Федеральное агентство новостей

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Федеральное агентство новостей
Логотип Федерального агентства новостей.jpg
Логотип Федерального агентства новостей, 2017 год
Страна
Владелец ООО «Федеральное Агентство Новостей»
Издатель Евгений Зубарев (генеральный директор)
Редактор Елена Галибей, Ирина Сильянова, Дарья Пфау, Татьяна Степанова, Денис Тукмаков
Главный редактор Евгений Дабижа
Дата основания май 2014
Язык русский
Главный офис Санкт-Петербург, Красногвардейский переулок, дом 23
Веб-сайт Официальный сайт

Федеральное агентство новостей (РИА ФАН, Федеральное агентство новостей № 1[1]) — российское интернет-издание, учреждённое в мае 2014 года в Санкт-Петербурге и ориентированное на освещение федеральных новостей[2][3][4]. Ряд российских и иностранных изданий называют ФАН самым крупным изданием в «фабрике медиа», которую связывают с предпринимателем Евгением Пригожиным и Агентством интернет-исследований («фабрикой троллей»)[5][6][7].

История[править | править код]

Сайт Федерального агентства новостей (ФАН) был зарегистрирован в мае 2014 года, хотя редакция заработала только через месяц, а свидетельство о регистрации СМИ газета получила к концу года. Генеральным директором нового издания назначили Евгения Зубарева, работавшего до этого в «Росбалте». Главным редактором стал бывший топ-менеджер регионального отделения «РИА Новости» Владислав Краев, которого позднее сменил на этой должности Евгений Дабижа[2][8][9].

Учредителем Федерального агентства новостей стало одноимённое юридическое лицо, редакция газеты расположилась по адресу улица Савушкина, дом 55[2][10]. Там же действовало Агентство интернет-исследований («фабрика троллей»), которое связывают с деятельностью бизнесмена Евгения Пригожина. По свидетельству ряда российских и иностранных изданий, параллельно предприниматель финансировал ФАН, входящий в «фабрику медиа». О взаимодействии двух структур свидетельствовал не только общий фактический адрес. В своих сообщениях тролли регулярно ссылались на материалы ФАН, искажавшие информацию. Кроме того, данные Facebook и Google Analytics подтверждают связь между аккаунтами и сайтами этих организаций[11][7][4][12][13]. Тем не менее Евгений Зубарев заявлял, что газета стала жертвой чёрного пиара и не связана с Пригожиным[14].

С 2015 года редакция газеты занимает офис на Белоостровской улице, дом 8. При этом по состоянию на март 2017-го на портале указан другой номинальный адрес: Красногвардейский переулок, дом 23. В одном здании с ФАН расположены и другие СМИ, которые относят к «медиа фабрике» Евгения Пригожина[2]. В ночь с 8 на 9 октября 2018 года офис РАИ ФАН подожгли злоумышленники, но возгорание удалось быстро потушить[15].

Владельцы и структура[править | править код]

Согласно расследованию РБК, в «фабрику медиа» входит минимум 16 изданий, девять из них официально зарегистрированы Роскомнадзором как СМИ. Самым крупным проектом является Федеральное агентство новостей, с ним тесно связаны:

У холдинга нет единого юридического лица, хотя часть информационных агентств относят к общим учредителям. Для «Инфореактора», «ПолитЭксперта», «Ньюинформа» им стало издательство «Новинфо», принадлежащее бизнесмену Юрию Краснову (с 15 января 2018 года — компании «Ниолапресс»). ООО «Федеральное агентство новостей», принадлежащее с 2018 года акционерному обществу «Аспект», владеет порталами «Политика сегодня», «Свободное время», «Журналистская правда», «Экономика сегодня», «Федеральное агентство происшествий». До 15 января 2018 года к издательству относилось также РИА ФАН, позднее его учредителем числилось информационное агентство «Информбюро». Основатель платформы «ПолитПазл» Владимир Мезенцев называл газету «Слово и Дело» собственным проектом[4][2].

С 2015 года РИА ФАН, «Политика сегодня», «Экономика сегодня» и «Народные новости» располагаются по одному адресу. В 2016 году их общим руководителем де-факто стал Алексей Никифоров, управлявший до этого фирмой по производству металлоконструкций «Спецстройпроект». Другая часть холдинга, расположенная на улице Савушкина, находилась под контролем Олега Васильева, предположительно, бывшего сотрудника «фабрики троллей». Одним из руководителей холдинга называют также бизнесмена Михаила Бурчика. Источники финансирования организации неизвестны, вероятно, — инвестиции бизнес-структуры Евгения Пригожина. Хотя официально предприниматель не подтверждал свою причастность. По разным оценкам, содержание медиа ежемесячно обходится в 15—22 миллионов рублей[4][2][16].

Первого октября 2019 года Федеральное агентство новостей совместно с изданиями «Политика сегодня», «Экономика сегодня» и Nation News заявило о создании объединённой медиагруппы «Патриот». Совокупная месячная аудитория порталов превышает 26 миллионов человек. Целью сотрудничества станет формирование «благоприятного информационного пространства» и освещение событий в стране[17][18][19]. Попечительский совет нового холдинга возглавит Евгений Пригожин, а офис компании займёт часть жилого комплекса «Лахта плаза», застройщиком которого является принадлежащая предпринимателю корпорация Конкорд менеджмент и консалтинг[en][11][20].

Статистика[править | править код]

Согласно информационному ресурсу Liveinternet, в 2017-м общая аудитория «фабрики медиа» превышала 36 миллионов человек, из них 11 миллионов — читатели ФАН. Это делало агентство одним из лидеров по объёмам трафика в Санкт-Петербурге. Около 4 % из всех посетителей сайта обеспечивали поисковые запросы о ситуации в Сирии и на Донбассе, 27 % — прямые переходы. Но бо́льшую часть трафика предоставляло партнёрство с федеральными изданиями и ведущими тизерными сетями, контролировавшими рекламу материалов ФАН в других СМИ. Благодаря этому в 2016-м информационное агентство заняло седьмое место в рейтинге цитируемости «Медиалогии». В этот период ежемесячно на сайте публиковалось около четырёх тысяч новостей[2][21].

По данным СПАРК-Интерфакс, выручка Федерального агентства новостей в 2015 году составила 7,4 миллиона рублей[2][4].

Редакционная политика и проекты[править | править код]

Бывший работник «фабрики» и организатор провокаций Андрей Михайлов, указывал, что тематика изданий подбиралась хаотично[22]. Геополитические конфликты и внешнюю политику России освещают: «Политика сегодня», «ПолитЭксперт», «Слово и дело», «Политпазл», «Журналистская правда»; «Новостное агентство Харькова», «КиевСМИ» посвящены событиям на Украине; газета «Экономика сегодня» обозревает новости бизнеса. СМИ из группы медиа неоднократно обвиняли в распространении ложной информации. К примеру, в 2016-м «Народные новости» опубликовали спродюсированный ролик, в котором переодетый в американскую военную форму мужчина расстреливает Коран[23][24].

«Федеральное агентство новостей» ориентировано на общегосударственную повестку и публикует материалы, поддерживающие внешнюю политику России. Журналисты газеты сообщали о своей прокремлёвской пиар-деятельности. Так, вероятно, скрытая агитация за политика Геннадия Онищенко способствовала его избранию в Государственную думу в 2016 году[4][3].

С 2015 года репортёры ФАН полномасштабно освещают боевые действия в Сирии. Для этого они получили аккредитацию через местные Министерство информации и Министерство обороны, редко контактируя с командованием Вооружённых сил России. Это позволяет обозревателям опережать коллег из других СМИ. К примеру, в марте 2017-го журналисты вошли в повторно освобождённую Пальмиру вместе с сирийскими военными. Предположительно, успех сирийской кампании издания обусловлен также связями газеты с ЧВК Вагнера. Хотя корреспондент ФАН Кирилл Романовский отрицал контакты с этим формированием, по данным РБК, помощь могли оказывать другие российские ЧВК[2][25]. В 2018 году, через месяц после гибели трёх российских журналистов в Центральноафриканской республике, совместная группа журналистов ФАН и Фонтанки.ру отправилась в ЦАР и повторила маршрут убитых. Официальной целью поездки заявлено желание «разобраться в экономической, социальной и политической обстановке в стране»[26][27][28].

С апреля 2018 года запущен дочерний проект USA Really, публикующий контент, направленный на освещение политических, культурных и расовых противоречий в Соединённых штатах. Вскоре после создания портала Министерство финансов США внесло его в санкционный список[29][30][31].

В мае 2019 года «Федеральное агентство новостей» опубликовало классификатор ста российских СМИ по категориям: иностранные, антироссийские, общественно-политические, государственные и патриотические. Заявленной целью журналистов было создание единой базы, позволяющей читателю выявить надёжные источники информации в условиях «полного бездействия Роскомнадзора». Хотя позднее агентство обвинили в предвзятости и неправильной систематизации[32][33].

Конфликты и критика[править | править код]

Журналисты газеты неоднократно становились участниками профессиональных конфликтов. В марте 2013 года работники ФАН препятствовали корреспондентам региональных СМИ попасть на заседание суда, рассматривавшего иск Пригожина к «Яндексу» с требованием удалить из поисковой выдачи информацию о его бизнесе[2]. После публикации «Фонтанкой.ру» расследования о частном военном формировании Вагнера «фабрика троллей» начала травлю журналиста Дениса Короткова, оскорбительные материалы появились в частности на сайте ФАН[34]. Во время задержания журналиста Ивана Голунова соруководитель РБК Елизавета Голикова обвинила ФАН в распространении недостоверной информации и искажении её комментариев[35]. Кроме того, журналисты, расследовавшие деятельность ФАН, подвергались нападкам со стороны «фабрики троллей». А само информационное агентство обвиняли в клевете на оппозиционных политиков, выгодной действующей власти[36][14].

В октябре 2017 года после публикации расследования РБК о связи «фабрики медиа» со структурами Пригожина новостной агрегатор Google News прекратил трансляцию материалов ФАН и удалил уже опубликованные. Для разрешения конфликта руководство газеты обратилось в Роскомнадзор, и через восемь дней аккаунт информационного ресурса восстановили[37][38][39]. В апреле 2018 года Facebook заблокировал 270 аккаунтов и страниц, связанных с «фабрикой троллей» и ФАН. В ответ издание подало в суд на социальную сеть за нарушение закона о свободе слова и дискриминацию газеты «по национальному происхождению», но иск был отклонён[40][41][42]. Через два месяца сообщалось о блокировке аккаунта ФАН на YouTube[источник не указан 52 дня].

В октябре 2018 года Минюст США обвинил главного бухгалтера газеты Елену Хусяйнову в организации и финансировании сговора с целью вмешательства в выборы США 2016 года. По материалам дела, ООО «Федеральное агентство новостей» участвовало в проекте «Лахта» по дезинформации американских граждан[43][44][45][46]. В декабре Министерство финансов США внесло ФАН в санкционный список Specially Designated Nationals List[47][29], после чего Евгений Пригожин заявил о намерении поддержать издание, хотя подчёркивал свою непричастность[48].

В августе 2019 года РИА ФАН и три связанных с ним издания внесли в спам-лист русской Википедии как источники политической дезинформации. Так, материалы газеты использовала группа из 12 редакторов свободной энциклопедии для обоснования правок, направленных на дискредитацию оппозиции и восхваление властей[49][50][51]. В ответ издание выпустило комментарий руководителя проекта ФАН Евгения Зубарева, что «„Википедия“ признала очевидный и ранее факт, что она является инструментом пропаганды со стороны США», а также новость с комментариями депутата Госдумы Михаила Емельянова, в которой он заявил, что подобное решение является «актом политической цензуры со стороны Запада»[52][53][54].

Примечания[править | править код]

  1. ИА ФАН — новый проект Евгения Пригожина?. Lenizdat.ru (28 октября 2014). Дата обращения 14 октября 2019.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А. Захаров, П. Русяева. Расследование РБК: как из «фабрики троллей» выросла «фабрика медиа». РБК (24 марта 2017). Дата обращения 14 октября 2019.
  3. 1 2 А. Абдуллина. Почему закрываются петербургские издания и что произошло с «БалтИнфо», «Телеграфом» и «Эхом Петербурга». Бумага (13 августа 2015). Дата обращения 14 октября 2019.
  4. 1 2 3 4 5 6 «ВКонтакте» начала разгром «фабрики троллей». Росбалт (7 февраля 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  5. А. Захаров. Пригожин уже отправил Полтавченко в отставку. Фонтанка.ру (23 сентября 2016). Дата обращения 14 октября 2019.
  6. Game of trolls: the hip digi-kids helping Putin's fight for online supremacy. Guardian News & Media (18 августа 2015). Дата обращения 14 октября 2019.
  7. 1 2 Сеть прокремлевских сайтов, связанных с «фабрикой троллей», вычилислили через Google Analytics. Бумага (15 июля 2015). Дата обращения 14 октября 2019.
  8. В РИА ФАН сменился главный редактор. ЖурДом (11 сентября 2015). Дата обращения 14 октября 2019.
  9. «Клубничка» с «кухни Пригожина». Lenizdat.ru (18 марта 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  10. РБК обнаружил медиахолдинг в недрах «фабрики троллей». Новая газета (217-04-23). Дата обращения 14 октября 2019.
  11. 1 2 Пригожин возглавил совет медиагруппы «Патриот». В нее входит «ФАН», связь с которым он отрицал. The Village (4 октября 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  12. Joseph Menn, David Ingram. Facebook deletes posts linked to Russian 'troll factory' — CEO Zuckerberg. Reuters (3 апреля 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  13. Сеть прокремлевских сайтов, связанных с «фабрикой троллей», вычилислили через Google Analytics. Бумага (15 июля 2015). Дата обращения 14 октября 2019.
  14. 1 2 Адриан Чен. Агентство. The New York Times Company (4 мая 2015). Дата обращения 14 октября 2019.
  15. Уголовное дело возбудили по факту поджога петербургской редакции ФАН. Газета.ру (10 октября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  16. О. Морозова. Бизнесмен Евгений Пригожин возглавил совет медиагруппы «Патриот». Туда вошли СМИ, связь с которыми он отрицал. Сноб (4 октября 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  17. Пригожин возглавит совет медиагруппы для борьбы с «антироссийскими» СМИ. The Bell (4 октября 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  18. В России появилась медиагруппа «Патриот». Известия (1 октября 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  19. «Пригожинские» СМИ объединились в медиагруппу «Патриот». Lenizdat.ru (1 октября 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  20. Пригожин объяснил решение возглавить совет медиагруппы «Патриот». РБК (8 октября 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  21. «Фабрике медиа» Пригожина стало тесно в Петербурге. Мойка78 (28 марта 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  22. Д. Коротков. Повар со своими тараканами. Новая газета (9 ноября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  23. Фейковый расстрел: кто стоит за роликом об уничтожении Корана. Би-би-си (3 мая 2016). Дата обращения 14 октября 2019.
  24. И. Панкратова. Новогодний переезд. «Фабрика троллей» перебирается из здания на улице Савушкина в БЦ бывших жертвователей избирательной кампании Путина. Деловой Петербург (29 декабря 2017). Дата обращения 14 октября 2019.
  25. Империя nahnews и pohnews. Медуза (23 марта 2017). Дата обращения 14 октября 2019.
  26. Обнародовано итоговое расследование убийства российских журналистов в ЦАР. Лента.ру (30 июля 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  27. У ночи нет глаз. Фонтанка.ру (2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  28. Александр Горшков о поездке журналистов ФАНа и «Фонтанки.ру» в ЦАР: «Я сомневаюсь в успехе предприятия, но надо использовать любой шанс». Lenizdat.ru (16 августа 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  29. 1 2 США включили Федеральное агентство новостей Пригожина в санкционный список. Вести (19 декабря 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  30. А. Панов. Проснись, Америка! Русские опять пришли. Новая газета (13 июля 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  31. Как Пригожин продал Путину «африканскую мечту». Информационное Агентство «Хакасия» (19 марта 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  32. 26 антироссийских СМИ, по версии Федерального агентства новостей. The Village (24 мая 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  33. Федеральное агентство новостей сделало классификатор российских СМИ. Компания Афиша (24 мая 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  34. Новые угрозы в адрес «Новой газеты». Новая газета (18 октября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  35. РБК подаст в суд на РИА ФАН из-за новости о задержании Ивана Голунова. Новая газета (9 июня 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  36. Кандидат в Мосгордуму подал в суд на РИА ФАН. Lenizdat.ru (8 апреля 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  37. Google заблокировал СМИ из «фабрики медиа», приписываемой Пригожину. Би-би-си (2 ноября 2017). Дата обращения 14 октября 2019.
  38. Роскомнадзор попросил Google News объяснить отказ показывать новости агентства ФАН. Медуза (3 ноября 2017). Дата обращения 14 октября 2019.
  39. Федеральное агентство новостей сообщило о возвращении доступа к Google News. Новая газета (5 ноября 2017). Дата обращения 14 октября 2019.
  40. Суд в США отказал российскому СМИ ФАН в иске к Facebook. Россия сегодня (1 июля 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  41. Федеральное агентство новостей, которое связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным, подало в суд на Facebook. Эхо Москвы (21 ноября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  42. Федеральное агентство новостей подало иск к Facebook. Ведомости (28 ноября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  43. $2 млн в месяц: сколько «повар Путина» тратит на американские выборы-2018. The Bell (20 октября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  44. Связанное с бизнесменом Пригожиным СМИ подало в суд на Facebook. Новая газета (28 ноября 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  45. Facebook удалил 270 связанных с «фабрикой троллей» аккаунтов и страниц. Новая газета (4 апреля 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  46. Главбух «Федерального агентства новостей» не стала оспаривать выдвинутое Америкой обвинение в работе на «фабрику троллей». Фонтанка (10 января 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  47. Минфин США внес ФАН в санкционные списки. Газета.ру (19 декабря 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  48. Евгений Пригожин поможет попавшим под санкции СМИ. Открытые медиа (10 января 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  49. «Википедия» внесла в черный список РИА ФАН, «Народные новости», «Экономику сегодня» и «Журналистскую правду». Эти СМИ связывают с Пригожиным. Бумага (5 августа 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  50. 12 злобных редакторов Русская «Википедия» заблокировала сообщество авторов, которые хвалили губернаторов и критиковали оппозицию. Meduza (5 июля 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  51. «Википедия» внесла в черный список четыре связанных с бизнесменом Пригожиным СМИ. Новая газета (5 августа 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  52. «Википедия» внесла в черный список СМИ, которые связывают с Евгением Пригожиным. Дождь (5 августа 2018). Дата обращения 14 октября 2019.
  53. «Википедия» внесла в черный список связанные с Евгением Пригожиным СМИ. Коммерсантъ (5 августа 2019). Дата обращения 14 октября 2019.
  54. «Википедия» внесла в черный список СМИ, которые связывают с Евгением Пригожиным. Дождь (5 августа 2018). Дата обращения 14 октября 2019.