Робер, Юбер

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Юбер Робер
фр. Hubert Robert
Э. Виже-Лебрен. Портрет Юбера Робера. 1788 Лувр, Париж
Э. Виже-Лебрен. Портрет Юбера Робера. 1788
Лувр, Париж
Дата рождения 22 мая 1733(1733-05-22)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 15 апреля 1808(1808-04-15) (74 года)
Место смерти Париж, Франция
Страна  Франция
Род деятельности куратор, художник, рисовальщик, архитектор
Жанр пейзаж
Стиль неоклассицизм
Учёба Мишель-Анж Слодц
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Юбе́р Робе́р, Робер из Руин, в старых источниках: Гюбе́р Робе́р (фр. Hubert Robert, Robert des Ruines; 22 мая 1733, Париж — 15 апреля 1808, Париж) — французский живописец, рисовальщик и гравёр, мастер офорта, проектировщик садов, педагог и хранитель картинной галереи Лувра, один из крупнейших пейзажистов французского неоклассицизма; романист, получивший известность картинами с изображениями античных руин и идеализированной природы римской Кампаньи[1][2].

Каприччо классических руин с лодками. Ок. 1760. Холст, масло. Художественный музей Чейзена, Висконсин. США
Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах. До 1796. Холст, масло. Лувр, Париж

Юбер Робер происходил из привилегированной семьи. Его отец, Николя Робер, был управляющим в семье Стенвиль, мать — Жанна Катрин Шарлотта Тибо. Юбер родился в Париже 22 мая 1733 года и был крещён на следующий день в церкви Сен-Сюльпис.

В 17451751 годах Юбер Робер учился у иезуитов в парижском Коллеж де Франс. Высшая степень его образования означала, что он знал латинский и греческий языки, а также был обучен социальным обычаям высшего общества, что позволило ему в будущем чувствовать себя непринуждённо в аристократических кругах[3].

В 1751 году Юбер проходил обучение в мастерской скульптора Мишеля-Анж Слодца. После этого, согласно «Abecedario» Пьера-Жана Мариетта[4], он пользовался покровительством графа Стенвиля (1719—1785), будущего Этьена-Франсуа де Шуазёля, назначенного в то время послом Франции в Риме, который предложил ему отправиться с ним в Италию[5].

4 ноября 1754 года он прибыл Рим. С 1759 года учился во Французской академии в Риме на Вилле Медичи, не получив при этом престижной Римской премии. В Риме он провёл одиннадцать лет, учился перспективе у мастера живописных ведут Джованни Паоло Паннини, познакомился с Джованни Баттиста Пиранези, чья гравировальная мастерская располагалась на Виа дель Корсо, напротив Палаццо Манчини, дружил с Жаном-Оноре Фрагонаром, аббатом де Сен-Ноном. В Риме Юбер Робер познакомился также с Луи Жан-Жаком Дюрамо, Этьеном де ла Валле-Пуссеном и Жаном-Робером Анго, а также с другими художниками, влиятельными коллекционерами и любителями искусства.

Подолгу жил на вилле д’Эсте в Тиволи. Робер и Фрагонар создали многочисленные рисунки красным мелом с натуры в Риме и его окрестностях, таких как Рончильоне или Тиволи, уделяя особое внимание видам садов и дворцов, оставленных их богатыми владельцами на произвол времени и природы. Именно эти живописные сюжеты ценились любителями живописи XVIII века и которые Юбер Робер продолжал использовать в рисунках и живописи на протяжении всей своей жизни. Аббат де Сен-Нон, почётный член Королевской академии живописи и скульптуры в апреле 1760 года взял Робера и Фрагонара с собой в Неаполь, чтобы посетить самые известные места Кампании, в частности раскопки Помпей и дорические храмы Пестума, которые продолжали восхищать Робера ещё долгое время после возвращения во Францию.

Юбер Робер вернулся в Париж в августе 1765 года. Когда 26 июля 1766 года он представил в Королевскую Академию живописи и скульптуры архитектурный каприз «Порт Рипетта в Риме», он был одобрен и Робер принят в той же сессии в Академию в качестве «архитектурного художника». Получив таким образом право выставлять свои картины в Парижском салоне, в 1767 году Юбер Робер представил тринадцать картин и множество рисунков с изображениями руинированной античной архитектуры, которые получили признание критиков. Его участие в выставках Парижского салона было постоянным до 1798 года. Художник посещал и камерные литературные салоны, такие как знаменитый салон мадам Жофрен, проводившийся по понедельникам до 1777 года, салон её дочери Марии-Терезы де Ла Ферте-Эмбо или салон Элизабет-Луизы де Роган-Шабо, в котором Юбер Робер преподавал рисунок любителям, включая молодого Тома-Шарля Ноде[6].

Юбер Робер, последовательно занимал должности «рисовальщика королевских садов» (dessinateur des Jardins du Roi), хранителя королевских картин, хранителя музея и советника Академии, он отвечал за обустройство некоторых частей королевских резиденций, таких как поместье королевы Трианон в Версале. Оформление последнего вдохновлено ансамблем в Эрменонвиле, в проектировании которого Робер принимал участие в качестве художественного консультанта маркиза Рене Луи де Жирардена. Парк Меревиль, принадлежавший маркизу Жану Жозефу Делаборду, можно считать местом, где влияние Юбера Робера проявилось наиболее существенно.

В 1778 году, когда было принято решение об открытии музея в Лувре, Юбер Робер, был назначен хранителем Королевского музея (Garde du Museum) с поручением подготовить к выставке шедевры из королевской коллекции[7]. До 1793 года художник жил в Лувре, в Большой галерее, специально отведённой под мастерские королевских живописцев.

Художник в своей камере (автопортрет во время шестимесячного заключения в парижской тюрьме Сен-Лазар). Слева над дверью видна латинская надпись: «Carcer Socratis Domus Honoris» (Тюрьма для Сократа — дом чести), справа на раме стола: «Dum Spiro Spero» (Пока дышу, надеюсь). 1793. Акварель, тушь, чёрный мел. Музей Карнавале, Париж

Во время Французской революции 29 октября 1793 года Робер был арестован Комитетом революционного надзора по подозрению в нелояльности и заключён в тюрьму Сент-Пелажи, 31 января 1794 года переведён в тюрьму Сен-Лазар. Освобождён в 1794 году после падения диктатуры Робеспьера. Об этом периоде в его жизни свидетельствуют несколько рисунков, сделанных в заключении. Кроме этого он создал ряд картин и множество рисунков со сценами из тюремной жизни, расписывал на продажу тарелки. Даже после освобождения тема заточения и свободы продолжала занимать существенное место в его творчестве[8][9].

В 1795 году Робер вернулся на свою должность куратора музея, будущего Лувра, которую он покинул только после выхода на пенсию в ноябре 1802 года. Он планировал воссоединить два дворца: Лувр и Тюильри. Именно к этому плодотворному периоду относятся многочисленные виды Лувра, реальные или воображаемые, где среди обломков зданий и разрушенных арок можно увидеть античные статуи, в том числе Аполлона Бельведерского. На одной из картин Робер изобразил придуманное им крыльцо Малой галереи Луврского дворца с портиком и кариатидами и латинской надписью на архитраве: «Artium Aedes» (Дом искусств; 1800, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

15 апреля 1808 года Юбер Робер скончался от апоплексического удара в возрасте семидесяти четырёх лет в доме 19 на улице Нев-дю-Люксембург в Париже, не оставив наследников. Похоронен на парижском кладбище Отой. Его гробница не сохранилась, но надгробная стела имеется.

Значительные коллекции рисунков и картин Юбера Робера имеются в Музее искусств и археологии в Валансе, парижском Лувре, муниципальной библиотеке Безансона и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Творчество

[править | править код]

Помимо произведений Паннини и Пиранези, а также ведут живописцев венецианской школы, Робера вдохновляли картины Никола Пуссена, писавшего столетие назад в Италии идиллические «пейзажи с мифологическими фигурами», а также антикизированные пейзажи римской Кампаньи К. Лоррена, который изображал античные руины, море, корабли, небо и заходящее солнце.

Робер также изображал собственные фантазии на античные темы, свободно совмещая памятники древнеримской архитектуры, на самом деле находящиеся в разных местах, а на фоне их величественных руин писал современные фигуры: обычных крестьян, бродяг, прачек, возчиков, художников на этюдах, археологов-любителей, подобно тому, как это делал в своих пейзажах А. Маньяско[10].

Вначале Робер, поражённый величием древнего Рима и тем, как этот город интерпретировал в своих офортах Джованни Баттиста Пиранези «попытался соединять в одной картине памятники архитектуры, расположенные в разных местах, но потом стал смелее фантазировать и представлять невиданные каналы и водоёмы с мощно перекинутыми через них арками, набережные с колоннадами и никуда не ведущими проспектами, совсем как у Пиранези… Робер увидел в руинах Вечного города не статичный классический идеал, а вечное движение, динамику жизни. Мотивы его искусства были классицистическими, а живописная фактура: игра света и тени на воде, камнях, поросших мхом и кустарником — романтической. Композиции своих архитектурных пейзажей Робер выстраивал по правилам фронтальной перспективы, обычно с низким горизонтом, подчёркивая монументальность, контрасты светотени и масштабов — грандиозности зданий и маленьких, затерянных фигурок людей, увлечённых своими бытовыми делами и будничными заботами»[11]. Вернувшись из Италии в Париж, Юбер Робер оказал влияние на многих французских художников, в частности на Л.-Г. Моро Старшего. По оригиналам Робера гравировал Р. Де Сен-Нон. Романтические ведуты Робера называли «каприччо».

Картины Робера высоко ценили современники. О художнике писал в поэме «Воображение» (L’Imagination) (1806) Жак Жак Делиль. Вольтер избрал этюды Робера для украшения своего замка в Фернее. Однако Дени Дидро в своих обзорах Парижских салонов весьма критично отнёсся к фантазиями Робера, назвав их «скучными и утомительными», отметив также непропорциональность и плохой рисунок некоторых фигур[12].

Картины Робера в России

[править | править код]

Картины Робера пользовались успехом у российских аристократов и самой императрицы Екатерины II. Так они стали частью екатерининского классицизма в России. В 1802 году Юбер Робер был избран «Почётным вольным общником» Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Картины Робера, приобретённые российской императрицей, ныне экспонируются в Белом зале Зимнего дворца Государственного Эрмитажа, экспозиция которого вместе с французской мебелью того времени, также приобретённой для императрицы Екатерины, ныне даёт представление о вкусах периода екатерининского классицизма. Картины Робера стали одним из источников вдохновения для творчества архитекторов Чарлза Камерона, Луиджи Руски, Петра Неелова, планировки парка и «руинных» сооружений Царского Села[13].

В собрании Эрмитажа насчитывается пятьдесят две картины Робера[14].

Робер работал по заказам графа А. С. Строганова для картинной галереи Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, Н. Б. Юсупова для его коллекции в Архангельском, М. С. Воронцова для его дворца в Алупке, в Крыму. Эти собрания имели важное значение для многих русских художников.

Юбер Робер имел обыкновение оставлять на своих картинах фирменные метки. В каждой картине среди надписей на стене руины, на здании, памятнике, отдельном камне, и даже на клейме коровы, можно найти имя: «Hubert Robert», «H. Robert» или инициалы «H.R.». На некоторых картинах среди изображённых персонажей художник оставлял свой автопортрет (седовласый мужчина средних лет).

Наследие и память

[править | править код]

За свою жизнь Робер создал около тысячи картин и около десяти тысяч рисунков. Его произведения представлены в Лувре, музее Карнавале, во многих музеях Европы, США, Канады, Австралии.

О живописном мире художника снят документальный фильм Александра Сокурова «Робер. Счастливая жизнь» (1996).

Примечания

[править | править код]
  1. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  2. Benezit Dictionary of Artists. — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3. URL: https://www.oxfordartonline.com/benezit/view/10.1093/benz/9780199773787.001.0001/acref-9780199773787-e-00116736
  3. Rueff А. Hubert Robert // Art & Life, vol. 11, no 1, juillet 1919 (lire en ligne [archive]) [1]
  4. Abecedario de P.J. Mariette et autres notes inédites de cet amateur sur les arts et les artistes. — Paris, 1851—1860
  5. Guillaume Faroult et Manuel Jover. Hubert Robert: Le retour au Louvre // Connaissance des Arts, no 748, mai 2016. — Рp. 72—77
  6. Naudet, Thomas-Charles // Henri Beraldi. Les graveurs du Dix-neuvième siècle. Guide de l’amateur d’estampes modernes. — Conquet, 1890. — Тome 10. — Р. 191
  7. Willk-Brocard N. Une histoire d’amour Hubert Robert et la Grande Galerie // Grande Galerie. Le Journal du Louvre. — Vol. 4, 2008. — Pp. 70—71
  8. Sarah Catala. Visitors leaving a prison (англ.). The Metropolitan Museum. Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 7 октября 2021 года.
  9. Frédérique Baumgartner. Hubert Robert in Prison: Self, Revolution, and the Contingencies of Artistic Inscription : [арх. 8 октября 2021] // Journal18. — 2019. — № 8.
  10. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. — Л.: Искусство, 1971. — С. 148—154
  11. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 263—264
  12. Д. Дидро. Салоны. В 2-х т. — Том второй. — М.: Искусство, 1989. — С. 128—129
  13. Власов В. Г. «Прозрачные колоннады» русского палладианизма // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 142—144
  14. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 225—227

Литература

[править | править код]
  • Власов В. Г. Робер Юбер // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 263–264. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — Рис. 143. — ISBN 5-88737-010-6. — OCLC 605179863.
  • Сомов А. А. Робер, Гюбер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1899. — Т. XXVIa. — С. 858.
  • Каменская Т. Д. Гюбер Робер, 1733—1808. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1939.
  • Немилова И. С. Картины Гюбера Робера на литературные сюжеты в собрании Эрмитажа. — М.: Искусство, 1956.
  • Дьяков Л. А. Гюбер Робер. — М.: Изобразит. искусство, 1971.
  • Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1984.
  • Ямпольский М. Смерть и пространство (Сокуров, Юбер Робер) // О близком. Очерки немиметического зрения. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — С. 124—146. — 240 с. — (Научная библиотека). — 3000 экз. — ISBN 5-86793-141-2.
  • Cayeux J. de. Hubert Robert et les jardins. — Paris: Herscher, 1987. — 160 p. — ISBN 2-7335-0144-5.
  • Radisich P. R. Hubert Robert: painted spaces of the Enlightenment. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1998. — 207 p. — ISBN 0-521-59351-4.