Страна.ua

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Страна.ua
URL strana.ua
Коммерческий да
Тип сайта интернет-издание
Регистрация необязательна
Язык(-и) русский
Владелец Ласмак
Автор Игорь Гужва
Начало работы 16 февраля 2016 года
Рейтинг Alexa
 7132 (24 марта 2018)[1]

Страна.ua — украинское интернет-издание, запущенное 16 февраля 2016 года журналистом Игорем Гужвой.

История[править | править код]

16 февраля 2016 года журналист Игорь Гужва объявил о запуске интернет-издания «Страна.ua», главным редактором которого стал он сам. В штате нового СМИ числилось 10 сотрудников[2], часть их которых до этого работали в изданиях «Мультимедиа Инвест Групп» (среди них журналисты Светлана Крюкова (ставшая заместителем главного редактора) и Искандер Хисамов), сам Гужва был главой медиахолдинга и главным редактором газеты «Вести», также позиционируя себя его владельцем[3].

Игорь Гужва называл себя единственным инвестором Страны.ua, одноимённый домен принадлежит созданной в 2015 году компании «Ласмак» с уставным фондом в 1000 гривен, единственный владельцем которой является супруга Игоря Гужвы Анна Солнцева[4][5].

Гужва позиционировал свой сайт как объективное средство массовой информации, которое старается максимально честно и адекватно оценивать происходящее, описывать и анализировать происходящие в стране события[2]. Редакционная политика издания включала в себя критику власти из-за ухудшения отношений с Россией, потворствование национализму, разрушение экономики и полную зависимость от Запада. Помимо публикации новостей и авторских статей, в разделе «Лента соцсетей» сайт размещает публикации политиков и общественных деятелях в социальных сетях (среди публикуемых — Сергей Лещенко, Елена Бондаренко и Андрей Портнов[6]. "Страна.ua "имела только русскоязычную версию, ибо украиноязычная версия требовала дополнительных расходов[2].

С 3 июня 2016 года Игорь Гужва со Светланой Крюковой стали ведущим программы «Субъективные итоги пятницы от Strana.ua» на телеканале NewsOne, принадлежащем народному депутату от партии Оппозиционный блок (позже ставшему внефракционным) Евгению Мураеву. В дальнейшем Крюкова была участником выходящих там ток-шоу[7][8].

В январе 2017 года сайт обвинил власти Украины в планировании организовать провокацию против издания с помощью силовых органов, заявления ими отвергались[9].

17 февраля 2018 года руководство «Страны.ua» вместе с другими украинскими СМИ в коллективном письме потребовало от президента Украины Петра Порошенко прекратить давление на свободу слова[10][11].

Популярность[править | править код]

За два года сайт вошел в число топ-3 украинских СМИ, согласно рейтингу LiveInternet[12].

Уголовные дела[править | править код]

22 июня 2017 года в редакции «Страны.ua» сотрудниками полиции и прокуратуры были задержаны Гужва и его помощник по ч. 3 ст. 189 УК Украины (вымогательство). По версии генерального прокурора Юрия Луценко за неразмещение на сайте компромата на депутата от Радикальной партии Дмитрия Линько, сообщившего о шантаже в полицию 31 марта, Гужва получил 10 тыс. долл. (которые были помечены полицией, а мешок с ними снабжён радиомаячком). 23 июня прокуратурой было опубликовано видео в четырёх частях, на котором человек, похожий на Игоря Гужву со своим помощником обсуждает расценки за неразмещение и снятие критических материалов с сайта о членах «Радикальной партии»[13].

В январе 2018 года Игорь Гужва уехал в Австрию и попросил там политическое убежище из-за давления и угроз со стороны властей на Украине[14].

Случай со «Страна.ua» неоднократно отмечался международными организациями как пример тревожной ситуацией со свободой слова в Украине. Соответствующие заявление сделал, в частности, Комитет защиты прав журналистов[15][16][17]. Ситуация со «Страна.ua» попала в отчет ОБСЕ по свободе слова[18][19] и правозащитной организации Amnesty International[20].

Критика и скандалы[править | править код]

Сайт критиковался за пророссийскую редакционную политику[21], а также манипулятивную манеру подачи информации (безоценочное цитирование и перепечатку мнений российских политиков и публикаций российских СМИ[22], размещение выводов «в нагрузку» к статьям без какого-либо их обоснования, выпячивание на первый план второстепенных фактов, применение эмоционально окрашенных заголовков, подбор экспертов, отсутствие фактчекинга, некорректный перевод иностранных материалов[6][23][24][25][26][27]).

Сайт обвинялся в участии в пророссийской информационной компании, затронувшей ряд украинских сайтов: в декабре 2016 года на правах рекламы там публиковалась недостоверная информация о требовании ряда предприятий возобновить торговлю с Россией (назвать заказчиков этой рекламы Гужва отказался, Liga.net считало организаторами операции представителей Виктора Медведчука[28][29][30].

Также издание обвинялось журналистом Liga.net Пётром Шуклиновым в размещении джинсовых материалов о деятельности Виктора Медведчука: с декабря 2016 года там начали публиковаться новости на основе заявлений политика по не связанным с его основной деятельностью (размышления о будущем Украины, признании Киева самым опасным городом мира, деятельности Минздрава и т.п.). В ответ Светлана Крюкова требовала извинений и угрожала судом, отказываясь считать своего критика журналистом (вместо этого считала его активистом[31]).

16 февраля 2017 года журналистка Светлана Крюкова была заявлена как организатор мастер-класса в рамках Школы молодого журналиста, организованной фондом «Будущее Черниговщины». Её выступления было посвящено тому, как создать успешную интернет-газету и за год стать одним из ведущих украинских СМИ, что вызвало протесты со стороны местных активистов и общественности, критиковавших «Страну.ua» за пророссийскую и антиукраинскую позицию. В итоге журналистка посетила мероприятие[21] спустя время[32].

Согласно исследованиям Института массовой информации за февраль и июль 2017 года, Страна.ua вместе с сайтами «Корреспондент.net», Обозреватель и газетой Вести показала худшие результаты по соблюдению баланса мнений и профессиональных журналистских стандартов в новостном формате[33][34]. Само издание в своих публикациях выражало недоверие результатам исследований ИМИ, обвиняя организацию в целенаправленной дискредитацией оппозиционных СМИ по заказу властей[35].

Примечания[править | править код]

  1. Глобальный рейтинг сайта Страна.ua (англ.). Alexa Internet. Проверено 24 марта 2018.
  2. 1 2 3 Захар Виноградов. Игорь Гужва: Мы — не оппозиция власти, мы — зеркало Украины «Украина.ру», 23.06.2017
  3. Игорь Гужва запустил новый проект с частью команды "Вестей". Украинские новости. ukranews.com (16 февраля 2016).
  4. Новый медиа-проект Игоря Гужвы оформлен на его жену «ЛIГАБiзнесIнформ», 16.02.2016
  5. Игорь Гужва рассказал, на чьи деньги запустил новый проект. "Детектор медиа" (16 февраля 2016).
  6. 1 2 Борис Бахтеев. «Страна» тотальных манипуляций «Детектор медиа», 31.03.2017
  7. Ярослав Зубченко. [1]«Это все – мышиная возня». Дискуссия о свободе слова на канале NewsOne "Детектор Медиа", 26.01.2018
  8. Марина Довженко. «Сидит человек под пальмой и врёт». Огляд політичних ток-шоу 8–22 квітня "Media Sapiens", 28.04.2018
  9. Сайт Гужвы заявляет о готовящихся провокациях, СБУ отрицает «Украинская Правда», 12.01.2017
  10. СМИ обратились к Порошенко с требованием остановить уничижение свободы слова
  11. «Люди в чёрном»: почему силовики блокировали работу медиахолдинга «Вести Украина»
  12. LiveInternet: Рейтинг сайтов (рус.). www.liveinternet.ru. Проверено 2 апреля 2018.
  13. Роман Романюк, Роман Кравец. Собственная «Страна». Что известно о деле Игоря Гужвы «Украинская правда», 23.06.2017
  14. Обращение редакции интернет-газеты "Страна" к президенту Украины Петру Порошенко. Проверено 2 апреля 2018.
  15. Ukrainian press union president threatened after criticizing raid on news website (англ.). cpj.org. Проверено 2 апреля 2018.
  16. CPJ calls on Ukrainian President Petro Poroshenko to reaffirm his commitment to ensuring journalists' safety (англ.). cpj.org. Проверено 2 апреля 2018.
  17. Editor flees Ukraine after receiving death threats (англ.). cpj.org. Проверено 2 апреля 2018.
  18. Отчет ОБСЕ. Март 2017 года.
  19. отчет ОБСЕ. Ноябрь 2017 года.
  20. Киев забыл про обещания Евромайдана, заявили в Amnesty International
  21. 1 2 Гала Скляревская. Журналисту Светлане Крюковой помешали провести мастер-класс в Чернигове «Детектор медиа», 17.02.2017
  22. Владимир Ивахненко. "Фашисты", "русофобы", "марионетки". Словарь российских новостей об Украине "Радио Свобода", 29.05.2018
  23. Ярослав Зубченко. Искусство «санкционных» заголовков «Детектор медиа», 26.02.2017
  24. Гала Скляревская. Торжество или злорадство: как пишут украинские СМИ о встрече Порошенко и Трампа «Детектор медиа», 22.06.2017
  25. Страна.иа развеселила журналистов статьей об «ужасах» безвиза «Детектор медиа», 02.06.2017
  26. Гала Скляревская. Зачем Александру Семченко провокационный видеоблог? «Детектор медиа», 26.12.2017
  27. Алёна Чуранова. Підсумки прес-конференції Порошенка: про що написали інтернет-ЗМІ «Детектор медиа», 06.03.2087
  28. Медиагигиена: сколько платят за раскрутку темы примирения с РФ «ЛIГА.net», 27.12.2016
  29. «Страна.иа» отказалась назвать заказчиков рекламы с пророссийской пропагандой «Детектор Медиа», 18.01.2017
  30. Гала Скляревская. «Мы без России пропадем»: как работает новая технология вбросов в украинские СМИ «Детектор Медиа», 23.12.2016
  31. Петр Шуклинов обвинил «Страну.uа» в размещении джинсы Медведчука «Детектор медиа», 14.01.2017
  32. «Рука Кремля» доторкнулася до Чернігівщини, або Лекція київської журналістки попри все. ТЕЗОВО (uk-ua). cntime.cn.ua. Проверено 5 апреля 2018.
  33. ИМИ нашел больше всего нарушений баланса в новостях «Вести» и «Страна.иа», меньше всего — на «Ліга.net» «Детектор медиа», 22.03.2017
  34. ІМІ: Найбільше новин з порушеннями стандартів — на «Обозревателе» та «Страна.ua», найменше — в «Укрінформі» «Детектор медиа», 31.08.2017
  35. Адвокаты беспредела. Кто и как помогает властям давить на украинские СМИ. Проверено 3 апреля 2018.

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт