Эта статья входит в число добротных статей

Синдром Феникса

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Синдром Феникса (телесериал)»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Синдром Феникса
Автор Алексей Слаповский
Жанр роман «ultra-fiction»
Язык оригинала русский
Оригинал издан 2006 год
Предыдущая «Оно»
Следующая «Пересуд»

«Синдро́м Фе́никса» — десятый роман[K 1] российского писателя Алексея Слаповского, опубликованный в 2006—2007 годах[⇨]. В нём рассказывается история мужчины, потерявшего во время пожара память и страдающего неизвестным заболеванием, названным местным врачом-психиатром «синдромом Феникса», вследствие которого пострадавший теряет память заново каждый раз, когда контактирует с огнём[⇨]. Роман вышел в финал российской литературной премии «Большая книга» 2007 года[⇨]. По нему поставлен одноимённый четырёхсерийный мини-телесериал[⇨].

Издания[править | править код]

Роман был впервые опубликован в конце 2006 года в журнале «Знамя». Первая половина романа вошла в одиннадцатый номер[3], концепцией которого стала публикация произведений в жанре «ultra-fiction», суть которого — применение приёмов жанровой литературы к литературе мейнстрима[4][5][6], окончание романа вышло в двенадцатом номере[7]. Отдельной книгой «Синдром Феникса» издан в 2007 году[8]. В 2009 году роман вошёл в состав авторского сборника Слаповского «Закодированный»[9].

Сюжет[править | править код]

Действие книги происходит в некоем подмосковном городке, условно названном Чихов, куда и приходит её главный герой — бомж, потерявший память, не знающий, кто он и откуда и, во многом, впавший в детство. Он появляется в магазине у Татьяны Лавриной, а потом приходит к порогу её дома, и сидит там, пока Татьяна из жалости не оставляет его у себя в сарае, назвав Гошей[1][10][11] (герой среагировал на это имя, когда она перебирала мужские имена). Одежда Гоши пахнет пожаром, сам он боится огня, а в воротнике его куртки оказывается зашита пачка долларов[12]. Сама Татьяна — тридцатипятилетняя привлекательная женщина, мать двоих сыновей, выгнавшая мужа за пьянство и тунеядство[11][10].

Переживая прямой контакт с огнём, Гоша каждый раз теряет память заново, начиная жизнь с чистого листа. При этом с каждой потерей памяти он взрослеет: от непосредственного детского восприятия мира переходит к агрессивному подростковому, затем — к взрослой рассудительности и, наконец, становится человеком действия, человеком, принимающим решения[1][11][10]. Эта странная болезнь, не имеющая аналогов среди известных науке заболеваний[10], и была названа чиховским врачом-психиатром «синдромом Феникса». Четыре возникших в результате действия этого синдрома возрастных состояний героя и определяют композицию романа, поделённого на четыре части[11].

В поисках себя и своего дела Гоша последовательно показывает себя как умелый столяр, автомеханик, становится на какое-то время звездой футбольной команды, добивается успеха в качестве ландшафтного дизайнера, проявив во всём этом недюжинные дарования[1]. При этом он ориентируется в мире уголовных и тюремных «понятий» и порой даже проявляет соответствующие наклонности, испытывает тягу к азартным играм. С самого начала книги начинается расследование с целью выяснить забытое прошлое Гоши, в котором участвует как милиция, так и соседи-чиховцы[11]. Татьяна посылает фотографию Гоши на телевидение[1][12]. На основании некоторых улик у участкового возникает подозрение, что Гоша — скрывающийся бандит и убийца, однако всё поведение героя противоречит этой идее[11], он проявляет не агрессию, но любопытство, доброту и здравомыслие[10]. А когда, вопреки своему страху перед огнём, спасает сыновей Татьяны, устроивших пожар, играя со списанной пиротехникой — подлинный героизм[11].

На этом фоне развивается и любовная линия книги. Гоша явно выделяется на фоне окружающих мужчин, большинство из которых погрязли в пьянстве, лени и паразитизме. У Татьяны возникает вполне понятное желание воспитать из Гоши честного, порядочного мужчину «своей мечты», в то время как её бывший муж, находясь в постоянном поиске денег на очередную пьянку, всё ещё играет в хозяина в её доме[11]. При этом до самого конца книги отношения Гоши и Татьяны остаются целомудренными[10]. Интерес к загадочному пришельцу проявляют и другие женщины Чихова, из которых ближе всех к успеху оказывается бизнес-вумен Рената, двор которой обустраивает герой книги в качестве ландшафтного дизайнера[11].

В это время, опознав показанное в телепередаче фото, героя книги находят родственники — жена и её брат. Выясняется, что его настоящее имя — Виктор, он — бизнесмен, вовлечённый в политику губернского масштаба, и пропал, имея при себе большую сумму денег, предназначенных в качестве взятки[1]. У Виктора — действительно уголовное прошлое, но оно оказывается сравнительно невинным, он — не бандит, и не убийца[11]. Герой (оказавшийся детдомовцем[13]) находит следы своей родной матери и выясняет, что Татьяна похожа на неё внешне[10]. Пресытившись своей прежней жизнью, Виктор-Георгий после очередного контакта с огнём разыгрывает полную потерю памяти (хотя на самом деле он вспомнил всё забытое им ранее). Он подписывает бумаги о передаче своего имущества жене и сбегает из принадлежавшего ему особняка в город Чихов, к Татьяне[1].

Аллюзии и параллели[править | править код]

Имя главной героини «Синдрома Феникса» — очевидная отсылка к «Евгению Онегину» Пушкина, это Татьяна Ларина[10] в фамилию которой добавили одну букву, намекнув тем самым на лавровый венец[11]. Данная ассоциация вполне органична для понимания романа[14]. Как пишет Ольга Мазовская, несмотря на столь резкую смену социальной идентичности, превращение воспитанной вдали от «высшего света» юной аристократки в зрелую, разочаровавшуюся в семейном счастье провинциальную продавщицу — Татьяна у Слаповского отнюдь не пародия на пушкинский идеал — но настоящая героиня нашего времени[10].

Андрей Немзер фокусируется на месте романа в творчестве Слаповского в целом, выделяет своего рода цикл романов о поиске героем себя, «своего скрытого Я», начатый романом «Я — не я»[15], в котором измученный безвременьем эпохи застоя герой скитается по чужим телам, жизням и судьбам, пытаясь вернуться к себе, и законченный «Синдромом Феникса». Немзер отмечает эту тему как сквозную для Слаповского, в том или ином виде присутствующую во всех его романах, написанных между этими двумя произведениями[1].

Немецкий филолог-славист, исследователь творчества Горького Армин Книгге обратил внимание на прямую отсылку к «Песне о Соколе». Рассказчик перед тем, как описать, как Гоша, вопреки своей пирофобии, спасает из огня детей Татьяны, говорит о том, что «с детства не любит подвигов» и не стал бы описывать ещё один, если бы этого не требовала правдивая история, и приводит в качестве примера противоположного подхода поэму Горького. Книгге пишет, что хотя Слаповский вроде бы противопоставляет себя «Буревестнику» Максиму Горькому, его протагонистам, ценящим своё человеческое достоинство «людям русской классики» не слишком чужд и горьковский романтизм[11].

Реакция[править | править код]

Наталья Иванова в статье, которой открывался номер «Знамени», где начал публиковаться роман, обозначила его жанр как ultra-fiction[⇨] — уточнив, что Слаповский использовал приёмы жанровой литературы во всех своих романах, и что при этом ему не всегда удаётся удерживаться в рамках мейнстрима. Она отметила, что в данном романе именно фантастическое допущение[en]* является основным двигателем и «ускорителем» его сюжета[4]. Сторонние обозреватели согласились с тем, что роман написан достаточно обычным образом как для автора[6] (подтвердив колебания автора между «жанровой» и «большой» литературой[15]), так и для современной прозы в целом (Андрей Немзер сравнил его с романами, публикуемыми в то же время в других «толстых журналах»)[5]. Евгений Ермолин, заместитель главного редактора журнала «Континент», в обзоре художественной прозы 2006 года поместил роман Слаповского в ряд авантюрных произведений о противостоянии личности и общества совмещающих социальный подтекст с фантастическим допущением[16]. Евгения Щеглова в обзоре периодики в том же «Континенте» писала: «Слаповский — отличный беллетрист. Напрасно ждать от него глубины», однако отметила нетривиальный сюжет книги и то, как автор, по её выражению, «в очерковом регистре», показывает убедительную панораму современной жизни[17]. Василина Орлова в «Новом мире» отнесла роман, вместе с большей частью книг 2006—2007 годов, ставших предметом обсуждения литературных критиков, к книгам, действие которых происходит в «понарошечном» мире, внешне реалистичной «заведомой фантастике»[18].

Ольга Маховская в «Книжном обозрении», будучи социальным психологом, отметила психологическую достоверность «Синдрома Феникса», сравнив Андрея Слаповского по точности описания социально-психологических типов с такими русскими классиками, как Толстой, Достоевский, Островский и Горький[10]. Высоко оценил роман и Андрей Немзер[1]. Споры вызвал и финал книги, если Немзер и Маховская сочли его органичным итогом поиска протагонистом своего истинного я, о том же пишет и Армин Книгге[11], ряд литературоведов увидели в нём стандартный happy end, дань массовой культуре. Так Лев Данилкин, отметив «фонтанирующий витализм» романа, живость характеров, потенциал превращения города Чихова в подмосковную Йокнапатофу, сетует, что «Слаповский спешит, будто его кто в спину толкает» (связав подобную торопливость с холерическим темпераментом автора) и то, что могло стать сагой остаётся «коллекцией анекдотов»[12]. Вторит ему и Анастасия Рогова, написавшая в «Вопросах литературы», что «„Синдром Феникса“, который начинается как вдумчивая проза, поднимая глубокие внутренние вопросы одиночества в толпе, беспамятства от беззаботности, — по мере развития сюжета бодро скатывается в остросюжетный романчик, в лучших традициях отечественных мыльных опер»[19].

Роман вошёл в короткий список премии Большая книга 2007 года[20][21][22][23].

Экранизация[править | править код]

В 2009 году режиссёр Сергей Соколюк снял по роману «Синдром Феникса» одноимённый четырёхсерийный комедийный телевизионный художественный фильм[24]. Слаповский назвал сценарий по своему роману «почти авторской работой», в которой ему не пришлось слишком уж сильно подстраиваться под законы жанрового кино[25]. Съёмки проходили в Калужской области, в городе Тарусе[13][26]. Оператором картины был Дмитрий Масс, а музыку к картине написал Фёдор Чистяков, его песня «Цвет моей мечты» звучит в финале каждой серии[27]. Пилотная серия картины вышла в эфир на «Первом канале» 19 октября 2009 года[28]. В 2011 году фильм был отмечен на первой церемонии вручения премии «Золотой носорог» за лучший телефильм и лучшую режиссёрскую работу, Галина Польских и Роман Мадянов были отмечены «Носорогами» за лучшие роли второго плана[29][30].

В ролях[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Подсчёт зависит от того, учитывать ли опубликованное в 1989 году в саратовском журнале «Волга» произведение «Искренний художник», вышедшее с подзаголовком «Ненаписанный роман». Однако «художник» не только остался почти незамеченным критикой и широкой читательской публикой, но и является скорей повестью[1], именно так он и был обозначен в аннотации антологии «„Внутренний“ человек», выпущенной издательством «Молодая гвардия» в 1990 году, в составе которой он и был переиздан[2].
Источники
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Андрей Немзер. В поисках скрытого «я». — О новом романе Алексея Слаповского. Официальная страница Андрея Немзера «Немзерески» // ruthenia.ru (25 декабря 2006). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  2. «„Внутренний“ человек». — М.: «Молодая гвардия», 1990. — 478 с. — (серия «Категория жизни»). — 100 000 экз. — ISBN 5-235-01393-X.
  3. Алексей Слаповский. «Синдром Феникса» (роман, начало). // «Знамя» : журнал. — 2006. — № 11. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  4. 1 2 Наталья Иванова. Ultra-fiction, или Фантастические возможности русской словесности. // «Знамя» : журнал. — 2006. — № 11. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  5. 1 2 Андрей Немзер. Заветам Кушнера верны. — «Знамя» вновь выпустило «не такой» номер. Официальная страница Андрея Немзера «Немзерески» // ruthenia.ru (1 декабря 2006). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  6. 1 2 Инна Булкина. Журнальное чтиво. Выпуск 228: Поляна сказок. «Русский журнал» // russ.ru (22 ноября 2006). Дата обращения: 27 сентября 2017. Архивировано 27 сентября 2017 года.
  7. Алексей Слаповский. «Синдром Феникса» (роман, окончание). // «Знамя» : журнал. — 2006. — № 12. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  8. Алексей Слаповский. «Синдром Феникса». — М.: «Эксмо», 2007. — 352 с. — (серия «Современная проза»). — 5100 экз. — ISBN 978-5-699-20067-3.
  9. Алексей Слаповский. «Закодированный». — М.: «АСТ», «Астрель», 2009. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-061467-7. — ISBN 978-5-271-24945-7.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ольга Маховская. Синдром Слаповского. Статья из газеты «Книжное обозрение». Национальная литературная премия «Большая книга» // bigbook.ru (21 мая 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Армин Книгге. «…Я с детства не люблю подвигов». — Роман «Синдром Феникса» Александра Слаповского. Блог «Неизвестный Горький» Армина Книгге (ФРГ) // neizvestnyj-gorkij.de (2 декабря 2011). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  12. 1 2 3 Лев Данилкин. Алексей Слаповский. Синдром Феникса. afisha.ru (26 марта 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  13. 1 2 Екатерина Качур. Возродиться из пепла и стать счастливым. «Синдром Феникса» — на Первом. «Первый канал» // 1tv.ru (19 октября 2009). Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  14. Расторгуева В. С. «Герой нашего времени» в современной прозе // Филологический класс. — 2009. — № 21. — С. 12.
  15. 1 2 Инна Булкина. Он был беспечальный красавец // Знамя. — 2007. — № 8. Архивировано 3 декабря 2017 года.
  16. Евгений Ермолин. Убитое время. Живые лица // Континент. — 2007. — № 134. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  17. Евгения Щеглова. Художественная литература и критика в русской периодике 2006 г. // Континент. — 2007. — № 131. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  18. Василина Орлова. Слой за слоем // Новый мир. — 2007. — № 11. Архивировано 27 июня 2017 года.
  19. Рогова А. Адаптация времени // Вопросы литературы. — 2012. — № 4. Архивировано 4 декабря 2017 года.
  20. "Александр Кабаков: С русским языком сегодня происходит то же самое, что и после захвата власти большевиками". Российская газета. 2007-08-22. Архивировано из оригинала 21 сентября 2017. Дата обращения: 21 сентября 2017.
  21. Ольга Маховская. Синдром Слаповского. Книжное обозрение. Большая книга (21 мая 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  22. Андрей Немзер. Можно бы и покороче. Объявлен короткий список соискателей «Большой книги». Время новостей. Немзерески (31 мая 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  23. "Объявлены финалисты премии «Большая книга»". lenta.ru. 2017-05-29. Архивировано из оригинала 27 октября 2020. Дата обращения: 21 сентября 2017.
  24. Многосерийный телевизионный художественный фильм «Синдром Феникса» (Россия, 2009 год). Информация о фильме. // ruskino.ru. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  25. Алексей Слаповский: «Полгода пишу сценарии, полгода самовыражаюсь…» // «Дружба народов» : журнал. — 2016. — № 10. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  26. Лидия Павленко-Бахтина (2009-10-22). "«Синдром Феникса»: Всем героям «Дня выборов» места не нашлось". Газета «Комсомольская правда» // kp.ru. Архивировано из оригинала 22 сентября 2017. Дата обращения: 22 сентября 2017.
  27. Анонс. Фильм «Синдром Феникса» (Россия, 2009 год). «Первый канал» (зарубежное вещание) // 1tv.com. Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  28. Анонс. Фильмы недели. «Синдром феникса» (Россия, 2009 год). // telesem.ru. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  29. Анна Горбашова (2011-03-01). "Звёздам сериалов вручили «носорогов»". «РИА Новости» // ria.ru. Архивировано из оригинала 22 сентября 2017. Дата обращения: 22 сентября 2017.
  30. Лика Светлова. Звезду «Интернов» преследует пылкий фанат. — 28 февраля 2011 года в Театре киноактёра состоялось вручение первой премии за лучшие телесериалы «Золотой носорог». // kleo.ru (3 марта 2011). Дата обращения: 22 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.

Ссылки[править | править код]