Эта статья входит в число хороших статей

Эшрефогуллары

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Бейлик
Эшрефогуллары
Бейлики в 1284 году. * A Трапезундская империя * B Византийская империя (до 1261 Никейская империя) * D Киликийская Армения * E Государство сельджуков * 1 Чобаногуллары * 2 Караманогуллары * 3 Инанчогуллары (Ладик) * 4 Сахиб-атаогуллары * 5 Перванеогуллары * 6 Ментешеогуллары * 7 Эшрефогуллары
Бейлики в 1284 году. * A Трапезундская империя * B Византийская империя (до 1261 Никейская империя) * D Киликийская Армения * E Государство сельджуков * 1 Чобаногуллары * 2 Караманогуллары * 3 Инанчогуллары (Ладик) * 4 Сахиб-атаогуллары * 5 Перванеогуллары * 6 Ментешеогуллары * 7 Эшрефогуллары
 
 
 
1284 — 1326
Столица Бейшехир
Форма правления Феодальная монархия
Династия Эшрефогуллары

Эшрефогуллары (осман. اشرف اوغللری‎) — тюркский бейлик (эмират, княжество) в районе городов Бейшехир и Сейдишехир[en] и одноимённая династия, правившая им в период между примерно 1284 и 1326 годами. Своим названием бейлик и династия обязаны отцу основателя династии — Эшрефу.

Эшреф и его сын, Сулейман, были сельджукскими удж-беями на западных границах во второй половине XIII-го века. Сулейман был первым достоверно известным правителем бейлика. Некоторое время Сулейман был наибом при сыновьях султана Кей-Хосрова III. При содействии монголов Масуд II захватил власть в Конийском султанате, после чего Сулейман удалился в Бейшехир. Сулейман умер в 1302 году. Ему наследовал его старший сын Мубаризеддин Мехмед-бей, который добавил к бейлику города Акшехир и Болвадин. Наследником Мехмеда был его сын Сулейман II. В 1326 году бейлик был разорён Тимурташем[en], а Сулейман жестоко убит.

На этом история бейлика и династии окончилась. После бегства Тимурташа их земли были захвачены Хамидидами и Караманидами.

История[править | править код]

Основание бейлика. Эшреф и Сулейман[править | править код]

Отцом Сулеймана был Эшреф-бей, о котором практически нет сведений. Возможно, Эшреф-бей был субаши (офицер охраны) во дворце Кубадабад, построенном Алаэддином Кей-Кубадом I на озере Бейшехир как летняя резиденция султанов[1]. Сулейман был одним из сельджукских эмиров во время правления Гиясюддина Кей-Хосрова III (1264—1283)[2]. Бейшехир и его окрестности были пожалованы ему как икта[3] или удж[4]. Скорее всего, именно Сулейман был основателем бейлика[5]. Первой столицей бейлика был Гаргорум, а затем Сулейман построил город Бейшехир (или Сулейманшехир) на берегу озера[2].

С 1277 года Сулейман-бей вёл активную захватническую политику. В союзе с Караманидами и Ментеше он нападал на Кайсери, Конью, Акшехир. Это привело к рейду Конкуртая, брата ильхана Текудера (1282—1284), по бейликам Караманидов и Эшрефидов[6]. Конкуртай устроил массовую резню мирного населения, а оставшихся в живых женщин и детей захватил и продал в рабство[7]. Это разорение земель было с гневом описано мамлюкским султаном в письме Текудеру, после чего в январе 1284 года Текудер отозвал Конкуртая и казнил его[7].

В 1284 году, когда Аргун-хан выделил восточную часть Конийского султаната со столицей в Кайсери Масуду II, а западную часть со столицей в Конье — двум сыновьям Кей-Хосрова III[5], мать Кей-Хосрова III назначила наибом (регентом) Эшрефоглу Сулеймана, а бейлербеем Коньи Караманоглу Гюнери[8]. Однако визирь Масуда, Сахиб Ата, двинулся во главе армии на Конью, и Эшрефоглу Сулейман отступил к своей столице, Горгоруму (близ Бейшехира)[9]. В 1285 году, благодаря усилиям Масуда и его визиря Сахиб Ата, сыновья Кей-Хосрова были схвачены, отправлены к Аргун-хану, который их казнил[10][7][11]. Сулейман и Гюнери явились к Масуду II и заверили султана в своей лояльности, после чего получили разрешение вернуться домой[12]. После этой встречи Сулейман переместил свой центр из Горгорума в Бейшехир, где он построил крепость[13]. Сам город был назван «Сулейманшехир» (город Сулеймана)[14]. В 1289 году в Бейшехир прибыл брат Масуда, Рукнеддин, которого Сулейман пленил, желая использовать в своих целях. Но из-за вмешательства Гюнери-бея Сулейман освободил Рукнеддина. Источники описывают различные версии событий[15].

К этому времени государство сельджуков ослабло, и Сулейман-бей постоянно воевал, то со своими соседями, то с сельджукскими эмирами городов[16]. В этот же период Гюнери-бей взял Ларинду[17]. Летом 1289 года брат Аргун-хана, Гайхату, лично появился в Конье для подавления мятежных беев. Гюнери и Сулейман приехали в Конью, чтобы принести оммаж Масуду[18]. Однако после возвращения Гайхату в Иран и смерти Аргун-хана в 1290 году беи опять активизировались. Поскольку султан Масуд жил в Кайсери, а Конья осталась без правителя, Караманиды и Эшрефогуллары постоянно совершали рейды в её окрестностях. Гайхату ещё раз прибыл в Анатолию и прошёл через территории бейликов, разоряя их[19]. Были разорены земли до Ладика и бейлика Ментеше. Но, несмотря на тяжёлые потери после набега Гайхату, и Эшрефогуллары, и Караманогуллары возобновили свою активность сразу после отъезда ильхана[7].

Когда Гайхату возвращался в Тебриз через Кайсери в 1292 году, он послал армию во главе с султаном Масудом II против Рукнеддина Кылыч-Арслана, который восстал, желая захватить власть. Гюнери-бей, воспользовавшись конфликтом Масуда и Рукнеддина Кылыч-Арслана в 1292 году, напал на Конью, а Сулейман захватил крепость Гевеле с её окрестностями. Но, боясь гнева Гейхату, в ноябре 1292 года он покинул этот замок, проведя в нём сорок дней, и вернулся с добычей в Бейшехир[11].

В период с 1295 по 1299 годы Сулейман сначала поддержал восстания Байджу, а затем Суламиша, однако каждый раз отступался, стоило восставшему потерпеть неудачу. Было очевидно, что власть сельджукского султана уже не так сильна как прежде[20]. В этот период, вероятно, в 1299 или 1300 году, воспользовавшись нестабильностью государства сельджуков, Эшрефоглу Сулейман (как и другие беи) объявил о своей независимости[11]. Сулейман чеканил в своей столице, Сулейманшехире, серебряные монеты: в 1297 году от имени Масуда II и в 1297 и 1300 годах от имени Алааддина Кей-Кубада III. За годы правления он расширил границы княжества от Бейшехира и региона Горгорум до Сейдишехира и Бозкира на юге и Доджанхисара и Чаркикаранаджача на севере[11].

Сулейман умер 27 августа 1302 (2 Мухаррама 702) года[21] и был похоронен рядом с гробницей мечети Эшрефоглу, которую построил в Бейшехире[22]. Вместе с Сулейманом захоронены его жена и младший сын Эшреф[4]. После смерти Сулеймана правителем стал его старший сын Мехмед-бей[23].

Мехмед[править | править код]

При жизни отца Мехмед упоминался только в его вакуфном документе, написанном незадолго до смерти последнего[24]. Поскольку Мехмед был старшим сыном Сулеймана, то после смерти отца он унаследовал бейлик[25]. Мехмед продолжил захватническую деятельность отца и осуществлял набеги чтобы расширить территорию своего бейлика[20]. Он выбрал основным направлением удара север, но через некоторое время ему пришлось уступить захваченные районы Дюндару-бею Хамидиду[26]. После смерти ильхана Газан-хана к власти пришёл его сын Олджейту (1304—1316), который послал в Анатолию своего дядю Иринчина чтобы подавить беспорядки[20]. Реакцией на жестокость Иринчина в Анатолии стали восстания[5]. Провал кампании Олджейту против мамлюков в 1312 году подтолкнул Караманидов, других уджбеев и Эшрефоглу Мехмеда бея. Караманоглу Яхши-Бей вторгся в Конью, а Эшрефоглу Мехмед-Бей вторгся в Илгын и Акшехир. Захватив Акшехир, Мехмед-бей приказал построить мечеть и передал управление этим городом Камереддину Наибу[26]. Олджейту назначил бейлербеем Анатолии эмира Чобана и послал его с войском для приведения провинции к покорности. В 1314 году эмир Чобан прибыл в Карабюк (между Сивасом и Эрзинджаном) и вызвал всех туркменских беев, восставших против Хулагуидов, засвидетельствовать лояльность[27]. Мехмед Эшрефоглу, как и другие беи, отправился в Каранбюк[22] и принёс клятву верности, после чего получил разрешение вернуться в Бейшехир[5]. В 1316 году Олджейту умер и его сменил его сын Абу Саид Бахадур. Эмир Чобан взял в свои руки власть и в 1318 году сделал бейлербеем Анатолии своего сына Тимурташа[en]. Как и другие туркменские беи, Мехмед-бей не признал власть Тимурташа[28]. Мехмед-бей умер после 1320 года, его сменил его сын Сулейман-бей II [29].

Уничтожение бейлика[править | править код]

Царствование Сулеймана-бея совпало со временем рейдов Тимурташа против беев[30]. Отняв у Караманидов Конью, Тимурташ стал действовать независимо от ильхана. Он отчеканил от своего имени монеты, сделал заявление, что он Махди и объявил о своей независимости и суверенитете в 1322 году. Беям, не желавшим ему подчиняться, он угрожал уничтожением[26]. Сулейман, Дюндар и другие туркменские беи, которым угрожал Тимурташ, пожаловались его отцу, эмиру Чобану, и Абу Саиду Бахадуру-хану[5][31]. В 1324 году Чобану удалось примирить сына и ильхана, после чего Тимурташ вернулся в Анатолию с прежним титулом бейлербея и решил уничтожить тех беев, которые жаловались на него в Тебриз. Не сумев захватить Караманидов, он направил удар против Сулеймана[20].

Вскоре (в 1326 году) Тимурташ захватил Бейшехир, взял Сулеймана в плен и жестоко расправился с ним[32]. Со смертью Сулеймана прекратил существование и бейлик. После бегства Тимурташа в Египет Бейшехир, Сейдишехир и Акшехир были в 1328 году захвачены Хамидидами, а другие земли были поделены между бейликами Сахиб-Атаогуллары и Караманогуллары[33][31].

Всего бейлик существовал 40 лет[34]. В Бейшехире есть надпись на медресе, датируемая 1369 годом, из которой следует, что медресе было построено эмиром Исмаилом б. Халилом. Тот же Исмаил построил в 1373/74 году фонтан[30]. Исмаил умер в 1378 году и похоронен в Бейшехире[30]. Исмаил Ага, возможно, был членом династии Эшрефидов, который после ликвидации бейлика перешёл на службу к Караманидам[35].

Культура[править | править код]

Мубаризуддин Мехмеда-бей принимал учёных и поэтов в своём дворце и оказывал им поддержку[20]. Для Мехмеда-бея Шамседдин Мухаммад Туштари написал на арабском языке философский труд[30][16][1][20][4][31]. Один из выдающихся учёных и известных поэтов своего времени, Джемаледдин Мевлана Ахмед ал-Тирази, находился под покровительством Мехмеда-бея[20][1]. В 1320 году на одном из островов в озере Бейшехир, предположительно на острове «Мада», Кемаледдином из Коньи был написан «Такариру’л-Мунасиб» (список государственных назначений)[4][1][20][31].

Внук Джелаледдина Руми Улу Ариф Челеби распространял философию Мевлеви среди вновь образованных бейликов. Он часто посещал земли Мехмеда-бея, который глубоко интересовался философией Мевлеви и оказал Улу Арифу большую помощь[1][4][30][31]. Сам Мехмед-бей и его сын Сулейман-Шах вошли в орден Мевлеви[4][31].

Строительство[править | править код]

Эшрефогуллары придавали большое значение строительству[4][31]. Сулейман-бей построил большое число зданий в Ичеришехире (внутренний город Бейшехира):

В мае 1290 года было завершено строительство крепости[16].

В 1297-99 годах была построена мечеть Эшрефоглу, уникальная по богатству деревянной резьбы. Главная двухстворчатая 10-метровая входная дверь на северной стороне является одним из самых красивых образцов искусства сельджукской резьбы. Мечеть называется шедевром сельджукской архитектуры, одним из изысканнейших зданий в Бейшехире, одним из лучших образцов анатолийского искусства сельджуков, одним из изысканных произведений турецкой архитектуры[16][20][30][4][31].

Интерьер мечети Эшрефоглу[en] в Бейшехире

Были построены хаммам Эшрефоглу из двух разных секций для мужчин и женщин, базар с 31 магазином напротив мечети Эшрефоглу, хан Эшрефоглу площадью 116 квадратных метров, окружённый прочными стенами, покрытый шестью куполами и имеющий три двери. Сегодня купола и все магазины находятся в разрушенном состоянии[4][20]. Согласно оставленному Сулейманом-беем вакуфу, доход всей этой собственности составлял 12 000 дирхамов, пятая часть из которых полагалась его сыновьям Мехмеду и Эшрефу, которые назначались попечителями мечети, а также их сыновьям и внукам[4].

Мюбаризюддин Мехмед-бей построил мечеть в Болшехире, в дополнение к мечети Чарши, построенной в 1320 году в Болвадине[1][4][30][31]. Согласно Шикари в 1320 году Эшрефиды построили рыночную мечеть в Акшехире[16][31].

Население[править | править код]

Согласно записям Аль-Умари, у Эшрефогуллары было войско из 70 000 всадников, 65 городов и 150 деревень, у Хызыра-бея, сына Юнуса, было 12 городов, 25 башен, а также 8000 кавалеристов[1][3][4][20][16][30][31]. Приведённое Аль Умари количество воинов сомнительно[31][35]. В истории Караманидов — «Караманнаме» — Шикари отметил, что член семьи Эшрефидов или же их субаши Исмаил Ага после ликвидации бейлика Эшрефидов перешёл на службу к Караманогуллары с 6000 татар под его командованием. Население Бейшехира можно оценить, исходя из размеров мечетей. К тому периоду относятся три мечети . Самая большая из них, мечеть Сулеймана-бея, вмещала около 7500 человек[35].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Kofoğlu (b), 2018.
  2. 1 2 Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997.
  3. 1 2 Запорожец, 2011, §3. Развитие военно-политической и социально-экономической ситуации в Малой Азии после исчезновения государства Сельджуков и ухода монголов.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Kofoğlu, 1995.
  5. 1 2 3 4 5 Kofoğlu (b), 2018; Kofoğlu, 2009.
  6. Kofoğlu (b), 2018; Kofoğlu, 2009; Kofoğlu (a), 2018; Sumer, 2001; Şimşirgil, 2002.
  7. 1 2 3 4 Sumer, 2001.
  8. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009; Şimşirgil, 2002.
  9. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  10. Kofoğlu, 1995; Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 2009.
  11. 1 2 3 4 Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  12. Kofoğlu (b), 2018; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009; Şimşirgil, 2002.
  13. Kofoğlu, 2009; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969.
  14. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Kofoğlu, 1995.
  15. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 2009.
  16. 1 2 3 4 5 6 Uzunçarşılı, 1997.
  17. Шукуров, 2016, p. 106—107.
  18. Uzunçarşılı, 1969; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009; Sumer, 2001.
  19. Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009; Sumer, 2001.
  20. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Kofoğlu, 2009.
  21. Uzunçarşılı, 1969; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  22. 1 2 Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  23. Uzunçarşılı, 1969; Kofoğlu, 2009.
  24. Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 1995.
  25. Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 2009.
  26. 1 2 3 Kofoğlu (b), 2018; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  27. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  28. Kofoğlu (b), 2018; Kofoğlu, 1995.
  29. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009; Kofoğlu (a), 2018; Uzunçarşılı, 1967.
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 Uzunçarşılı, 1969.
  31. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Şimşirgil, 2002.
  32. Kofoğlu (b), 2018; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009; Kofoğlu (a), 2018; Uzunçarşılı, 1967.
  33. Kofoğlu (b), 2018; Uzunçarşılı, 1969; Uzunçarşılı, 1997; Kofoğlu, 1995; Kofoğlu, 2009.
  34. Uzunçarşılı, 1969; Kofoğlu, 1995; Şimşirgil, 2002.
  35. 1 2 3 Muşmal, 2017, p. 384—385.

Литература[править | править код]