Распятый мальчик
«Распя́тый ма́льчик» («Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца», «Телесюжет о „распятом мальчике“») — новостной телесюжет, показанный 12 и 13 июля 2014 года на Первом канале российского телевидения[1][2][3].
В репортаже содержались ложные свидетельства о якобы имевших место издевательствах украинских силовиков над жителями города Славянска, поддерживавшими самопровозглашённую ДНР, в том числе о распятии трёхлетнего мальчика на глазах у его матери[4].
Скандальный[5] сюжет получил значительный общественный резонанс. Одни увидели в нём свидетельство крайнего непрофессионализма и использования российских государственных СМИ в информационной войне с целью разжигания ненависти и вражды, другие — доказательство того, что дезинформация и ложь стали нормой для российских государственных СМИ, третьи[6] упоминают этот телесюжет в ряду наиболее ярких проявлений так называемой «политики постправды», которая в последнее время становится преобладающей в самых различных общественных системах, где Россия не является исключением. «Распятый мальчик» стал символом абсурдности российской пропаганды, словосочетанием, обозначающим абсурдно неправдивую информацию[7].
Сюжет
Вечером 12 июля 2014 года на Первом канале был продемонстрирован сюжет «Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца». В нём женщина, представившаяся уроженкой Закарпатья Галиной Пышняк, рассказала о событиях, якобы произошедших сразу после того, как украинские военные восстановили контроль над Славянском, вытеснив сепаратистов ДНР[8][9]:
Центр города. Площадь Ленина. Наш Горисполком — это единственная площадь, куда можно согнать всех людей. На площади собрали женщин, потому что мужиков больше нет. Женщины, девочки, старики. И это называется показательная казнь. Взяли ребёнка трёх лет, мальчика маленького, в трусиках, в футболке, как Иисуса, на доску объявлений прибили. Один прибивал, двое держали. И это всё на маминых глазах. Маму держали. И мама смотрела, как ребёнок истекает кровью. Крики. Визги. И ещё взяли надрезы сделали, чтоб ребёнок мучился. Там невозможно было. Люди сознание теряли. А потом, после того как полтора часа ребёнок мучился и умер, взяли маму, привязали до танка без сознания и по площади три круга провели. А круг площади — километр[10][11].
История наполнена отсылками к нацистам, изображает украинских военных как «карателей хуже фашистов»[12].
Повторно этот же сюжет показали на Первом канале на следующий день, 13 июля 2014 года, в еженедельной информационной программе Ирады Зейналовой[2].
Как выяснили журналисты «Новой газеты» и интернет-ресурса Slon.ru, незадолго до этого аналогичные сообщения уже появлялись в социальных сетях. Так, ещё 9 июля активный сторонник «Русской весны» Александр Дугин опубликовал в фейсбуке текст о распятии в Славянске шестилетнего[13] мальчика и расстреле всех мужчин Славянска младше 35 лет[10][11]. 11 июля аналогичный рассказ был размещён в сообществе «ВКонтакте» «Сводки от Стрелкова»[10].
Расследование
Личность женщины, давшей интервью, была выявлена почти сразу — ею действительно оказалась жительница Славянска Галина Пышняк, приехавшая в город из Закарпатья за несколько лет до описываемых событий. Её муж, как утверждается, был сотрудником местной милиции, который присоединился к отряду Стрелкова[4][14].
Посетивший прифронтовой Славянск корреспондент «Новой газеты» Евгений Фельдман опросил несколько десятков местных жителей, и ни один из них не подтвердил информацию из нашумевшего сюжета. Аналогичный результат имело расследование, проведённое журналистами «Дождя»[12][14][15][16].
Никаких результатов не дали поиски документальных материалов, которые могли бы подтвердить эту историю, в Интернете (хотя фото- и видеоматериалы о действиях украинских военных в Славянске доступны в больших количествах)[10].
Также журналисты Русской службы Би-би-си и журналист «Новой газеты» О. Д. Мусафирова обнаружили, что некоторые утверждения сюжета заведомо не соответствуют действительности. Например, в Славянске отсутствует площадь Ленина, на которую якобы согнали местных жителей[4][11][12].
Журналисты «Новой газеты» Ольга Мусафирова и Виктория Макаренко заявили, что руководитель южно-российского бюро Первого канала Юлия Чумакова, записавшая скандальное видео, в категорической форме отказалась общаться с журналистами «Новой газеты», которые попытались выяснить подробности создания сюжета, и перенаправила их в дирекцию общественных связей телекомпании[17].
Вновь вопрос об этом сюжете всплыл 18 декабря 2014 года, во время очередного общения Владимира Путина с прессой. Ксения Собчак привела его в качестве примера к вопросу о разжигании ненависти на российском телевидении. Однако вопрос остался без ответа. Через три дня, 21 декабря, Ирада Зейналова в эфире передачи «Время» заявила, что «у журналистов не было и нет доказательств этой трагедии, но это реальный рассказ реально существующей женщины, бежавшей из ада в Славянске»[17][18][19].
В апреле 2021 года на телеканале «Дождь» в программе «Fake News» было показано интервью Маши Борзуновой с Пышняк, в котором та подтвердила свои слова о «распятом мальчике», однако при этом призналась, что рассказала историю с чужих слов, что сожалеет о последствиях для неё и что в России к ней «очень плохо» относятся, когда узнают, что она — беженка[20][21].
Оценки
Показ по центральному российскому государственному каналу сюжета о «распятом мальчике» использовался исследователями как свидетельство того, что дезинформация и ложь[22] стали нормой для современных российских СМИ[23][24][25][26][27]. Журналист Аркадий Островский усматривает аналогию между этим приёмом и теми, что использовались для разжигания ненависти во время еврейских погромов в Российской империи[28][29].
Журналист Дэвид Сэттер в своей книге «Чем меньше вы знаете, тем лучше вы спите: путь России к террору и диктатуре при Ельцине и Путине» высказал мнение, что телесюжет имел целью разжигание националистической истерии[30]. C этим мнением согласна и публицист Линда Кинстлер, отмечавшая в журнале «The Atlantic», что телесюжет успел распространиться по российскому интернету, усилив антиукраинские настроения и настроив население на поддержку боевых действий[31].
Филолог Оксана Иссерс отмечает, что в социальных сетях этот телесюжет считают образцом журналистской фальшивки — заведомо недостоверной, абсурдной информации[32][33]. Журналист-фактчекер Евгений Федченко, сравнивая сюжет с аналогичными историями о распятых солдатах, использовавшимися в пропагандистских целях во время Первой мировой войны, называл телесюжет «прекрасным образцом пропаганды» (англ. good piece of propaganda)[34].
Редактор журнала «Fortune» Энн ВандерМей в своей статье для «The Wilson Quarterly[англ.]» рассматривала «распятого мальчика» как часть более широкой информационно-пропагандистской кампании российского руководства, основные направления которой иногда называют «4 D» — англ. dismiss, distract, distort, dismay (отрицание, отвлечение внимания, искажение фактов, запугивание)[35][36]. В развёрнутой статье в журнале «The Economist» «фальшивые зверства» из сюжета Первого канала приводились в качестве одного из свидетельств того, что в России, как и во многих других странах, политика постправды становится преобладающим направлением политической культуры[6].
В массовой культуре
«Распятый мальчик» упоминается в песне «Ополченская лезгинка» Вадима Степанцова: «Украинский солдат младенца распинает. Ополченец свою мать и отец стреляет»[37].
См. также
- Распятый солдат — пропагандистский миф времён Первой мировой войны
- Фальшивые новости
- Доминик де Валь
- Показания Наиры
- Свободное радио и телевидение тысячи холмов
Примечания
- ↑ Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца Архивная копия от 28 июня 2021 на Wayback Machine // Первом канале
- ↑ 1 2 Ирина Петровская. ТВ, леденящее душу. Всё показанное по телевизору — правда, а правда — всё показанное по телевизору . Новая газета (17 июля 2014). Дата обращения: 30 марта 2017. Архивировано 24 марта 2019 года.
- ↑ «Спасибо, мой Первый. Я стараюсь успеть за тобой!». Простую историю Юлии Чумаковой, автора сюжета о распятом мальчике, исследовала Александра Соколова . Colta.ru (6 августа 2015). Дата обращения: 30 марта 2017. Архивировано 2 сентября 2015 года.
- ↑ 1 2 3 Ольга Мусафирова Мальчика не было, но он живёт. Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine // Новая газета, № 74 от 15 июля 2015
- ↑ Khaldarova, Pantti, 2016, с. 894.
- ↑ 1 2 The Economist, 2016.
- ↑ Olha Kyryliuk. LINGUISTIC ACCOMPANIMENT OF INFORMATION WARFARE (BASED ON THE RUSSIAN-UKRAINIAN ARMED CONFLICT) (англ.) // Scientific Journal of Polonia University. — 2020. — Vol. 39, iss. 2. — P. 82–89. — ISSN 2543-8204. — doi:10.23856/3910. Архивировано 22 июня 2023 года.
- ↑ Ostrovsky, Arkady (2014-07-28). "Putin's Ukraine Unreality Show". Wall Street Journal. Архивировано 15 февраля 2017. Дата обращения: 22 марта 2017.
- ↑ "State-Run News Station Accused of Making Up Child Crucifixion". The Moscow Times (англ.). 2014-07-14. Архивировано 18 мая 2017. Дата обращения: 26 марта 2017.
- ↑ 1 2 3 4 Алексей Пономарев. Журналисты не нашли подтверждение сюжету «Первого канала» о распятом в Славянске ребёнке . Slon (14 июля 2014). Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 13 мая 2017 года.
- ↑ 1 2 3 Блогеры не верят в историю о казни ребёнка в Славянске . Русская служба Би-би-си (14 июля 2014). Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 22 марта 2017 года.
- ↑ 1 2 3 Irina Khaldarova, Mervi Pantti. Fake News: The narrative battle over the Ukrainian conflict // The Future of Journalism: Risks, Threats and Opportunities. — Routledge, 2019. — ISBN 978-0-429-46203-0. — doi:10.4324/9780429462030-23/fake-news-irina-khaldarova-mervi-pantti. Архивировано 22 июня 2023 года.
- ↑ Raabe, Sapper, 2015, с. [119].
- ↑ 1 2 Историю о «распятом мальчике» для Первого канала придумала жена боевика ДНР . Факти. ICTV (14 июля 2014). Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 23 марта 2017 года.
- ↑ Откуда взялся рассказ о распятии 3-летнего мальчика в эфире Первого канала . Телеканал Дождь. YouTube (13 июля 2014). Дата обращения: 11 марта 2021. Архивировано 6 апреля 2021 года.
- ↑ А был ли распятый мальчик? Как спекулируют на детях войны . Телеканал Дождь. YouTube (16 июля 2014). Дата обращения: 11 марта 2021. Архивировано 1 ноября 2020 года.
- ↑ 1 2 Ольга Мусафирова, Виктория Макаренко. Ржавые гвозди : [арх. 22 марта 2017] // Новая газета. — 2015. — № 74 (15 июля). (Дата обращения: 26 марта 2017)
- ↑ Ирада Зейналова переходит с Первого канала на НТВ . Русская служба Би-би-си (2 ноября 2016). Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 24 марта 2019 года.
- ↑ Журналисты Первого отвечают на обвинения во лжи в связи с сюжетом про убийство ребёнка в Славянске Архивная копия от 24 марта 2019 на Wayback Machine Первый канал, 21.12.2014
- ↑ TV Rain Inc. История «распятого мальчика»: мы нашли героиню главного фейка войны в Донбассе. Эксклюзив Fake News . tvrain.ru (11 апреля 2021). Дата обращения: 12 апреля 2021. Архивировано 17 апреля 2021 года.
- ↑ Журналисты «Дождя» поговорили с той самой женщиной, рассказавшей про «распятого мальчика» в 2014 году. Она продолжает утверждать, что эта история — правда Вот краткий пересказ позиции Галины Пышняк . Meduza (11 апреля 2021). Дата обращения: 22 мая 2024. Архивировано 22 мая 2024 года.
- ↑ Geert Groot Koerkamp. De schadelijke informatiemachine van Poetin (нидерл.). Trouw[англ.] (28 января 2015). Дата обращения: 23 марта 2017. Архивировано 24 марта 2017 года.
- ↑ Skillen, 2016, с. [124].
- ↑ Van Herpen, 2015, с. 4,14.
- ↑ Snyder, 2017, с. 96.
- ↑ Nalbandov, 2016, с. 94.
- ↑ Monshipouri, 2016, с. 143.
- ↑ Ostrovsky, 2015, с. [381]—[382].
- ↑ Danilova, 2014.
- ↑ Satter, 2016, с. [190].
- ↑ Kinstler, 2017.
- ↑ Иссерс, 2015, с. 29.
- ↑ Holm, Kerstin (2017-02-13). "Russische Berichterstattung: Europa, hungere!". Frankfurter Allgemeine Zeitung (нем.). Архивировано 24 марта 2017. Дата обращения: 23 марта 2017.
- ↑ Kramer, 2017.
- ↑ VanderMey, 2016.
- ↑ Frye, 2015, с. 1—3.
- ↑ Вадим Степанцов. Ополченская лезгинка
Литература
- Книги
- Skillen D. The normalisation of lying - Living with the lies // Freedom of Speech in Russia: Politics and Media from Gorbachev to Putin. — Routledge, 2016. — (BASEES/Routledge Series on Russian and East European Studies). — ISBN 9781317659884.
- Van Herpen M. H. The «Hybrid War» in Ukraine: From Misinformation to Disinformation // Putin's Propaganda Machine: Soft Power and Russian Foreign Policy. — Rowman & Littlefield, 2015. — 336 p. — ISBN 9781442253629.
- Snyder T. Learn from peers in other countries // On Tyranny: Twenty Lessons from the Twentieth Century. — Random House, 2017. — 128 с. — ISBN 9781473549296.
- Hryshchuk R., Molodetska K. Synergetic Control of Social Networking Services Actors' Interactions // Recent Advances in Systems, Control and Information Technology / ed. R. Szewczyk, M. Kaliczyńska. — Springer, 2016. — Vol. 543. — 829 p. — (Advances in Intelligent Systems and Computing). — ISBN 9783319489230.
- Nalbandov R. Fear and Loathing in Russian Political Culture // Not by Bread Alone: Russian Foreign Policy Under Putin. — University of Nebraska Press[англ.], 2016. — ISBN 9781612348001.
- Monshipouri M. Social media Kyivs Euromaidan and demands // Information Politics, Protests, and Human Rights in the Digital Age. — Cambridge University Press, 2016. — ISBN 9781107140769.
- Conradi P. «You do it too» // Who Lost Russia?: How the World Entered a New Cold War. — Oneworld Publications, 2017. — ISBN 9781786070425.
- Ostrovsky A. Epilogue: Aerial Combat // The Invention of Russia: The Journey from Gorbachev's Freedom to Putin's War. — Atlantic Books Ltd, 2015. — ISBN 9781782397410.
- Satter D. A System Under Threat // The Less You Know, The Better You Sleep: Russia's Road to Terror and Dictatorship under Yeltsin and Putin. — Yale University Press, 2016. — ISBN 9780300221145.
- Raabe K., Sapper M. Testfall Ukraine: Europa und seine Werte. — Suhrkamp Verlag, 2015. — ISBN 9783518741023.
- Статьи
- Иссерс О. С. От серьёзного - до смешного: игровой потенциал российского слова года // Политическая лингвистика / рекоменд. проф. А. П. Чудинов. — 2015. — Вып. 4. — С. 25—31. — ISSN 1999-2629.
- Kinstler L. How to Survive a Russian Hack // The Atlantic. — 2017. — 2 февраля.
- Higgins A. Fake News, Fake Ukrainians: How a Group of Russians Tilted a Dutch Vote (англ.) // The New York Times. — 2017. — 16 February.
- Danilova M. Truth and the Russian media: Unhinged claims about the Malaysia jet are part of a broader propaganda campaign // Columbia Journalism Review (CJR). — 2014. — 22 июля.
- Eduard Palchys: I Can Switch Over To Belarusian Language Without Any Problems // Хартыя’97. — 2017. — 6 февраля. — ISSN 2543-4969.
- Kramer A. E. To Battle Fake News, Ukrainian Show Features Nothing but Lies (англ.) // The New York Times. — 2017. — 26 February.
- Maheshwari V. Ukraine’s fight against fake news goes global: Countering Kremlin disinformation is one area where Kiev has the upper hand // Politico. — 2017. — 12 марта.
- VanderMey A. W. Ukraine’s fight against fake news goes global: Countering Kremlin disinformation is one area where Kiev has the upper hand // The Wilson Quarterly[англ.]. — 2016. — Fall.
- The post-truth world: Yes, I’d lie to you // The Economist. — 2016. — 10 сентября.
- Putz C. Uzbek Nanny Beheads Child in Moscow // The Diplomat[англ.]. — 2016. — 3 марта.
- Frye B. Conflict & Diplomacy: Detoxing Russia // Transitions Online (TOL). — 2015. — 3 марта. — С. 1—3.
- Khaldarova I., Pantti M. Fake News: The narrative battle over the Ukrainian conflict // Journalism Practice. — 2016. — 2 октября (т. 10, вып. 7). — С. 891—901. — ISSN 1751-2786. — doi:10.1080/17512786.2016.1163237.
- Nygren G., Glowacki M., Hök J., Kiria I., Orlova D. Journalism in the Crossfire: Media coverage of the war in Ukraine in 2014 // Journalism Studies. — 2016. — 22 ноября. — С. 1—20. — ISSN 1461-670X. — doi:10.1080/1461670X.2016.1251332.
Ссылки
- Юлия Чумакова. Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца . Первый канал (12 июля 2014). Дата обращения: 23 марта 2017.
- Евгений Фельдман. Жители Славянска о скандальном сюжете Первого канала. «Новая газета» (13 июля 2014). Дата обращения: 23 марта 2017.
- Люси Эш. Военная хитрость России: от Куликова поля до Крыма . Би-би-си (30 января 2015). Дата обращения: 26 марта 2017.
- Главные слова уходящего года. Итоги 2014
- История «распятого мальчика»: мы нашли героиню главного фейка войны в Донбассе
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |