбоджийскими властями в ноябре 2017 года после ночного налёта на снимаемый им дом. Йанг Сотерин был обвинен в предоставлении информации иностранному государству, которое также могло привести его к тюремному заключению на срок от 7 до 15 лет[16][17][18].
Информация по радиовещанию
Языковая служба Дата запуска Эфирное время
Бирманский язык Февраль 1997 4 часа ежедневно
Кантонский язык Май 1998 2 часа ежедневно
Кхмерский язык Сентябрь 1997 2 часа ежедневно
Корейский язык Март 1997 5 часов ежедневно
Лаосский язык Август 1997 2 часа ежедневно
Северокитайский язык Сентябрь 1996 12 часов ежедневно
Тибетский язык Декабрь 1996 10 часов ежедневно
Уйгурский язык Декабрь 1998 2 часа ежедневно
Вьетнамский язык Февраль 1997 2 часа ежедневно

Премии[править | править код]

  • Ежегодная журналистская премия прав человека. 2000, 2005, 2006, 2007, 2008. Международная амнистия, Ассоциация журналистов Гонконга, Клуб зарубежных корреспондентов Гонконга.
  • Международная премия за активизм, 2005, Фонд Глейцмана.
  • Региональная премия Эдварда Мюрроу, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005. Ассоциация директоров теле-радионовостей.
  • Премия за радиовещание на нью-йоркских фестивалях «Радиовещатель года» в 2009 году. Радио-Свободная Азия получала в 2010 году, семь раз в 2009 году, одну в 2007 году, одну в 2004 году и одну в 2000.
  • Премия Грейси Аллен, 2010, 2008. Американские женщины на радио и телевидении.
  • Премия прав потребителей, 2008. Общество защиты прав потребителей Гонконга, Ассоциация журналистов Гонконга.
  • Общество журналистов в защиту окружающей среды, 2010 — Первая Премия за выдающееся вещание по окружающей среде.
  • Премия за отвагу в журналистике, 2010. Международный женский фонд СМИ

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Корейский фонд культуры и свободы. Дата обращения: 22 сентября 2011. Архивировано 6 октября 2014 года.
  2. 1 2 Mann, «China Bars 3 Journalists From Clinton’s Trip», The Los Angeles Times, June 23, 1998
  3. Sieff/Scully «Radio Free Asia reporters stay home; Clinton kowtows to Beijing’s ban, critics contend», The Washington Times, June 24, 1998
  4. Radio Free Asia says broadcasts to Vietnam are being jammed, CNN (7 февраля 1997). Архивировано 4 марта 2016 года. Дата обращения 11 февраля 2008.
  5. H.R. 1587 Vietnam Human Rights Act of 2004. Congressional Budget Office (24 июня 2004). Дата обращения: 11 февраля 2008. Архивировано 17 октября 2007 года.
  6. OpenNet Initiative: Vietnam. OpenNet Initiative. Дата обращения: 11 февраля 2008. Архивировано 29 августа 2012 года.
  7. RFA: Anti-jamming antenna (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2008. Архивировано 29 августа 2012 года.
  8. Censky, Annalyn. Google blames China's 'great firewall' for outage, CNN (30 марта 2010). Архивировано 3 апреля 2010 года. Дата обращения 30 марта 2010.
  9. 1 2 3 Những nhà báo RFA bị Hà Nội giam cầm (англ.). www.rfa.org. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  10. VietNamNet News. Phạt Nguyễn Văn Hoá 7 năm tù tội tuyên truyền chống Nhà nước (вьетн.). VietNamNet. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  11. Radio Free Asia condemns conviction of Vietnamese blogger and RFA contributor Truong Duy Nhat (англ.) ?. USAGM. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  12. Tiến sĩ Phạm Chí Dũng, như tôi biết (англ.). Radio Free Asia. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  13. cand.com.vn. Khởi tố hình sự Phạm Chí Dũng có hành vi “chống Nhà nước CHXHCN Việt Nam” (вьетн.). Báo Công an Nhân dân điện tử. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  14. Cây bút Phạm Chí Dũng bị bắt vì tội ‘chống nhà nước’ (вьетн.). BBC News Tiếng Việt (21 ноября 2019). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  15. ЕС вступился за приговоренных к заключению журналистов во Вьетнаме. РИА Новости (20210106T1113). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  16. 1 2 Andrew Nachemson,Phorn Bopha. Espionage trial of two former RFA journalists starts in Cambodia (англ.). www.aljazeera.com. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.
  17. 1 2 Cambodia: Drop Case Against Two Journalists (англ.). Human Rights Watch (13 ноября 2019). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  18. 1 2 Drop bogus “espionage” charges against former Radio Free Asia journalists in Cambodia (англ.). Amnesty International (13 ноября 2019). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.

Дополнительная литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]