Сигиберт Хромой

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сигиберт Хромой
Статуя Сигиберта Хромого на башне мэрии в городе Кёльне
Статуя Сигиберта Хромого на башне мэрии
в городе Кёльне
? — 507
Предшественник Сигемер (?)
Преемник Хлодерих

Рождение ок. 465
неизвестно
Смерть 507(0507)
Буконский лес
Род Меровинги
Отец неизвестно
Мать неизвестно
Супруга неизвестно
Дети сыновья: Хлодерих, Балдерих
дочь: святая Бева
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Сигибе́рт Хромо́й (фр. Sigebert le Boiteux; убит в 507 году) — король рипуарских франков в Кёльне. Известно, что он правил в 496 году и являлся родственником короля салических франков Хлодвига I. Своё прозвище получил после ранения в колено в битве с алеманнами.

Биография[править | править код]

Никакой документ не называет точную дату рождения Сигиберта. Определенно можно сказать, что он родился в период не ранее 469 года и не позднее 496 года.

Для того чтобы противостоять натиску соседних алеманнов, рипуарские франки заключили союз с бургундами, и в 469 году тогда ещё франкский принц Сигимер сочетался в Лионе браком с бургундской принцессой. За этим последовал напряжённый период отношений с салическими франками, так как Гундиох, король бургундов и magister militum (военный магистр) Римской империи был соперником другому magister militum Эгидию, союзнику салических франков.

Во время правления Сигиберта, мир, и даже сотрудничество, между салическими и рипуарскими франками были восстановлены. Сигиберт не принял участия в битве при Суассоне в 486 году, когда Хлодвиг сражался с наместником северной Галлии Сиагрием. Сигиберт был занят защитой восточных границ франкского королевства от алеманнов. В 496 году алеманнам удалось завоевать королевство рипуарских франков и Сигиберт призвал Хлодвига на помощь. Два короля дали бой при Толбиаке, разбили и изгнали алеманнов. В бою Сигиберту была нанесена рана в колено, которая впоследствии привела к хромоте и король получил прозвище «Хромой». Эта победа над алеманнами, вероятно, обернулась захватом региона с городом Мец. Действительно, этот регион, бывший в руках алеманнов в 480 году, является частью Франкского королевства, согласно космографу из Равенны, который взял эту информацию у остготского географа Атанариха, который создал свои карты между 496 и 507 годами.

В 507 году Сигиберт послал часть своих войск, ведомых своим сыном Хлодерихом, в помощь Хлодвигу в его войне с вестготским королём Аларихом II, который был в итоге разбит франками в битве при Вуйе (недалеко от Пуатье) в Аквитании. Согласно Григорию Турскому, в конце этой кампании Хлодвиг побудил Хлодерика умертвить своего отца, что тот и сделал на охоте в Буконском лесу. Однако Годфруа Курт, мнение которого поддержал также Жорж Бордоне, находил несоответствия в рассказе Григория Турского и утверждал, что Сигиберт погиб, попав в засаду, без всякого участия со стороны Хлодерика.

Семья[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Франкские королевства (ок. 480 года)

Григорий Турский ничего не говорит о происхождении Сигиберта, кроме того, что Хлодвиг и Сигиберт были родственниками.

Некоторые авторы считают, что франкскими королевствами управляли члены одной династии. Так Годфруа Курт называл франкских королей, устранённых Хлодвигом, потомками Хлодиона Длинноволосого; Карл Фердинанд Вернер писал о разделе различных королевств между членами одной династии; Кристиан Сеттипани считал, что франкские короли (Хлодвиг, Рагнахар, Рихар, Харарих и Сигиберт Хромой) происходят от Хлодиона Длинноволосого; и Франц Стаэб упоминал о «меровингской династии на Рейне» или «рейнской отрасли меровингской династии».

Существует генеалогия, составленная в Нейстрии между 584 и 629 годами, которая, хотя и содержит ряд ошибок, упоминает Хлодебауда, сына Хлодиона, и утверждает, что Хлодебауд — предшественник Хлодерика. Другая генеалогия франкских королей, составленная в Австразии в 629 или 639 году, которая, вероятно, является также интерполяцией списка салических королей, тоже говорит о Хлодебауде, сыне Хлодиона.

В 469 году Сидоний Аполлинарий рассказывал в своём письме о приезде в Лион принца по имени Сигимер, который сочетался браком с бургундской принцессой. Описание его костюма позволяет идентифицировать этого Сигимера как рипуарского франка. Хлодерик, старший сын Сигиберта, родился примерно в 485 году, таким образом, Сигиберт родился самое позднее в 465 и не мог быть сыном женатого в 469 году Сигимера. Он являлся, более вероятно, братом и мог бы быть сыном Хлодебауда.

Потомки[править | править код]

Жена Сигиберта неизвестна. От неё он имел нескольких детей:

  • Хлодерих (ок. 485—509) — король Кёльна, как рассказывает Григорий Турский.
  • Балдерик — священник и соучредитель аббатства Сен-Пьер-ле-Дам в Реймсе.
  • святая Бева или Боба — соучредительница и первая аббатиса монастыря Сен-Пьер-ле-Дам в Реймсе.

Эти последние два имени даны Флодоардом в его «Истории Римской церкви»: здесь уточняется, что они — дети короля Сигиберта. Так как основание аббатства осуществилось при помощи святого Ремигия (437—533), этот король не может быть Сигибертом I. Хронологически это мог быть только Сигиберт Хромой.

Гипотетическая генеалогия[править | править код]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хлодион Длинноволосый
(† 451)
король франков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Меровей
(† 457)
король салических франков
 
 
 
 
 
 
Хлодебальд
король франков
(рипуарских ?)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Генниод
 
Хильперик
или
Хильдеберт
 
Хильдерик I
(† 481)
король салических франков
 
Сигемер
принц франков в 469
x (принцесса бургундов)
 
 
 
Сигиберт Хромой
(† 507)
король в Кёльне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Клотильда Бургундская
(† 545)
принцесса бургундов
 
Хлодвиг I
(† 511)
король франков
 
?
(рипуарская принцесса)
 
Хлодерих
(† 508)
король в Кёльне
 
Балдерих
священник
 
святая Бева
аббатиса
Сен-Пьер в Реймсе
 
 
 

См. также[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Godefroid Kurth, Clovis, le fondateur, Éditions Tallandier, 1896 (réimpr. 2000) (ISBN 2-235-02266-9).
  • Laurence Charlotte Feffer et Patrick Périn, Les Francs (tome 1 — A la conquête de la Gaule), Armand Collin Editeur, Paris, 1987 (ISBN 2-200-37070-6 (ошибоч.)).
  • Karl Ferdinand Werner, Les Origines, avant l’an mil, Livre de Poche, coll. " Histoire de France (sous la direction de Jean Favier) ", 1984 (réimpr. 1992) (ISBN 2-253-06203-0) [détail des éditions]
  • Georges Bordonove, Clovis, Pygmalion, coll. " Les Rois qui ont fait la France ", 1988 (ISBN 2-85704-241-7 (ошибоч.)).
  • Christian Settipani, Les Ancêtres de Charlemagne, Paris, 1989, 170 p. (ISBN 2-906483-28-1).
  • Christian Settipani, Les Ancêtres de Charlemagne — Addenda, Paris, 1990.
  • Michel Rouche, Clovis, Éditions Fayard, 1996 (ISBN 2-213-59632-8).
  • Christian Settipani, " Clovis, un roi sans ancêtre ? ", dans Gé-Magazine, no 153, octobre 1996 .
  • Franz Staab (de), " Les royaumes francs au Ve siècle " dans Clovis — Histoire et Mémoire — Actes du colloque international d’histoire de Reims, vol. 1, Presses Universitaires de la Sorbonne, décembre 1997 (ISBN 2-84050-079-5).
  • Christian Settipani, " L’apport de l’onomastique dans l'étude des généalogies carolingiennes ", dans Onomastique et Parenté dans l’Occident médiéval, Prosopographica et genealogica, Oxford, 2000, 310 p. (ISBN 1-900934-01-9).