Эхо Москвы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «ЭХО Москвы»)
Перейти к: навигация, поиск
Эхо Москвы
ЗАО «Эхо Москвы»
Echo of moscow logo.svg
Город

Москва

Страна

РоссияFlag of Russia.svg Россия

Слоган

«Слушайте радио, остальное — видимость» (С. Бунтман)
«Свободное радио для свободных людей» (С. Корзун)
«Радио-М: прорыв в свободный эфир» (С. Корзун)[1]
«Меняю радио „Свобода“ на свободное радио»[2][3]

Формат

News / Talk

Зона вещания

РоссияFlag of Russia.svg Россия,
ПМРFlag of Transnistria (state).svg ПМР,
Соединённые Штаты Америки Чикаго, Нью-Йорк, Сиэтл[4][5]
Киргизия Бишкек,
Флаг Земли международное интернет- и спутниковое вещание[6][7]

Дата начала вещания

22 августа 1990 года

Координаты

Москва, Новый Арбат, 11 Координаты: 55°45′07″ с. ш. 37°35′46″ в. д. / 55.752038° с. ш. 37.5961° в. д. / 55.752038; 37.5961 (G) (O)

Основатель

Сергей Корзун, Сергей Бунтман

Владелец

Газпром-Медиа Холдинг

Руководители

Екатерина Павлова — генеральный директор
Алексей Венедиктовглавный редактор

Сайт

echo.msk.ru

Онлайн-трансляция

есть

Прежние названия

«Радио-М»/«Радио-ЭМ»

«Э́хо Москвы́» (название склоняется — на «Эхе Москвы»[8][9]) — российская круглосуточная информационно-разговорная радиостанция. «Эхо» впервые вышло в эфир 22 августа 1990 года в Москве под названием «Радио-М» («Радио-ЭМ», «Эхо Москвы»)[10] на частоте 1206 кГц (СВ)[1].

Получила известность во время событий 19—21 августа 1991 года — «Эхо» было одной из немногих радиостанций, которые выступили против ГКЧП в первые дни. Постановление ГКЧП № 3 о приостановлении деятельности радиостанции[11] теперь расценивается руководителями «Эха» как высокая государственная награда. С первого дня своего существования «Эхо Москвы» придерживается одного правила: «Все значащие точки зрения на события должны быть представлены»[12]. Журналисты в шутку называют «Эхо Москвы» — «Ухом Москвы»[13], острословы — «Йеху Москвы»[14] (см. йеху), «Эхо Мацы», «Эхо-Тель-Авива».

О радиокомпании[править | править вики-текст]

Сергей Корзун, сооснователь и первый главный редактор «Эха Москвы» до 1996 года. Фото Полины Губановой. 2012 год
Юрий Федутинов, генеральный директор «Эха Москвы» в 1992—2014 годах

«Эхо Москвы» является информационно-разговорной радиостанцией[7].

Радиостанция организована в форме закрытого акционерного общества. 66 % акций принадлежат Газпром-Медиа Холдинг, 34 % — журналистам радиостанции[15], из них 18 % — лично Алексею Венедиктову[16][17].

«Эхо Москвы» — прибыльная радиостанция и выплачивает дивиденды своим акционерам[18]. В совете директоров ЗАО «Эхо Москвы» четыре директора от Газпрома, три от «Эха» и два независимых директора[18]. Председатель совета директоров — Николай Сенкевич[19].

По мнению некоторых обозревателей, «Эхо» является единственным в России по-настоящему независимым СМИ[20][21], и единственным доказательством того, что свобода информации в России для массового слушателя существует[22]. Согласно закону о СМИ, учредители и акционеры не имеют права вмешиваться в редакционную политику. Статут «Эха Москвы» предписывает, что редакционный курс может определяться исключительно главным редактором. Главный редактор Алексей Венедиктов не считает «Эхо» «оппозиционным»: «Мы не оппозиционное радио, мы информационное радио — раз. Мы — площадка для дискуссий различных сил — два. Мы — место для аналитики и мнений различных политических структур, сил, идей — три. Мы не оппозиционное радио»[23].

Концепция и вещание[править | править вики-текст]

Основные программы «Эха Москвы» — новости политики и культуры, обзоры прессы, интервью, общение со слушателями, авторские программы. «Эхо Москвы» вещает круглосуточно в более чем 40 городах России, СНГ, США и стран Балтии.

«Эхо Москвы» вещает через интернет с шириной полосы от 32 до 128 Кб/с[24], а также осуществляет аудио и видео подкаст-вещание в формате RSS[25]. На сайте «Эхо Москвы» многие передачи можно смотреть в прямом видеоэфире, организованном компанией «Сетевизор»[26].

«Эхо Москвы» за свой счёт (с помощью российских спутниковых операторов «Триколор ТВ» и «НТВ Плюс») передаёт цифровой сигнал до наземного принимающего оборудования регионального вещателя через спутники связи[27]:

  • Eutelsat W4 — Центральный, Северо-западный, Приволжский, Уральский и Южный федеральные округа.
  • Ямал-200 — Сибирский и Дальневосточный федеральный округа.

Аудитория[править | править вики-текст]

Сергей Бунтман (справа), сооснователь «Эха Москвы», первый заместитель главного редактора

Ежедневная аудитория радиостанции в Москве составляет приблизительно 900 тыс. человек и около 1,8 млн в остальных регионах России. Потенциальная аудитория слушателей на сентябрь 2011 года составляет 46,835 млн человек. С октября 2010 года по октябрь 2011 года аудитория радио только в Москве увеличилась почти на 90 тыс. чел. Еженедельная аудитория в Москве — около 2 млн человек, а в российских регионах в целом — около 7 млн человек. По данным «TNS Global» (Москва, лето 2011) целевой аудиторией «Эхо Москвы» являются обеспеченные и высокообеспеченные москвичи старше 40 лет с высшим образованием. Они составляют более трети ежедневной аудитории радиостанции (324 тыс. чел.). Это максимальное значение среди московских радиостанций. По данным исследовательской компании Comcon за октябрь 2011 года, «Эхо» занимает первое место в FM-диапазоне по продолжительности слушания (более 200 минут в день) и по лояльности аудитории — около 40 % слушателей называют «Эхо Москвы» любимой радиостанцией. По данным TNS Global (Москва) примерно 160 тыс. чел. слушают только «Эхо».

По данным «TNS Global» (Москва) за сентябрь — октябрь 2011 года следующие программы занимали 1 место среди всех радиостанций: «Утренний разворот», «Особое мнение», «Клинч», «Обложка», «Народ против», «Кейс», «Суть событий», «В круге света», «48 минут», «Полный альбац», «Без дураков», «Поехали», «Блогаут», «Сканер»[28].

Популярность[править | править вики-текст]

По данным компании «Медиалогия», «Эхо Москвы» является одной из самых популярных радиостанций в России, уступая только «Русской службе новостей». По данным за ноябрь 2014 года индекс цитирования «Эха Москвы» составлял 3152,71 и существенно превышал рейтинги других новостных радиостанций: «Говорит Москва» (1997,56), «Коммерсантъ FM» (693,09), «Радио Свобода» (635,79)[29]. По результатам тех же исследований «Эхо Москвы» значительно уступает по популярности СМИ других категорий (газеты, интернет-ресурсы, журналы, телеканалы): рейтинг цитируемости наиболее популярного СМИ в категории «газеты» составляет 18109,81 («Известия»), индекс цитирования телеканала «LifeNews» составляет 8960,25, а «России 24» — 3508,79.

Популярность «Эхо Москвы» имеет серьёзные региональные различия. По объёму накопленной за сутки аудитории в период с октября по декабрь 2014 года в Москве «Эхо Москвы» занимало пятое место, уступая «Авторадио», «Русскому Радио», «Ретро FM» и «Европе Плюс», тогда как за период с апреля по сентябрь 2014 года в целом по России — только 14 место уступая новостным радиостанциям «Маяк» и «Вести FM»[30].

Сайт[править | править вики-текст]

Старая студия

Сайт «Эха Москвы» открылся в 1997 году. В 1998 году появился первый канал вещания в RealAudio. Дизайн сайта обновлялся в 1997, 2000, 2004, 2008, 2011, 2014 годах. Была также создана pda-версия[31]. Сайт «Эха Москвы» дважды становился лауреатом Интел интернет-премии в номинации «Традиционные СМИ в Интернете» (2000 и 2001 год), а в ноябре 2008 года стал лауреатом «Премии Рунета-2008» в номинации «Культура и массовые коммуникации»[31].

Сайт представляет пользователям доступ к архиву радиопередач, расшифровкам интервью, поиск по материалам, RSS-подписке. На сайте «Эха Москвы» существует возможность регистрации и комментирования публикаций[32]. Среди блогеров сайта известные политики, экономисты, деятели культуры и искусства России и других государств.

Текущая версия сайта запущена в августе 2014 года[33].

По данным на декабрь 2012 года, аудитория сайта в России составила 2 млн 918 тыс. человек (8,6 % российских пользователей) и 898 тыс. в Москве (15,3 %)[34]. Согласно данным счётчика посещаемости HotLog, по состоянию на 30 января 2015 года сайт «Эхо Москвы» является десятым по популярности среди Интернет-сайтов в категории Новости/СМИ[35], а среди всех сайтов рунета занимает 40-е место[36].

4 декабря 2011 года в день выборов в Федеральное собрание РФ сайт радиостанции «Эхо Москвы» подвергся мощной хакерской DDoS-атаке[37].

Руководство[править | править вики-текст]

Генеральные директора
Главные редакторы

История[править | править вики-текст]

Основание[править | править вики-текст]

Дом-книжка по адресу Новый Арбат, 11, где расположено «Эхо Москвы»

В мае 1990 года состоялась встреча на факультете журналистики МГУ с участием декана Ясена Засурского, заведующего кафедрой телевидения и радиовещания Георгия Кузнецова, руководителей «Ассоциации Радио» В. Буряка, Г. Клигера, М. Розенблата, ответственного секретаря журнала «Огонёк» А. Щербакова и С. Корзуна, которому предложено возглавить редакцию. В мае-июне 1990 года прошли рабочие совещания в курилке дикторов Иновещания Гостелерадио СССР С. Корзуна и С. Бунтмана — разработка концепции принципиально новой для СССР разговорной радиостанции, построенной на принципах свободной журналистики, полного отсутствия пропаганды и «промывания мозгов»[39]. Алексей Венедиктов вспоминал, что работавшим на Гостелерадио людям надоело врать, поэтому они решили заняться собственным радиоделом[5]. Изначально учредителями «Эхо Москвы» как средства массовой информации являлись Московский городской совет народных депутатов, Ассоциация «Радио», журнал «Огонёк» и факультет журналистики МГУ[1].

9 августа 1990 года завершена регистрация радиостанции как СМИ Моссоветом на основании «Закона СССР о печати», вступившего в действие 1 августа 1990 года[39]. Имя новой радиостанции искали долго: «Молва», «Сталкер», «Столица»[1][40]. В 18:57 22 августа 1990 года радиостанция впервые вышла в эфир[39]. Однако свой день рождения «Эхо» традиционно отмечает на месяц позже, когда все на месте после летних отпусков[40].

Хронология[править | править вики-текст]

Освещение вильнюсских событий января 1991 года стало для «Эха» боевым крещением. Через несколько дней после этого появилось сообщение ТАСС, где речь шла о зловредной станции, живущей на американские деньги и клевещущей просто-таки из-под самой Кремлевской стены[41]. На радиостанцию оказывались не только попытки давления, но станцию хотели реально закрыть[42].

Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы» с 1998 года

19 августа 1991 года эфир был прекращен сотрудниками КГБ примерно в половине восьмого утра, после того как ведущий программы С. Корзун отказался прекратить передачу. 20 августа в 13:40 по распоряжению министра связи РСФСР Владимира Булгака и благодаря усилиям заместителя министра связи СССР А. Иванова, народных депутатов Москвы и России передатчик включили[41][43][44].

В 22:50 связь с передатчиком снова пропала[44]. По одним данным это произошло после вышедшего вечером того же дня постановления ГКЧП о закрытии радио «Эхо Москвы» как «не способствующего стабилизации обстановки»[43]. По другим данным провод, по которому шёл на передатчик сигнал из студии, оборвали по требованию с Лубянки[41]. Звукоинженер Владимир Петраков позвонил на передающий центр и выяснил, что технически нет никаких проблем «закоммутировать» на передатчик обычный городской телефон. Около 2-х часов ночи 21 августа работа возобновилась (по заявлению Корзуна вещание осуществлялось также с 00:31 до 01:19[44]). Она несколько раз прерывалась на время для очередного набора номера[41][43]. Начались прямые включения из осажденного Белого дома и мэрии, пошли репортажи и комментарии гостей, приходивших в студию[41].

По другим данным радиостанция вновь вышла в эфир только в 03:37 21 августа. Министр связи РСФСР отдал распоряжение обеспечить работу радиостанции «Эхо Москвы» и установить линии связи помимо каналов союзного министерства на основании распоряжения Президента РСФСР Ельцина о деблокировании средств массовой информации на территории республики и соответствующего решения президиума Моссовета[44].

В 8 часов утра (по другим данным в 10:18[44]) «Эхо Москвы» отключили в четвёртый раз при помощи группы «Альфа» (по другим данным десантного подразделения, командир которого представился в телефонном разговоре как подполковник Сахаров и сослался на распоряжение коменданта Москвы генерала-полковника Калинина[44]), которая взяла штурмом передатчик на ул. Д. Бедного (Октябрьский радиоцентр). Через пару часов, когда уставшая «Альфа» ушла, был включен другой передатчик[43]. В 15:40 благодаря твердой позиции руководства РСФСР и Москвы радиостанция снова вышла в эфир[44]. По заявлению главного редактора «Эхо Москвы» Сергея Корзуна во время отсутствия радио в эфире были попытки дискредитировать «ЭМ». Во время, когда вещание «ЭМ» было вынужденно остановлено, на частоте радиостанции или близко к ней работал неизвестный передатчик, имитировавший форму трансляции «Эха» и дававший в эфир дезинформацию относительно событий в Москве[44].

20 августа Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР в связи с введением с 19 августа 1991 г. в Москве и на некоторых других территориях СССР чрезвычайного положения и в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» постановил приостановить деятельность телевидения и радио России, а также радиостанции «Эхо Москвы», как не способствующих процессу стабилизации положения в стране[45]. Однако уже на следующий день вице-президент СССР Геннадий Янаев отменил данное решение в связи с роспуском ГКЧП[46]. В 2001 году Янаев только один единственный раз станет гостем на радиостанции[47].

После 1992 года[править | править вики-текст]

Телевизионная студия радиостанции «Эхо Москвы». Алексей Венедиктов интервьюирует Михаила Горбачёва в телевизионной студии
  • 1994 год — начало непрерывного круглосуточного вещания. В 1994 году «Эхо Москвы» вошло в медиахолдинг «Группы Мост»[41].
  • 1996 год — присуждение радио «Эхо Москвы» почётного звания «Радиостанция 1996 года»[39]. Главный редактор Сергей Корзун ушёл в 1996 году на телевидение и вместо этой должности было два первых заместителя: Сергей Бунтман по программам и Алексей Венедиктов по информации[41].
  • 1997 год — начало вещания в диапазоне FM[39].
  • 1997 год — открыт сайт радиостанции, ставший первым среди московских радиостанций[48].
  • 1998 год — открыт первый канал вещания в RealAudio[48].
  • 1998 год — входит в холдинг «Медиа-Мост», созданный В. А. Гусинским. Алексей Венедиктов избран главным редактором.

2000-е[править | править вики-текст]

  • 2000 год — за десять лет коллектив редакции вырос до 100 человек, а ежедневная аудитория превышает уже 5 миллионов слушателей в 45 городах страны[4].
  • 20002001 годы — конфликт вокруг медиаимперии Гусинского; частная компания «Медиа-Мост» становится собственностью государственного концерна «Газпром».
  • 2002 год — «Эхо Москвы» создаёт дочернюю радиостанцию «Арсенал» на случай смены руководства «Эха» и изменения вещательной политики, которая была продана в 2006 году.

По итогам исследования столичной аудитории в первом квартале 2006 года социологическая служба «КОМКОН» пришла к выводу, что «Эхо Москвы» — любимая радиостанция москвичей. О своём отношении к «Эху Москвы» как к самой любимой станции в марте сообщили 37,8 процентов тех, кто слушает эфирные радиостанции в диапазонах FM и УКВ. В марте 2006 года по данным социологической службы «КОМКОН» еженедельная аудитория «Эхо Москвы» составляла 1 млн 490 тыс. человек[49].

Начался приём в Клуб слушателей «Эха» и включена возможность комментирования блогов[50]. В Москве прошла конференция региональных партнеров «Эха»[51]. С 30 января в эфире «Эхо Москвы» появляются новые ведущие и новые программы[52]. С 6 марта 2006 года запущен совместный проект с журналистами «Интерфакса» — «Эхономика»[53]. Запускается видеотрансляция программы Аргентум[54]. Появилась программа Дневной разворот[55].

Программа Светланы Сорокиной «В круге СВЕТА» выходит на телеканале «Домашний»[56]. Открыт проект «Радио-рельсы» — совместная акция радиостанции «Эхо Москвы» и РАО «Российские железные дороги» «Окно в Россию»[57]. С 27 ноября 2006 года в эфире появляется «Вечерний разворот»[58].

3 апреля 2007 года была открыта новая радио-телевизионная студия «Эхо Москвы», и 8 апреля трансляция передач с неё началась на RTVi[59].

С 2010 года[править | править вики-текст]

По данным исследовательской компании КОМКОН «Эхо Москвы» в сентябре 2010 года вышла на первое место в рейтинге московских радиостанций, общее количество ежедневных слушателей станции составило около 1 млн человек. 4 апреля 2011 года Алексей Венедиктов был утверждён советом директоров «Эха Москвы» в качестве главного редактора на трёхлетний срок. 14 марта 2014 года Венедиктов был утверждён на посту главного редактора ещё на пять лет.

23 июня 2014 года информационное агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на первого заместителя гендиректора «Газпром-медиа» Владимира Шемякина сообщило об обнаружении аудиторской фирмой PricewaterhouseCoopers недополученной в 2013 году прибыли от неучтенной рекламы на радиостанции, холдинг планирует вынести этот вопрос на ближайший совет директоров. Источник агентства из руководства радиостанции сообщил о том, что речь идет о социальной рекламе, учтённая аудиторами как коммерческая[60].

В апреле 2014 года стало известно о намерении властей Москвы реконструировать под гостиницы к чемпионату мира по футболу 2018 года и дом № 11 на Новом Арбате, где расположена радиостанция. К началу июля «Эхо Москвы» подписало контракт об аренде помещения редакции «Московского комсомольца» на улице 1905 Года[61].

В начале июля стало известно о планах миноритарных акционеров, в том числе Алексея Венедиктова, направить «Газпром-медиа» предложение о выкупе примерно 66,6 % станции. Предложение о выкупе будет представлено на собрании акционеров 23 июля. Согласно структуре ЗАО, миноритарии имеют приоритетное право выкупа[62]. Но в августе Венедиктов сообщил, что по итогам неофициальной встречи с Михаилом Лесиным стало известно о нежелании продавать принадлежащие холдингу акции[63].

В мае 2015 года журналист Сергей Корзун, бывший первым главным редактором радиостанции, объявил о своем увольнении с «Эха Москвы». В своем блоге он, в частности, написал: «Того „Эха“, которое мы начинали в 1990-м, не стало. Организм ещё работает, но „смерть мозга“ уже наступила». Поводом для своего увольнения Корзун назвал оскорбительные записи помощника главреда Леси Рябцевой на сайте «Эха» об оппозиции и сотрудниках радиостанции, на которые не отреагировал Венедиктов[64].

В июне 2015 года писатель Борис Акунин, экономист Константин Сонин, блогеры Андрей Мальгин и Олег Козырев отказались публиковать материалы своих блогов на сайте радиостанции в связи с публикациями Рябцевой[65][66]. Бывший председатель Госкомимущества Альфред Кох заявил, что уже давно отказался сотрудничать с «Эхом».[67]

Критика[править | править вики-текст]

14 февраля 2012 года Газпром-Медиа Холдинг потребовал срочной отставки совета директоров и смены состава независимых директоров радиостанции. Последнее решения касалось независимых директоров Евгения Ясина и Александра Маковского, проработавших в этом качестве 10 лет. По мнению Венедиктова, совет директоров покидают он и зам. главного редактора Владимир Варфоломеев. Взамен они предложили кандидатуру генерального директора «Эха Москвы» и телекомпании «Эхо-ТВ» Юрия Федутинова[68].

Хиллари Клинтон на «Эхе Москвы»

Журналисты станции опубликовали коммюнике, где выразили своё недоумение действиями Газпром-Медиа, посчитав это реакцией на критику высших должностных лиц в адрес радиостанции. Помимо этого, было сообщено о согласовании списка новых кандидатов в совет директоров «Эха-Москвы». В него вошли генеральный директор «Связьинвеста» Вадим Семенов и независимый предприниматель Евгений Трубин, бывший генеральный директор Лениздата. Также коллектив собирается создать Наблюдательный совет при радиостанции, который возглавят Ясин и Маковский[69].

В этом конфликте на стороне «Эха» выступили представители медиабизнеса: Наталья Синдеева предложила выкупить у «Газпром-Медиа» долю в радиостанции «Эхо Москвы», а Александр Лебедев пообещал предоставить её коллективу имеющуюся у него FM-частоту[70]. Кандидат в президенты РФ и предприниматель Михаил Прохоров был готов предоставить кредит на выкуп пакета акций Газпром Медиа[71].

Пресс-секретарь премьер-министра РФ Владимира Путина Дмитрий Песков заявил о том, что считает происходящие события «внутрикорпоративными делами»[72]. Президент Газпром Медиа Николай Сенкевич заявил о том, что на это решение повлияло «повышенное внимание к нашей радиостанции „Эхо Москвы“ с разных сторон», а смену независимых директоров объяснил ротацией кадров[73].

Отзываясь о радиостанции, Михаил Леонтьев, отвечая на вопрос Ксении Собчак, сказал:

« Когда мне надо зарядиться ненавистью, я с большим удовольствием их слушаю. Мне профессионально это крайне помогает[74]. »

16 апреля 2015 года хакерской группой «Анонимный интернационал» была опубликована переписка, предположительно принадлежавшая главе Роскомнадора Александру Жарову. В ней особое внимание уделено переписке генерального директора радиостанции «Эхо-Москвы» Михаила Демина, в которой он обсуждал опросы на сайте радиостанции, согласование публикуемых блогов, отдельной рекламы и текстов, лишение лицензии петербургского «Эха», размер бюджета станции и невыполнение договоренностей о зарплате, а также согласование промо-роликов «Антикризисного марша» с участием Бориса Немцова и Михаила Касьянова[75][76][77][78].

Предупреждения Роскомнадзора[править | править вики-текст]

В середине ноября 2014 года Роскомнадзор вынес предупреждение радиостанции за вышедшую 29 октября в её эфире передачу «Своими глазами», герои которого говорили о боях за Донецкий аэропорт между украинскими войсками и вооружёнными формированиями ДНР. 17 ноября глава ведомства Александр Жаров объяснил это положительной оценкой украинской националистической организации «Правый сектор», которая, по его словам, «решением Генпрокуратуры признана экстремистской организацией»[79]. Информационно-аналитический центр «Сова» отметила сразу несколько юридических и фактических ошибок со стороны чиновника. Среди них: Правый сектор был признан экстремистским только 17 ноября спустя несколько недель после эфира, слова Жарова не вполне согласуются с текстами предупреждений редакции, а в самом эфире не было никакой положительной характеристик со стороны его гостей[80].

Кодекс[править | править вики-текст]

В конце ноября 2014 года помощница главреда радиостанции Леся Рябцева заявила о намерении разработать «регламент поведения журналистов в соцсетях», и в связи с этим упомянула некий «международный опыт». По её словам, журналистам BBC запрещено быть подписчиком, другом или «фолловером» политика или активиста, в Associated Press (AP) есть правило: «Дружба или подписка на аккаунт политического кандидата могут создать восприятие среди незнакомых с протоколом соцсетей людей, что так вы показываете свою симпатию». На самом деле инструкция BBC по поведению в социальных не содержит каких-либо запретов на общение в соцсетях для его сотрудников, что подтвердили и сотрудники этого медиа, а в AP памятка советует делать прямо противоположное заявлению сотрудницы радиостанции[81][82].

Критика радиостанции Сергеем Корзуном и реакция медиасообщества[править | править вики-текст]

В мае 2015 года один из основателей, первый главный редактор радиостанции Сергей Корзун заявил, что больше не работает на «Эхо Москвы», объясняя этот шаг публикациями Леси Рябцевой и нежеланием совмещать с ними свои публикации на одном ресурсе. По его мнению, опубликованному им на своей страничке livejornal, «„Эхо Москвы“ сегодня предает свою базовую целевую аудиторию… Нефильтрованное „Эхо“ стало опасным для душевного здоровья». Корзун заявил, что на сайте радиостанции теперь встречаются «непрофессиональные, высокомерные, злобные и просто оскорбительные суждения», не имеющие отношения к первоначальной задаче представления всех значимых точек зрения.[83].

После ухода с радиостанции Сергая Корзуна телеведущий Владимир Познер назвал «Эхо Москвы» псевдонезависимым СМИ. «Мы все понимаем, что 65 % радио принадлежит „Газпром-Медиа“, и знаем, кому принадлежит этот холдинг. То есть если бы государство не допускало того, что происходит на „Эхе Москвы“, этого бы не было». По словам Познера, контролируемые государством СМИ занимаются тем, что создают определенное общественное мнение, которое бы хотело видеть государство[84].

В июне о прекращении сотрудничества с «Эхом Москвы» объявили писатель Борис Акунин, экономист Константин Сонин и ряд блогеров. Журналистское сообщество принялось активно обсуждать и анализировать причины разгоревшегося скандала.

По мнению украинского журналиста Виталия Портникова, у «Эха» уже давно нет репутации: «Леша Венедиктов… всегда был одним из „них“ — умным, жестким, властным чиновником, намертво впаянным в существующую номенклатурную конструкцию… он всегда гордился тем, что на короткой ноге с жульем. И когда это жулье незаметно превратилось в банду военных преступников, разве он от них отрекся, выступил с возмущенным заявлением?» Вместе с тем радиостанция предоставляла деятелям оппозиции выход на широкую аудиторию, ради чего им приходилось идти на компромиссы[85].

Медиаменеджер Альфред Кох считает, что беда «Эха» проистекает из его ранее монопольного положения на рынке либеральных СМИ, в результате чего «великий и ужасный Веник» стал сам диктовать повестку дня. Однако с появлением социальных сетей монополия Венедиктова начала рушиться. «И если он не поймет, что теперь козыри на руках у ньюсмейкеров и аналитиков, и это теперь они диктуют условия: как, в каком формате и т. д. они появятся у него в эфире, то Эхо умрет, уйдя в рекламу конского возбудителя и неунывающей Леси с мозгом макаки и амбициями Юлия Цезаря»[86].

Журналист и поэт Елена Фанайлова сравнивает Лесю Рябцеву с другими «блондинками-выскочками», которые «рулят на поле массмедиа уже которое десятилетие». Отличие Рябцевой в том, что она работает в СМИ, считающемся уважаемым, что вызывает у публики когнитивный диссонанс. И если у эпатажной Ксении Собчак все же присутствует здравый смысл, то Рябцева — тролль, владеющая лексикой и логикой завсегдатая «ВКонтакте» и апеллирующая к серому большинству населения[87].

Программы и ведущие[править | править вики-текст]

Общественно-политические
Интервью
Разговорные
Итоговые информационные
Авторские
Исторические
Обзоры прессы и ТВ
Спортивные
Автомобильные
Тематические/познавательные
Краткие рубрики
Юмористические
Совместные
  • Маросейка 12 — Евгений Бунтман, Инесса Землер
  • Москва. Территория бизнеса (совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предприн. г. Москвы) — Яна Розова
  • Московская полиция рекомендует… (совместно с ГУВД по г. Москве)
  • Три точки-три тире-три точки
  • Фактор риска — Алексей Дыховичный
  • Центральное Агентство Путешествий — Сергей Бунтман
  • Эхономика (совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы) — Анна Князева
Музыкальные
Детские

Совместные проекты[править | править вики-текст]

Новая телевизионная студия «Эха Москвы» и RTVi

Радиостанция Эхо Москвы и телекомпания RTVi до 13 мая 2013 г. совместно выполняли регулярное вещание передач «Особое мнение», «Полный Альбац» с Евгенией Альбац, «Ищем выход», «Кейс» с Ириной Воробьёвой, «Грани недели» c Владимиром Кара-Мурзой, «Всё так» с Алексеем Венедиктовым и Натальей Басовской, «Своими глазами»" с Ольгой Бычковой и Софико Шеварднадзе, «Большой Дозор» совместно с Ведомостями, «Цена Победы» c Михаилом Соколовым, «В круге СВЕТА» со Светланой Сорокиной, «Код доступа» с Юлией Латыниной, «48 минут» и «49 минут» с Наргиз Асадовой и Алексеем Венедиктовым, «Без дураков» с Сергеем Корзуном, «Обложка-1» с Тихоном Дзядко и Софико Шеварднадзе, «Разбор полёта» с Татьяной Фельгенгауэр и Ириной Воробьёвой, «Сканер» (совместно с агентством «Интерфакс») с Ольгой Бычковой, «2013», «Мастодонт», «Поехали».

Также у «Эхо Москвы» есть совместные проекты с газетами «Московская правда» (проект «Москва в фокусе»), «Труд» («Эхо Труда», «Послужной список»), ВедомостиБольшой Дозор»), радиостанцией «Мария FM» («Дневник губернатора»), компанией «EVANS» («Выбор за Вами»), журналом «Stars&Money» и «Идальго-имидж» («Люди и Деньги»), Standard & Poor'sКрутая шкала»), турфирмой «Нева»Куда подальше?»), ГУ-ВШЭЛукавая цифра»), ИнгосстрахФактор риска»)[88][89][90][91], ранее — с телеканалом «Домашний» («В круге СВЕТА»).

Ряд передач («Программа-игра «Говорим по-русски»», «Как правильно?», «Альманах «Говорим по-русски»», «Родительское собрание», «Детская площадка», «Книжное казино») производится при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России[92][93][94].

Награды[править | править вики-текст]

Автомобильные программы радиостанции «Эхо Москвы» признаны лучшими в освещении проблем безопасности на дорогах России[95]. Радиостанция «Эхо Москвы» удостоена премии «Компания года 2006»[96]. Программа «Кухонные тайны» радиостанции «Эхо Москвы» и её ведущий Матвей Ганапольский удостоены Национальной премии «Гостеприимство-2006»[97].

В 2005 году ведущий Алексей Осин был признан автором лучшего спортивного радиорепортажа года и удостоен премии имени комментатора Вадима Синявского[98][99]. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов победил в номинации «Журналист-2006» Национальной ежегодной премии «Синие страницы. Человек года», которую проводит Национальная энциклопедия личностей РФ[100].

Радиостанция «Эхо Петербурга» заняла первое место в номинации «Радиостанция года-2006»[101]. 25 ноября 2008 года сайт радиостанции стал лауреатом пятой «Премии Рунета» в номинации «Культура и массовые коммуникации»[102]. Венедиктов так прокомментировал это: «То, что „Эхо Москвы“, — это, конечно, круто и совершенно неожиданно. То, что у нас один из лучших сайтов в сфере коммуникаций, — это, конечно, замечательно, и всегда приятно, когда твою непрофессиональную работу, — а Интернет — это не наш бизнес, не наше дело, — оценивают 300 профессионалов, которые на самом начале, на самом старте нашего сайта нас сильно ругали»[103].

В октябре 2012 года радиостанция Эхо Москвы и её главный редактор Алексей Венедиктов были выдвинуты на соискание Нобелевской премии мира[104].

Необычные случаи на радиостанции[править | править вики-текст]

Новая телевизионная студия «Эха Москвы» и RTVi

В канун каждого серьёзного катаклизма у ветерана станции звукорежиссёра Андрея Головачева раздувался флюс. Так было в начале января 1991 года, потом флюс возник в середине августа того же года, и снова — в сентябре 1993 года[41].

Интересные ситуации иногда происходили с гостями программ. Эльдар Рязанов за два визита сломал три стула и ещё два надломил[41]. А Евгений Весник однажды, будучи в гостях в программе Матвея Ганапольского «Бомонд», за минуту до финала рассказал анекдот, после которого вещание прекратилось, а новости вышли с запозданием на три-четыре минуты[41].

Ввиду своей интерактивности (во многих передачах звонки от радиослушателей принимаются без премодерации) радиостанция подвергается атакам со стороны сообщества пранкеров — телефонных хулиганов. Атакующие дозваниваются и выражаются в прямом эфире нецензурно, в том числе с использованием мата. Несмотря на то, что ненормативная лексика в эфире классифицируется по КоАП РФ как хулиганство и в отношении ведущих может нарушать 130 статью Уголовного кодекса «оскорбление», поиск виновных до сих пор остаётся безуспешным. Итогом атак стал запрет звонков в передачах Николая Тамразова и Александра Пикуленко[105].

Закрытие радиостанции в Санкт-Петербурге и области[править | править вики-текст]

Конфликт, как известно, возник из-за того, что «Эхо Москвы» попыталось поставить под свой контроль учредителя «Эхо Петербурга» и владельца лицензии на вещание в северной столице — продюсерский центр «Музыкальная фактория» («Эхо Москвы» владеет в нём 51 %). Не сумев назначить туда своего гендиректора, московская радиостанция запустила процедуру отзыва лицензии у «Фактории», одновременно продолжая вести с ней переговоры. В лицензии написано, что «Фактория» должна ретранслировать передачи «Эха Москвы», разбавляя их собственными программами. Москва расторгла договор и считает, что теперь петербургские партнеры потеряли право пользоваться её контентом, после чего обратилась в Роскомнадзор, указывая на нарушение условий лицензии. 9 июня 2015 ведомство приостановило лицензию «Эхо Петербурга» до 22 июня. Радиостанция прекратила вещание. У Москвы и Петербурга была последняя возможность договориться, но этого не произошло — стороны не смогли найти компромисса по вопросу, кто будет назначать гендиректора, то есть фактически руководить работой радиостанции. И 23 июня Роскомнадзор отобрал лицензию на осуществление вещания. Однако, 14 июля в 18:00 Радиостанция «Эхо Москвы» вновь включилось на частоте 91,5.

8 июля 2013 в Выборге на 91,2 FM вместо «Эхо Москвы» появилась радиостанция Ретро FM. Причиной прекращения вещания послужил разрыв контракта радиостанции с партнерами. Ответственной за вещание в Выборге была компания ООО «Медиа-Сервис», которая в одностороннем порядке расторгла договор.

Города вещания[править | править вики-текст]

Частота указана в МГц

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 4 Факты и фактики из истории «Эха Москвы»
  2. Свободное радио. Остальное — видимость
  3. Я также свободен, как и десять лет назад. Разве что драйв уходит
  4. 1 2 Радиостанция «Эхо Москвы» отмечает сегодня свой 10-летний юбилей. NEWSru (22 августа 2000). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  5. 1 2 Алексей Венедиктов: «Мы заработали хорошую репутацию»
  6. «Эхо Москвы» в регионах
  7. 1 2 Радио «Эхо Москвы». Газпром-Медиа Холдинг. Проверено 13 ноября 2008 года. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  8. ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Справка | Справочное бюро
  9. Эхо Москвы 91.2 FM, эфир от 9 июня, 06:19:57 — MOSKVA.FM
  10. Радиостанция «Эхо Москвы» / О нас
  11. Постановление N 3 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР
  12. Радиостанция «Эхо Москвы» отмечает сегодня свой 10-летний юбилей
  13. NEWSru.com :: Видео :: Свободное радио для свободных людей
  14. Быков, Д. Л. Йеху Москвы : [арх. 13 августа 2014]. — В: Статьи из журнала «Moulin Rouge» // Moulin Rouge : журнал / ред. Д. Л. Быков. — 2007. — № 1 (январь).
  15. Новости «Эхо Москвы». Июнь 27, 2005. Газпром-Медиа Холдинг. Проверено 13 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  16. В совете директоров «Эха Москвы» стало меньше журналистов. Лента.ру (9 сентября 2004). Проверено 13 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  17. Обогнавший «Время» со скоростью эха. Новые Известия (25 июня 2004). Проверено 13 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  18. 1 2 Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Архив передач / 90-е — время надежд / Четверг, 08.05.2008: Алексей Венедиктов
  19. Радио, которое грузит. Новая Газета (11 сентября 2008). Проверено 13 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  20. СССР возвращается? («Los Angeles Times», США). ИноСМИ (1 сентября 2008). Проверено 13 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  21. Время и месть. Грани.ру (18 сентября 2008). Проверено 13 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  22. По мнению других обозревателей радиостанция является площадкой для диспутов маргиналов."Эхо Москвы" вынесли на референдум. Главный редактор радиостанции по примеру глав регионов обратился за доверием к государству, а также и к журналистам
  23. Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Без посредников / Пятница, 25.05.2007
  24. Форматы интернет-вещания «Эхо Москвы»
  25. Аудио и видео подкасты «Эхо Москвы»
  26. Трансляция эфира и архив «Сетевизора»
  27. Вещание через спутники связи
  28. Аудитория радиостанции «Эхо Москвы»
  29. Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов России. Федеральные СМИ — ноябрь 2014
  30. TNS Россия. Radio Index. Данные по аудитории.
  31. 1 2 Радиостанция «Эхо Москвы» / История сайта
  32. УРОВНИ РЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ ЭХА МОСКВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
  33. Виталий Рувинский Сбор замечаний и предложений по сайту, «Эхо Москвы», 25 августа 2014 г.
  34. Радио ЭХО Москвы :: Аудитория сайта www.echo.msk.ru
  35. Рейтинг Top1000-RU: Новости/СМИ. hotlog.ru. Проверено 31 января 2015.
  36. Рейтинг Top1000-RU: Все сайты. hotlog.ru. Проверено 31 января 2015.
  37. Сайт радиостанции Эхо Москвы не работает из-за атаки хакеров — редактор " Новости России — Корреспондент
  38. Гендиректором «Эха Москвы» во второй раз стала Екатерина Павлова | РИА Новости
  39. 1 2 3 4 5 Радиостанция «Эхо Москвы» / О нас / История «Эха» / Хронология
  40. 1 2 Эхо для чуткого слуха (15 октября 2004). Проверено 31 января 2015.
  41. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 № 34 (220) / Свободное радио. Остальное — видимость
  42. Экс-главный редактор «Эха Москвы» Сергей Корзун. «Мы не боролись за судьбы отечества» — Новые Известия
  43. 1 2 3 4 Радиостанция «Эхо Москвы» / О нас / История «Эха» / Путч
  44. 1 2 3 4 5 6 7 8 Радиостанция «Эхо Москвы» / О нас / История «Эха» / Книга / Заявление
  45. Ъ-Власть — Постановление N 3
  46. Часть 29 из 104 — Лукьянов Анатолий Иванович. Август 91-го. Был ли заговор?
  47. Радио ЭХО Москвы :: Интервью, 19.08.2001 20:10 10-я годовщина событий августа 1991 года: Геннадий Янаев, Михаил Федотов
  48. 1 2 Радиостанция «Эхо Москвы» / История сайта
  49. «Эхо Москвы» — любимая радиостанция москвичей. Нас любят больше трети московских слушателей.. Эхо Москвы (8 апреля 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  50. Клуб "Эха"и блог «Эха». Эхо Москвы (28 сентября 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  51. В Москве проходит конференция региональных партнеров «Эха». Ее открыл Михаил Сеславинский. Эхо Москвы (28 сентября 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  52. С понедельника, 30 января в эфире «Эхо Москвы» появляются новые ведущие и новые программы. Эхо Москвы (27 января 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  53. Новое в эфире «Эха Москвы»: совместный проект эховцев и журналистов «Интерфакса». Эхо Москвы (6 марта 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  54. Смотри радио — программа о шоу-бизнесе «Аргентум» в Интернете. Эхо Москвы (12 апреля 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  55. 29 мая в эфире «Эхо Москвы» стартует новая интерактивная программа. Эхо Москвы (12 мая 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  56. НОВАЯ СЕТКА Света и Леша: Венедиктов становится телеведущим. Эхо Москвы (4 сентября 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  57. Журналисты «Эха» встали на «Радио-рельсы». Эхо Москвы (17 октября 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  58. Вечерний интерактив на «Эхе». Эхо Москвы (27 ноября 2006). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  59. Радиостанция «Эхо Москвы» / Блоги / EchoMSK / Смотреть Эхо / Комментарии
  60. «Газпром-медиа» обнаружил на «Эхе Москвы» неучтенную рекламу
  61. «Эхо Москвы» арендует помещение у «Московского комсомольца»
  62. Главред «Эха Москвы» и другие миноритарные акционеры хотят выкупить радиостанцию у «Газпром-медиа»
  63. Венедиктов: «Газпром-медиа» отказался продавать контрольный пакет «Эха Москвы»
  64. Первый главред «Эха Москвы» объявил о «смерти мозга» радиостанции — «Слон», 23.05.2015
  65. «Эхо» не для Касьянова. И Акунина // «Радио Свобода», 4.06.2015
  66. Акунин и Сонин запретили «Эху Москвы» публиковать свои тексты // «Медуза», 4.06.2015
  67. А. Кох, запись в блоге от 4.06.2015
  68. "Газпром" потребовал распустить совет директоров "Эха Москвы". Lenta.ru. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  69. Журналисты "Эха Москвы" объяснили перестановки в совете директоров. Lenta.ru. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  70. Владелица "Дождя" предложила выкупить "Эхо Москвы" у "Газпром-Медиа". Lenta.ru. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  71. Михаил Прохоров слушает свое эхо. Коммерсантъ. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  72. Независимость меняется с директорами. Gazeta.ru.
  73. [Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1873588 "Нас никто не вынуждал на это решение"]. Коммерсантъ.
  74. Собчак и Соколова прикоснулись к истокам российской государственности.
  75. «Шалтай-Болтай» опубликовал предполагаемую переписку главы Роскомнадзора «Новая газета», 16.04.2015
  76. Наблюдение за наблюдающим: взломана почта Роскомнадзора «Инсайдер», 16.04.2015
  77. Виктория Владимирова. «Шалтай-Болтай» опубликовал переписку главы Роскомнадзора «Snob.ru», 16.04.2015
  78. Росшалтайнадзор «Йод», 16.04.2015
  79. Михаил Зеленский. В Роскомнадзоре рассказали о претензиях к «Эху Москвы»"Slon.ru", 17.11.2014
  80. Глава Роскомнадзора рассказал о сути претензий ведомства к «Эху Москвы» Информационно-аналитический центр «Сова», 17.11.2014
  81. Алексей Ковалев. Международный опыт, сын ошибок «Йод», 25.11.2014
  82. Предварительный «Кодекс этики» от «Эха» развеселил Рунет «Русская служба BBC», 02.12.2014
  83. Основатель «Эха Москвы» покинул радиостанцию // Lenta.ru, 24.05.2015 г., сообщение в lj
  84. Владимир Познер заявил об отсутствии независимых СМИ в России: «Возможно, после этого выступления я уже не буду работать» — «Знак», 25.05.2015
  85. Виталий Портников. Вы ослышались // Грани.ру, 5.06.2015
  86. Альфред Кох, Запись в блоге от 4.06.2015
  87. Елена Фанайлова. Леся и Ксения // «Радио Свобода», 5.06.2015
  88. Прямой эфир радиостанции Эхо Москвы. Программа «Крутая шкала»
  89. Москва в Фокусе: совместный проект «Эха» и газеты «Московская Правда». Эхо Москвы (16 апреля 2008). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  90. Радиостанция «Эхо Москвы» и газета «Труд» запускают совместный проект «Эхо Труда». Эхо Москвы (26 февраля 2008). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  91. Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Архив передач / Выбор за Вами
  92. Роспечать — официальный сайт: Главная
  93. Роспечать — официальный сайт: Главная
  94. Роспечать — официальный сайт: Главная
  95. Президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа» Александр Варин награждён медалью им. И.В.Лихачёва. Минпечати (12 мая 2006). Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  96. Лауреаты премии 2006. Сайт премии «Компания года». Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  97. Коллеги оценили лучших рестораторов и отельеров России. Портал «Малый бизнес Москвы» (19 декабря 2006). Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  98. Лидеры спортивной журналистики - 2005. Олимпийский комитет России (5 мая 2006). Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  99. Олимпийский комитет России наградил лучших спортивных журналистов страны. Stadium.ru (28 апреля 2006). Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  100. Алексей Венедиктов признан лучшим российским журналистом. Рейтинговый комитет премии «Синие страницы. Человек года» (22 декабря 2006). Проверено 19 декабря 2010.
  101. Победители опроса журналистов «Итоги 2007 года в мире масс-медиа Петербурга». Санкт-Петербургский творческий союз журналистов (16 апреля 2007). Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  102. Номинанты Премии Рунета - 2008. Номинация «Интернет-проекты». Премия Рунета. Проверено 19 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  103. Радиостанция «Эхо Москвы» / Блоги / ААВ-старший / Эхо = Премия Рунета / Комментарии
  104. «Эхо Москвы» поборется за Нобелевскую премию мира
  105. Вторая телефонная война. Эхо Москвы (14 июля 2010). Проверено 17 октября 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]