1-й канал Останкино

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
1-й канал Останкино
Изображение логотипа
Страна Флаг России (1991—1993)/ Россия
Зона вещания Флаг России (1991—1993)/ Россия
«Орбита-1»
«Орбита-2»
«Орбита-3»
«Орбита-4»
«Орбита-М»
Время вещания с 6:30 до 1:00 (пн—пт)
с 7:00 до 1:00 (сб—вс)
по будням — перерыв с 11:00 до 15:00
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, телецентр «Останкино»
Формат изображения 4:3
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 27 декабря 1991 года, 6:00
Дата конца вещания 1 апреля 1995 года, 1:00
Причина закрытия отказ РГТРК «Останкино» от вещания по 1-му каналу в пользу ЗАО «ОРТ»
Заменил Флаг СССР Первая программа ЦТ
Заменён Флаг России (1991—1993)/Флаг России OITV (с осени 1993)
Флаг России GMS (с весны 1994)
Флаг Литвы (1989—2004) LitPoliinter TV (с лета 1994)
Флаг России ОРТ (с 1 апреля 1995)
Основатель РГТРК «Останкино»
Владелец РГТРК «Останкино»
Генеральный директор Шевелев Григорий Александрович
Родственные телеканалы Флаг России (1991—1993)/Флаг России 4-й канал Останкино
Флаг России (1991—1993)/Флаг России OITV
Москва МТК (1991—1992)

«1-й канал Останкино» — общероссийский телеканал, по которому вещала РГТРК «Останкино». Редакции и студии телерадиокомпании из которых она вела по нему вещание располагались в телецентре «Останкино».

История

1991—1992. Основание и начало вещания

27 декабря 1991 года в связи с образованием СНГ, прекращением деятельности государственных органов СССР начался процесс ликвидации Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, а на её базе образована РГТРК «Останкино»[1], к которой 1 января 1992 года перешло вещание по всем теле- и радиоканалам по которой раннее вещала Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания, за 1-м телеканалом закрепилось название «1-й канал Останкино». Председателем телерадиокомпании стал Егор Яковлев являвшийся непосредственно перед этим председателем Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, который сразу же начал расформировывать структуры последней и формировать структуры только что созданной телерадиокомпании.

Информационно-аналитической передачей телеканала стала программа «Итоги» с Евгением Киселёвым[2]. Логотипом 1-го канала Останкино являлось стилизованное изображение единицы, заключённой в квадрат[3]. С 1992 года на телеканале стали выходить общественно-политическое ток-шоу «Тема», ведущим которого стал Владислав Листьев, программа выходила по вторникам в прайм-тайм, в 19:55, аналитическое ток-шоу «Красный квадрат», ведущим которого стал Александр Любимов, программа «Политбюро», ведущим которой стал Александр Политковский, производителем этих программ являлась телекомпания «ВИD».

1992—1994. Разногласия в руководстве и финансовые проблемы

Первоначально телеканал носил информационно-художественный характер, будничная программа состояла из новостей, научно-популярных, культурно-просветительских, документальных программ, показа односерийных телефильмов и мини-сериалов, распределённых по рубрикам «Домосед», «Третий возраст», «Детский час». Однако, вследствие сокращения расходов на государственное телевидение, произошедшее ещё в более ранний период[4], на 1-м канале Останкино произошло сокращение количества подготавливаемых передач и производимых телефильмов. Со временем они были заменены на развлекательные передачи, которые производились преимущественно частными телеорганизациями. Ещё одной проблемой было начавшееся ещё в период существования Гостелерадио СССР «расползание» рекламы по тематическим студиям[5][6]. Ещё в 1990—1991 годах статус юридических лиц получили три тематические студии (среди которых была студия «Эксперимент», выступавшая основным заказчиком производства телепрограмм у АОЗТ «Телекомпания «ВИD»)[7], в отличие от ВГТРК, где до 1998 года статусом юридического лица обладала только сама же телерадиокомпания[8], а уже в начале 1992 года вместо практически всех остальных тематических главных редакций ЦТ были созданы тематические студии РГТРК «Останкино». Например, у Информационного телевизионного агентства существовал собственный рекламный отдел[9]). Часть тематических студий РГТРК «Останкино» за произведённые по их заказу программы расплачивались с частными телеорганизациями своим рекламным временем[10][11]. Непосредственно Главная рекламно-коммерческая дирекция была создана только в мае 1993 года[12]; действовавшее до этого Рекламное агентство «Останкино» осуществляло размещение рекламы только между программами[9]. В связи с этим профиль программы стал меняться с информационно-художественного на информационно-развлекательный.

С 26 мая 1992 года по вторникам, средам и четвергам перед вечерним выпуском новостей в 21:00 началась регулярная трансляция латиноамериканских теленовелл, вытеснившая из этого временного отрезка показ отечественных телефильмов, переместившийся на некоторое время на таймслот после выпуска новостей в 21:00, а с 15 сентября в это время, практически во все дни, кроме понедельника (в который шёл показ многосерийного телефильма самой РГТРК «Останкино», «Мелочи жизни». Некоторое эфирное время было отдано под показ отечественных и зарубежных кинофильмов, объединённых в несколько рубрик (например, «В клубе детективов», по пятницам, с 4 сентября 1992 года). В результате всего этого объём производства отечественных телефильмов резко упал, производственные мощности Творческого объединения «Экран» и Телевизионного технического центра стали простаивать[12]. Освободившееся время заняли передачи производства частных телекомпаний (такие, как «Тема»), а также: латиноамериканские теленовеллы (их закупкой занимался главный редактор Студии кинопрограмм Владилен Арсеньев[13][14]) телевикторины, ток-шоу и показ отечественных кинофильмов, вскоре завоевавшие наибольшую зрительскую популярность, тогда как популярность фильмов самой РГТРК «Останкино» была значительно скромнее[15]. 1 сентября 1992 года в рамках рубрики «Детский час» вместо повторов отечественных детских художественных и мультипликационных телефильмов начали транслироваться иностранные мультсериалы, повторный показ телефильма рубрики «Третий возраст» был перенесён на время перед выпуском новостей в 15:00. В сетке вещания 1-го канала Останкино тех лет сохранялся достаточно большой объём спортивных передач и телетрансляций, примерно сопоставимый с тем, что был во времена Гостелерадио СССР и ОРТ 1990-х и ранних 2000-х годов (показывались Олимпийские игры[16][17], Кубок России по футболу[18], Чемпионаты мира и Европы по футболу[19][20], Лига Чемпионов УЕФА[21][22][23][24], Чемпионаты России[25] и мира по хоккею, игры национальной сборной России по футболу[26][27], теннисные турниры[28][29][30], меньше — остальные виды спорта и околоспортивные передачи)[31].

Летом 1992 года Эдуард Сагалаев создал МНВК, которой перешёл вечер 6 ТВК в Москве (с 1993 по 1994 год утром и днём на шестом канале шли экономико-просветительские передачи телекомпании «Северная корона»)[32]. Вместо Эдуарда Сагалаева генеральным директором РГТРК «Останкино» стал Игорь Малашенко, ранее являвшийся её политическим директором[33].

Осенью 1992 года в Израиле российскими бизнесменами была основана компания «OITV», которая с осени 1993 года ретранслировала сигнал одной из поясных версий 1-го канала Останкино за рубеж. В частности, такая версия 1-го канала Останкино транслировалась в самом Израиле, в начале февраля 1994 года в Приднестровье, некоторое время на Украине, а с начала 1994 года — и в некоторых городах в европейской части России. На «OITV» шла израильская русско- и англоязычная реклама, порой перекрывавшая передачи. Точная судьба международной версии 1-го канала Останкино неизвестна: «OITV» предположительно, прекратило вещание уже после запуска ОРТ — в апреле-мае 1995 года.

4 октября 1992 года с эфира 1-го канала Останкино была снята трансляция фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» с формулировкой «пиратский, купленный для показа без кино- и видеоправ фильм»[34]. Это было первое в отечественном телеэфире снятие с эфира. Космическая сага была показана уже на «Первом канале» только спустя 13 лет со стереозвуком (в 2005 году)[35][36].

24 ноября 1992 года Егор Яковлев из-за показа на 1-м канале Останкино фильма о войне между Ингушетией и Северной Осетией был отправлен в отставку[37]. 11 января 1993 года Председателем РГТРК «Останкино» был назначен Вячеслав Брагин[38]. Из-за разногласий по вопросам методов руководства телерадиокомпании Игорь Малашенко покинул пост генерального директора РГТРК «Останкино»[39], а его место занял Олег Слабынько.

В конце 1992 — начале 1993 годов появились также телеигра для подростков «Звёздный час» и детская телеигра «Зов джунглей», а также документальное наблюдение «Пока все дома»[40].

В 1993 году производство программы «Итоги» перешло к телекомпании НТВ[41], а сама программа стала выходить с 10 октября 1993 года на Пятом канале. В штат ТОО «Телекомпания НТВ» также перешли ведущие новостей 1-го канала Останкино — Татьяна Миткова и Михаил Осокин, которые стали ведущими информационной программы «Сегодня»[42][43][44].

3 октября 1993 года во время завершения футбольного матча «Ротор» — «Спартак»[45][46] в 19:26 по Москве из-за вооружённой осады РГТРК «Останкино» приказом Вячеслава Брагина эфир 1-го канала Останкино, 4-го канала Останкино[47], ТВ-6 и МТК был прерван[46][48][49] (против чего был Евгений Киселёв). После этого в эфире остались только «Петербург — Пятый канал» и РТР[50], по которому каждые полчаса выходили «Вести», а также велась ретрансляция картинки прямого эфира CNN[51]. Были сняты с эфира программы «Красный квадрат» и «Политбюро». 4 октября в 6:30 эфир был возобновлён, и в эфире «Телеутра» демонстрировались кадры вооружённой осады РГТРК «Останкино» а также прямая трансляция штурма Белого дома. После этих событий Вячеслав Брагин потребовал усилить охрану зданий редакций и студий РГТРК «Останкино».

16 декабря 1993 года Вячеслав Брагин ушёл в отставку с поста председателя РГТРК «Останкино»[38]. Эта должность была сначала предложена Владимиру Мукусеву, но из-за его конфликта с коллективом телекомпании эта кандидатура была снята. Также эта должность была предложена Евгению Киселёву, но он отказался. Председателем РГТРК «Останкино» был назначен Александр Яковлев, а главным редактором Информационного телевизионного агентства — Олег Точилин.

Вместо программы «Итоги» стали выходить информационно-аналитические программы «Воскресенье», ведущим которой стал Сергей Алексеев[52][53], и «Новости плюс», ведущим которой стал Сергей Медведев[54].

В 1994 году происходит новая волна расширения количества передач производства частных телеорганизаций в эфире. С мая 1994 года на 1-м канале Останкино стало выходить актуальное интервью «Час Пик», ведущим которого стал Владислав Листьев, производителем этой программы стала телекомпания «ВИD»[55], при этом программа выходила ежедневно в прайм-тайм, в 19:10. Ведущей программы «Тема» стала Лидия Иванова[56]. Также возобновила свой выход программа «Красный квадрат» под старым названием «Взгляд», ведущим которой остался Александр Любимов, а за полгода до этого возобновила выход программа «Политбюро». Также в прайм-тайм (20:00) стали выходить культурно-просветительские программы — «Чтобы помнили», производителем которой стало рекламное агентство «VideoArt» (после перехода на ОРТ — телекомпания «REN-TV»), а ведущим — Леонид Филатов (выходила в среду) и «Серебряный шар» (выходила в четверг), производителем которой стала телекомпания «ВИD», а ведущим — Виталий Вульф[57][58]. Ещё с конца 1993 года по понедельникам стали выходить ток-шоу, производившиеся телекомпанией «АТВ» — «Мы» и «Если», ведущим которых стал Владимир Познер, и «Мужчина и женщина», ведущей которой стала Кира Прошутинская. В отдельные периоды частные телеорганизации осуществляли подготовку до 70% телепередач, за вычетом новостей, фильмов и архивных записей[59].

К февралю 1994 года у РГТРК «Останкино» (как и ВГТРК[60][61]) образуется задолженность перед государственными предприятиями связи (на 1 января 1996 года они составляли 412 млрд рублей)[61]. При этом, по словам заместителя Председателя РГТРК «Останкино», существовало распоряжение правительства от 22 декабря 1993 года, по которому Министерству финансов поручалось ликвидировать задолженность — в конечном итоге, оно так и не было выполнено[62]), что вызывает 10 февраля 1994 года забастовку связистов с угрозой прекращения трансляции передач (кроме информационных) обеих вещательных организаций в 45 субъектах РФ[60][63]. Выход сотрудниками РГТРК «Останкино» виделся в создании контролируемых телерадиокомпанией торговых домов[64]. Так, Ирена Лесневская утверждала:

...Если поставить всё на нормальные экономические рельсы, телевидение обязано стать прибыльным. Есть музыкальные архивы, есть старые передачи, фильмы. Из этого можно делать деньги. Во всём мире растёт интерес к ретро. Каким успехом пользуется показ старых программ на НТВ! Этим надо заниматься. Поставить на коммерческую основу выпуск избранных передач и продавать кабельным сетям. Договориться с ближним зарубежьем о покупке ими программ на русском языке для миллионов русскоязычных. А двум владельцам компаний легче договориться, чем, скажем, Ельцину с Кравчуком[65].

Самые первые анонсы программ на российском телевидении появились 14 июня 1994 года именно на "1-м канале "Останкино"

В возникшем с 4 июля 1994 года в будничной программе 1-го канала Останкино техническом перерыве с 11:20 до 16:00 и в будничной ночной программе с 1:00 (с 1 августа 1994 года[66][67]) РГТРК «Останкино» и АОЗТ «Система глобальных средств массовой информации» (акционеры: ТОО «Камака», АОЗТ «РТВ-Пресс», ТОО «Агентство прогрессивных нововведений», фонд «Демократия», а также ряд физических лиц[68], среди которых были директор и главный инженер Телевизионного технического центра, а также зять тогдашнего министра связи РФ[69]) стали предлагать эфирное время для негосударственных вещательных телекомпаний[70][71][72][73][74]. GMS брала на себя составление дайджеста программ, на основании которого фирма Игоря Крутого АРС по заказу телекомпании производила телепередачу «Компас GMS»[75]. Размещение рекламы находилось в подчинении у собственного рекламного агентства GMS[76]. Программа GMS по будням, как правило, состояла из 8-минутных выпусков новостей каждый час, двух повторных показов[77] художественных телефильмов (с октября 1994 года — одного фильма) и какой-либо культурно-просветительской или развлекательной программы. К началу сентября она стала доступна ещё в двенадцати городах России, в остальных же городах в дневное время проводился перерыв в вещании.

В то же время в некоторых странах ближнего зарубежья вещание 1-го канала Останкино не осуществлялось вовсе из-за особенностей часовых поясов. Например, в Армении продолжительность вещания 1-го канала Останкино составляла порядка 6 часов, тогда как в восточных областях Казахстана посмотреть эфир 1-го канала Останкино вообще не представлялось возможным в привычном понимании времени.

Летом 1994 года, из-за отказа оплачивать РГТРК «Останкино» своё вещание в Литве, местные власти отдали частоту 1-го канала Останкино частному каналу «LitPollinter TV». По заключённому договору 1-й канал Останкино мог вещать в эфире «LitPoliinter TV» только несколько часов[78]. Однако уже 6 февраля 1995 года телеканал «LitPollinter TV» прекратил вещание в связи с финансовыми проблемами, и «1-й канал Останкино» в Литве снова начал вещать в чистом виде.

Детские программы и программы для подростков («Спокойной ночи, малыши», «С утра пораньше» программы для подростков «Марафон-15», «До 16 и старше», «Зов джунглей»), программа для школьников «Как-то раз» и программа «Пока все дома» стали производиться ещё одной негосударственной телекомпанией «Класс!». В рамках программы «Спокойной ночи, малыши» стала выходить в эфир по субботам музыкальная рубрика «Кварьете "Весёлая Компания"», которая уже с апреля 1995 года стала кроме этого выходить в эфир и как самостоятельная детская музыкальная программа. В этот период также появляется музыкальная программа для школьников «Домисолька». Также на базе программы «До 16 и старше» появился ряд специализированных программ — музыкальные программы для подростков «Джэм» и «Рок-урок», программа о молодёжной культуре «Тин-тоник» и другие. 18 октября 1994 года повторный показ телефильма перед выпуском новостей в 14:50 был сокращён[79][80], показ телефильма в 12:15 был ещё около 6 октября[81][82] перенесён на 11:00.

С 3 октября 1994 года была принята новая сетка вещания: отныне выпуски новостей выходили на 52-й минуте каждого часа, перекрывая передачи, выходившие в это время, хронометраж каждого информационного выпуска составлял 8 минут (такая сетка вещания изначально существовала на GMS). Программы «Время» эти изменения не коснулись.

1994—1995. Создание ОРТ и ликвидация РГТРК «Останкино»

В конце 1994 года часть коллектива РГТРК «Останкино» потребовала, чтобы негосударственные телекомпании «поделились» частью времени в прайм-тайме[83], что означало закрытие части программ негосударственных телекомпаний. Тогда телекомпании «ВИD», «АТВ», «REN-TV» и «Класс!» создали Ассоциацию независимых телепроизводителей, которая выступила с инициативой создания Общественного российского телевидения (ОРТ), большинство акций которого принадлежали бы разным представителям бизнеса. К нему и должно было перейти вещание на 1-м канале Останкино. Ещё в апреле 1994 года было создано АОЗТ «Реклама-Холдинг» с долей РГТРК «Останкино» в уставном капитале в 30%, прочими акционерами стали другие рекламные агентства-посредники телерадиокомпании при продаже рекламного времени: «Video International», «Premier SV», «Максима», «ИнтерВИД», «Логоваз-пресс», студия «Остер»[69]. Данному акционерному обществу было передано право на размещение рекламы на 1-м канале Останкино. В начале 1995 года доля РГТРК «Останкино» была выкуплена «Независимым рекламно-информационным альянсом», объединявшим рекламные агентства «Аврора», «ИнтерВИД» (учредители — Телекомпания «ВИД» и фирма «Интервидеокоммерс»[84][85][86][69], являвшаяся посредником при закупках для РГТРК «Останкино» фильмов и телесериалов) «VideoArt», «Контакт» и «Стронг», который стал переманивать клиентов за счёт скидок на размещение рекламы, которые доходили до 80%[7], вскоре после чего последовал обвал рекламного рынка[83]. Дивидендов за 1994 год РГТРК «Останкино» от холдинга не получила, а задолженность его перед телерадиокомпанией на 1 июля 1995 года составила 19,0 млрд рублей[69].

Указом Президента России от 29 ноября 1994 года предусматривалась передача эфирного времени на первой федеральной программе акционерному обществу «Общественное российское телевидение»[87] (ОРТ), 51 % акций которого принадлежал государству, с возможностью для РГТРК «Останкино» войти в число её учредителей[88] (по изначальному предложению по 15% было у частных телеорганизаций «Телекомпания ВИD», «АТВ», «Телекомпания REN-TV» и «РТВ-Пресс», 20% — у банкиров, 20% — у государства[77]). Данное акционерное общество было основано на его учредительном собрании акционеров 24 января 1995 года[89], генеральным директором ОРТ был назначен генеральный директор телекомпании «ВИD» — Владислав Листьев, его первыми заместителями были назначены Аркадий (Бадри) Патаркацишвили и Кирилл Игнатьев, а председателем совета директоров ОРТ — председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев[38]. Также было принято решение о введении моратория на рекламу на 1-м канале Останкино с 1 марта 1995 года. Но вечером того самого дня Листьев был убит в подъезде собственного дома, спустя 3 часа после программы «Час пик». 2 марта 1995 года по всем каналам (в том числе РТР, 2х2, НТВ, ТВ-6), кроме Пятого канала, шли только информационные программы, а в остальное время транслировалась статичная заставка «Владислав Листьев убит»[90][91]. С 19:00 до 21:00 мск одновременно по всем центральным каналам шёл прямой эфир специального выпуска ток-шоу «Час пик», посвящённого Листьеву, а затем — вечер памяти телеведущего в концертной студии «Останкино», на котором выступали друзья и коллеги покойного[92]. 20 марта Генеральным директором ОРТ стал Сергей Благоволин[93][38].

На момент закрытия 1-го канала Останкино популярность его информационных программ стала резко падать. Новостные выпуски «ИТА Новости» и «ИТА Время» стали уступать по рейтингам другим информационным программам, в частности, передачам «Вести» и «Сегодня» на РТР и НТВ. Информации с передовой первой российско-чеченской войны, подаваемой на 1-м канале Останкино, зрители не доверяли: в информационных выпусках телеканала ход военных действий оценивался одобрительно, в то время, как журналисты на НТВ и РТР придерживались оппозиционных, прочеченских или антивоенных взглядов[94]; по степени доверия программа «Время» в те годы была самой невостребованной среди зрителей[95][96]. Новогодняя программа первой кнопки собрала аудиторию вдвое меньшую, чем караоке-шоу на НТВ. Аудитория новостей 1-го канала Останкино становилась всё более возрастной: её зрительское ядро составляли, в основном, пожилые люди с невысоким уровнем образования и консервативными политическими взглядами[97]. Другие программы 1-го канала Останкино, в частности, «Человек и закон», также воспринимались молодыми и активными зрителями как устаревшие[98][99]. Владислав Листьев в 1994 году резко негативно характеризовал планирование эфирной сетки «1-го канала Останкино»[100]:

«Останкино» закупает телевизионные программы, причём оно вообще никаких усилий не прилагало к созданию этих программ. Они появлялись не благодаря «Останкино», а вопреки «Останкино», потому что приходилось пробивать время, доказывать, что эта программа соберёт аудиторию и будет держать [её], и всё равно постоянно вставляются палки в колёса. В праздничные дни ставят какое-то полное дерьмо, и снимают программу, которая собирает 40 процентов аудитории — вот это у них называется «планирование праздничного эфира».

1 апреля 1995 года весь 1-й канал Останкино перешёл к ОРТ. Новостные выпуски, как и до 1994 года, стали выходить в привычном графике, в 9:00, 12:00, 15:00, 18:00 и после полуночи, с хронометражем 20 минут. Была упразднена дикторская служба (теперь дикторы не работали в кадре). Дневные перерывы также были исключены из сетки вещания (но в некоторых субъектах РФ они всё ещё имели место), но АОЗТ «GMS» из эфира не исчезло — оно продолжило вещать под логотипом ОРТ. РГТРК «Останкино» стала производителем ряда программ[59][101][102][103][104] («Время», «Воскресенье», «В мире животных», «Клуб путешественников», «Человек и закон», «Под знаком Пи», «Счастливый случай»), а также вела спортивные трансляции[105]. Программы «Русский мир» и «Тайны старой площади» были закрыты, программа «У всех на устах» стала выходить в эфир по выходным вечером, в их время в эфир стала выходить телеигра «Угадай мелодию», производившаяся телекомпанией «ВИD». Основным общественно-политическим ток-шоу ОРТ стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов, а ведущими программы «Час пик» стали Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв[106].

6 октября 1995 года указом президента России РГТРК «Останкино» ликвидирована[107], 12 октября 1995 года она была ликвидирована окончательно постановлением правительства Российской Федерации[108]. Производство программ «Время» и «Воскресенье» перешло к ОРТ, программ «Человек и закон» и «Здоровье» — к телекомпании «Регион» (затем трансформировавшуюся в «РТС»)[99], а программа «Версии» была закрыта и перешла на НТВ. Также была закрыта (перешла на РТР) программа «Иванов, Петров, Сидоров». В марте 1996 года было ликвидировано «Информационное телевизионное агентство», после чего Олег Точилин и Юлия Ракчеева перешли в телекомпанию НТВ[109][110].

Время вещания

  • 1992—1993: по будням начинал вещание в 6:00, по субботам — в 7:30, по воскресеньям — в 8:00, эфир заканчивался в 1-4 часа ночи. По будням проводился перерыв в вещании с 12-14 до 14-15 часов[111]. С 24 февраля по 23 марта 1992 года по будням проводились перерывы и поздним вечером с полуночи до 1 часа ночи[112].
  • Июнь 1993—июнь 1994: перерыв в будничном вещании стал проводиться только по понедельникам (не всегда; иногда и в другие дни недели). К тому времени вечернее вещание завершалось к 1-2 часам ночи. В июне 1994 года дневные перерывы не проводились.
  • Июль 1994: перерыв в вещании снова стал проводиться по всем будним дням с 12:20 (± 10 минут) до 16:00[113].
  • Август—октябрь 1994: перерыв стал начинаться часом раньше, в 11:20. В Москве и Санкт-Петербурге (а к началу сентября ещё в двенадцати городах России) в этом промежутке времени начинает работу «GMS». Днём 31 августа 1994 года «GMS» вещало только с 12 до 14 и с 15 до 16 часов в связи с прямой трансляцией «Останкино» о выводе российских войск из Германии. Вечернее вещание «Останкино» завершалось около 1 часа ночи. С 29 августа «GMS» вещало и в ночном эфире (с 1:00 до 4:00).
  • Октябрь 1994—март 1995: перерыв стал начинаться в 11:00 (иногда чуть раньше[114]), а заканчиваться в 15:00 в связи с восстановлением на «Останкино» рубрики «Предприниматель».

Руководители

Вещание как по 1-му так и по 4-му каналам Останкино вела непосредственно РГТРК «Останкино», никакого специализированного её подразделения или дочернего предприятия ведающего вещанием по 1-му каналу Останкино не существовало: выпуск передач что по 1-му, что по 4-му каналам осуществляла дирекция программ телевидения РГТРК «Останкино», подготовку и заказ их подготовки осуществляли и по 1-му и 4-му каналам осуществляли одни и те же тематические студии РГТРК «Останкино», курировал Дирекцию программ телевидения и тематические студии один и тот же генеральный директор телевидения РГТРК «Останкино».

Генеральные директора телевидения РГТРК «Останкино»

Дикторы

См. также

Примечания

  1. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 331 «О телерадиокомпании „Останкино“». Администрация Президента Российской Федерации (27 декабря 1991). Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  2. Евгений Киселёв: «Гусинский сказал: „Ребята, это мелко. Мы должны создать независимый телеканал“». Открытая Россия (14 июня 2017). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 года.
  3. 25 лет НТВ. 1 апреля. ОРТ. 1995 год. НТВ (1 апреля 2019). — «Сегодня зрители первого канала не нашли на экранах своих телевизоров привычного эфирного знака телевидения "Останкино". Единица в квадрате сменилась единицей в круге, ознаменовав тем самым начало Общественного российского телевидения. Несмотря на все пессимистические прогнозы, ОРТ начало, как и обещало, своё вещание 1 апреля». Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 14 августа 2020 года.
  4. РОССИЙСКОЕ ТВ ВЫХОДИТ В ЭФИР. А КРАВЧЕНКО БОЛЬШЕ НЕ ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  5. "Свобода" 20 лет назад. Финансовая история Первого канала. Радио Свобода (12 ноября 2017). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  6. Самошин, Сергей. Боровой стал советником Яковлева (рус.), Газета «Коммерсантъ», № 49 (23 декабря 1991). Архивировано 24 сентября 2014 года. Дата обращения: 4 декабря 2013.
  7. 1 2 Дело АО ОРТ. Коммерсантъ (29 апреля 1995). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 15 февраля 2021 года.
  8. ХРОНИКА заседания Государственной Думы 10 марта 1995 года
  9. 1 2 Централизация может помочь в борьбе с коррупцией. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  10. Вот компания какая. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 18 июня 2020 года.
  11. Бородина, Арина. Первые кнопки России, Коммерсантъ-Власть, № 13 (616) (4 апреля 2005), С. 32. Архивировано 17 августа 2017 года. Дата обращения: 17 августа 2017.
  12. 1 2 О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино", проведённой Счетной палатой Российской Федерации. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  13. ПРОДЮСЕРА НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Владилен Арсеньев: от "Бригады" я отказался. Вечерняя Москва. Дата обращения: 20 апреля 2020. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  14. Бразильское «мыло» уже не мило? Собеседник (21 февраля 2006). Дата обращения: 20 апреля 2020. Архивировано из оригинала 11 марта 2006 года.
  15. Энциклопедия кино, ст. "Телевизионное кино". Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  16. Было дело. Как показывали Альбервилль-92. Sports.ru (12 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 12 февраля 2020 года.
  17. Было дело. Как показывали Лиллехаммер-94. Sports.ru (20 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 июня 2019 года.
  18. Последний бой. Как показывали финалы кубка России. Sports.ru (22 мая 2019). Дата обращения: 25 мая 2019. Архивировано 25 мая 2019 года.
  19. Было дело. Как показывали Евро-92. Sports.ru (13 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 июня 2019 года.
  20. Было дело. Как показывали ЧМ-94. Sports.ru (21 августа 2013). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 июня 2019 года.
  21. ТВ не покажет Лигу чемпионов. Мяч больше не попадает в телевизионную сетку. Коммерсантъ (5 марта 1997). Дата обращения: 13 августа 2018. Архивировано 13 августа 2018 года.
  22. Лигу чемпионов увидят немногие, но Виталию Мутко нет до этого дела. Радио Свобода (28 августа 2006). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  23. Когда-то Первый канал показывал ЛЧ. Sports.ru (29 декабря 2017). Дата обращения: 13 августа 2018. Архивировано 30 марта 2019 года.
  24. Андрей Голованов: «Считаю, что практика парных репортажей вообще порочна». Sports.ru (7 июля 2015). Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 16 июня 2020 года.
  25. Как в 90-х показывали хоккей на ТВ: финал Кубка Стэнли с Буре шел на РТР, а у Первого не было денег на матчи сборной. Sports.ru (3 июля 2020). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  26. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 1. Sports.ru (20 марта 2019). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 22 марта 2019 года.
  27. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 2. Sports.ru (20 марта 2019). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 22 марта 2019 года.
  28. НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ! Актуальные проблемы телевизионного творчества (1994). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2022 года.
  29. «Уимблдон» купили за 10к долларов, а «Ролан Гаррос» показывали после речей Собчака. Так теннис появился на ТВ. Sports.ru (24 апреля 2019). Дата обращения: 26 апреля 2019. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  30. Победа, которую мы не увидели. Главные российские телеканалы плюнули в душу российским болельщикам, не показав финал Кубка Дэвиса. Комсомольская правда (6 декабря 2002). Дата обращения: 12 марта 2020. Архивировано 18 января 2021 года.
  31. РЕЙТИНГ ТЕЛЕНЕДЕЛИ. При наличии отсутствия событий. Аргументы и факты (21 декабря 1993). Дата обращения: 13 августа 2018. Архивировано 23 марта 2019 года.
  32. Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко». Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 13 марта 2020. Архивировано 4 июня 2022 года.
  33. [archive.today/20200216091145/viperson.ru/uploads/attachment/file/801704/nv89s023.txt ТВ без правительства лучше, чем правительство без ТВ. Игорь Малашенко о месте НТВ в истории государства Российского]. Новая газета (28 сентября 1998). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 16 февраля 2020 года.
  34. Видеопираты оставили «Останкино» без «Звёздных войн» Архивная копия от 25 февраля 2012 на Wayback Machine // Газета Коммерсантъ. — 06.10.1992
  35. Президент не втиснулся. Независимая газета (26 апреля 2005). Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 2 мая 2014 года.
  36. Президент обращался не к народу. Независимая газета (29 апреля 2005). Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 5 декабря 2019 года.
  37. Воробьёв, Александр, Самошин, Сергей. Егор Яковлев: я ухожу с тяжёлым сердцем, Коммерсантъ, № 44 (25 ноября 1992). Архивировано 6 ноября 2014 года. Дата обращения: 27 декабря 2014.
  38. 1 2 3 4 Бородина, Арина, Куцылло, Вероника. Человек неотсюда, Коммерсантъ-Власть, № 3 (27 января 2003), С. 11. Архивировано 6 ноября 2014 года. Дата обращения: 27 декабря 2014.
  39. Воробьёв, Александр. Председатель «Останкино»: политической суеты не замечаю, Коммерсантъ, № 38 (3 марта 1993). Архивировано 27 декабря 2014 года. Дата обращения: 27 декабря 2014.
  40. [archive.today/20200229135647/viperson.ru/uploads/attachment/file/795635/nv83g023.txt Пока у вас все дома. Исполнилось пять лет телепередаче "Пока все дома"]. Новая газета (16 марта 1998). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  41. Евгений Киселёв назначен генеральным директором НТВ. Лента.ру (3 февраля 2000). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  42. Глава первого канала Вячеслав Брагин отправлен в отставку. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 12 ноября 2018 года.
  43. На четвёртом канале выходит НТВ. Расцвет российских СМИ (17 января 1994). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  44. Приёмные дети Беллы Курковой. К вопросу о приватизации электронных средств массовой информации. Советская Россия (28 сентября 1993). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано из оригинала 17 января 2020 года.
  45. Завершение трансляции — 3 октября 1993. Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 20 февраля 2019 года.
  46. 1 2 Каналы, выходящие из «Останкино», прекращают вещание. Расцвет российских СМИ (3 октября 1993). Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано 5 марта 2019 года.
  47. Война у Белого дома. Коммерсантъ (3 октября 2018). Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 8 июня 2020 года.
  48. Ъ-Газета — Хроника событий. Дата обращения: 27 декабря 2014. Архивировано 25 февраля 2019 года.
  49. Октябрь уж отступил. Архивная копия от 4 февраля 2011 на Wayback Machine В. Куцылло. Журнал «Власть», № 38 (541) от 29.09.2003.  (Дата обращения: 23 августа 2009)
  50. Клариса Пульсон. Теле-шок недели. Трагедия информации. Культура (9 октября 1993). — «Шок, самый настоящий шок, иначе и не назовёшь то состояние, когда один за другим вырубались каналы. Первый, четвёртый, шестой, Москва... Захлебнулся на полуслове радиоприёмник. <...> „В живых” остались только две кнопки: вторая и пятая, „Россия” и „Санкт-Петербург”, которые невозмутимо следовали заявленной программе». Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 18 сентября 2020 года.
  51. CNN вещает на шестом и втором каналах. Рождение российских СМИ. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 21 ноября 2019 года.
  52. Имамова, Е. И. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (конец 80-х – 90-е годы). Московский государственный университет (2000). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  53. Анри Вартанов. С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ. Актуальные проблемы телевизионного творчества (1997). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 27 февраля 2022 года.
  54. Медведев Сергей Константинович. ИИЦ «Панорама». Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 15 июня 2013 года.
  55. В эфир выходит «Час пик» Владислава Листьева. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  56. [archive.today/20200501002418/viperson.ru/uploads/attachment/file/298546/kp949025.txt Пятым будешь?] Комсомольская правда (9 апреля 1999). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 1 мая 2020 года.
  57. Виталий ВУЛЬФ // Счастливых людей не бывает. Дело (23 октября 2006). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 18 февраля 2019 года.
  58. Океан по имени Вульф. Аргументы и факты (15 марта 2000). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  59. 1 2 ОРТ начинает вещание. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Коммерсантъ (1 апреля 1995). Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
  60. 1 2 В системе гостелевещания наступил кризис неплатежей. Коммерсантъ (11 февраля 1994). Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  61. 1 2 Проблемы долгов связистам. Коммерсантъ (20 февраля 1996). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  62. Забастовка российских связистов. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  63. Забастовка российских связистов. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 8 февраля 2022 года.
  64. Поздразделение "Останкино" готовится к акционированию. Коммерсантъ (26 марта 1994). Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  65. Акционирование первого канала: Как эта идея обсуждалась в СМИ? Дата обращения: 27 мая 2020. Архивировано 5 мая 2020 года.
  66. Телепрограмма на 28 июля 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  67. Телепрограмма на 1 августа 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  68. Организация АОЗТ "GMS". Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 28 июня 2020 года.
  69. 1 2 3 4 О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино", проведенной Счетной палатой Российской Федерации. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  70. Телекомпания GMS. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 27 сентября 2016 года.
  71. Программа передач GMS (17.01.1995)
  72. Начало ночного эфира (GMS, 04.03.1995)
  73. Программа передач и начало вещания (GMS, 05.03.1995)
  74. Фрагмент программы передач, объявление и заставка "Фильм" (GMS, 26.07.1994)
  75. Компас GMS (ОРТ, 1995)
  76. (staroetv.su) Заставки (GMS, 1995)
  77. 1 2 Белоусов В. Кто убил Влада Листьева?. — М.: Современная литература, 1995. — 416 с. — ISBN 985-6202-67-1.
  78. Human Rights and Minorities in the New European Democracies- Educational and … — Cezar Bîrzea — Google knygos
  79. Телепрограмма на 13 октября 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 27 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  80. Телепрограмма на 29 сентября 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 27 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  81. Телепрограмма на 29 сентября 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  82. Телепрограмма на 6 октября 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 26 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  83. 1 2 Взгляд 1995 (24.03.1995). Дата обращения: 5 апреля 2020. Архивировано 6 октября 2019 года.
  84. ИНТЕРВИД КОРПОРАЦИЯ. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 11 апреля 2020 года.
  85. INTERVID будет контролировать большую часть рекламного времени. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 18 сентября 2021 года.
  86. "Взгляд" и другие: лица за маской. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 20 августа 2017 года.
  87. Телевидение: годы 1990 - 2000. Среdа (1 июня 2000). Дата обращения: 21 мая 2020. Архивировано 28 октября 2007 года.
  88. Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. № 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения». Официальный интернет-портал правовой информации (29 ноября 1994). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  89. Отчет о результатах проверки АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение» (с. 1)
  90. Годовщина смерти Владислава Листьева. Убийство Листьева окутано тайной. Вести недели (28 февраля 2010). Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года.
  91. Убит Влад Листьев. Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 2 декабря 2019 года.
  92. И это всё о нём... Культура (11 марта 1995). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 27 января 2021 года.
  93. Генеральным директором ОРТ назначен Сергей Благоволин. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  94. Вторая чеченская. Среdа (1 ноября 1999). Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано 27 октября 2007 года.
  95. Первая телевизионная война. Расцвет российских СМИ. — «В результате "Известия", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", а также российское государственное телевидение РТР и НТВ сменили лояльное отношение к президенту на резко оппозиционное. Лояльность сохранили только первый канал "Останкино" и "Российская газета"». Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано 19 июля 2020 года.
  96. Владимир Кара-Мурза: На ТВ есть только потоки лжи и информационные войны. Собеседник (11 июня 2014). Дата обращения: 28 июля 2020. Архивировано 28 июля 2020 года.
  97. Всеволод Вильчек: "Я покидаю "Останкино" с тяжёлым сердцем". Известия (1 июня 1995). Дата обращения: 23 февраля 2020. Архивировано 31 июля 2019 года.
  98. Алексей Пиманов: внутренняя цензура жестче внешней. Собеседник (11 октября 2001). Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано из оригинала 14 мая 2003 года.
  99. 1 2 Старые названия новых передач. Красная звезда (13 февраля 1998). Дата обращения: 23 февраля 2020. Архивировано 31 июля 2019 года.
  100. Владислав Листьев "программы "Останкино" полное дерьмо". YouTube.
  101. ОРТ и "Останкино" борются за звание банкрота. Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  102. Октябрьская революция на первом канале. Коммерсантъ (23 сентября 1995). Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 29 сентября 2016 года.
  103. Покупатель и продавец, будьте взаимно вежливы!
  104. Небывалое в телебизнесе: канал построил фабрику. Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  105. Заставка Лига чемпионов ОРТ(Первый, Останкино) 1995 (0.09-0.12). Дата обращения: 12 января 2020. Архивировано 4 мая 2020 года.
  106. Дмитрий Киселёв: «Влад Листьев одевался в светлые тона, подкручивал усы и носил очки в элегантной оправе». Факты и комментарии (11 мая 2001). Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано 9 июля 2015 года.
  107. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. № 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации (6 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  108. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. № 1405-р. Официальный интернет-портал правовой информации (12 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  109. Евгений Киселёв. Сейчас, увы, о грустном. Facebook (28 февраля 2020).
  110. Ракчеева Юлия Анатольевна. Вести.ру (16 июля 2002). Архивировано 16 июля 2002 года.
  111. Пример программы передач на 22 июня 1992 года. «12.20 — Перерыв. 14.05 — Программа передач». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.
  112. Пример программы передач от 24 февраля 1992 года. «00.10 — Технический перерыв. 01.10 — «Новая студия представляет»: «Ситуация». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 10 января 2019 года.
  113. Пример программы передач от 17 июля 1994 года. «12.10 — Перерыв. 16.00 — Новости». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 10 января 2019 года.
  114. Пример программы передач от 21 ноября 1994 года. «10.45 — Перерыв. 15.50 — Новости». Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 9 января 2019 года.

Дополнительная литература

  • Фёдор Раззаков. Гибель советского ТВ. Книга 1. Тайны телевидения. От Сталина до Горбачёва, 1930—1991. — М.: Эксмо, 2009. — 528 с. — ISBN 978-5-699-33296-0.
  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992—2008. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-699-33297-7.

Ссылки