1-я кавалерийская дивизия (СССР)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
1-я кавалерийская дивизия
Вооружённые силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид вооружённых сил Союз Советских Социалистических Республик сухопутные
Род войск (сил) кавалерия
Формирование 31.07.1941 года
Расформирование (преобразование) 28.08.1941 года
Районы боевых действий
1941: Оборона Одессы
Преемственность
Предшественник подразделения 9-й армии
Преемник 2-я кавалерийская дивизия.

1-я кавалерийская дивизия, воинское соединение Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне. Переименована из Одесской запасной кавалерийской дивизии[1].

История дивизии[править | править код]

Формировалась с 6 июля 1941 г. в г. Одесса как Запасной кавалерийский полк г. Одесса по штату № 06/60. Численность полка предполагалась в 3053 чел. К 20 июля численность полка составляла 2107 чел. Было сформировано 6 кав. эскадрона, пулемётный эскадрон, сапёрный эскадрон, ремонтный эскадрон, эскадрон связи и распределительный эскадрон.

17 июля было принято решение о переформировании запасного кав. полка в Запасную кавалерийскую дивизию формируемую по штату № 07/3-№ 07/5 численностью 2931 чел. (управление дивизии, три кавполка и бронеэскадрон). 22 июля дивизия была переименована в 1-ю кавалерийскую дивизию (3-й, 5-й, 7-й кавполки и 9-й бронеэскадрон — 9 танков Т-37). Большинство нач. состава формируемого соединения были призваны из запаса, хотя были и кадровые военные, так же обстояло дело и с рядовыми кавалеристами. Мат частью соединение было обеспечено не полностью. Не хватало 45-мм и 76-мм орудий и части пулемётов.

Июль 1941 года.
В штабе генерал Петров доложил о прибытии командующему Приморской армией генерал-лейтенанту Никандру Евлампиевичу Чибисову. Командарм, широкий в груди, начинающий полнеть, с чёрными густыми усами, закрученными вверх, занятый делами частей, ведущих бой на границе, долго не задерживал Петрова, коротко сказал:
— Здесь, в Одессе, формируется кавалерийская дивизия. Принимайте командование и заканчивайте её формирование. Прошу вас как можно быстрее укомплектовать полки людьми, оружием и конским составом. Очень скоро вы понадобитесь в боях. С обстановкой ознакомьтесь в оперативном отделе. Да она сейчас вам в деталях пока и не нужна…
Начальник оперативного отдела генерал-майор В. Ф. Воробьёв, уставший и измотанный, всё же старался быть приветливым, попытался даже улыбнуться. Он коротко рассказал про обстановку на фронте:
— Пока, слава богу, удерживаем позиции на государственной границе. В некоторых местах даже переходили в контратаки, но небольшие, местного значения.
— Ну хоть у вас дела неплохи, — вздохнув, сказал Петров. — А то ведь там, севернее, очень и очень неважно.
— Не хочу вас огорчать и выглядеть пессимистом, но долго мы на границе не продержимся: у противника большое превосходство и наши части понесли уже значительные потери. Мне кажется, предстоят неприятности и у нас. Мы бы удержали линию границы, но войска, которые севернее нас, постепенно отходят. И наш правый фланг, таким образом, уже обтекает противник…
Вот с такой ориентировкой, понимая, что дивизия, которую ему поручено формировать, может понадобиться в ближайшие дни, Петров приступил к работе. Дивизия комплектовалась призывниками из Одессы и Одесской области. Они были разных возрастов: парни, которым только пришло время служить, стояли в строю рядом с пожилыми мужчинами, много лет уже числившимися в запасе.

Пришли даже ветераны. Некоторые из них надели буденовки, сохранённые с гражданской войны.

Дивизия формировалась в Котовских казармах на 2-й станции Б. Фонтана[2].

Командиром 5-го кавалерийского полка, который комплектовался в Котовских казармах, был назначен капитан Фёдор Сергеевич Блинов[2].

Когда полк был сформирован, при выступлении из Одессы, растянулся полк — 1300 человек — километра на полтора. Хвост колонны ещё вытягивался из Котовских казарм, а голова уже поравнялась с вокзалом, свернули на Пушкинскую. Ещё один перекрёсток — филармония, полк поравнялся с двухэтажным особняком, где жил Пушкин. Полк вышел из Одессы и направился в Лузановку, в которой и расположился. Здесь, под прикрытием деревьев, можно было спрятать коней, замаскировать артиллерию и обозы полка[2].

Разрыв с правым соседом, 9-й армией, все увеличивался. Командующий Приморской армией Софронов вынужден был, не дожидаясь завершения формирования всей дивизии, послать на правый фланг кавалерийские полки дивизии Петрова, чтобы установить связь с оторвавшимся соседом и разыскать части 30-й дивизии, которая согласно последним указаниям передавалась Приморской армии. Полки кавдивизии и сам генерал Петров метались по огромным степным просторам в поисках частей соседа справа, но всюду происходили неожиданные короткие стычки с противником. К сожалению, нет ни записей, ни воспоминаний об этих скоротечных боях…
Кавалерийские полки дивизии Петрова, продолжая выполнять задачу по установлению контакта с правым соседом, выдвинулись далеко вперёд, некоторые из них оказались в тылу врага. Они вынуждены были пробиваться через обошедшие их румынские и гитлеровские части, чтобы выйти к своим. В эти дни Петров, рискуя жизнью, метался по степи на старенькой машине, отыскивая подразделения и части своей дивизии, ставя им задачи для выхода на новый рубеж обороны.
В начальный период войны радиосвязь применялась ограниченно. Ну а телефонной в таких подвижных боях конечно же не было. Поэтому Петров вынужден был при помощи работников штаба и сам лично собирать части дивизии. В этих своих поездках Петров не раз натыкался на вражеские отряды. Опыт манёвренных боёв с басмачами очень пригодился ему в эти дни.
Наконец Петров собрал почти все части, только про 5-й кавалерийский полк под командованием капитана Блинова… не было известно, где он находится. Петров сам отправился на поиски полка. В районе посёлка Свердлове он вдруг обнаружил этот полк…Полк был построен, и перед его фронтом стояло несколько пленных вражеских танкистов…
Прорываясь из тыла противника, Блинов построил полк в следующий боевой порядок: впереди сабельные эскадроны, посередине штаб и спецподразделения, а сзади прикрытие — пулемётные тачанки. Вот в таком построении они пробивались к своим. Пытаясь их перехватить и уничтожить, фашисты выслали танки. Но кавалеристы, пустив в ход свою батарею, повредили несколько танков и пробились через заслон. Из подбитых танков конники извлекли пленных. Кавалерийский полк прорвался…
— Ох и волновались же мы, в штарме боялись — не прорвёшься. Стоило фашистам перекрыть сзади тебя Николаевскую дорогу — и был бы ты как кот в мешке…
— Трофеи и пленных отправишь в Лузановку, там сейчас мой штаб. А потери есть?

– Немалые: двадцать убитых, двадцать пять раненых.

Кавалерийская дивизия генерала Петрова, понёсшая большие потери в боях, была выведена в резерв командующего армией[2].

Кавалерийская дивизия находилась во втором эшелоне. Конники замаскировали своих коней в зарослях кукурузы[2].

Сформирована 31 июля 1941 года на базе 9-й армии.

В действующей армии с 31 июля 1941 по 29 августа 1941 года.[1]

Участвовала в обороне Одессы.

28 августа 1941 переименована во 2-ю кавалерийскую дивизию.

Полное название[править | править код]

  • 1-я Одесская кавалерийская дивизия

Подчинение[править | править код]

Дата Фронт (округ) Армия Корпус (группа) Примечания
01 августа 1941 года Южный фронт Приморская армия


Периоды вхождения в состав Действующей армии[править | править код]

  • с 31 июля 1941 года по 29 августа 1941 года[1]

Боевой состав[править | править код]

Командиры[править | править код]

  • Сакович, полковник (6 июля 1941 — 15 июля 1941)
  • Луканов, майор (15 июля 1941 — 22 июля 1941)
  • генерал-майор И. Е. Петров (26 июля — 20 августа 1941)
  • полковник А. Д. Алексеев (20 августа — 28 августа 1941)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]