Телевидение в Белоруссии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Телевидение в Белоруссии представлено как эфирными, так и кабельными телеканалами. Кабельные сети наполняют контент с помощью приёма спутникового и эфирного телевидения, а также с помощью IPTV.

История[править | править код]

Монополия Гостелерадио СССР (1956—1981)[править | править код]

В 1933 году были созданы Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещания при СНК СССР (Радиокомитет СССР) и Комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК БССР (Радиокомитет БССР), в 1949 году они были реорганизованы в Комитет радиоинформации при СМ СССР и Комитет радиоинформации при СМ БССР, в 1953 году в Главное управление радиоинформации Министерства культуры СССР (Радиоуправление СССР) и Главное управление радиоинформации Министерства культуры БССР (Радиоуправление БССР), соответственно. 1 января 1956 года Радиоуправление СССР начало ретрансляцию на БССР I программы Центрального телевидения, а Радиоуправление БССР запустил блок республиканских телепередач — «Белорусское телевидение» (БТ). В 1957 году Радиоуправление СССР было выведено из подчинения Министерства культуры СССР и реорганизовано в Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), аналогично Радиоуправление БССР было выведено из подчинения Министерства культуры БССР и реорганизовано в Государственный комитет БССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио БССР). В 1970-е гг. Гостелерадио БССР на втором канале начал ретрансляцию Московской программы ЦТ.

Дуополия Гостелерадио СССР — Гостелерадио БССР (1981—1991)[править | править код]

В январе 1981 БТ было выведено на отдельную (3-ю) программу. 1 января 1982 года Московская программа ЦТ на втором канале была заменена IV программой ЦТ, тут же переименованную во II программу ЦТ.

Триполия РГТРК «Останкино» — ВГТРК — Гостелерадио Республики Беларусь (1991—1995)[править | править код]

14 июля 1990 года была создана Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), 13 мая 1991 года она в вечернем эфире второго канала запустила телеканал РТВ («Российское телевидение»), позже переименованный в РТР («Российское телевидение и радио»), 16 сентября ретрансляция II программы ЦТ в Белоруссии была приостановлена, утренние и дневные часы на втором канале перешли РТР. 8 февраля 1991 года Гостелерадио СССР было переименовано во Всесоюзную государственную телерадиокомпанию, 27 декабря — в Российскую государственную телерадиокомпанию «Останкино» (РГТРК «Останкино»), I программа ЦТ в 1-й канал Останкино. В сентябре 1991 года Гостелерадио БССР было переименовано в Государственный комитет Республики Беларусь по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио Республики Беларусь).

Конец триполии ОРТ — ВГТРК — Белтелерадиокомпании (1995—2001)[править | править код]

В августе 1994 года Гостелерадио Республики Беларусь было переименовано в Национальную государственную телерадиокомпанию Республики Беларусь (Белтелерадиокомпанию). 1 апреля 1995 года 1-й канал Останкино был заменён ОРТ (Общественное российское телевидение). 3 октября 1996 года частная телекомпания «Восьмой канал» запустила одноимённый телеканал. После предоставления российскому каналу НТВ статуса федерального он также стал вещать в Белоруссии.

С конца 1990-х годов Белтелерадиокомпания начала вмешиваться в эфир российских телеканалов ОРТ, РТР, а с 2000 года и НТВ (по причине того, что эти телекомпании не оплачивали своё вещание в Белоруссии). Это выражалось в замене российской рекламы на белорусскую, сокращением времени вещания (работа российских каналов в Белоруссии начиналась позже и заканчивалась раньше обычного, также имели место дневные перерывы в вещании) и исключением из сетки некоторых программ[1], в том числе тех, в которых критиковалась белорусская власть[2].

Дальнейшее развитие (2001—2010)[править | править код]

После распространения вещания канала ТВ-6 на всю Россию в 2000 году он стал также вещать и в Белоруссии. 1 января 2001 года на частоте «8 канал» начал вещание канал «СТВ» («Столичное телевидение»), принадлежащий минскому горисполкому, ставший фактически сетевым партнёром российского телеканала «REN-TV», сам «8 канал» переместился на отдельную частоту и стал доступен только в Минске. 25 июня 2002 года ОРТ был заменён местным телеканалом «ОНТ», эфир которого занимали как собственные программы, так и ретрансляция части программ российского Первого канала.

21 января 2002 года на частоте прекратившего вещание канала ТВ-6 начал работу «Первый музыкальный», который в 2010 году был преобразован в новый белорусский развлекательный телеканал «ВТВ», контент которого состоит из программ СТС.

18 октября 2003 года НГТРК РБ запустило на частоте телеканала «Культура» (в Витебске — на частоте регионального телеканала «6 ТВК») второй национальный телеканал белорусского телевидения «Лад».

30 декабря 2004 года на базе Радиотелевизионной передающей станции в посёлке Колодищи была начата опытная эксплуатация цифрового вещания на 48 ТВК, передатчиком мощностью 1,0. Началась эра белорусского цифрового эфирного телевидения[3].

4 июля 2006 года оригинальная версия телеканала НТВ в Белоруссии была заменена на «НТВ-Беларусь». До 2009 года на территории страны продолжал приниматься телеканал «НТВ-Мир».

1 июля 2008 года на частоте телеканала «Россия» (вещавшего к тому времени под логотипом «Россия-Беларусь») ЗАО «Столичное телевидение» запустило телеканал «РТР-Беларусь», сетка вещания которого базируется на базе версии «РТР-Планета» для СНГ. Как и в случае с НТВ, до 2009 года в стране вещала спутниковая версия канала «Россия» — «РТР-Планета».

Современный период (с 2010 года)[править | править код]

В настоящее время телевидение в Белоруссии делится на государственное и коммерческое. Государственное телевидение представлено государственным предприятием — «Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь», государственными акционерными обществами «Второй национальный канал» и «Столичное телевидение». Общенациональное эфирное коммерческое телевидение представлено только развлекательным телеканалом «ВТВ».

С 15 мая 2015 года полностью прекращено аналоговое телевизионное вещание и завершен полный переход на цифровое вещание[4].

Общереспубликанские телекомпании[править | править код]

НГТРК РБ[править | править код]

Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь (НГТРК РБ) — крупнейшее телевизионное производство Республики Беларусь, своеобразный медиахолдинг.

Обеспечивает трансляцию семи телевизионных каналов собственного производства — 6 общереспубликанских и одного спутникового:

  1. Телеканал «Беларусь-1»
  2. Телеканал «Беларусь-2»
  3. Телеканал «Беларусь-3»
  4. Телеканал «Беларусь-5»
  5. Спутниковый телеканал «Беларусь 24»
  6. Региональный телеканал «Беларусь-4»[3]
  7. Телеканал «НТВ-Беларусь» (переформатированный телеканал НТВ)

НГТРК обеспечивает также вещание:

Кроме того, НГТРК обеспечивает деятельность пяти областных телерадиокомпаний.

Ориентировочное число сотрудников НГТРК (вместе со штатом технического персонала) — около 1500 человек.

ЗАО «Второй национальный телеканал»[править | править код]

Обеспечивает трансляцию одного канала — «ОНТ» («Общенациональное телевидение»).

В эфирной сетке ОНТ лицензионная продукция сочетается с телевизионным продуктом собственного производства. Канал производит оперативные выпуски новостей.

ЗАО «Второй национальный телеканал» обеспечивает также вещание радиостанции «Центр FM» (бывш. «Радио ОНТ»)

ЗАО «Столичное телевидение»[править | править код]

Обеспечивает трансляцию двух телеканалов — «СТВ» и «РТР-Беларусь» на всю территорию Белоруссии.

Первоначально «СТВ» развивался как форматированный телеканал «РЕН ТВ» с выпусками белорусских новостей. Сейчас же на телеканале «СТВ» транслируется большая часть программ собственного производства (около 80 процентов) и немного рейтинговых программ и телесериалов «РЕН ТВ».

Как заявляется в концепции СТВ, «Столичное телевидение» ориентировано на активную часть населения в возрасте 20-49 лет.

Канал «РТР-Беларусь» является переформатированной версией телеканала «РТР-Планета» (московское время +3 часа). В течение дня на канале выходят блоки новостей — «Новости-Беларусь», а также утренняя программа «Утро Беларуси», с 2019 года выходящая вместо программы «Утро России».

БелРос[править | править код]

БелРос[5] (до 24 сентября 2017 года — ТРО Союза[6][7]) — телевидение и радио Союзного государства Беларуси и России. БелРос создана Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 22 января 1998 года. Выходят в эфир телеканал «БелРос», ряд новостных и информационно-аналитических радиопередач на Радио-КП, издаётся видеопродукция. Председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства — Николай Ефимович. Базируется в Москве.

Кабельное телевидение[править | править код]

Кабельное телевидение доступно во многих городах Республики Беларусь, и насчитывает около 100 транслируемых каналов. Это общедоступные белорусские телеканалы: Беларусь-1, Беларусь-2, Беларусь-3, Беларусь-4, Беларусь-5, ОНТ, НТВ-Беларусь, РТР-Беларусь, СТВ, Мир, а также телеканалы, не доступные через цифровое наземное вещание: Восьмой канал, ВТВ, БелМузТВ, ББК (БелБизнесЧеннел; переформатированный канал РБК), «+TV», Яснае ТВ, «ТВ3 Беларусь», «RU.TV Беларусь», ТНТ International, Europa Plus TV Belarus. Существует также местное телевидение — в областных и во многих районных городах.

Кроме белорусских представлены телеканалы Российской Федерации в основной массе тематические: телеканалы ВГТРК (Россия К, Моя планета, Carousel International (совместно с «Первый канал. Всемирная сеть»), телеканалы «Первый канал. Всемирная Сеть» (Carousel International (совместно с ВГТРК), Музыка Первого, Дом кино, Телекафе, Время). Иностранные телеканалы — Discovery Channel, Animal Planet, Eurosport 1, Eurosport 2, National Geographic Channel и др. Также в Белоруссии распространены украинские («UATV», «FilmUADrama», «Star Cinema», «Kvartal TV», «Star Family», «Bolt») и казахстанские телеканалы («Хабар 24», «Kazakh TV»).

Телеканалы распространяются через дистрибуторов, получивших лицензию на продвижение телеканалов на территории Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь дистрибьюторами телеканалов являются ООО «БелБизнесМедиа», ЗАО «Телекоммуникационные кабельные сети», ООО «ТелекомБелМедиа», ЧУП «БетаТелесеть», ООО «А1 Системс» и ООО «Навигатор ТВ».

Права на трансляцию телеканалов дистрибуторы предоставляют сети кабельных операторов, крупнейшие из которых находятся в Минске — МТИС и Космос ТВ, а также в областных городах. В Белоруссии действует около 130 операторов кабельного телевидения, Белтелеком производит трансляции по протоколу IPTV через бренд Zala. Развивается также цифровое телевидение.

В январе 2019 года компания «Космос ТВ» (работает в Беларуси под брендом «Космос Телеком») первой в республике запустила телеканал в формате сверхвысокой четкости — «Ultra 4K Extreme»[8].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Белорусское телевидение не пустило "Добермана" на НТВ, Хартия'97 (28 февраля 2001).
  2. В Белоруссии начал вещание новый телеканал, Коммерсантъ (28 июня 2002).
  3. 1 2 В Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция по вопросам развития цифрового телевидения в Республике Беларусь (недоступная ссылка). РУП «Белтелеком» (09.07.2015). Дата обращения 16 июля 2015. Архивировано 17 июля 2015 года.
  4. Последние аналоговые телепередатчики в Беларуси будут отключены с 4 января // БелТА
  5. 25 сентября 2017 года Телеканал Союзного Государства «ТРО» после проведенного ребрендинга начинает выходить в эфир с новым оформлением и под новым названием — «БелРос»
  6. Телеканал Союзного государства встретил 10-летие в новом формате (27.09.2017). Дата обращения 6 января 2019.
  7. Телерадиовещательная организация Союзного государства. Справка (15 марта 2010). Дата обращения 6 января 2019.
  8. Группа компаний «АКАДО» первая в Беларуси запустила телеканал 4К. АКАДО Телеком (17 января 2019). Дата обращения 12 марта 2019.

Ссылки[править | править код]