Собакина, Марфа Васильевна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Марфа Васильевна Собакина
Marfa Sobakina.JPG
Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина
3-я русская царица
28 октября — 13 ноября 1571
Предшественник: Мария Темрюковна
Преемник: Анна Колтовская
 
Рождение: неизвестно
Коломна
Смерть: 13 ноября 1571(1571-11-13)
Александровская слобода
Место погребения: Вознесенский монастырь (Москва)
Род: Собакины, Рюриковичи
Отец: Василий Степанович Собакин Большой (или Старший)
Мать: неизвестно
Супруг: Иван IV
Дети: нет

Царица Ма́рфа Васи́льевна, урождённая Соба́кина[1] (ум. 13 ноября 1571) — третья жена Ивана Грозного, бывшая его супругой лишь 15 дней, дочь коломенского дворянина.

Биография[править | править вики-текст]

Семья[править | править вики-текст]

О происхождении Марфы и о её семье известно мало, причём существуют разночтения. Сохранились сведения, что этот худородный дворянский род происходил из-под Коломны. Её отцом был Василий Степанович Собакин Большой (или Старший)[2], хотя Таубе и Крузе ошибочно называют им новгородского купца Григория Собакина.

Род выдвинулся после женитьбы царя, однако после кончины Марфы снова исчез из виду[3]. Как пишет Б. Н. Флоря, «когда царь в октябре 1571 года отпраздновал свой брак с Марфой, отец жены, Василий Степанович Собакин, был пожалован боярским саном, дядя, Василий Меньшой, стал окольничим, двоюродный брат царицы, Каллист, — царским кравчим, другой сын Василия Меньшого, Семен, — царским стольником».

Варлаам Собакин Меньшой после смерти Марфы был пострижен в монастырь. Двоюродные братья Марфы также пострадали — как отмечает Б. Н. Флоря, «не прошло и двух лет, как Каллист и Семен Собакины были обвинены в том, что „хотели чародейством извести“ царя и его детей, и были казнены вместе со своим отцом».

Указывается, что Малюта Скуратов, судя по всему, приходился Марфе Собакиной дальним родственником[4].

Смотр[править | править вики-текст]

Марфа была выбрана в жёны царю после традиционной процедуры смотра невест (1571 год). Это был 2-й смотр, устроенный царем, вдовевшим уже 2 года, и 3-й на Руси вообще. Другая его участница — Евдокия Сабурова, была отдана в жены царевичу Ивану. На него по переписи дворянских «девок» в 1570 году было собрано около 2 тысяч девушек, из которых было отобрано сначала 24, потом 12 девиц.

« Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину [...], в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами. (Карамзин) »

В записках немцев Иоганна Таубе и Элерта Крузе, сохранились сведения об этой процедуре. Когда девушек привозили на смотрины, царь «входил в комнату <…> кланялся им, говорил с ними немного, осматривал и прощался с ними». По свидетельству немцев, последнюю дюжину девушек осматривали уже обнажёнными. При этом присутствовал врач-англичанин Элизеус Бомелиус, выпускник Кембриджа, приехавший на службу в Россию, причём «доктор должен был осмотреть их мочу в стакане»[2].

Как значилось в приговоре Священного собора:

« «...о девицах многу испытанию бывшу, потом же царь надолзе времяни избрал себе невесту, дщерь Василия Собакина»[4]. »

Свадьба[править | править вики-текст]

Обручение состоялось 26 июня 1571 года, но наречённая невеста вскоре тяжело заболела и начала «сохнуть».

Брак, тем не менее, состоялся 28 октября 1571 года в Александровской слободе, поскольку 41-летний царь «положа на Бога упование, любо исцелеет».

На свадьбе свахами были жена и дочь Малюты Скуратова, а его дружками — сам Малюта и его зять Борис Годунов. Вероятно, именно Малюта «лоббировал» выбор данной невесты[4]. Известно, что мероприятие было весёлым — из Великого Новгорода прибыли целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями — для царской свадебной потехи. Через неделю, 4 ноября, свадьбу сыграл царевич Иван Иванович, помолвленный в один день с отцом.

Уже после смерти Марфы, добиваясь права заключить запрещённый церковью 4-й брак (с Анной Колтовской, занявшей на том же смотре «2-е место»), в третий раз овдовевший Иван клялся духовенству, что из-за болезни невесты и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой — темные силы дьявольские «воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сущу… и тако ей отраву злую учиниша». Высшее духовенство особым приговором подтвердило, что брак не был консуммирован, так как венчанный муж девства невесты «не разрешил».

Смерть[править | править вики-текст]

Царица Марфа скончалась через 15 дней после свадьбы. Как и в случае с первыми двумя жёнами Ивана, Анастасией Романовной и Марией Темрюковной, ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении и вызвала гнев Ивана. Официально было объявлено, что Марфу извели ядом: «Дьявол воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сущу… и тако ей отраву злую учиниша». По некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек, в том числе трое двоюродных братьев Марфы казнены «за чародейство». Отец Марфы Василий Большой Собакин насильственно пострижен в монахи.

Существовало несколько кандидатур на роль того, кто «извел» невесту ядом. По одной из версий, это были родственники либо первой жены царя, либо второй — Романовы или Черкасские. По другому предположению, какое-то «зелье» Марфе передала её мать, заботясь о её «чадородии». В записках «О Московии» Даниил Принц фон Бухау писал: «В третий брак он вступил с одной боярыней, которая умерла, когда выпила какое-то питье, пересланное ей матерью чрез придворного (с помощью этого питья она, может быть, хотела приобресть себе плодородие); за это и мать, и придворного он казнил»[5].

Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марфу и Марию Темрюковну с просьбой царевичам Ивану и Федору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну], поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»[6].

Захоронение[править | править вики-текст]

Царицу похоронили рядом с предыдущей женой царя — Марией Темрюковной (в Вознесенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря у западной стены храма; после сноса храма останки в 1930 г. перенесены в Архангельский собор).

Надпись на крышке саркофага:

«В лето 7080 ноября в 14 день государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси преставис благоверная и христолюбивая царица великая княгиня Марфа на памят святаго апостола Филипа на первом часу дни»[7].

Исследование останков Марфы, проведённое в 1990-е годы, не выявило ядовитых металлов и прочих устойчивых веществ; это, впрочем, не исключает использования растительного яда, не поддающегося химическому анализу[3].

Существует легенда, что во время вскрытия гробницы царская невеста лежала в гробу бледная, но как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала под землёй 360 лет. Однако в течение нескольких минут её лицо почернело и превратилось в прах[4]. По утверждению Т. Д. Пановой, эта легенда ничего общего с действительностью не имеет[3].

В саркофаге также был обнаружен хорошо сохранившийся головной убор — волосник, украшенный вышивкой, и уникальный стеклянный кубок итальянской работы на серебряном поддоне, не имеющий аналогов в музейных собраниях России[3].

В 2003 году криминалист С. Никитин восстановил по её черепу скульптурный портрет.

В искусстве[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Встречается ошибочный вариант Сабурова, возникший по неизвестным причинам, возможно, из-за смешения благодаря сходству первых слогов, а также существованию других жен-Сабуровых в царской семье — Соломонии у отца Ивана Грозного и Евдокии у сына.
  2. 1 2 Т. Панова. Та самая царская невеста // Наука и жизнь
  3. 1 2 3 4 Жизнь и смерть первых русских цариц // Российские вести. 26 декабря — 1 января 2007 № (47)1897
  4. 1 2 3 4 [militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2007]
  5. Иван IV Васильевич Грозный по рассказу имперского посла Даниила Принца фон Бухау. Конец XVI в.
  6. Духовная грамота царя Ивана Васильевича
  7. Панова Т. Д. Погребения на территории Кремля. 196. Некрополи Московского Кремля. Руссист (2003). Проверено 27 марта 2011. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.