Баданин, Роман Сергеевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Роман Баданин»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Роман Сергеевич Баданин
Дата рождения 1 января 1970(1970-01-01)[1][2] (54 года)
Место рождения
Гражданство
Образование
Род деятельности журналист, приглашённый учёный
Награды Награды
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Рома́н Серге́евич Бада́нин (род. 1 января 1970[1][2], Курган, СССР[3]) — российский журналист, основатель и главный редактор изданий «Проект» и «Агентство»[6]. Приглашённый сотрудник Центра демократии, развития и верховенства права Стэнфордского университета[7].

Возглавлял сайт издания «Forbes Russia» (2011—2013) как шеф-редактор, а также информационное агентство РБК (2014—2016) и телеканал «Дождь» (2016—2017) как главный редактор.

Биография[править | править код]

Роман Сергеевич Баданин родился 6 ноября 1970 года в городе Кургане.

Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. После окончания университета занимался научной деятельностью, работая в Международном фонде социально-экономических и политологических исследований («Горбачёв-Фонд»).

Журналистская деятельность[править | править код]

В журналистику пришёл в 2001 году, когда начал работать в «Газете.ru». Был редактором отдела политики и заместителем главного редактора, но уволился 30 ноября 2011 года со скандалом. Разногласия между генеральным директором издательского дома «Коммерсантъ» Демьяном Кудрявцевым и Баданиным возникли после того, как Роман запретил коммерческой службе публиковать рекламу партии «Единая Россия», предпочтя этому баннеру рекламу правозащитной организации «Голос» и проекта «Карта нарушений». Сам он объяснял решение уйти несогласием с тем, что собственник издания снял с сайта карту нарушений на выборах[8][9].

С декабря 2011 по 26 августа 2013 года был главным редактором сайта «Forbes.ru». Ушёл оттуда из-за разногласий с гендиректором издательского дома Региной фон Флемминг[10].

С 14 октября 2013 года работал исполнительным директором службы интернет-проектов информагентства «Интерфакс»[11].

15 января 2014 года вместе с Елизаветой Осетинской пришёл в РБК, где стал главным редактором сайта[12]. Приход новой команды сопровождался увольнением прежних сотрудников, которые жаловались на манеру общения и требования нового начальства[13]. После этого РБК начало регулярно публиковать громкие расследования, в том числе о предполагаемой дочери Владимира Путина Катерине Тихоновой и её муже Кирилле Шамалове[14]. Одним из авторов этих расследований указывался Роман Баданин.

13 мая 2016 года Баданин уволился из РБК в знак протеста против увольнения главного редактора газеты РБК Максима Солюса. По официальной версии смена руководства РБК произошла из-за разногласий по вопросу о развитии холдинга[15]. Газета «Ведомости» связывала решение с политическим давлением и недовольством Кремля, прежде всего сотрудников администрации президента России, расследованиями РБК. Фигуранты расследований часто жаловались на РБК в администрацию, прежде всего первому заместителю руководителя администрации президента Вячеславу Володину. Генеральный директор холдинга Николай Петрович Молибог, Дерк Сауэр, сотрудники «ОНЭКСИМа» и сам Михаил Прохоров получали звонки из администрации с требованием сменить редакционную политику РБК[16].

С 25 июля 2016 года Баданин был назначен главным редактором телеканала «Дождь»[17], сменив на этом посту Михаила Зыгаря. На новом месте объявил о планах «приделать к телевизору голову»[18]. На «Дожде» Баданин продолжил расследования об окружении Владимира Путина — стал одним из авторов сериала «Питерские». После выхода первой серии, посвященной предпринимателю Илье Траберу, МВД возбудило уголовное дело о клевете против Баданина и его соавторов Марии Жолобовой, Николая Ковалькова и Дарьи Жук[19].

Весной 2017 года стал известно, что Баданин поступил в Стэнфордский университет, куда уехал учиться осенью того же года на программу по журналистике Knight International Fellowship[20]. Планировалось, что после отъезда в США Баданин сохранит должность и будет участвовать в работе канала, однако воплотить эту идею не удалось[21]. В Стэнфордском университете получил стипендию фонда имени Джона Найта[22].

Создание собственных СМИ[править | править код]

В 2018 году запустил расследовательское интернет-СМИ «Проект»[23][24].

В ноябре 2018 года Владислав Клюшин[en], помощник первого заместителя главы администрации президента Алексея Громова, подал на Баданина в суд с требованием опровергнуть информацию «Проекта» о том, что Клюшин является владельцем Telegram-канала «Незыгарь»[25]. В 2019 году Московский городской суд обязал «Проект» удалить информацию об этом[26].

С июня 2021 года Роман Баданин проходит свидетелем (сначала был подозреваемым) по делу питерского бизнесмена Ильи Трабера (уголовное дело по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации)[27]. Журналисты считают, что на них оказывается давление из-за расследования о министре МВД Владимире Колокольцеве, вышедшем накануне[28]. Совет по правам человека при президенте России также отметил, что обыск мог быть использован как форма давления, а журналисты не имеют отношения к расследуемому событию[29].

15 июля 2021 года управляемое Баданиным издание «Проект» было внесено в список «нежелательных организаций», а сам Баданин внесён в список СМИ — «иностранных агентов»[30]. После этого Баданин и его заместитель Михаил Рубин покинули Россию, поскольку посчитали, что их профессиональная деятельность может угрожать жизни и свободе. Также Баданин заявил, что планирует «эвакуировать» журналистов издания ради их безопасности[31]. 16 июля Баданин закрыл издание в связи с признанием издателя, компании Project Media, Inc., «иностранным агентом»[32].

6 сентября 2021 года перезапустил расследовательское интернет-СМИ «Проект» под новым названием «Агентство»[33], навеянным статусом «иностранного агента», которым с весны 2021 года Минюст начал почти каждую неделю отмечать независимые СМИ и журналистов в личном качестве[34]. 31 марта 2022 года вернул изданию прежнее название «Проект» и анонсировал выход крупного расследования о здоровье Владимира Путина[35].

Награды[править | править код]

В 2019 году Баданин вместе с Михаилом Рубиным и Марией Жолобовой получил премию «Профессия — журналист» в категории «Интервью + портрет» за публикацию «Портрет Алексея Громова, руководителя российской государственной пропаганды»[36][37].

По состоянию на июль 2022 года Баданин является восьмикратным лауреатом ежемесячной премии «Редколлегия»[38]:

  • сентябрь 2017: за статью об Илье Трабере на канале «Дождь» (с Николаем Ковальковым, Марией Жолобовов, Дарьей Жук),
  • апрель 2019: за статью о Евгении Пригожине в «Проекте» (с Ильёй Рождественским и Михаилом Рубиным),
  • июль 2019: за статью о взаимодействии сотрудников ФСБ с российскими банками в The Bell (с Анастасией Стогней и Ириной Малковой),
  • февраль 2020: за статью о Рублёвке в «Проекте» (c Даниилом Сотниковым и Марией Жолобовой),
  • июль 2020: за статью о Рамзане Кадырове и Адаме Делимханове в «Проекте» (с Марией Жолобовой и Михаилом Рубиным),
  • ноябрь 2020: за статью об обогащении сотрудников АСВ и ФСБ на проблемных банках в VTimes (c Борисом Сафроновым и Анастасией Якоревой),
  • январь 2022: за статью о коррупции семьи Владимира Путина в «Агентстве» (с Михаилом Рубиным, Михаилом Магловым и Дмитрием Сухаревым),
  • июнь 2022: за статью о захвате чекистами Газпрома в «Проекте» (с Михаилом Маглов, Марией Певчих, Дмитрием Сухаревым и Иваном Васильевым).

В 2022 году Баданин получил «Премию за свободу и будущее», присуждаемую фондом Сберкассы Лейпцига Media Foundation[en]. Премию получают журналисты, которые «руководствуются принципами свободы слова и выполняют свою работу невзирая на угрозы жизни и здоровью». Жюри премии назвало Баданина «маяком независимой журналистики в России и за Россию»[39].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Волков С. В. Кто есть кто: статусная элита Российской Федерации: справочникУниверситет Дмитрия Пожарского, 2017. — ISBN 978-5-91244-215-5
  2. 1 2 3 Роман Баданин
  3. 1 2 Баданин Роман Сергеевич
  4. Роман Сергеевич Баданин. Биографическая справкаРИА Новости, 2011.
  5. Главный редактор «Дождя» Роман Баданин уезжает учиться в США — 2017.
  6. Роман Баданин запустил «Агентство». Его первое расследование посвящено Сергею Шойгу. Meduza. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 31 марта 2022 года.
  7. Nora Sulots. Welcoming Russian Journalist Roman Badanin, New CDDRL-JSK Visiting Fellow (англ.). Стэнфордский университет (8 ноября 2022). Дата обращения: 26 мая 2023. Архивировано 21 мая 2023 года.
  8. Замглавреда "Газеты.ру" уволился из-за проекта с "Голосом". Lenta.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018. Архивировано 27 июня 2019 года.
  9. Редактор Gazeta.ru уволился из-за «Единой России». Дата обращения: 25 декабря 2018. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  10. Роман Баданин поделится новостями // Коммерсантъ. — 2013-12-16. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  11. Роман Баданин назначен исполнительным директором Службы интернет-проектов "Интерфакса". Интерфакс (14 октября 2013). Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  12. "Роман Баданин назначен главредом информагентства РБК". РИА Новости. 2013-12-16. Архивировано из оригинала 5 января 2014. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  13. "Баданин Роман Сергеевич – досье, все новости". Перебежчик. Архивировано из оригинала 4 декабря 2018. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  14. Расследование РБК: кто стоит за расширением МГУ. РБК. Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 25 октября 2015 года.
  15. "Руководство РБК покидает холдинг". РИА Новости. 2016-05-13. Архивировано из оригинала 19 августа 2016. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  16. Ведомости (2016-05-15). "РБК не одобрен в чтении". Архивировано из оригинала 25 декабря 2018. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  17. Inc., TV Rain,. "Роман Баданин станет главным редактором Дождя". Архивировано из оригинала 28 июня 2018. Дата обращения: 3 декабря 2018. {{cite news}}: |last= имеет универсальное имя (справка)Википедия:Обслуживание CS1 (лишняя пунктуация) (ссылка) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (ссылка)
  18. "«Это попытка приделать к телевизору голову» Интервью нового главреда «Дождя» Романа Баданина о реформе канала, уходе из РБК и отношениях журналиста и власти — Meduza". Meduza. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  19. МВД возбудило дело после выхода сериала о «питерских» на «Дожде». РБК. Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  20. "Roman Badanin". John S. Knight Journalism Fellowships at Stanford. Архивировано из оригинала 8 декабря 2018. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  21. Экс-главред «Дождя» Роман Баданин запускает некоммерческий медиапроект. Дата обращения: 25 декабря 2018. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  22. 03 мая 2017. Программа A-Team в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Гость главный редактор «Дождя» Роман Баданин. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 24 мая 2021 года.
  23. Ведомости (2018-07-24). "Бывший главный редактор «Дождя» запускает новое медиа". Архивировано из оригинала 23 января 2021. Дата обращения: 3 декабря 2018.
  24. Гость TJ: Роман Баданин, главред издания «Проект» — как делать расследования в современной России. tjournal.ru. Дата обращения: 5 апреля 2021. Архивировано 16 декабря 2020 года.
  25. Помощник замруководителя АП подал в суд на журналистов издания 'Проект' из-за расследования о Телеграм-каналах. Эхо Москвы. Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 3 декабря 2018 года.
  26. Мосгорсуд обязал «Проект» удалить информацию о возможном владельце телеграм‑канала «Незыгарь» Архивная копия от 25 августа 2021 на Wayback Machine // Новая газета
  27. Главред «Проекта» Роман Баданин проходит подозреваемым по уголовному делу о клевете. Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 29 июня 2021 года.
  28. Юлия Котова. Трое журналистов «Проекта» после допроса получили статус свидетелей по делу о клевете. Forbes (29 мая 2021). Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 29 июня 2021 года.
  29. Комиссия СПЧ намерена дать экспертную оценку обыскам у журналистов "Проекта". ТАСС (29 июня 2021). Дата обращения: 30 июня 2021. Архивировано 29 июня 2021 года.
  30. Издание «Проект» объявили нежелательной организацией, журналистов — «иноагентами» Архивная копия от 15 июля 2021 на Wayback Machine // BBC
  31. Главный редактор «Проекта» не планирует возвращаться в Россию. Коммерсантъ (29 июля 2021). Дата обращения: 3 августа 2021. Архивировано 3 августа 2021 года.
  32. «Проект» объявил о ликвидации своего издателя, признанного «нежелательным» в России. И пообещал продолжить свои расследования Архивная копия от 30 августа 2021 на Wayback Machine // Meduza
  33. Основатель «Проекта» Роман Баданин объявил о запуске издания «Агентство» и анонсировал выход первого расследования Архивная копия от 6 сентября 2021 на Wayback Machine // The Insider
  34. Всех вздернут на реестре «Иноагентом» рано или поздно признают любого из вас — это новый вид гражданской казни. Интервью Главы Центра защиты прав СМИ* Галины Араповой**. Новая газета (1634291160000). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 15 октября 2021 года.
  35. Проект. Telegram. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 31 марта 2022 года.
  36. Вручена премия «Профессия — журналист». Colta.ru (17 ноября 2019). Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 30 сентября 2021 года.
  37. Лауреаты — 2019. journalist.name. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 24 мая 2021 года.
  38. Роман Баданин. Премия «Редколлегия». Дата обращения: 10 апреля 2021. Архивировано 10 апреля 2021 года.
  39. Сергей Ромашенко. Основатель "Проекта" Баданин получит премию Media Foundation. Deutsche Welle (7 июля 2022). Дата обращения: 5 марта 2023. Архивировано 5 марта 2023 года.

Ссылки[править | править код]