Россия-1

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Телеканал «Россия»»)
Перейти к: навигация, поиск
Россия-1
Общероссийский государственный телеканал «Россия-1»
11-й логотип Россия-1.svg
Страна Flag of the Soviet Union.svg СССР
Flag of Russia.svg Россия
Зона вещания Flag of Russia.svg Россия
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Центр управления Москва, 5-я улица Ямского Поля, 19/21
Формат изображения 576i (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика канала общая
Дата начала вещания 13 мая 1991 года
Заменил Флаг СССР Вторая программа ЦТ
Заменён Флаг СНГ РТР-Планета (в СНГ)
Флаг Украины УТ-2 (на Украине)
Флаг Белоруссии РТР-Беларусь (в Белоруссии)
Лицензия ЭЛ № ФС 77 — 48137 от 30 декабря 2011 года[1]
Основатель ВГТРК
Владелец ВГТРК
Руководители Антон Златопольский — генеральный директор
Ранние названия РТВ (13 мая — 15 сентября 1991)
РТР (16 сентября 1991 — 31 октября 1997; 8 сентября 1998 — 31 августа 2002)
РТР-1 (1 ноября 1997 — 7 сентября 1998)
Россия (1 сентября 2002 — 31 декабря 2009)
Родственные каналы Флаг России Россия-1 HD
Флаг России Москва 24
Флаг России Моя планета
Флаг России Наука
Флаг России Россия-24
Флаг России Россия-К
Флаг России РТР-Планета
Флаг России Сарафан
Флаг России Страна
Флаг России История
Флаг России Карусель
Голос канала Юрий Грымов (1996—1997)
Пётр Кулешов (1998)
Всеволод Абдулов (1998—2000)
Алексей Колган (1998—2000)
Александр Клюквин (с 2000 года)[2]
Андрей Баршев (2000—2004)
Борис Репетур (2002—2008)
Павел Ширшов (2008—2009)
Анастасия Чернобровина (2009—2011)
Андрей Иванов (с 2010 года)
Юрий Брежнев (2012—2013)
Владислав Копп (2012—2013)
Евгений Стрельцов (с 2014 года)
Слоган Главный телеканал страны
Сайт russia.tv
Доступность
Спутниковое вещание
Eutelsat 36C/Eutelsat 36B
(36° в. д.)
Триколор ТВ,
НТВ-Плюс 
Экспресс-АТ1
(56° в. д.)
Триколор ТВ Сибирь,
НТВ-Плюс Восток 
Horizons 2
(85,1° в. д.)
Континент ТВ,
Телекарта 
ABS-2
(75° в. д.)
Спутниковое МТС ТВ 
Экспресс-АТ2
(140° в. д.)
Восточный экспресс 
Онлайн
live.russia.ru  
Commons-logo.svg Россия-1 на Викискладе

«Россия-1» — общероссийский общедоступный государственный телеканал. Входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). В анонсах упоминается, как канал «Россия».

«Россия-1» является главным и основным телеканалом ВГТРК. На телеканале «Россия-1» есть единые эфирные окна для всех региональных филиалов ВГТРК, в которых транслируются местные новостные блоки «Вести-Местное время» и программы собственного производства в блоках «Россия-Местное время». В отдельных регионах (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, республики Северного Кавказа и некоторые другие субъекты РФ с титульными нациями) выделены дополнительные эфирные окна для трансляции программ на национальном языке.

Телеканал имеет версию в формате высокой четкости «Россия-1 HD» (по наполнению совпадает с дублем «Россия-1»(+0) для зоны вещания «М»).

Содержание

История[править | править код]

Советский период[править | править код]

Предшественником было Центральное телевидение Гостелерадио СССР, которое работало с 1951 по 1991 год.

С 1989 года в РСФСР вынашивалась идея организации Российского республиканского телеканала. К этому времени во всех союзных республиках, за исключением России, существовали собственные республиканские телеканалы. В 1990 году создатель передачи «Пятое колесо», народный депутат Верховного Совета РСФСР Бэлла Куркова предложила Председателю Верховного Совета России Борису Ельцину создать Российское телевидение, в связи с тем, что телеканалы Центрального телевидения отражали точку зрения союзных властей. В это время в стране наблюдалось противостояние между союзными и республиканскими властями[3].

13 июля 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР учреждено Государственное телевидение и радио РСФСР. До 15 сентября 1990 года, согласно этому постановлению, Совет Министров РСФСР и Комитет Верховного Совета РСФСР по средствам массовой информации, связям с общественными организациями, массовыми движениями граждан и изучению общественного мнения должны были решить вопрос о праве собственности на материально-техническую базу Второго канала Центрального телевидения[4].

14 июля 1990 года постановлением № 107-1 Президиума Верховного Совета РСФСР была образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания[4]. Председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев способствовал приобретению здания для ВГТРК, из которого могло бы вестись теле- и радиовещание.

1991—1999[править | править код]

7 марта 1991 года «Второй канал» перешёл в подчинение Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании. В то же время руководством канала было обещано не менее 6 часов для вещания программ производства Всероссийской государственной телерадиокомпании, в том числе новостной программе планировалось предоставить 2 выпуска по 20 минут. В связи с оппозиционными взглядами коллектива республиканской компании, новый коллектив сталкивался с трудностями, начиная от невозможности арендовать студию в телецентре «Останкино» до непредоставления обещанного эфирного времени для новых программ.

В то же время, не было проблем с набором сотрудников на ещё несуществующее «Российское телевидение». Многие телеведущие охотно уходили с Всесоюзной ГТРК на свободное от цензуры телевидение. Первым генеральным директором «Российского телевидения» стал Сергей Подгорбунский. Коллектив Всероссийской ГТРК продумывал время выхода своих программ и название главной новостной передачи. Предлагалось несколько названий, в том числе «Российский вестник» и «Вестник». В итоге новостной программе было присвоено название «Вести», а время её выхода назначено на 18.00, а также на 20.00 (за час до выхода на канале программы «Время»). Создателями программы были: один из её будущих ведущих Евгений Киселёв, бывший заместитель главного редактора Главной редакции информации Центрального телевидения СССР Олег Добродеев, председатель Всероссийской ГТРК Олег Попцов и генеральный директор Всероссийской ГТРК Анатолий Лысенко. Большинство сотрудников «Вестей» «Российского телевидения» были бывшие сотрудники закрытой на Центральном телевидении программы «Телевизионная служба новостей». Были созданы семь студий: «Вести» — для информационных программ, «Республика» — для публицистических программ, «Лад» — для художественных программ, «Артель» — для музыкальных и развлекательных программ, «Рост» — для детских и молодёжных программ, «К-2» — для программ, посвящённых кино, и «Арена» — для спортивных программ и телетрансляций.

13 мая 1991 года[5][6] недавно назначенный на должность первого заместителя председателя Гостелерадио Валентин Лазуткин предоставил эфирное время для программ Всероссийской гостелерадиокомпании на «Втором канале» Гостелерадио: с 11:35 до 13:35, с 17:00 до 19:00 и с 21:45 до 23:45.

В 17:00 программа «Вести» вышла в эфир. Ведущей первого выпуска была Светлана Сорокина[7]. С этого времени на «второй кнопке» выходят в эфир как программы Всесоюзной гостелерадиокомпании, так и программы Всероссийской гостелерадиокомпании. По сравнению с программой «Время», «Вести» стали острой, краткой, конкретной и оперативной информационной программой. У телеканала появилось новое название — «РТВ» («Российское телевидение») и первый логотип. В первую неделю вещания в эфире выходят перешедшее на ВГТРК «Спокойной ночи, малыши!» и Одесское «Джентльмен-шоу». Через две недели телеканал сменил название на «РТР» («Российское телевидение и радио»), изменился и логотип.

В августе 1991 года РТР в Риге был перемещён с метрового диапазона в дециметровый, а на освободившейся частоте началось вещание канала LTV2 (ныне LTV7).

Во время Августовского путча 19 августа 1991 года все передачи Всероссийской ГТРК были отменены по приказу ГКЧП. Вместо запланированных программ транслировался балет «Лебединое озеро». В тайне от ГКЧП, телеканал «РТР» подпольно организовал вещание на регионы, благодаря чему жители СССР увидели специальный выпуск «Вестей» с «картинкой» происходящих в Москве событий. Студия «Вестей» в «Останкино» была опечатана, передача записывалась на видеокассету на «Шаболовке», для экстренных ситуаций была подготовлена передвижная студия. ГКЧП блокировало здание ВГТРК на Ямском Поле. Подпольное вещание «РТР» продолжалось до полной победы защитников Белого дома[3]. После завершения Августовского путча «РТР» по распоряжению Валентина Лазуткина[8] передаётся весь вечер: с 19:00 до 00:00 (вместо с 17:00 до 19:00 и 21:45 до 23:45). Свежеиспечённые телеканал и программа из фактически оппозиционного СМИ, оппонирующего советскому государственному официозу, стали превращаться в новый, теперь уже постсоветский официоз. На этом фоне Евгений Киселёв, Олег Добродеев и некоторые корреспонденты «Вестей» переходят на 1-й канал Останкино к Егору Яковлеву[9], где создают программу «Итоги».

16 сентября 1991 года «Второй канал» Центрального телевидения был закрыт, а производство большей части его передач («Время деловых людей» и др.) было передано ВГТРК. С этого времени телеканал «РТР» становится главным вещателем в стране и получает для вещания весь эфирный день. С 30 декабря 1991 года программа «Вести» стала выходить три раза в день, а с 20 января 1992 года — четыре раза в день.

В ночь с 31 декабря 1991 года на 1 января 1992 года телеканал сменил логотип. В 1993 году логотип менялся дважды.

Со 2 января 1992 года на телеканале начал транслироваться один из самых длинных телесериалов — «Санта-Барбара». Решение о его приобретении было принято Сергеем Подгорбунским, Павлом Корчагиным и Оганесом Соболевым[10][11].

В феврале 1992 года на частотах РТР на Украине был создан телеканал УТ-2 (ныне 1+1).

В период политического кризиса 1993 года «РТР» предоставляет слово всем сторонам конфликта. Во время расстрела Белого дома директор канала нарушил приказ о ведении трансляции бомбёжки в прямом эфире до того момента, пока на линии огня стояли москвичи, в целях избежания возникновения гражданской войны. После того, как милиция оттеснила горожан, «РТР» запустил трансляцию «CNN»[12]. В это время было обстреляно здание, где размещалась студия «Вестей», В дыру, пробитую в здании гранатомётом, ворвались вооружённые люди, начался обстрел здания, возник пожар.

Режиссёру программы «Вести» Ирине Виноградовой удалось спасти отснятый материал. Техническому директору Станиславу Буневичу удалось перевести управление телевещанием страны в здание Всероссийской ГТРК на Ямском Поле. Вещание канала было восстановлено, «РТР» был единственным телеканалом, оставшимся в эфире и показавшим происходящие события[13]. Вещание велось в наспех оборудованной студии на цокольном этаже при выключенном свете. Позднее в здании напротив были обнаружены лёжки снайперов. За освещение событий 1993 года первым заместителем Председателя Правительства России Владимиром Шумейко программе «Вести» были подарены каминные часы.

Показав важные события, «Вести» становятся самой влиятельной программой[3]. В этом же году ведущие программы Юрий Ростов, Владислав Флярковский и Александр Гурнов были назначены корреспондентами за границей (в США, Израиле и Великобритании соответственно)[14], а главным редактором Дирекции информационных программ стал Александр Нехорошев.

С 1994 года стала выходить программа-комментарий «Подробности», ведущим которой стал политический обозреватель «Вестей» Николай Сванидзе[14]. Одно время поочерёдно с ним эту программу вёл Сергей Доренко[15]. В октябре 1995 года на РТР с ОРТ перешла программа «Иванов, Петров, Сидоров».

С апреля 1994 года с 11:05 до 16:00 на канале имел место дневной перерыв. С ноября 1994 года на московский часовой пояс вместо перерыва шёл информационный канал «Деловая Россия». С 13 мая 1996 года перерывы на всех дублях канала отменены, «Деловая Россия» идёт на все регионы.

В 1996 году Олег Попцов, Анатолий Лысенко, Сергей Подгорбунский и Александр Нехорошев были освобождены от своих должностей. Новым Председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании стал Эдуард Сагалаев[16][17], генеральным директором Российского телевидения стал Кирилл Легат, главным редактором Дирекции информационных программ Российского Телевидения — Борис Непомнящий. Программа «Подробности» была закрыта, появились новые телепроекты — информационно-аналитическая программа «Зеркало», ведущим которой стал Николай Сванидзе, актуальное интервью «VIP», ток-шоу «Открытые новости», ведущими которой стали Эдуард Сагалаев, Светлана Сорокина и Оксана Найчук, а производителем — частная телекомпания АТВ.

3 февраля 1997 года несколько высших менеджеров ВГТРК опубликовали в «Новой газете» открытое письмо «ТВ-магазин: продаем программу на завтра», в котором утверждали о финансовой, творческой и кадровой деградации телекомпании, а также обвиняли Эдуарда Сагалаева в том, что он превращает компанию в источник личного обогащения[18]. 7 февраля 1997 года Сагалаев подал заявление об увольнении по собственному желанию. Вместо него с 10 февраля 1997 года председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании стал Николай Сванидзе[16][19], однако изложенные в письме факты были признаны Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации недостоверными[20]. Генеральным директором РТР назначается его главный продюсер Александр Акопов[21]. Программы «VIP» и «Открытые новости» были закрыты, в ноябре 1997 года была уволена ведущая «Вестей» Светлана Сорокина[22].

1 ноября 1997 года «РТР» меняет название на «РТР-1», изменился логотип. Причина смены названия — создание нового телеканала «РТР-2» (ныне «Россия-Культура»)[23]. На новый канал уходит большая часть закадровых сотрудников расформированного творческого объединения «Лад», включая Андрея Торстенсена, Валентина Тернявского и Екатерину Андронникову[24][25][26].

8 мая 1998 года в состав ВГТРК вошли региональные телерадиокомпании. С этого момента «РТР» вещает на 54 языках народов России, ВГТРК превращается в крупнейший медиахолдинг Европы. Общим становится не только оформление канала, но и редакционная политика.

21 мая 1998 года Николай Сванидзе освобождён с поста председателя ВГТРК «в связи с переходом на другую работу». Сванидзе объяснил отставку желанием работать журналистом, а не администратором[27]. По версии СМИ, причиной отставки стали разногласия с действующим на тот момент председателем Правительства России Сергеем Кириенко[28]. Руководителем государственного медиахолдинга был назначен Михаил Швыдкой[16].

7 сентября 1998 года в эфир впервые вышел утренний блок программы «Доброе утро, Россия!».

8 сентября 1998 года «РТР-1» снова меняет название на «РТР», изменился логотип. В это время появилось много телесериалов латиноамериканского производства и много новых телепрограмм: «Два рояля», «Домашние хлопоты», «Программа передач», «Сиреневый туман», «50х50», «Сто к одному», «Акуна-матата». Сетка вещания канала в выходные дни практически полностью была загружена многочисленными развлекательными и музыкальными шоу-программами[29][30], художественными фильмами, изредка прерывавшимися на выпуски «Вестей», аналитическую программу Николая Сванидзе «Зеркало» или же на спортивные телетрансляции. Наиболее известными из программ РТР выходного дня тех лет являются «Моя семья», «Сам себе режиссёр», «Горячая десятка»[31], «Городок» и «Аншлаг». Ненадолго на РТР был восстановлен дикторский отдел, который был упразднён в 1996 году, во времена управления Сагалаева. Его руководителем был Владимир Березин.

4 марта 1999 года РТР становится самостоятельным юридическим лицом — ФГУП ГТК «Телеканал „Россия“». Этот же статус 1 августа получает и студия «Вести»[14].

С 6 сентября 1999 года было увеличено количество ежедневных выпусков «Вестей»[32], а также изменено время выхода некоторых из них: теперь они стали выходить в 13:00, 17:00, 19:00, 21:00[33]и 1:00. Спустя два месяца программу покинули Александр Сапожников, Михаил Пономарёв[34] и Анна Павлова. Все они перешли на ТВ-6, где стали принимать участие в работе обновлённой Службы информации ЗАО «МНВК ТВ-6 Москва»[35]. Одним из новых ведущих программы становится перешедший с «ТВ Центра» Михаил Зеленский.

В это же время телеканал покидают руководители и ведущие различных программ студии «К-2» Борис Берман и Ильдар Жандарёв, перейдя на НТВ. Их места занимают Владимир Оренов и Александр Плахов[36]. Несколько позже была расформирована редакция спортивных программ «Арена» и вместо неё была создана студия спортивных программ, которую возглавил Владимир Гомельский[37].

К концу 1990-х годов РТР начал значительно отставать по рейтинговым показателям от своих главных конкурентов в лице ОРТ и НТВ, занимая третье место среди всех российских телеканалов[38]. Были случаи, когда третье место у канала могли перехватывать менее крупные вещатели вроде ТВЦ или ТВ-6[39]. Телеканал не принимал активного участия в информационных войнах, не лоббировал кандидатуры тех или иных политических или государственных деятелей в ходе «правительственной чехарды» премьер-министров 1998—1999 годов[39]. Исключением был телеэфир в ночь с 17 на 18 марта 1999 года[40], когда в эфире РТР была показана видеоплёнка с участием тогдашнего генпрокурора РФ Юрия Скуратова (или человека с похожей внешностью)[41], забавлявшегося с проститутками[42][43].

2000—2009[править | править код]

31 января 2000 года[44][45] председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании стал бывший генеральный директор НТВ Олег Добродеев[46][47]. Канал покинули Анастасия и Сергей Дадыко (перешли на ТВЦ), Ольга Кокорекина и Роман Бабаян (перешли на ОРТ)[48]. При этом вместе с Добродеевым с НТВ в течение года на канал перешли Владимир Лусканов, Андрей Медведев[49], Александр Абраменко[50], Виталий Трубецкой[29], Елена Масюк[51], Аркадий Мамонтов, Евгений Ревенко[52][53], Юлия Ракчеева и Михаил Антонов[54][55]. Чуть позже к ним подключились Сергей Гапонов[56] и Эдуард Петров[57]. Также на канал перешли Пётр Шепотинник и Станислав Кучер с ТВ-6[58][59].

С приходом нового руководителя сетка телеканала претерпела значительные изменения. От ряда программ пришлось избавиться, также было чётко определено время выхода в эфир региональных ГТРК[60]. Выпуски главной новостной программы канала «Вести» стали выходить по прежнему графику, существовавшему до 1999 года:[61] 6:00, 7:00, 8:00, 9:00, 11:00, 14:00, 17:00, 20:00 и 23:00. Параллельно укреплению «Вестей», Добродеев полностью обновил линейку публицистических передач канала[62], над которыми работали такие известные тележурналисты, как Александр Гурнов[63], Александр Политковский, Владимир Молчанов. Несмотря на всевозможное расширение кругозора, в те годы критики неоднократно указывали на зависимость телеканала от сериальной продукции как российского, так и зарубежного производства[64] — на канале шло от 8 до 9 (!) сериалов в день[65][66]. Данное число было сопоставимо только с количеством ежедневных сериалов, транслировавшихся в этот же период на телеканале «СТС»[67].

В августе 2000 года телеканал активно освещал события, связанные с катастрофой АПЛ «Курск»[68]. Так, корреспондент «Вестей» Аркадий Мамонтов и операторы РТР были единственными телевизионщиками[69][70], допущенными на борт крейсера «Петр Великий»[71][72]. Освещение этих событий получило и большой отклик в различных СМИ[73][74].

Пожар на Останкинской телебашне 27 августа 2000 года сильно сказался на вещании телеканала РТР. В 18:00 по московскому времени телеканал позже остальных прекратил своё вещание на территории Москвы и Московской области[75]. К 30 августа 2000 года удалось наладить вещание «Совместного канала ОРТ-РТР», на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР (ныне — телеканал «Россия-1») в левом верхнем углу и ОРТ (ныне — «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР»[76].

6 октября 2000 года «Вести» прекращают своё существование как самостоятельное юридическое лицо и интегрируются в структуру телеканала РТР[14]. Руководителем образованной Дирекции информационных программ становится Александр Абраменко[77].

Параллельно с этим закрываются программы студий «Рост» и «К-2» («Башня», «Уловка-22», «Фрак народа», «Перпендикулярное кино», «Персона», «Колизей», «Ню»). Спустя некоторое время эти студии прекращают существование, а их руководителей и сотрудников увольняют с канала[78][79].

В начале 2001 года в Эстонии РТР был заменён местной версией для русскоязычных зрителей страны «РТР-Eesti»[80][81]. В феврале выходит первый выпуск программы «Вести-Москва»[82], посвящённой жизни московского региона.

11 сентября 2001 года в ночном эфире РТР был проведён экспериментальный эфир европейского новостного канала EuroNews[83], который со 2 октября 2001 года начал вещать в утреннее и ночное время канала «Культура»[84] (где до этого вещал канал «MTV Россия» по лицензии МТК «Телеэкспо»). С 17 марта 2003 (по программе — с 24 марта)[85] по 30 декабря 2007 года[86] в ночном эфире канала и с его логотипом осуществлялась трансляция EuroNews, что было вызвано необходимостью заполнения эфира после перехода на круглосуточное вещание[87][88]. Кроме этого, Евгений Ревенко становится ведущим новой еженедельной информационно-аналитической программы «Вести недели»[89][90][91]. Программа Николая Сванидзе «Зеркало» стала выходить в субботу после восьмичасовых вечерних «Вестей»[92]. Формат передачи Сванидзе стал несколько иным, нежели ранее[93].

15 сентября 2001 года изменяется логотип канала. С этого дня у всех каналов ВГТРК логотипы оформлены в общей стилистике. Также, с 15 сентября 2001 года перед информационными программами стали появляться традиционные часы кремлёвских курантов[94], в других заставках акцент также делался на государственную символику[95]. Авторы — бывший главный дизайнер НТВ Семён Левин и студия «Телеателье»[96].

В феврале 2002 года генеральный директор РТР Александр Акопов покинул занимаемую должность, вместо него гендиректором канала стал Антон Златопольский. По данным «Известий», Акопов покинул канал из-за конфликта с Олегом Добродеевым: если Акопов ориентировался на контент развлекательного характера, то Добродеев — на более серьёзную информационную составляющую[97].

Сразу после прихода на должность новый руководитель начал реформу всей сетки вещания, начиная с утреннего эфира[98]. На протяжении года закрывается большое количество телепроектов, запущенных при старом руководстве, среди них «Телепузики», «Почта РТР», «Доброе утро, страна!», «Диалоги о рыбалке», «Новая старая квартира», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Мужчина и женщина», «Пресс-клуб», «Планета КВН». Появились новые телепрограммы — «Дорожный патруль»[99], «Мусульмане», «Вся Россия», «Военная программа Александра Сладкова»[100], «Комната смеха», «Вести-Москва. Неделя в городе», «Вести. Дежурная часть»[101], «Вести+», «Дежурный по стране», «Форт Боярд», «Утренняя почта» и «Спокойной ночи, малыши!». Одновременно в эфир телеканала вернулась утренняя программа «Доброе утро, Россия!», запущенная при участии бывшего главного продюсера ТВ-6 и НТВ Александра Олейникова[102]. На телеканал переходят Александр Хабаров, Вячеслав Грунский (с НТВ)[103] и Эрнест Мацкявичюс (с ТВ-6)[104], директором Дирекции информационных программ Российского телевидения стал Владимир Кулистиков[105]. В эфире резко сократилось число латиноамериканских сериалов, их место заняли преимущественно российские сериалы. Прекращается показ популярных американских телесериалов «Санта-Барбара»[106] и «Друзья».

1 июля 2002 года для трансляции передач за пределами России начал вещание телеканал «РТР-Планета»[107].

1 сентября 2002 года телеканал получил название «Россия», изменился логотип[108][109], спустя несколько дней — доменное имя интернет-сайта канала — www.rutv.ru[110]. Как писал журнал «Цветной телевизор», новое название (телеканал «Россия») звучит более значимо, нежели аббревиатура РТР[111].

8 сентября 2002 года на канале «Россия» впервые вышла программа «Специальный корреспондент»[112][113]. В рамках программы в разное время вышли такие резонансные фильмы, как «Беззаконие: Дети» (продолжение цикла «Обратная сторона: Дети», шедшего на канале в 2001—2002 годах)[114], «Шпионы»[115], «Трансплантация»[116][117], «Бархат.Ru»[118], подготовленные Аркадием Мамонтовым. В этом же месяце в эфире телеканала появился телесериал «Бригада», вызвавший массу противоречивых отзывов среди телезрителей канала[119]: одни отмечали игру актёров и сюжетную линию сериала, другие, наоборот, критиковали его за то, что он романтизирует и культивирует бандитизм среди молодёжи[120][121].

С 17 марта 2003 года телеканал «Россия» перешёл на круглосуточное вещание (ранее канал, как и остальные федеральные, ежедневно уходил на технический перерыв в районе 2-х часов ночи и возобновлял вещание в 5:45)[87]. Первое время ночное вещание канала формировали фильмы и сериалы зарубежного производства, повторы передач и выпуски «Вестей». Со временем структура ночного вещания на канале неоднократно менялась. Летом-осенью 2003 года на телеканал перешло ещё несколько бывших тележурналистов из команды Евгения Киселёва (НТВ, ТВ-6 и ТВС)[122] — Елизавета Листова[123], Алексей Кондулуков[123], Ирина Зайцева[124], Борис Соболев, Елена Курляндцева[125], Иван Родионов. Несколько раньше на телеканал «Россия» с НТВ также перешёл Юрий Липатов[126].

Летом 2003 года программу «Вести недели» покидает Евгений Ревенко[127]. Существуют мнения, что это произошло из-за выпуска от октября 2002 года (о трагедии «Норд-Оста»), где был показан труп убитого Мовсара Бараева[128]. Его место занял ведущий вечерних «Вестей» Сергей Брилёв[129], а Ревенко стал заместителем директора Дирекции информационных программ[130]. Во второй половине года стали появляться проекты разнообразных жанров: документальная программа «Мой серебряный шар» с перешедшим с «Первого канала» Виталием Вульфом[131], музыкальный конкурс «Народный артист»[116], проект Николая Сванидзе «Исторические хроники»[132] и психологическое ток-шоу «Частная жизнь» с Владимиром Молчановым и Ликой Кремер (пришло на замену программе «Моя семья»)[133][134], на которые канал в сезоне 2003/2004 делал ключевую ставку.

В 2003—2007 годах в эфире телеканала были показаны такие обсуждаемые экранизации классических произведений русской литературы[135], как «Идиот» (май 2003 года)[136], «Мастер и Маргарита» (декабрь 2005 года), «В круге первом» (январь 2006 года)[137][138], «Завещание Ленина» (июнь 2007 года)[139]. Также, обсуждаемыми телесериалами, показанными на «России» в этот же период, были «Штрафбат» (сентябрь 2004)[140][141], названный «удачей ТВ»[142], и «Ликвидация» (декабрь 2007)[143][144][145].

В начале 2004 года на «Россию» с «Первого канала» переходит Евгений Петросян с его труппой юмористов и передачами «Смехопанорама» и «Кривое зеркало»[146][147]. В июле этого же года Владимир Кулистиков становится генеральным директором НТВ, должность руководителя информационных программ занимает Андрей Быстрицкий[148].

В течение 2005 года телеканалу «Россия» несколько раз удалось опередить по рейтинговым показателям «Первый канал». Такому резкому увеличению рейтингов поспособствовало введение на телеканале нескольких линеек телесериалов отечественного производства в вечернее время[149]. В том же году с телеканала ушла тележурналистка, руководитель авторской студии Елена Масюк[150] — по причине того, что её фильмы (в частности, «Иероглиф дружбы») руководство телеканала отказывалось ставить в сетку вещания[151][152]. Также, в 2005 году телеканал «Россия» был единственным, кто получил право на полную прямую трансляцию ежегодного послания Президента России: для сравнения, «Первый канал» и ТВЦ показали только сокращённую его версию, вернувшись к заранее запланированной сетке вещания, а НТВ ограничилось только небольшим репортажем в новостном выпуске[153].

В телесезоне 2005/2006 годов на телеканале работал ещё один бывший ведущий «Первого канала» Дмитрий Дибров. Он вёл на «России» три телепередачи: «Вести. Подробности», «Я готов на всё!»[154] и «Просвет»[155], а после их закрытия из-за низких рейтингов[156] некоторое время не появлялся на телевидении[157]. Помимо этого, в данном сезоне канал представил развлекательные проекты «Танцы со звёздами»[158] и «Субботний вечер»[159]. В то время, как параллельно с этим ближайшие конкуренты в лице «Первого канала» и НТВ наметили тенденцию на увеличение в своём эфире «жёлтого» или жестокого телеконтента, телеканал «Россия» принципиально отказывался ставить в свою сетку вещания подобные форматы, что в некотором плане отличало его от «первой» и «четвёртой» кнопок[160]. В частности, криминальные программы «Вести. Дежурная часть» и «Дорожный патруль» к тому времени полностью отошли от смакования кровавых преступлений, характерного для первых лет их вещания[161].

Весной 2006 года руководителем информационных программ телеканала «Россия» становится Юлия Ракчеева[162]. C этого же времени выпуск «Вестей» в 20:00 начинают вести два человека, его продолжительность была увеличена до 40 минут[163].

В ноябре 2006 года ФГУП ГТК «Телеканал „Россия“» перестало существовать как самостоятельное юридическое лицо и было интегрировано в структуру ВГТРК, став её филиалом. До 2009 года в конце некоторых программ и отечественных телесериалов продолжал указываться копирайт «ГТК „Телеканал Россия“».

В феврале 2007 года Сергей Брилёв покидает программу «Вести недели» и спустя 4 месяца становится ведущим отдельной информационной программы «Пятая студия»[164], итоговый выпуск начинает вести политический обозреватель Андрей Кондрашов[165]. Замена ведущего также могла быть связана с вольной трактовкой Брилёвым мюнхенской речи Владимира Путина[166]. В этом же месяце на телеканале появилась научно-популярная передача «Очевидное — невероятное» с Сергеем Капицей[167][168]. В апреле 2007 года телеканал «Россия» был единственным, кто получил право полностью снимать церемонию прощания с первым Президентом РФ Борисом Ельциным (остальные телеканалы параллельно дублировали его картинку)[169].

С 1 сентября 2007 по 27 декабря 2009 года на канале «Россия» в специально выделенном блоке транслировались передачи канала «Бибигон»[170]. С сентября 2007 года по сентябрь 2008 года во время данных передач логотип телеканала адаптировался под логотип «Бибигона».

Осенью 2007 года на телеканале не очень долгое время выходило общественное ток-шоу «Белым по чёрному» с ведущей Светланой Сорокиной, ранее работавшей на «второй кнопке»[171]. На ВГТРК переходит Александр Любимов. Изначально он становится ведущим программы «Сенат», позже занимает должность первого заместителя генерального директора канала «Россия»[172]. Также закрывается авторская программа Николая Сванидзе «Зеркало».

8 мая 2008 года телеканалом был запущен конкурс «Имя Россия» — с целью определить главную историческую персону России, вызвавший общественный резонанс[173][174].

В это же время после трансляции победных для россиян матчей футбольного Кубка УЕФА «Зенит» — «Рейнджерс», финала Чемпионата мира по хоккею Россия — Канада, финала Лиги Чемпионов в Лужниках, Чемпионата Европы по футболу 2008 года с участием российской сборной (права на их трансляции первоначально были у дочернего телеканала «Спорт», но по причине того, что этот телеканал принимался не во всех регионах России, трансляции перешли на второй канал[175][176]), конкурса песни «Евровидение-2008»[177] и Суперкубка УЕФА-2008 с участием «Зенита», телеканал в народе ненадолго получил прозвище «Фартовый»[178][179][180][181][182][183].

1 июля 2008 года телеканал «Россия» прекратил вещание в Белоруссии и был заменен местным телеканалом «РТР-Беларусь», который базируется на передачах телеканала «РТР-Планета (версия для СНГ)»[184].

В сентябре 2008 года вернулась в эфир программа «Вести в субботу», ведущим которой стал Сергей Брилёв[185], а вместо Андрея Кондрашова ведущим программы «Вести недели» после пятилетнего перерыва стал снова Евгений Ревенко[186][187]. На телеканал приходит Максим Галкин, ранее задействованный в ряде проектов на «Первом канале»[188][189]. Из новостных программ ушёл Дмитрий Киселёв, перешедший на административную должность[190][191].

В ночь с 23 на 24 декабря 2008 года канал изменил логотип: изменился дизайн флага и его размеры, а также шрифт и размер надписи «Россия» рядом с флагом.

1 апреля 2009 года в день 200-летия писателя Николая Гоголя и в связи с выходом в прокат фильма «Тарас Бульба» канал на один день в логотипе отобразил название фильма[192][193].

2010 — настоящее время[править | править код]

1 января 2010 года (в рамках очередного ребрендинга телеканалов холдинга ВГТРК) канал получил наименование «Россия-1», изменился его логотип[194]. Программы «Сенат», «Формула власти» и «Парламентский час» переходят на телеканал «Россия-24»[194], «Очевидное — невероятное» и «Кинескоп» — на канал «Культура»[195][196]. С этого же момента, в соответствии с названием, из эфира канала начала постепенно уходить зарубежная кинопродукция. Начиная с апреля 2010 года она стала выходить исключительно в ночное время. Основу дневного и вечернего кинопоказа стали составлять только российские фильмы и телесериалы[197] преимущественно мелодраматического характера. В августе на телеканал приходит с НТВ Владимир Соловьёв[198][199].

Среди основных премьер телесезона 2010/2011 годов можно выделить развлекательные программы «О самом главном»[200], «Девчата»[201], «Десять миллионов»[202] и ток-шоу «Поединок»[199], «Прямой эфир»[203] и «Исторический процесс»[204]. Летом 2011 года Александр Любимов покидает ВГТРК[205].

В начале 2012 года телеканал изменил доменное имя своего интернет-представительства — с прежнего www.rutv.ru на новое имя www.russia.tv[206]. С 15 марта 2012 года логотип канала «Россия-1» немного изменён, в логотипе сменён шрифт надписи «Россия». Нынешняя версия данного логотипа — с проходящим по нему бликом — в эфире с 1 октября 2012 года.

В августе 2012 года Дмитрий Киселёв ушёл с поста зампредседателя ВГТРК, вместо него эту должность занял Евгений Ревенко[207]. Сам же Киселёв с 9 сентября 2012 года стал ведущим программы «Вести недели»[208]. С 25 октября 2012 года Дирекцию информационных программ телеканала «Россия-1» также возглавил Евгений Ревенко[209]. Незадолго до этого программа «Специальный корреспондент» стала иметь жанр обсуждения документальных фильмов корреспондентов ВГТРК в большой студии со значительным числом приглашённых экспертов, её ведущим стал Аркадий Мамонтов[210].

В телесезоне 2012/2013 годов на телеканале начал выходить другой проект Владимира Соловьёва, ранее выходивший на телеканале НТВ, — общественно-политическое ток-шоу «Воскресный вечер»[211]. В ноябре 2012 года скончался один из авторов и актёров программы «Городок» Илья Олейников, после чего коллективом передачи было принято решение её закрыть[212]. В мае 2013 года на телеканал вернулся Борис Корчевников (перешёл с СТС), в 1990-х годах работавший на РТР ведущим молодёжных программ «Там-там новости» и «Башня»[213][214].

Телесезон 2013/2014 отличался большим числом музыкальных конкурсов и передач, среди которых «Битва хоров», «Наш выход», «Живой звук» и «Хит»[215]. Также в марте 2014 года на телеканале появилось перешедшее с «Первого канала» шоу перевоплощений «Один в один!»[216], были показаны 2—4 сезоны.

В свете Евромайдана, крымского кризиса и начала войны на востоке Украины весной-осенью 2014 года было расширено время для информационных программ и общественно-политических ток-шоу[217][218]. Как следствие, передача «Спокойной ночи, малыши!», несмотря на указание в сетке вещания после выпуска «Вестей» в 20:00 (до 29 декабря 2015 года), была убрана из эфира и стала выходить на канале «Культура»[219]. Место вечерних сериалов стали всё чаще занимать внеплановые выпуски «Воскресного вечера» и «Специального корреспондента»[220]. С сентября 2014 года последнюю программу вместо Аркадия Мамонтова стал вести корреспондент ВГТРК Евгений Попов[221][222].

В июле 2015 года главным продюсером телеканала стал перешедший с «России-2» Игорь Шестаков[223][224]. Вскоре в сентябре этого же года в связи с сокращением штата телеканала и его Службы цикловых и тематических программ[223] были закрыты передачи «Мусульмане»[223], «Субботник», «Вся Россия» и «Военная программа»[225], транслировавшиеся с начала 2000-х годов в утреннее время; позже — музыкальная программа «Горячая десятка». Телеканал покидает Максим Галкин[226]. Показ иностранных фильмов и телесериалов в ночное время был окончательно прекращён[227]. Последним таким фильмом стал триллер Кристофера Нолана «Помни», вышедший 4 октября 2014 года; сериалом — «Закон и порядок», чья трансляция завершилась 1 сентября 2015 года. Также уменьшается количество программ за телесезон, выходивших по лицензии; оставшиеся же проекты («Танцы со звёздами», «О самом главном», «Один в один!», «Главная сцена») были существенно переработаны с учётом российской специфики смотрения[227].

Одновременно, в связи с созданием телеканала «Матч ТВ» с 30 сентября 2015 года спортивная редакция ВГТРК прекратила своё существование в прежнем виде[228]. Почти все спортивные трансляции, за исключением футбольных чемпионатов мира и Европы и Олимпиад, были выведены из сетки вещания «России-1», а в штате телеканала осталось только небольшое количество штатных комментаторов[229]. С ноября по декабрь 2015 года на канале снова работал Валерий Комиссаров, который не очень долгое время был режиссёром и ведущим развлекательного ток-шоу «Наш человек»[230]. В это же время был представлен всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица»[231].

В мае 2016 года программным директором телеканала стал Александр Нечаев, ранее занимавший аналогичную должность на НТВ в 2008—2016 годах[197][232].

Начиная с 1 июля 2016 года телеканал имеет собственную HD-версию («Россия-1 HD»), которая полностью дублирует сетку вещания основного канала — дубля «Россия-1»(+0) для зоны вещания «М»; ранее на телеканале «Россия HD» сетка только частично совпадала с соответствующей SD-версией.

В июле того же года стало известно, что Евгений Ревенко покидает холдинг ВГТРК (в связи с участием в выборах в Государственную думу, по итогам которых он стал её депутатом), а Дирекция информационных программ, которой он руководил до последнего времени, объединится со службой информации телеканала «Россия-24». Объединённую информационную дирекцию двух телеканалов госхолдинга возглавила Ирина Филина, а директором ДИП «Вести», ставшей частью Объединённой дирекции, стал Андрей Кондрашов[233]. Вскоре после этого продолжительность выпусков «Вестей» претерпела изменения[234], выпуск в 20:00 вновь ведёт один человек, программа «Вести-Москва» вошла в структуру «Вестей» (итоговый выпуск «Неделя в городе» выходит как отдельная программа), а программы правовой тематики «Вести. Дежурная часть» и «Честный детектив» (сменившая название на «Расследования Эдуарда Петрова» и ставшая выходить как цикл документальных фильмов) перешли на телеканал «Россия-24». Кроме того, с сентября стало выходить политическое ток-шоу Ольги Скабеевой и Евгения Попова «60 минут»[235].

В телесезоне 2016/2017 годов, помимо общественно-политического вещания, телеканал сделал ставку на различные шоу талантов: вместе со вторым сезоном «Синей птицы» были запущены проекты «Удивительные люди»[236][237] и «Золото нации»[238].

По итогам 2016 года телеканал впервые за долгое время вырвался в лидеры телеэфира, обогнав своего давнего конкурента — «Первый канал»[239].

С 16 января 2017 года телеканал «Россия-1» перешёл на вещание в формате 16:9[240].

Летом 2017 года с «Первого канала» на телеканал перешли Андрей Малахов[241] и Тимур Кизяков[242]. Они представили свои проекты «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Привет, Андрей!» и «Когда все дома» соответственно. Прежний ведущий «Прямого эфира» Борис Корчевников стал вести на телеканале дневное ток-шоу «Судьба человека»[243].

Хронология названий телеканала[править | править код]

Дата Название
13 мая — 15 сентября 1991 «РТВ»
16 сентября 1991 — 31 октября 1997, 8 сентября 1998 — 31 августа 2002 «РТР» (с 1 ноября 1997 по 7 сентября 1998 также упоминался в эфире)
1 ноября 1997 — 7 сентября 1998 «РТР-1» (в эфире не упоминался)
30 августа — 3 сентября 2000 (для Москвы и Московской области) «Совместный канал ОРТ+РТР» (из-за пожара на Останкинской телебашне)[244]
1 сентября 2002 — 31 декабря 2009 «Россия» (продолжает упоминаться в эфире)
1 января 2010 — настоящее время «Россия-1» (в эфире упоминается редко)

Россия-1 HD[править | править код]

Россия-1 HD
Общероссийский государственный телеканал «Россия HD»
Логотип телеканала "Россия 1 HD".png Логотип телеканала с 1 июля 2016 года
Страна Flag of Russia.svg Россия
Зона вещания Flag of Russia.svg Россия
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Центр управления
Формат изображения 1080i (HDTV)
Дата начала вещания 29 декабря 2012 года
Лицензия ЭЛ № ФС 77 — 51165 от 13 сентября 2012 года[245]
Основатель ВГТРК
Владелец ВГТРК
Ранние названия Россия HD (29 декабря 2012 — 1 июля 2016 года)
Родственные каналы Флаг РоссииРоссия-1
Голос канала Александр Клюквин
Сайт russiahd.tv
Commons-logo.svg Россия-1 HD на Викискладе

В декабре 2012 года ВГТРК запустила тестовое вещание телеканала «Россия HD» в формате высокой четкости HD[245][246].

Официальный запуск телеканала «Россия HD» состоялся 29 декабря 2012 года в 18.00 по московскому времени.

С 13 декабря 2012 года телеканал начал вещание на платформе «Континент ТВ». С 26 декабря 2012 года канал начал вещание на платформе «Триколор ТВ», а с 28 декабря на платформе «НТВ-Плюс».

С момента начала вещания канала и до 30 июня 2016 года его программная сетка не дублировала телеканал «Россия-1», а формировалась из части передач производства ВГТРК в формате HD[247].

С 1 июля 2016 года телеканал называется «Россия-1 HD» и полностью дублирует программную сетку телеканала «Россия-1» дубля «Россия-1»(+0) для зоны вещания «М».

Телеканал транслируется многими операторами цифрового кабельного телевидения России. У большинства операторов телеканал присутствует либо в базовом пакете телеканалов, либо в пакете HD-каналов.

Вещание[править | править код]

Телеканал «Россия-1» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[248].

Потенциальная аудитория телеканала «Россия-1» составляет 98,5 % населения России[249]. Помимо территории России, вещание распространяется за рубежом телеканалом «РТР-Планета» на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США[250].

24 декабря 2017 года в эфире телепрограммы «Вести недели» было объявлено[251], что телеканал добавляет дополнительные часовые версии эфира. Таким образом, например, в новогоднюю ночь 2018 года телезрители всех 11 часовых поясах во всех 85 субъектах Российской Федерации увидели все программы телеканала, а также обращение президента России и бой курантов в полночь по местному времени, а не со смещением +1 или −1 час для телезрителей, проживающих в «нечётных» часовых поясах, так как на спутник были подняты только временны́е дубли «+0», «+2», «+4», «+6», «+8» для зон вещания М, Г, В, Б и А соответственно После новогодней ночи система распространения вернулась к прежней схеме (с наличием поясных версий только с «чётными» часовыми поясами).

Кинопроекты[править | править код]

Телеканал «Россия-1» участвовал в производстве и продвижении многих российских фильмов и сериалов:

Руководители[править | править код]

Генеральные директора[править | править код]

С мая 1991 по июль 1996 года руководитель телеканала прописывался как его директор, с июля 1996 по апрель 1999 года — как директор телевизионного вещания ВГТРК. С марта 1996 по апрель 2002 года руководитель РТР также выполнял функции генерального продюсера[254][255][256] и главного редактора[257].

Директора продюсерского центра ВГТРК[править | править код]

Главные продюсеры[править | править код]

Программные директора[править | править код]

Главные режиссёры[править | править код]

Музыкальные оформители[править | править код]

Дирекции[править | править код]

Дирекция информационных программ «Вести»[править | править код]

Подразделение, которое занимается производством информационных программ. Изначально возникло как Дирекция информационных и общественно-политических программ «Вести»[279]. В 1999 году реорганизовано в отдельное ФГУП ГТК «Вести», в 2000 году — в ДИП «Вести» РТР (позже — ГТК «Телеканал „Россия“»). В 2016 году стала частью Объединённой дирекции информационных программ ВГТРК. В настоящее время на телеканале выходят её программы «Вести», «Вести недели», «Вести в субботу» и «Неделя в городе».

Ранее занималась производством программ «Вести. Подробности», «Вести в 11», «Зеркало», «Пульс. Правительственные будни», «Москва-Минск», «Международная панорама», «Большой репортаж РТР», «Вести-Москва», «Пролог», «Вести. Дежурная часть», «Специальный корреспондент», «Вести+», «Честный детектив», «Мир на грани», «Пятая студия», «Ревизор», «Вести. Дежурная часть. Спецрасследование», «Расследование Эдуарда Петрова» и др.

Руководители

Студия развлекательных телепрограмм[править | править код]

Создана в 1997 году на базе творческо-производственного объединения «Артель», в 2003 году стала частью Дирекции новых программ и специальных проектов. Занимается производством и курированием программ «Аншлаг»[287], «Утренняя почта», «Смехопанорама»[287], «Смеяться разрешается», «Измайловский парк», «Петросян-шоу», «Юмор! Юмор! Юмор!», «Голубого огонька на Шаболовке»[288] и «Новогоднего парада звёзд», фестивалей «Славянский базар», «Песня года», «Новая волна», «Юморина», праздничных концертов, а также подготовкой к конкурсу «Евровидение»[289] и его детской версии[290].

Ранее производила проекты «Звёздная ночь в Камергерском»[291], «На Титанике», новогодние мюзиклы 2004—2014 годов, фестивали «Юрмалина»[292] и «Детская Новая волна», программы «Городок», «Горячая десятка», «Комната смеха», «Не скуЧАЙ!», «Кривое зеркало»[287], «Субботний вечер», «Место встречи», «Секрет успеха», «Сто причин для смеха», «Лучшие годы нашей жизни», «Добрый вечер с Максимом», «Фактор А»[293], «Вечерний квартал», «Рассмеши комика», «Живой звук», «Хит», «Это смешно», «Улица Весёлая» и др.

Руководителем студии с момента её создания по настоящее время является Александр Катанский, продюсером — Геннадий Гохштейн[294].

Режиссёры
  • Игорь Морозов (Хуан Ларра) (1997—2007)[295]
  • Сергей Широков (с 2007 года)[296]

Дирекция главных продюсеров[править | править код]

Начиная с 2002 года все проекты канала, за исключением информационных, спортивных и юмористических программ, находятся в подчинении у главного продюсера телеканала и курируются службами, входящими в данное подразделение. Руководители служб также имеют должности главных продюсеров и заместителей генерального директора.

Служба утреннего эфира[править | править код]

Подразделение, которое занимается подготовкой сюжетов и производством утренней информационно-развлекательной программы «Утро России». (ранее — «Доброе утро, Россия!»)

Руководители

Служба кинопоказа[править | править код]

Образована как самостоятельное подразделение в 1998 году. С момента своего основания до 2014—2015 годов занималась закупкой и доведением до эфира иностранной кинопродукции. В 2003—2007 годах находилась в подчинении у Дирекции программ как её Отдел кинопоказа. С 2008 года, после входа в Дирекцию главных продюсеров и закрытия Отдела кинопроизводства, занимается подготовкой и продюсированием многих отечественных фильмов и телесериалов, выходящих на канале.

Руководители

Служба документальных фильмов[править | править код]

Образована в 1999 году, в Дирекцию главных продюсеров входит с 2002 года. Специализируется на подготовке и доведении до эфира документальных фильмов.

Руководители

Служба цикловых и тематических программ[править | править код]

Подразделение было основано в сентябре 2003 года и занималось разработкой и доведением до эфира познавательных и развлекательных программ, а также ток-шоу. Среди запущенных передач: «Спокойной ночи, малыши!», «Мусульмане», «Военная программа», «Вся Россия», «Мой серебряный шар», «Субботник», «Форт Боярд», «Народный артист», «Частная жизнь»[133], «Сельский час», «Суд идёт», «Танцы со звёздами» (изначально)[304], «Великолепная восьмёрка», «Танцы на льду», «Ступени», «Ты — то, что ты ешь», «50 блондинок», «Как найти мужа?»[305], «Феномен»[306], «Звёздный лёд», «Ты и я», «Подари себе жизнь», «Кто хочет стать Максимом Галкиным?», «О самом главном» (изначально), «Девчата», «Поединок» (изначально), «Стиляги-шоу», «С новым домом!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» (изначально), «Минутное дело», «Погоня», «Битва хоров»[307], «Большие танцы», «Наш выход!», «Клетка» и «Артист». Упразднена в сентябре 2015 года[223].

Руководители
  • Искандер Хакимов (2003—2015)[308]

Служба сериалов прайм-тайм[править | править код]

Создана в 2007 году. Занимается продюсированием крупных российских многосерийных проектов, выходящих в 21:00. Среди наиболее известных: «Доярка из Хацапетовки», «Приказано уничтожить! Операция „Китайская шкатулка“», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Исаев»[309], «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Земский доктор», «Жизнь и судьба»[310], «Братья по обмену», «Шерлок Холмс», «Екатерина», «Письма на стекле», «Сын за отца», «Людмила Гурченко», «Тихий Дон», «Следователь Тихонов», «Доктор Рихтер» и др.

Руководители
  • Екатерина Ефанова (с 2007 года)[311]

Служба предпраймовых сериалов[править | править код]

Создана в 2009 году. Занималась продюсированием российских сериалов, выходивших по будням и по выходным в дневное время. Среди запущенных проектов: «Ефросинья», «Институт благородных девиц», «Семейный детектив», «Кровинушка», «Тайны института благородных девиц», «Пока станица спит», «Сердце звезды», «Чужое гнездо», «Последний янычар» и др. Упразднена в декабре 2015 года.

Руководители
  • Алексей Целихин (2009—2015)[312]

Служба специальных линейных проектов[править | править код]

Образована в 2011 году. Подразделение, занимающееся производством ток-шоу «О самом главном», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Поединок», «Воскресный вечер („Вечер“) с Владимиром Соловьёвым» и «60 минут». Ранее производила программы «Исторический процесс»[313], «Специальный корреспондент», «Брачное агентство Николая Баскова»[314], «Дело X. Следствие продолжается», «Загадка судьбы», «Вести.doc» и «Команда»[315].

Руководители

Отдел кинопроизводства[править | править код]

Подразделение образовано в марте 2000 года[319] как Служба кинопроизводства, с 2003 года находилось в подчинении у Дирекции программ как её Отдел кинопроизводства. Занималось производством многих отечественных сериалов, среди которых «Каменская», «Семейные тайны», «Воровка», «Бригада»[320], «Идиот», «Линии судьбы», «Мастер и Маргарита»[321], «Ликвидация» и др., а также ток-шоу «Панорама кино»[322]. Основным производителем сериалов для канала в то время являлась фирма «Рекун-ТВ»[323]. После закрытия отдела в конце 2007 года его полномочия были переданы Дирекции кинопоказа.

Руководители

Объединённая редакция спортивных телеканалов ВГТРК[править | править код]

Образована в 1991 году как творческо-производственное объединение «Арена». Непосредственное участие в создании объединения принимал Алексей Бурков[325]. В 1999 году объединение «Арена» было реорганизовано в Студию спортивных программ, в 2003 году, после запуска телеканала «Спорт», — в Объединённую редакцию спортивных программ (с 2010 года — телеканалов) ВГТРК. Занималась производством передач на спортивную тематику, телетрансляций и комментариев к ним, а также программ «Вести-спорт», «Футбол без границ», «Арена-спорт», «Спорт за неделю», «Футбол России» и др. Ликвидирована 30 сентября 2015 года.

Руководители
Главные редакторы

Критика[править | править код]

«В апреле 2006 г. телеканал «Россия» показал мастерски снятый фильм «Великая тайна воды», который иначе как пасквилем на мировую науку назвать нельзя. В конце 2006 г. фильм получил три премии «ТЭФИ». Тем самым телевизионных дел мастера убедительно продемонстрировали, что для них самое главное — рейтинг, даже если он достигается ценой грубого обмана. А то, что при этом совершенно беззастенчиво попирается наука, что людям навязываются средневековые представления, организаторам премиального балагана безразлично…»[333]
  • В апреле 2007 года появилась информация о том, что телеканал подверг цензуре французский документальный фильм о подготовке последних нашумевших цветных революций под названием «Revolution.com. США: завоевание Востока»[334], выпущенный в сентябре 2005 года[335]. По информации газеты «Коммерсантъ» и французской стороны, в результате монтажа содержание фильма было сильно изменено: из него были убраны все нежелательные моменты и комментарии, упоминания оппозиционных организаций, эпизоды, отснятые в российской столице, а также фамилия одного из авторов — Манон Луазо[334]. По подсчётам «Коммерсанта», в перемонтированной версии, показанной на «России» 15 апреля 2007 года, фильм шёл 48 минут с 20:46 до 21:34 (из-за чего пришлось сократить хронометраж шедшей перед фильмом программы «Вести недели» с 1 часа до 45 минут), в то время, как в оригинале фильм шёл 53 минуты 40 секунд[334]. Представители российского телеканала заявили, что фильм был обрезан по предварительному соглашению с французской стороной, а титры были такими же, какими их предоставили французы[334]. Представитель французского агентства САРА в свою очередь же отметил, что телеканал «Россия» нарушил условия жёсткого контракта, по которому в данный фильм не должны были быть внесены никакие изменения[334].
  • В марте 2011 года протоиерей Вячеслав (Пушкарёв), зав. миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви, дал оценку позиции телеканала в освещении конфликта в Ливии:
«…два месяца тому назад Каддафи был надёжным партнёром России, теперь он стал «диктатором» и «убийцей собственного народа». Какая метаморфоза! При всём этом очевиден однобокий подход к освещению проблемы. Наши телеканалы выбрали для себя линию подражания западным СМИ… Получается, что наши журналисты и редакторы являются сторонниками мятежей и государственных переворотов и им наплевать на конституционный строй?.. Наши центральные СМИ пошли на поводу у политики и, нарушая основные нормы журналистской этики, показали всему миру и нам высочайший уровень своего собственного непрофессионализма и ангажированности. Ведь они бессовестнейшим образом стали использовать методику двойных стандартов в своей «работе»… Найдут ли наши СМИ, а особенно канал «Россия» и «Первый канал», в себе силы и решимость признаться в нечестности и попросить прощения у ливийского народа и его лидера? Сомневаюсь»[336].
  • В июне 2013 года МИД Туркменистана обвинил телеканал «Россия-1» и специального корреспондента Евгения Поддубного в непрофессионализме за репортаж «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов» в котором демонстрировались кадры, в которых присутствует якобы гражданин Туркменистана, некий Ровшан Газаков, боевик-командир подрывников[337]. В заявлении МИД Туркменистана отмечается[338]:
«…что подобного рода репортажи, основанные на недостоверной информации, не соответствуют духу позитивно развивающихся туркмено-российских отношений, являются нарушением элементарных норм журналистской этики и рассматриваются туркменской стороной как попытки дезинформировать зрительскую аудиторию».

В самом репортаже пленные члены террористической группировки утверждают, что они приехали из Туркменистана[339]. По данным ряда сетевых СМИ ещё до выхода в эфир телеканала «Россия-1» сюжета «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов» спецслужбы Туркменистана располагали информацией о задержанных в Сирии террористах, кроме того, сотрудники туркменских силовых структур вели активные поиски сообщников членов группировки «Фронт ан-Нусра» в Туркменистане[340].

  • 28 июня 2013 года немецкий общественный телеканал ЦДФ (ZDF) опроверг обвинения канала «Россия» в оплате поддержки Pussy Riot на немецком гостелевидении. ZDF пришлось отвечать в эфире на чистом русском языке, чтобы избежать трудностей перевода[341].
  • В вышедшей в эфир 28 ноября 2014 года программе «Специальный корреспондент» для демонстрации «аморальности» западных ценностей в области воспитания детей был использован видеоматериал с изображением обнажённых мужчин[342][343][344]. При этом в кадре российского эфира звучал вопрос: «Должна ли детская комната выглядеть таким образом?» 2 декабря 2014 года стало известно, что компания Fathead[en] (США) объявила о намерении судиться с телеканалом «Россия-1», так как на самом деле в оригинале данного видеоролика использовалось изображение монстр-трака[345].
  • 23 мая 2015 года в эфир вышел документальный фильм «Варшавский договор. Рассекреченные страницы», в котором утверждалось, что вторжение войск СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году было дружественным шагом для защиты страны от угрозы переворота, поддерживаемого Западом и Североатлантическим альянсом[346]. Министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек вызвал посла России Сергея Киселева для объяснений по поводу этого документального фильма, в МИД Словакии обвинили канал в попытке фальсификации исторических фактов[347][348]. В свою очередь руководитель дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил о соответствии фильма всем канонам журналистики и соблюдении этических норм[349].
  • 10 апреля 2016 года в эфире программы «Вести недели» её ведущим Дмитрием Киселёвым был представлен отрывок из фильма Евгения Попова «Эффект Браудера», премьера которого была назначена на 13 апреля. Согласно фильму, российский политик Алексей Навальный с 2007 года сотрудничал с основателем Hermitage Capital Уильямом Браудером в рамках операции «Дрожь» по подрыву конституционного строя в России[350], которая была разработана ЦРУ ещё в 1986 году[351]. СМИ обратили на ряд странностей, часть из которых была исправлена журналистами ВГТРК: переписка сотрудников иностранных спецслужб на английском языке имела орфографические и грамматические ошибки, один из документов подписан уже ушедшим к тому времени сотрудником спецслужб[352], в переписке есть ответы на вопросы, заданные через несколько лет спустя, голоса Ильи Пономарёва и Навального из аудиозаписи не соответствуют этим политикам (или их невозможно опознать[353])[354][355]). Помимо прочего, аудиозапись их разговора сопровождалась шипением, характерным скорее для стационарного телефона, а не для Skype, как то утверждали авторы[356]. Кадры, отснятые каналом в офисе «Фонда борьбы с коррупцией» в Москве, в сюжете «Вестей недели» сопровождались всплывающей плашкой «Киев, Украина»[357]. Сам Навальный, оценивший содержание фильма как выдумку[351], пообещал подать в суд на Дмитрия Киселёва и Евгения Попова по статье «клевета», а также направил в ФСБ запрос с просьбой изъять и проверить на подлинность материалы, которые стали основой фильма Евгения Попова[358].

Освещение событий на Украине[править | править код]

Украинское издание «Корреспондент.net» уличило телеканал «Россия-1» в фальсификации. В сюжете «Евромайдан 2013 — технология европровокаций», вышедшем в эфир 25 ноября 2013 года, были приведены слова одного из участников, который получил деньги за появление на митинге. Однако, ранее, полное интервью показал в эфире украинский канал «24», и в нём герой сообщил о том, что был приглашён на митинг в поддержку решения властей Украины отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, однако после нескольких часов стояния ему, как и многим другим участникам, не заплатили[359].

Помимо этого, «Россия-1» сообщила о присутствии среди участников митинга за евроинтеграцию множества провокаторов, атаковавших полицию с газовыми баллончиками. Лидеры оппозиции в сюжете отмечают, что эти провокаторы были наняты Партией регионов. Автор сюжета, тем не менее, утверждает, что «таким провокациям учат самих оппозиционеров» в посольстве США в Киеве[359].

В выпуске телепрограммы «Вести недели» от 8 декабря 2013 года Дмитрием Киселёвым была искажена хронология событий на Евромайдане. По версии телеканала «Россия-1», события на улице Банковой, которые были названы «предысторией крови, которая пролилась»[360], предшествовали силовому разгону Евромайдана, что не соответствует действительности[361]. 15 декабря, в следующем выпуске программы, Дмитрий Киселёв признал допущенную ошибку[362].

25 февраля 2014 года Российская общественная коллегия по жалобам на прессу нашла в сюжете «Украинское вече. Евромайдан: по стопам „цветных“ революций» программы «Вести недели» от 8 декабря 2013 года признаки пропаганды. Члены коллегии признали материал «подгонкой жизни под пропагандистскую „колодку“», сюжет о Майдане в целом, по их мнению, характеризуется «оскорбительно низким качеством» и рассчитан на «неразборчивость, нетребовательность и всеядность информационно зависимой части российского общества». Реплики Киселёва, прозвучавшие в ходе сюжета, коллегия назвала «установочными обобщениями»[363].

1 марта 2014 года в программе «Вести в субботу» был показан сюжет о якобы перестрелке в Симферополе[364], в котором показали «украинских боевиков» с закрытыми лицами и тела российских военных, лежавших неподвижно на земле. Однако зрители обратили внимание на то, что показанные «бандеровцы» были вооружены новейшими российскими автоматами АК 100-й серии и гранатомётами РГ-94, которые состоят на вооружении только в российской армии. Также под «трупами» российских военных в камуфляже не было следов крови. Свидетели съёмок репортажа — съёмочная группа крымскотатарского телеканала ATR — при выяснении событий «перестрелки» были избиты неизвестными. По словам крымскотатарских журналистов, на самом деле в результате стрельбы не было никаких человеческих жертв[365].

10 апреля 2014 года в программе «Вести» вышел сюжет о пострадавшем на Украине от рук радикалов стороннике федерализации, которого зовут Андрей Петков, и у которого диагностировали ожог лица, сотрясение мозга и перелом голени. Однако в этот же вечер, но ранее, в программе «Чрезвычайное происшествие» на НТВ вышел сюжет, в котором журналистам телеканала удалось пообщаться с гражданином Германии Андреем Петховым, получившим ранение во время столкновений у стен обладминистрации города Николаев. Человек заявил, что он был «наёмником Майдана», готовивший к силовым акциям группу из 50 бойцов из Западной Европы. Они выступали на стороне «Правого сектора» и должны были покалечить мирных митингующих. В обоих случаях перед зрителями предстал один и тот же человек, пластырь на носу которого и пятна зеленки на подбородке были одинаковые[366][367]. Спустя 2 дня в выпуске «Вестей» снова подтвердили собственную версию о Петкове, сторонником которой оказался «народный мэр» Николаева, однако спустя неделю НТВ в новом сюжете со ссылкой на родственников Петкова сообщило о том, что тот стоит на учёте в психдиспансере, у него весеннее обострение и шизофрения. По мнению телеобозревателя Арины Бородиной, «эта история должна войти в учебники журналистики о том, до чего может довести пропагандистский раж[368]». Автор сюжета Антон Лядов продолжил работу на телеканале, став корреспондентом во Франции, и в мае 2016 года был уличён в приписывании интервьюируемым слов, которые они не говорили, в сюжете для программы «Вести недели»[369].

В середине мая в программе «Вести» телеканала в сюжете «Присяга под стволами» о боях под Славянском для демонстрации жестокости украинских военных были использованы кадры с убитым мужчиной из выпуска «Вестей» от 18 ноября 2012 года. Видеосюжет, откуда были взяты эти кадры, был посвящён новости о введении контртеррористической операции в Баксанском районе Кабардино-Балкарии[370][371]. Заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев заявил о том, что использование этих кадров было «случайной ошибкой», и исключил вероятность попыток манипуляции аудиторией со стороны журналистов[372]. Ведущий «Вестей» Эрнест Мацкявичюс объяснил ошибку редакторов «издержками интернета», после обнаружения которой видео было удалено[373]. Стивен Эннис из службы мониторинга BBC, изучив репортажи России-1 о боях в Широкино, сделал вывод, что российские журналисты вводят своих зрителей в заблуждение относительно происходящего там. Среди используемых приёмов он отметил манипулирование с видео- и фотокадрами, а также фальсификацию и искажение информации[374].

Критика со стороны литовских властей[править | править код]

В августе 2017 года телеканал «Россия-1» и его международная версия «РТР-Планета» подверглись критике со стороны Литовской комиссии по радио и телевидению за разжигание войны и ненависти посредством ряда передач, выходящих на этих каналах[375]. Литовские власти возмутились содержанием выпуска программы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 31 мая 2017 года, в ходе которого лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил «выдвинуть ультиматум прибалтийским государствам, чтобы те отвели все войска НАТО на 300 километров от границ России», а если они этого не сделают, то — «принять определённые меры»[376].

В ответ на обвинения глава Дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил, что все упрёки в адрес содержания таких программ являются несправедливыми, а мнения экспертов — «свободное выражение людьми своей точки зрения»[375].

Примечания[править | править код]

  1. Телеканал «Россия» (Россия-1). Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (30 декабря 2011). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ.
  2. ЧЕЙ ГОЛОС ИГРАЕТ В ЯЩИКЕ?. Новая газета (21 сентября 2000).
  3. 1 2 3 «„Вести“. Первые двадцать лет». Документальный фильм, 2011.
  4. 1 2 ВГТРК / О ВГТРК
  5. Каких коней меняют на переправе?. Новая газета (14 мая 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  6. Олег Добродеев: "Вести" сейчас — программа дистилированная. Коммерсантъ (14 мая 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  7. МЫ БЫЛИ ЕЛЬЦИНСКИЕ. The New Times (7 мая 2016).
  8. М. Полторанин: «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса». Глава IV. «Донесение президента России президенту Америки»
  9. ГОЛОСА ИЗ «ЯМЫ». The New Times (24 апреля 2016).
  10. Подгорбунский, Сергей. «Санта-Барбара» пришла и победила! // Broadcasting. Телевидение и радиовещание : журнал. — М.: Гротек, 2007. — № 3. — С. 85—86.
  11. Бесконечная история. Сериал «Санта-Барбара». РИА Новости (30 июля 2014). — Инфографика. Проверено 21 августа 2016.
  12. Литвинов, Владимир. Сергей Подгорбунский: «Я запретил трансляцию расстрела Белого дома» // Новое поколение : газета. — Алматы: ТОО «Новое поколение», 2003. — 7 февраля (№ 05 (245)). — ISSN 1997-9967.
  13. Журналисты «Вестей» вспоминают события мятежа 1993 года
  14. 1 2 3 4 История Вестей. РТР (6 апреля 2001).
  15. Телезвезды: Николай Сванидзе. Интервью бывшего руководителя ВГТРК. Meduza (8 апреля 2016).
  16. 1 2 3 Бородина, Арина, Куцылло, Вероника. Человек неотсюда, Коммерсантъ-Власть, № 3 (27 января 2003), стр. 11. Проверено 2 января 2015.
  17. Осипова, Наталия, Мандрова, Наталия. Неожиданная отставка, от которой многого ждут, Коммерсантъ, № 38 (22 февраля 1996), стр. 9. Проверено 2 января 2015.
  18. Скандал вокруг ВГТРК разрастается. Госдума намерена вызвать Сагалаева на ковёр. Коммерсантъ (7 февраля 1997).
  19. Гураускайте, Юрате. Николай Сванидзе возглавит Российское телевидение, Коммерсантъ, № 8 (11 февраля 1997), стр. 1. Проверено 2 января 2015.
  20. Решение № 4 (115) от 20 февраля 1997 г. «Об обращении Э. М. Сагалаева в связи с публикацией „ТВ-магазин: продаём программу на завтра“ в „Новой газете“ № 5 за 1997 год». Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Сайт «Интернет и Право» (20 февраля 1997). — Информационные материалы. Проверено 21 августа 2016.
  21. "Деловая Россия" уходит с экрана на монитор. Коммерсантъ (28 марта 1997).
  22. 15 лет «Вестям». Где сейчас Сорокина и Ростов?
  23. С 1 ноября начал вещание новый телевизионный канал «Культура» Газета «Коммерсантъ», № 190 (1372), 04.11.1997
  24. К 80-летию Андрея Торстенсена. Культура (28 июня 2016).
  25. ТЕРНЯВСКИЙ Валентин Григорьевич. Академия российского телевидения.
  26. АНДРОННИКОВА Екатерина Ираклиевна. Академия российского телевидения.
  27. Арутюнова, Виктория. Николай Сванидзе: я не администратор, я журналист, Коммерсантъ, № 91 (23 мая 1998), стр. 3. Проверено 2 января 2015.
  28. Арутюнова, Виктория. «Культура» понесла утрату, Коммерсантъ, № 90 (22 мая 1998), стр. 1. Проверено 2 января 2015.
  29. 1 2 Телевидение всея Руси. Независимая газета (6 декабря 2002).
  30. Развлекательные программы. РТР (10 апреля 2001).
  31. Гендиректор РТР переключается на что-то новое. Александр Акопов ушёл с ВГТРК. Коммерсантъ (21 февраля 2002).
  32. Даешь "Санта-Барбару"!. Независимая газета (13 октября 1999).
  33. «Вести» будут выходить во «Время». Коммерсантъ (3 августа 1999).
  34. КОНЕЦ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ. Московский комсомолец (27 октября 1999).
  35. Два основных правила телевидения. Культура-портал (14 июня 2001).
  36. Личность плюс владение композицией. Film.ru (3 июля 2000).
  37. Многоканальные новости. Московский комсомолец (28 октября 1999). Архивировано 8 июня 2013 года.
  38. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВЛАСТИ. Ежедневный журнал (11 мая 2006).
  39. 1 2 Анри Вартанов. «ДВОЙКА» НА КАЧЕЛЯХ. Актуальные проблемы телевизионного творчества (2001).
  40. Моральным обликом генпрокурора займется специальная комиссия. Lenta.ru (18 марта 1999).
  41. Человека, "похожего на Скуратова", больше нет. Коммерсантъ (30 августа 2000).
  42. Растлителя вызывали?. Московский комсомолец (13 июля 2001).
  43. Скуратов утверждает, что за провокацией против него стоят близкие к Ельцину люди. Lenta.ru (27 апреля 1999).
  44. Указ Президента Российской Федерации от 31 января 2000 г. № 288 «О председателе Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании». Президент России, официальный сайт (31 января 2000). — Документы. Проверено 12 августа 2017.
  45. Добродеев телевизионно представился. Швыдкой культурно попрощался. Коммерсантъ (3 февраля 2000).
  46. Олег ДОБРОДЕЕВ: В СТИЛЕ «БЛАГОРОДНАЯ БЕДНОСТЬ». Огонёк (18 декабря 2000).
  47. Работники Российского телевидения проведут пикет у здания ВГТРК. NEWSru (16 октября 2000). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  48. Заложник РТР. Московский комсомолец (28 октября 2000).
  49. Владимир Кара-Мурза: Новые унижения украинского народа. Собеседник (24 января 2015).
  50. ОКОПНАЯ ПРАВДА "ВЕСТЕЙ". Московский комсомолец (2 ноября 2000).
  51. Журналисты уходят с НТВ на РТР. Lenta.ru (24 мая 2000).
  52. Профессионалы с государственным лицом. Труд (22 сентября 2000).
  53. ВЕЛИКАЯ СТРАНА НЕ МОЖЕТ ТЕРПЕТЬ СЕРОСТЬ ВЛАСТИ. Новая Газета (14 августа 2003). Проверено 3 августа 2013.
  54. Блёстки рыбьего жира. Новая газета, № 94 (25 декабря 2000). — Общество. Проверено 2 июня 2017.
  55. Кому на TV жить хорошо? — Аргументы и факты
  56. Могущество "Вестей" прирастать будет НТВ и ОРТ. Наша газета (18 августа 2000).
  57. Кремль ведёт войну нервов. The Washington Post (29 января 2001).
  58. Журнал Теле-Спутник
  59. С дядей Мишей у телевизора. Ряды редеют. Час (21 июля 2000).
  60. Друг государства. Итоги (4 декабря 2001).
  61. 1 2 Раф ШАКИРОВ открывает карты. Новая газета (14 февраля 2000).
  62. В команде Добродеева — пополнение. Труд (26 мая 2000).
  63. На РТР пришли новые добродеевские. Коммерсантъ (24 мая 2000).
  64. Ночь Тарковского. Государственная программа развития идиотизма в России. Московский комсомолец (12 апреля 2002).
  65. КАКИХ КОНЕЙ МЕНЯЮТ НА ПЕРЕПРАВЕ - Общество - Новая Газета № 32. «Новая газета» (14 мая 2001). — Общество. Проверено 15 сентября 2013.
  66. ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?. Труд (30 августа 2001).
  67. РТР - канал общего назначения. Независимая газета (22 сентября 2001).
  68. СРЕДА № 10 (25) Октябрь, 2000 | РТР: РЕЙТИНГ НА КРОВИ
  69. Когда публицистика неуместна. Российская газета (25 августа 2000).
  70. Аркадий МАМОНТОВ, специальный корреспондент РТР. Новая газета (28 августа 2000).
  71. Аркадий Мамонтов предъявил «Чек на тот свет» | Прочтение. Проверено 6 июля 2013. Архивировано 7 июля 2013 года.
  72. СМИ о Церкви: проблема доверия (Телепрограмма, 20.11.04) (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия". Проверено 20 ноября 2004. Архивировано 7 июля 2013 года.
  73. Как второй канал стал единственным аккредитованным на «Курск». Коммерсантъ (19 августа 2000).
  74. Владимир Кара-Мурза: Все забыли, как раньше врали журналисты. Собеседник (18 августа 2015).
  75. БЕЗ ТВ: Все центральные каналы российского телевидения прекратили вещание. Lenta.ru (27 августа 2000). Проверено 27 марта 2013.
  76. В Москве началось совместное вещание ОРТ и РТР. NEWSru (30 августа 2000). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  77. 1 2 Из "Вестей" пропавший. В информационной службе РТР сменился генеральный директор. Коммерсантъ (3 октября 2000).
  78. Человек, освободивший Хрюшу. Русские новости (29 октября 2009).
  79. Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ХЛОПНУТЬ ДВЕРЬЮ. Новая газета (9 ноября 2000).
  80. Маанди, Вероника. РТР для эстонских русских. МЭ Среда (7 марта 2001). — Ракурс. Проверено 7 августа 2017.
  81. Деменков, Андрей. РТР-Eesti затевает новый проект. Delfi (28 марта 2001). Проверено 7 августа 2017.
  82. Столичная штучка. С понедельника в эфире РТР появятся московские "Вести". Время новостей (9 февраля 2001).
  83. Русская служба EuroNews отмечает 10-летний юбилей. NEWSru.com (16 сентября 2011).
  84. С сегодняшнего москвичи и жители Подмосковья могут смотреть программы телеканала Euronews. NEWSru.com (2 октября 2001). Проверено 25 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  85. Программа ТВ [понедельник, 24 марта], Коммерсантъ, № 49 (24 марта 2003), стр. 12. Проверено 4 сентября 2017. «РОССИЯ 5.15 Канал «Евроньюс» на русском языке».
  86. 30.12 Воскресенье. Государственный интернет-канал «Россия» (30 декабря 2007). — Телепрограммы. Проверено 24 сентября 2017. Архивировано 30 декабря 2007 года.
  87. 1 2 Телеканал «Россия» переходит на круглосуточное вещание. Коммерсантъ (17 марта 2003).
  88. НОЧНАЯ ЗАБАВА. Новая газета (20 марта 2003). — Общество.
  89. Вид из замочной скважины. Известия (14 сентября 2001).
  90. ОТ ШОКА - К НАДЕЖДЕ. Труд (20 сентября 2001).
  91. "И это все о США".... Независимая газета (29 сентября 2001).
  92. РТР хватит своих новостей. Руководство телеканала представило новую сетку вещания. Время новостей (11 сентября 2001).
  93. Сванидзе не выбирает из тарелки самое вкусное. Независимая газета (13 февраля 2004).
  94. XXXXXXXX — Общество — Новая Газета 24 декабря 2001
  95. Радуга съёжилась до триколора. Новая газета (15 октября 2001).
  96. Новости NEWSru.com:: 10 сентября состоится презентация нового сезона телеканала РТР
  97. Кадровая революция РТР // Известия
  98. БЕЗВРЕМЕННАЯ КОНЧИНА ТЕЛЕПУЗИКОВ // Новая Газета
  99. Страна блатного экстрима — Архив публикаций МК
  100. Все мы родом из армии. Красная звезда (14 февраля 2002).
  101. В июле в эфире РТР появится новая программа "Вести-Дежурная часть". РИА Новости (27 июня 2002).
  102. 1 2 Александр ОЛЕЙНИКОВ: «Мне есть чем гордиться и чего стыдиться» — Известия 30 августа 2002
  103. Аркадий Мамонтов: «Иногда приходится нарушать закон». Газета «Известия» (6 августа 2002). — Культура. Проверено 5 января 2014.
  104. Эрнест Мацкявичюс: «На ТВ-6 я начал сходить с ума». Комсомольская правда (13 марта 2002). Архивировано 8 июня 2013 года.
  105. Главный редактор «Вестей» ушел с должности. NEWSru (3 июня 2002). Проверено 13 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  106. "Санта-Барбара" смывается незаметно. Мыльная опера исчезнет с российских экранов. Коммерсантъ (17 апреля 2002).
  107. РТР покажет Западной Европе наши «Вести» «Городок» и сериалы, но без рекламы. Lenta.ru (30 июня 2002). Проверено 17 августа 2010.
  108. РТР поменяет название на телеканал "Россия". Проверено 27 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  109. Многоканальные новости. Московский комсомолец (22 августа 2002). Архивировано 8 июня 2013 года.
  110. АВТОПОРТРЕТ. "Я Хрюша. Я лысый". Коммерсантъ-Власть (23 сентября 2002).
  111. Что круче: «Первый канал» или «Россия»? — Публикации — Первый канал
  112. Осенний телемарафон Коммерсантъ, 30.08.2002
  113. Люди в чёрном III - Журнал «МК-Бульвар» - МК. МК, МК-Бульвар. Проверено 2 сентября 2002. Архивировано 17 августа 2013 года.
  114. Аркадий МАМОНТОВ: Защитим детей от взрослых. Новая газета (2 июня 2003).
  115. Тележурналист Аркадий Мамонтов: Я рассказал, как против нас шпионит Запад. А меня назвали душителем свободы // Комсомольская правда, 27 января 2006
  116. 1 2 Аркадий Мамонтов - лидер телеэфира. Его расследование о продаже человеческих органов потрясло телезрителей. Комсомольская правда (9 сентября 2003).
  117. Аркадий Мамонтов: Я не боюсь…. Российская газета (12 ноября 2003).
  118. Камень в RU. О стилистических разногласиях с этой «Россией». Новая газета (4 октября 2007).
  119. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО СЕЗОНА - Общество - Новая Газета. «Новая газета» (24 октября 2002). — Общество. Проверено 1 декабря 2013.
  120. Бандит-продакшн. На смерть «Бригады». Какими они хотели бы себя видеть. Новая газета (21 октября 2002).
  121. «БАНДИТ-ПРОДАКШН». ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА. Новая газета (4 ноября 2002).
  122. Тележурналисты ТВС: Мы выбираем, нас выбирают.... Российская газета (10 июля 2003).
  123. 1 2 ЛЕТНИЙ СЕЙЛ КОМАНДЫ КИСЕЛЕВА. Новая газета (17 июля 2003).
  124. Охота на миллионера. Известия (31 августа 2003).
  125. Скончалась Елена Курляндцева. Полит.ру (26 мая 2005).
  126. Телевидение готовится к лету. Дни.ру (30 апреля 2003).
  127. Евгений Ревенко надолго "исчезнет" с экранов. Российская газета (24 июля 2003).
  128. Ревенко простили старые обиды?. Собеседник (23 сентября 2008).
  129. Сергей БРИЛЕВ: «Человек может слушать 40 секунд» — Известия
  130. Евгений РЕВЕНКО: «Мне в жизни эфира хватило» — Известия
  131. Виталий ВУЛЬФ: «Я всегда делаю только то, что хочу». Аргументы и факты (23 мая 2005).
  132. Рассаживайтесь поудобнее в карете прошлого. Известия (13 октября 2003).
  133. 1 2 Рассаживайтесь поудобнее в карете прошлого. Комсомольская правда (4 декабря 2003).
  134. Владимир Молчанов: "Нужно меньше смотреть телевизор". Впервые мы увидели его на ТВ в 87-м. И полюбили навсегда. Московский комсомолец (23 декабря 2004).
  135. Поглядим на дорогу. Независимая газета (12 октября 2007).
  136. "Идиот" и Набутов. Известия (2 июня 2003).
  137. Идет бычок, качается. Известия (3 февраля 2006).
  138. Бодался "Телёнок" с Солженицыным. Известия (20 января 2006).
  139. "Завещание Ленина" на канале "Россия". Жизнь и судьба Варлама Шаламова. Независимая газета (28 декабря 2007).
  140. Антон Златопольский: "В силу статуса наш канал всегда будет более консервативным". Известия (26 июля 2005).
  141. «Штрафбат» победил конкурентов Известия (10 ноября 2004)
  142. Одни и те же лица. Независимая газета (8 октября 2004).
  143. "Ликвидация" на канале "Россия". Независимая газета (28 декабря 2007).
  144. "Ликвидация" шагает по эфиру. Коммерсантъ (12 декабря 2007).
  145. Итоги выборов подверглись "Ликвидации". Москвичи оттянулись от телеполитики. Коммерсантъ (4 декабря 2007).
  146. Масляков выжил Петросяна с "Первого канала". Известия (16 февраля 2004).
  147. Евгения Петросяна подставляют Первый канал и КВНщики. Pravda.ru (18 октября 2005).
  148. Быстрицкий назначен руководителем программы "Вести". Вести.ру (15 июля 2004).
  149. Ъ-Газета — Телелидеры
  150. Мои персональные десять лет без ТВ…. Новая газета (4 апреля 2015).
  151. Елена Масюк: «Как я не съела собаку». Московский комсомолец (14 апреля 2005).
  152. Много шоу из ничего. Независимая газета (10 июня 2005).
  153. Президент не втиснулся. Независимая газета (26 апреля 2005).
  154. Дмитрий Дибров готов на все, чтобы вернуться в эфир. Известия (11 марта 2005).
  155. Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной. Коммерсантъ (5 октября 2005).
  156. ДМИТРИЙ ДИБРОВ: «КОГДА БЕРЕШЬ В ЖЕНЫ ДЕВОЧКУ МОЛОЖЕ, КАКОЕ ЭТО УПОЕНИЕ!». Труд (1 августа 2008).
  157. Дмитрий Дибров: «Телевизионщик должен быть миссионером». «Мы же ненавидим наше тело, не можем смотреть свои видеозаписи или слышать свой голос на пленке. Потому что иначе себя представляем». Взгляд (11 декабря 2006).
  158. Пригласили няню танцевать. Известия (16 января 2006).
  159. Новая тенденция - сереалити ТВ. Лениздат.ру (2 августа 2005).
  160. Ъ-Газета — Кнопочная дисциплина
  161. Рейтинг делают нам вновь страх, кошмары, ужас, кровь. Комсомольская правда (3 апреля 2008).
  162. Они делают новости ВГТРК. Газета.ру (23 июня 2006).
  163. Программу «Вести» будут представлять пары ведущих, как на НТВ. NEWSru (11 мая 2006). Проверено 13 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  164. Сергей Брилев остается на РТР вести политическое шоу. Сергей Брилёв вернется на «вторую кнопку» с новым проектом — Сусанна Альперина. Российская газета (2 марта 2007).
  165. Брилёв не знает, кто заменит его в «Вестях недели». «Новая газета» (14 февраля 2007).
  166. Возвращение с понижением. Собеседник (15 июля 2008).
  167. ЧЕРТОВЩИНА С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ. Труд (27 января 2007).
  168. Об умных программах и беге в мешках. Время новостей (7 марта 2007).
  169. Ъ-Газета — на экранах
  170. Детей жалко. Журналист (1 мая 2008).
  171. Нынешние не то, что давешние. Время новостей (1 ноября 2007).
  172. Арина Бородина. Александр Любимов стал топ-менеджером ВГТРК. — Коммерсантъ, 26.12.2007. — № 239 (3815)
  173. Бурный месяц июль. Независимая газета (25 июля 2008).
  174. Исторический проект телеканала «Россия» шокировал историков. Lenta.ru (12 мая 2008). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 13 марта 2012 года.
  175. Люди ждут новых слов. Коммерсантъ (2 июля 2008). Архивировано 8 июня 2013 года.
  176. ТВ волну от Камчатки до Ходынки погонит канал «Россия»
  177. Евробилан всех порвёт. Газета.ру (27 мая 2008).
  178. Елена Ямпольская. Генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков: «Наша страна так замечательно устроена, что количество героев у нас — необъятное». Газета «Известия» (16 июля 2008). — Культура. Проверено 6 декабря 2013.
  179. Дима Билан обставил хоккейную сборную // Ъ-Газета. Проверено 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  180. Арина Бородина. Всероссийская пруха. Газета «Коммерсантъ» № 90(3907). ИД «Коммерсантъ» (28 мая 2008). Проверено 28 мая 2008. Архивировано 10 марта 2012 года.
  181. Лада Мотрич. Всероссийская «пруха». Информационное агентство «Росбалт» (26 мая 2008). Проверено 28 мая 2008. Архивировано 10 марта 2012 года.
  182. Ирина Петровская. Победная поступь всероссийской прухи. Газета «Известия» (30 мая 2008). Проверено 3 июня 2008. Архивировано 10 марта 2012 года.
  183. Телеканал «Фартовый». Известия (23 мая 2008). Архивировано 17 июня 2013 года.
  184. С 1 июля вместо телеканала «Россия» в Беларуси начал вещать канал «РТР-Беларусь»
  185. Не в анналы — так в аналитики - Политика - Новая Газета № 69. Новая Газета (18 сентября 2008). Проверено 18 сентября 2008.
  186. Lenta.ru: Масс-медиа: Евгений Ревенко вернётся в «Вести недели»
  187. Государственное телевидение расширяет политический эфир. В соответствии с пожеланиями телезрителей. Коммерсантъ (3 сентября 2008).
  188. Главный символ госканала. Телелидеры. Коммерсантъ (8 октября 2008).
  189. В таком же направлении будем двигаться дальше?. Время новостей (31 октября 2008).
  190. Ъ-Газета — Дмитрий Киселев стал топ-менеджером ВГТРК
  191. Сезон начался – что на новенького?. Независимая газета (5 сентября 2008).
  192. «Тарас Бульба» вышел на экран. Фото
  193. «Тарас Бульба» вышел на экран. Фото
  194. 1 2 Альперина, Сусанна. Многоликая Россия, «Российская газета» (30 декабря 2009). Проверено 28 сентября 2014.
  195. Человек из телевизора. Эхо Москвы (28 мая 2011).
  196. Очевидный невероятный. Не стало Сергея Капицы. Московский комсомолец (14 августа 2012).
  197. 1 2 “Россия” угадала интересы аудитории. Вести FM (27 декабря 2016).
  198. Владимир Соловьев перейдет на канал "Россия 1". Lenta.ru (12 августа 2010).
  199. 1 2 «Поединок» с властью: побеждает дружба. Собеседник (26 августа 2010).
  200. Доктор Агапкин против Геннадия Малахова. Комсомольская правда (12 августа 2010).
  201. "Девчата" нашего времени: Собчак, Голуб, Митрофанова и Ларсен. Вести.ру (22 апреля 2010).
  202. Отвязались. Литературная газета (9 сентября 2010).
  203. "Прямой эфир" выходит в записи. Телелидеры \\ 11-17 апреля. Коммерсантъ (20 апреля 2011).
  204. На круги своя?... Российская газета (16 августа 2010).
  205. Тележурналист Любимов подтвердил, что вступил в "Правое дело". РИА Новости (12 августа 2011).
  206. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ 2012. Телескоп (1 января 2012).
  207. ВЕДОМОСТИ — Евгений Ревенко и Дмитрий Киселев поменялись должностями
  208. Труд: От «А» до «Ю». Главные премьеры нового телесезона
  209. Дирекцию информационных программ «России 1» возглавит Евгений Ревенко — Российская газета — Дирекцию информационных программ «России 1» возглавит Евгений Ревенко
  210. Во что Аркадий Мамонтов превратил ток-шоу "Специальный корреспондент"?. Собеседник (25 мая 2012).
  211. Владимир Соловьев открывает новый политический сезон. Вести.ру (5 сентября 2012).
  212. На что Юрий Стоянов променяет «Городок»?
  213. Ток-шоу "Прямой эфир" сменило лицо. Вести.ру (30 апреля 2013).
  214. Борис Корчевников, «Прямой эфир»: «Комплименты говорю только жене». Вокруг ТВ (10 сентября 2014).
  215. Сюрпризы нового сезона на канале "Россия 1". Вести.ру (21 августа 2013).
  216. Endemol подаст в суд на „Первый канал“ за шоу „Точь-в-точь“. slon.ru (21 апреля 2014).
  217. Украина — это Россия! Теленеделя с Александром Мельманом. Московский комсомолец (30 января 2014).
  218. Ударенные Майданом. Теленеделя с Александром Мельманом. Московский комсомолец (27 февраля 2014).
  219. Бородина, Арина. Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды. Forbes (3 июля 2014). — Мнения. Проверено 2 июня 2017.
  220. Владимир Кара-Мурза: Пока идёт Олимпиада, Путину надо сохранить видимость демократии, и "Дождь" не отключат. Собеседник (4 февраля 2014).
  221. Не так страшен Дмитрий Киселёв, как его клоны. Собеседник (4 ноября 2014).
  222. Человек из телевизора. Политика для домохозяек — абсолютное ноу-хау Первого канала. Эхо Москвы (20 сентября 2014).
  223. 1 2 3 4 Как «Мусульмане» ушли с российского телевидения. Кавполит (29 января 2016).
  224. 1 2 Афанасьева, Елена. Не только столичное телевидение. Радио «Эхо Москвы» (19 июля 2015). — Телехранитель. Проверено 26 июля 2015.
  225. «Военная программа» А. Сладкова. Эфир от 19.09.2015. Россия-1. — Это последний выпуск «Военной программы Александра Сладкова». Мы, творческий коллектив программы, благодарим своих постоянных зрителей за многолетнее внимание и дружеское отношение к нашей передаче.
  226. Возвращение блудного сына. Шоу «МаксимМаксим» поражает архаичностью формы и содержания. Новая газета (3 июня 2016).
  227. 1 2 Сделано на "России". Главный продюсер «России 1» Игорь Шестаков о том, почему «Первый канал» уступил первенство второй кнопке. Огонёк (16 января 2017).
  228. Спортивная редакция ВГТРК перестанет существовать 30 сентября. Информационный портал «Лениздат.ру» (25 сентября 2015). — Медиановости / ТВ. Проверено 21 ноября 2015.
  229. Каким будет Евро на «России». Советский спорт (6 июня 2016).
  230. Валерий Комиссаров: Возвращаю "великого маленького человека". Собеседник (3 декабря 2015).
  231. Итоги ТВ-года-2015. Теленеделя с Александром Мельманом. Московский комсомолец (24 декабря 2015).
  232. 1 2 «Логотип канала значит уже гораздо меньше». Коммерсантъ (8 января 2017).
  233. 1 2 В ВГТРК поступила новая информация. Госхолдинг реорганизует новостную службу. Коммерсантъ (8 июля 2016).
  234. «Вести – Москва» теперь сопровождают бегущей строкой. Глухих.нет (16 октября 2016).
  235. Человек из телевизора. Эхо Москвы (10 сентября 2016).
  236. Детская неожиданность. Теленеделя с Александром Мельманом. Московский комсомолец (19 ноября 2016).
  237. Владимир Кара-Мурза-ст.: Ходят по кругу и "Точь-в-точь", и "Минута славы". Собеседник (19 октября 2016).
  238. «Пошпионив» у Галкина, Александр Пушной вернулся в телевизор. Комсомольская правда (31 марта 2017).
  239. "Первый" уже второй: на домашних пультах многие перепрограммируют кнопки?. РИА Новости (12 января 2017).
  240. «Вести Сочи» переходят на новый стандарт вещания. ГТРК «Кубань» (15 января 2017). — Новости. Проверено 15 января 2017.
  241. Андрей Малахов сообщил о переходе на канал «Россия-1». ТАСС (21 августа 2017). — Общество. Проверено 22 августа 2017.
  242. На Первом канале уже нашли замену Тимуру Кизякову. 7 дней (16 августа 2017). — Развлечения. Проверено 22 августа 2017.
  243. Эффект Дудя. Что все они скажут Путину, оказавшись перед ним?. Новая газета (4 октября 2017).
  244. ДУЭТ РТР И ОРТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕСИНА. Новая газета (4 сентября 2000). Проверено 27 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  245. 1 2 Россия HD. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (13 сентября 2012). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ.
  246. Канал «Россия HD» — на «Континент ТВ» и «Телекарте»! | Континент ТВ
  247. Телеканал «Россия HD» начал вещание
  248. Все материалы:: Минкомсвязь России. Проверено 29 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  249. РТР Медиа - РОССИЯ 1. Проверено 29 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  250. Телеканал «Россия-РТР». Проверено 29 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  251. Секунда в секунду: "цифра" помогла решить проблему 11 часовых поясов. Проверено 25 декабря 2017.
  252. Крюкова, Антонина. Сергей Урсуляк: Роман «Тихий Дон» поразительно актуален и адекватен нашему времени. Независимая газета (13 ноября 2015). — Антракт. Проверено 27 ноября 2015.
  253. Харюнин, Георгий. Опубликован первый постер фильма «Экипаж». Сайт «Фильм Про» (Filmpro.ru) (31 марта 2015). — Журнал. Проверено 21 сентября 2015.
  254. На кинофестивале в Сочи. Борьба самолюбий затихает только в буфете. Коммерсантъ (6 июня 1996).
  255. 1 2 Парфенов. Коммерсантъ (22 апреля 1997).
  256. Утверждено новое руководство РТР. Известия (16 апреля 2002).
  257. Александр Акопов, главный редактор РТР (рус.), ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» (24 декабря 1997). Проверено 15 августа 2013.
  258. Ушёл из жизни бывший главред "Ленсмены" Сергей Подгорбунский. Forbes (9 февраля 2014).
  259. Реформы на ВГТРК. Российский канал больше не хочет быть вторым. Коммерсантъ (18 сентября 1996).
  260. Гендиректор РТР Александр Акопов подал в отставку. NEWSru (20 февраля 2002). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  261. Гендиректором РТР стал Антон Златопольский. Коммерсантъ (16 апреля 2002).
  262. "Мы с Добродеевым в одной лодке". Первое интервью нового гендиректора РТР. Коммерсантъ (17 апреля 2002).
  263. Павел Корчагин. Краткая биография. Вести.ру (19 апреля 2002).
  264. «Сериалов на ОТР не будет. Их пока не на что снимать». Известия (18 октября 2012).
  265. НОВОСТИ ВГТРК. Новый взгляд (29 мая 1996).
  266. "Россия" перестраивается. Итоги (22 апреля 2002).
  267. Руководитель «Кукол» Василий Григорьев назначен главным продюсером телеканала «Россия». NEWSru (18 марта 2003). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  268. Шумаков Сергей Леонидович. Общероссийский государственный телеканал «Культура». — Лица — Руководство телеканала. Проверено 10 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  269. Медников Дмитрий Юрьевич. База данных «Лабиринт» — демо-версия. Проверено 5 июня 2013. Архивировано 12 июня 2013 года.
  270. Алексеев, Михаил. Не просто спорт: «Танковый биатлон» станет ещё зрелищнее. Russia.tv (23 июля 2015). — Новости. Проверено 26 июля 2015.
  271. Смирнов Андрей Вадимович. ProfiCinema.
  272. РТР укрепили сеткой и мылом. У Александра Акопова — два новых заместителя. Коммерсантъ (19 ноября 2001).
  273. КУЧЕРЕНКО Евгений Святославович. Лабиринт (10 марта 2008).
  274. ТЕЛЕНОВОСТИ ОТ… — Общество — Новая Газета
  275. Официальный сайт Антона Батагова — раздел «Реклама и ТВ»
  276. Официальный сайт Антона Батагова — раздел «Жизнь»
  277. Об Александре Петрунине — «Он был как взрыв!» | Colta.ru
  278. Официальный сайт Александра Салоида
  279. ЛИЛЛЕВЯЛИ Марина Николаевна. Лабиринт (20 ноября 2004).
  280. Службу новостей телеканала «Рен-ТВ» возглавил гендиректор государственного «Радио России». Информационное агентство NEWSru.com (11 апреля 2007). Проверено 15 февраля 2014.
  281. Таратута, Юлия. В журнале The New Times идёт редакторская правка, Газета «Коммерсантъ», № 135 (1 августа 2007), стр. 5. Проверено 15 февраля 2014.
  282. Мила Кузина. У «Вестей» новый руководитель. «Известия» (16 июля 2004). — Культура. Проверено 14 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  283. Главный редактор «Вестей» смещён c должности. Lenta.ru (3 июня 2002). Проверено 15 февраля 2014.
  284. Владимир Кулистиков. Биография. «РИА Новости» (20 мая 2012). — Справки. Проверено 14 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  285. Участники встречи с руководством и членами коллектива Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Президент Российской Федерации, официальный сайт (13 мая 2006). Проверено 14 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  286. Евгений Ревенко возглавит дирекцию информационных программ «России-1». Lenta.ru (25 октября 2012). Проверено 14 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  287. 1 2 3 Смех и деньги. Forbes (3 февраля 2005).
  288. Красно-бело-голубой огонек. Огонёк (16 декабря 2005).
  289. Сестры Толмачевы решили штурмовать «Евровидение» песней Филиппа Киркорова. День рождения поп-короля пал жертвой евродолга. Московский комсомолец (18 марта 2014).
  290. На детское "Евровидение" от России поедет москвичка Валерия Енгалычева. 13-летняя девочка серьезно рассчитывает на победу. Комсомольская правда (3 июня 2012).
  291. РТР хочет, чтобы все позабыли "Старые песни о главном". Коммерсантъ (3 декабря 1997).
  292. СМИ: Задорнов + Пугачева = новый скандал. Утро.ру (20 июля 2004).
  293. "Фактор "А" сказал "Б". Вести-Москва (2 февраля 2012).
  294. Фестиваль «Юморина» выдаст в Сочи рекордный объем шуток. Вести-Сочи (17 сентября 2015).
  295. Леонтьев не любит съемки сзади, а куры боятся Долину. О тайнах и курьезах закулисья телевизионных концертов нам рассказывает главный режиссер отдела спецпроектов Российского телевидения Хуан Ларра. Комсомольская правда (26 марта 2001).
  296. Десять секретов "Голубого огонька". Vesti.ru (26 декабря 2008).
  297. Отставки и назначения за неделю (версия E-xecutive). 11 марта 2011 года. Executive (11 марта 2011).
  298. Второй канал опять меняет лицо. Коммерсантъ (21 августа 1998).
  299. Телевизионные кадры. Время новостей (20 ноября 2001).
  300. Всё о современных российских сериалах. Часть 2. SNC (3 мая 2017).
  301. Режиссер-документалист Виталий Манский. Радио Свобода (7 августа 2005).
  302. Работа с документами. Российская газета (5 июня 2008).
  303. СОЛОВЬЕВ Владимир Геннадьевич. Лабиринт.
  304. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ПОЧЕМУ АНДРЕЯ МАЛАХОВА ЗАМЕНИЛИ НА ЕЛЕНУ ПРОКЛОВУ, ИЛИ ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ «ПРИНЦИПА ДОМИНО». МК-Бульвар (29 мая 2006).
  305. Би-би-си заинтересована в российском рынке СМИ. РИА Новости (27 февраля 2008).
  306. Александр Любимов бросил "Взгляд" вперед. И теперь с помощью экстрасенса Ури Геллера пытается повлиять на Олимпиаду. Российская газета (1 августа 2008).
  307. Осенью на федеральных каналах вышло более 350 премьер. Variety (15 февраля 2013).
  308. Программа "Мусульмане" - первое пятилетие. Совет муфтиев России (12 февраля 2007).
  309. От молодого Штирлица до страдающего Мессинга. Известия (1 сентября 2009).
  310. Виктор Матизен — Сергей Урсуляк. Выяснять отношения с социализмом. Искусство кино (12 декабря 2012).
  311. «Существуют два хороших человека: один перед телевизором, другой – в телевизоре». Cinemotion (9 сентября 2010).
  312. Игорь Щёголев вручил государственные награды представителям российских СМИ и работникам отрасли. Минкомсвязь России (3 ноября 2011).
  313. Третий - лишний. На канале "Россия 1" в новой программе "Исторический процесс" убрали судью. Российская газета (11 августа 2011).
  314. Николай Басков соединит сердца на «России 1». ВГТРК запускает в эфир телесвата по следам телесвахи Первого канала. Известия (28 февраля 2012).
  315. Рамзан Кадыров ищет помощника через телевизор. Комсомольская правда (6 июля 2016).
  316. Продюсер «России 1»: Для «Прямого эфира» наступает новая история. Лениздат (4 мая 2013).
  317. Продюсер «Прямого эфира» не выдержала ухода Бориса Корчевникова с поста ведущего. Teleprogramma.pro (26 апреля 2017).
  318. Озвучена причина ухода Малахова с Первого канала: слишком много политики. Московский комсомолец (3 августа 2017).
  319. ТЕЛЕПУЗИКИ. МК-Бульвар (25 ноября 2002).
  320. Валерий Тодоровский: "Сериал не может быть элитарным, но он должен быть качественным". Film.ru (7 августа 2001).
  321. «Мастер и Маргарита» и другие сериалы телеканала «Россия». Эхо Москвы (18 декабря 2005).
  322. ВСЕ О КИНО. Труд (11 октября 2001).
  323. Снимают все. За последние четыре года в России самыми кассовыми фильмами становились картины отечественного производства. Sostav.ru (7 июня 2007).
  324. ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ: Я НЕ ВЛАСТЕН НАД "СТРАНОЙ ГЛУХИХ". Труд (9 августа 2001).
  325. Ъ-Газета - «Он навсегда войдет в историю телевидения». Проверено 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  326. Телекомментатор Геннадий Орлов: «Почему вас так беспокоят иностранные фамилии?». Спорт день за днём (6 июля 2012).
  327. Неизвестный герой. Проверено 31 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  328. Дмитрий Анисимов: "ВГТРК не планирует показывать НХЛ". Советский спорт (16 августа 2013).
  329. Александр Тащин: "ВГТРК не собирается транслировать РФПЛ". Советский спорт (18 июля 2014).
  330. Дмитрий Губерниев возглавил «российский» спорт
  331. Пикалев А. «Плесень» — кушать подано! // сайт РАЦИРС
  332. 1 2 Белодуров Г. Фильм «Вода»: документальная ложь // Журнал «Нескучный сад»
  333. Э. П. Кругляков. Лженаука — путь в Средневековье. Бюллетень «В защиту науки», № 2. Проверено 26 января 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  334. 1 2 3 4 5 «Россию» пугают крупными купюрами. ВГТРК обрезала французский фильм о цветных революциях. Коммерсантъ (20 апреля 2007).
  335. Чего испугалось российское телевидение. Расшифровка окончания фильма, не попавшего в эфир канала «Россия». Новая газета (18 апреля 2007).
  336. Об информационной войне // voskres.ru
  337. Туркменский МИД уличил российское ТВ в непрофессионализме. // lenta.ru (25 июня 2013 года)
  338. Российский новостной канал дезинформировал аудиторию
  339. Евгений Поддубный: «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов». // vesti.ru (23 июня 2013 года)
  340. Спецслужбы Туркменистана открещиваются от «сирийского террориста», но активно разыскивают его подельников // fergananews.com (25 июня 2013 года)
  341. Кремлёвские СМИ опять попались на лжи // Росбалт
  342. Канал «Россия 1» использовал фейковое видео для демонстрации гей-пропаганды в США. Новая газета (30 ноября 2014). — «В рамках передачи «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия 1» 28 ноября был продемонстрирован сюжет, в котором использовалось смонтированное видео для демонстрации разложения западных ценностей. Запись передачи доступна на официальном сайте телеканала.». Проверено 2 декабря 2014. Архивировано 2 декабря 2014 года.
  343. «Россия-1» увидела развратную Норвегию в фейковом ролике с порноплакатами игры Team Fortress 2 «Tjournal», 30.11.2014
  344. Зеленский М. Канал «Россия 1» использовал фейковое видео как пример гей-пропаганды среди детей в США // Slon.ru, 30.11.2014.
  345. Компания Fathead (США) намерена судиться с телеканалом «Россия-1». Радио «Свобода» (2 декабря 2014). — «Компания Fathead, специализирующаяся на выпуске спортивных и развлекательных переводных картинок, чьи интересы и авторские права были нарушены в российской телевизионной передаче, заявила, что не потерпит нарушений, допущенных в отношении её материалов и будет законными средствами добиваться наказания виновных.». Проверено 2 декабря 2014. Архивировано 2 декабря 2014 года.
  346. Владимир Кара-Мурза-ст. Политзаказ выше здравого смысла. Собеседник (12 июня 2015).
  347. Словакия раскритиковала показанный на российском телевидении фильм о Пражской весне // NEWSru.com, 01.06.2015.
  348. ВГТРК отвергла претензии Чехии и Словакии к фильму «Варшавский договор» // РБК, 02.06.2015.
  349. «Это проблема Европы, а не России»: ВГТРК ответила Чехии и Словакии на критику российского фильма о Пражской весне // NEWSru.com, 02.06.2015.
  350. ВГТРК показала фильм о Навальном с «прослушкой» его телефонного разговора // РБК, 13.04.2016.
  351. 1 2 Артём Филипенок, Илья Рождественский. ВГТРК назвала Навального платным агентом Браудера // РБК, 10.04.2016
  352. Елена Мухаметшина. Разоблачительный фильм о Навальном — это реакция на панамское досье, уверены эксперты // Ведомости, № 4053, 12.04.2016.
  353. Галя Скляревская. Росспропаганда начала наступление на Латвию // «Детектор медиа», 14.04.2016.
  354. Фильм российского ТВ о Навальном: 4 причины сомневаться // «Настоящее время», 11.04.2016
  355. Навальный сотрудничает с разведкой. Что в этом странного? // «Meduza», 11.04.2016.
  356. «Вести недели» и «Время» получили ТЭФИ. Вспоминаем 5 главных фейков в исполнении сегодняшних лауреатов. The Insider (3 октября 2017).
  357. Навальный подал в суд на Киселева за сюжет «Вестей недели». Политик намерен защищать свои честь и достоинство. Московский комсомолец (11 апреля 2016).
  358. Настя Берёзина, Елизавета Антонова. Навальный попросил ФСБ проверить «секретные документы» из сюжета ВГТРК
  359. 1 2 «Россию-1» уличили в фальсификации сюжета про Евромайдан // Lenta.ru, 27.11.2013.
  360. Дмитрий Киселёв. Украинское вече. «Вести недели». Выпуск от 08.12.2013 (8 декабря 2013). — Евромайдан: по стопам «цветных» революций. Проверено 20 декабря 2013.
  361. Дмитрий Киселёв наврал россиянам, что разгон Евромайдана был после штурма Банковой. Информационное агентство УНИАН (9 декабря 2013). — Последние новости. Проверено 20 декабря 2013.
  362. В России признали программу Киселёва о разгоне украинского Евромайдана «прямой дезинформацией» // Обозреватель
  363. Коллегия по жалобам на прессу уличила Дмитрия Киселёва в пропаганде, Lenta.ru (25 февраля 2014). Проверено 25 февраля 2014.
  364. Перестрелка в Симферополе 1 марта 2014
  365. Блогеры разоблачают ложь «Вестей»: «бандеровцы» вооружены новейшим российским оружием. Наша Ніва (2 марта 2014). Проверено 2 марта 2014. Архивировано 2 марта 2014 года.
  366. Российские телеканалы уличили в искажении информации о событиях на Украине. Эхо Москвы (11 апреля 2014). Проверено 18 декабря 2014.
  367. Два лица Петхова из Николаева: версии российского ТВ. Русская служба Би-би-си (11 апреля 2014). Проверено 18 декабря 2014.
  368. Бородина А. Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды. Блог Снимок экрана. Forbes (3 июля 2014). Проверено 18 декабря 2014.
  369. Елена Серветтаз. «Непрофессионально и неубедительно» — Арина Бородина о «французском» сюжете ВГТРК «RFI», 24.05.2016
  370. Владимир Кара-Мурза: Изгнание Радзинского и страх за путинский режим. Собеседник (28 мая 2014).
  371. «Россия 1» выдала видео с Северного Кавказа за съёмки «жертв» Нацгвардии Украины
  372. Дмитрий Киселев назвал «случайностью» кадры с Северного Кавказа в сюжете «России 1» про Украину
  373. Александров, Даниил. «Россия 1» объяснила видео с Северного Кавказа в сюжете про Украину «издержками интернета». Сайт «Slon.ru» (20 мая 2014). — Быстрый Слон. Проверено 20 мая 2014.
  374. Как российское ТВ обманывает зрителя про Украину // «BBC Украина», 23.04.2015.
  375. 1 2 Владимир Кара-Мурза-ст.: "Культура" и Литва против пропаганды. Собеседник (1 сентября 2017).
  376. Литва придумала, как ограничить вещание российских каналов. Федеральное агентство новостей (18 августа 2017).

Дополнительная литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Предшественник:
Флаг СССР Вторая программа ЦТ
Вещает на 11-м метровом канале в Москве
13 мая 1991 — настоящее время
Преемник:
нет