15-й танковый корпус (СССР)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «15-й тк»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
15-й танковый корпус
(15-й тк)
Вооружённые силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид вооружённых сил Союз Советских Социалистических Республик сухопутные войска
Род войск (сил) автобронетанковые
Формирование май 1942
Расформирование (преобразование) 26.07.1943
Районы боевых действий

- Воронежско-Касторненская наступательная операция 24.01.1943 - 17.02.1943 - Харьковская наступательная операция (операция «Звезда») 02.02.1943 - 03.03.1943

Преемственность
Преемник 7-й гвардейский танковый Киевско-Берлинский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Суворова корпус

15-й танковый корпус — оперативно-тактическое соединение (объединение) в составе ВС СССР. Период боевых действий: с 22 августа 1942 года по 27 июля 1943 года[1]. Участвовал в контрударе против немецких войск в районе южнее Козельска (авг. 1942), в Острогожско-Россошанской, Харьковских наступательных и оборонительных операциях в 1943 году в Орловской наступательной операции, освобождении Левобережной и Правобережной Украины, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях

История[править | править код]

Корпус был реорганизован в мае 1942 года в Московском бронетанковом центре. 9 мая 1942 года Генерал-майор Василий Копцов принял командование формированием, в которое вошли 96-я и 113-я танковые бригады, 105-я тяжёлая танковая бригада, 17-я мотострелковая бригада и 5-й разведывательный батальон.25 мая корпус был передан 3-й танковой армии, и по состоянию на 2 июня в него входили 150 танков, в том числе 30-КВ танков, 60 танков Т-34 и 60 лёгких танков Т-60.Корпус сосредоточен в Тульской области вместе с остальной армией, проводя интенсивные учения. После того как в конце июня силы Оси начали летнее наступление План «Блау» на юге России, Ставка посчитал возможным нападение группы армий «Центр» на Орловскую ось и приказал армии сосредоточиться в районе Ефремова. 6 июля армии было приказано сосредоточиться на западе в районе Черна, продвигаясь ближе к фронту. Переселение было завершено к 9 июля, и 15-й танковый корпус был размещён в районе Агничного совхоза, Дупни, Большого Кона, Гремячево, Ясного Луга и Короткого, где он занимался боевой подготовкой и создал оборонительную линию в боеготовности. дать отпор немецкой атаке. В конце того же месяца 96-я бригада была переведена на Брянский фронт, а с 10 по 12 августа её сменила 195-я танковая бригада.

Наступление на Козельск[править | править код]

В начале августа 2-я танковая армия вермахта начала ограниченное наступление на Сухиничи в попытке устранить советский выступ. Первоначально атака была успешной, но вскоре застряла перед лицом решительного советского сопротивления. Чтобы устранить проникновение и окружить ведущие силы 2-й танковой армии, Козельское наступление было начато 3-й танковой армией на восточном фланге выступа. 14 августа был отдан приказ о перемещении в район Козельска для подготовки к нападению; армия начала двигаться следующей ночью, танки перевозились по железной дороге. Наступление должно было начаться 19 августа, но было отложено до 22 августа, после того как дожди превратили дороги в грязь, задержав прибытие моторизованной пехоты и транспортных средств с утра 16 августа до позднего 17 августа. Железнодорожные логистические трудности привели к тому, что передача персонала и оборудования была завершена только 21 августа, а груз — только к концу 24 августа. Подготовка советских войск к атаке была обнаружена германской разведкой, а немецкие войска в районе были усилены и начали готовить сильные оборонительные линии.[2] В начале наступления корпус был в полной силе, с 24 КВ танками, 87 танками Т-34 и 48 лёгкими танками Т-60 и 21 Т-70, всего 180 танков.

Для атаки Копцов был назначен командующим группой, состоящей из 15-го танкового корпуса и 154-й стрелковой дивизии, усиленной подразделениями поддержки. Непосредственной целью группы было продвижение в направлении Мешалкино, Мизина, Марьино и Белого Верха, затем пересечь реку Витебет и установить плацдарм на её западном берегу. Впоследствии он должен был окружить и уничтожить немецкие войска в районе Тростяпки, Перестряжа и Белого Верха, действуя совместно с 16-й и 61-й армиями. В первый день атаки 154-я и 264-я стрелковые дивизии были направлены в атаку первыми, но не смогли прорваться. 12-й танковый корпус был предан бою, но подвергся тяжёлой воздушной атаке Германии и был остановлен. В 12:00 поступило сообщение о том, что 3-й танковый корпус захватил Сметские Выселки и продвинулся на запад. Учитывая, что основное наступление было остановлено немецким сопротивлением, командующий Западным фронтом Георгий Жуков отдал приказ перебросить 15-й танковый корпус в этот сектор. Корпус должен был продвигаться к Слободке и Белому Верху, но сообщение о захвате Сметских Выселками оказалось ложным, и авангард 15-го понёс большие потери, приближаясь к деревне. 105-я тяжёлая танковая бригада и 17-я мотострелковая бригада захватили Сметские Выселки из 192-го пехотного полка 56-й пехоты вермахта в ожесточённых боях к 17:00, но корпус не смог совершить прорыв, из-за чего затруднился пересечь болотистую местность, заблудившись двигаясь по лесным тропам и врезаясь в минные поля.

Задержки в продвижении заставили броню отставать от пехоты, и танковые колонны подверглись тяжёлой воздушной атаке Германии, прежде чем приступить к бою 23 августа. В течение следующих двух дней, корпус медленно продвигался вместе с другими подразделениями, преодолевая упорное сопротивление немцев, окончательно расчистили леса к востоку от реки Вытебеть от немецких войск 25 августа. Корпус не смог пересечь реку из-за твердой немецкой обороны на другой стороне. На следующий день, чтобы положить конец немецкому сопротивлению на левом фланге, где атаки 12-го танкового корпуса и 154-й стрелковой дивизии были безуспешными, корпусу было приказано отойти с фронта в районе Жуково и сосредоточиться в лесу в 3 километрах к западу от Мизина. Тогда было необходимо захватить Сорокино совместно с 12-м танковым корпусом и 154-й стрелковой дивизией. Проехав 15 километров до своих новых стартовых позиций, корпус атаковал на рассвете 26 августа, но снова оказался в тупике в лесной местности.

В тот же день 12-й танковый корпус и 264-я стрелковая дивизия оказались под сильным давлением контратак немецких танков. 27 августа командующий армией Прокофий Романенко, опасаясь прорыва с юга, приказал 15-му корпусу сосредоточиться в лесах к северу от Новогрина, готовясь к контратаке в случае прорыва Германии. В том случае, если к концу дня советские линии уже пройдены, а 15-го в этом секторе не было необходимости. Той ночью он был перемещён из района Мизина в район Пакома, где вместе с 12-й гвардейской стрелковой дивизией 61-й армии он должен был сломить сопротивление немцев под Леоново, а затем развить прорыв в направлении Уколицы в тыл немецких войск, обороняющих против 154-й и 264-й стрелковых дивизий и 12-го корпуса у Богдановского и Госково. Днём 28 августа корпус атаковал после 30-минутной артиллерийской бомбардировки и авиаударов, но был немедленно остановлен противотанковым рвом, защищённым минными полями и артиллерией. Ночью сапёрам и моторизованной пехоте удалось проложить проходы через ров, но на следующее утро когда наступление возобновилось, 15-й корпус продвинулся всего на 200—300 метров (660—980 футов), прежде чем он был остановлен вторым рвом. 15-й корпус пытался прорваться в течение дня, но не смог пересечь канаву.

В ночь с 29 на 30 августа корпус был выведен из строя и сосредоточен в лесу в километре к югу от Мешалкино, чтобы нанести удар по Сорокино совместно с 154-й стрелковой дивизией и 12-м танковым корпусом. Атака была отменена из-за больших потерь, понесённых как 12-м танковым корпусом, так и 154-й стрелковой дивизией в предыдущих боях, а 15-тому также потребовалось время для реорганизации. В течение дня 195-я танковая бригада корпуса провела единственную боевую операцию — успешную операцию по освобождению двух окружённых батальонов 156-й стрелковой дивизии 61-й армии. Пока основные силы 3-й танковой армии вели боевые действия в Сорокино, 3-й танковый корпус добился определённых успехов, перешёл реку Витебет и начал боевые действия, чтобы захватить Волосово. В результате 15-й корпус и 154-й были переброшены в район Кумово на правом фланге, а 15-му было поручено использовать прорыв для захвата Перестража.

Повторная атака началась 2 сентября, но была задержана германскими воздушными атаками. Между тем, полк из 264-й стрелковой дивизии оказался не в состоянии пересечь реку Вытебет и захватить деревню Ожигово, что было необходимо 15-му корпусу для использования прорыва. Это вынудило Копцова ввести в бой 17-ю мотострелковую бригаду и 113-й и 195-й мотострелковые батальоны. Мотострелковые части переправились через реку Вытебет после короткого артиллерийского обстрела и к концу дня захватили Ожигово. Танковые батальоны 195-й бригады перебрались через реку Витебет и напали на Перестяж на следующий день, но не смогли захватить деревню потому что сначала были остановлены оврагом прикрытым немецкой артиллерией, а затем были контратакованы на левом фланге 40 немецкими танками. Хотя они отбили контратаку и уничтожили 13 танков, наступление 195-го было остановлено.[3] 4 сентября, после того как 3-й танковый корпус был выведен из строя в связи с потерями и основные силы 264-го прибыли для захвата Ожигово, 15-я 17-я и 113-я бригады были переброшены в район Волосово, получив приказ наступать на Тростянку рядом с 342-й стрелковой дивизией. С 5 по 9 сентября корпус пытался продвигаться вперед, но неоднократно был отбит, что приводило к жертвам и нехватке топлива и боеприпасов.[4] Козельское наступление закончилось 9 сентября объединёнными советскими танковыми частями из всех трёх армий, оставшись только с 200 танками из 700, которые они первоначально выставили.[5][6]

Интерлюдия[править | править код]

Корпус был переведён в леса к западу от Калуги, начиная с 20 сентября 1942 года, после того как 3-я танковая армия стала частью резерва Верховного главнокомандующего. Примерно в это же время 17-я мотострелковая бригада была переведена в другое подразделение,[4] а 105-я бригада стала частью 5-й танковой армии. Через несколько дней после прибытия в Калужскую область генерал-майор Павел Рыбалко заменил Романенко, который стал командующим 5-й танковой армией.[7] 15-й отдыхал и проводил обучение, переоборудовавшись с припасами и оборудованием в течение следующих нескольких месяцев,[8] и был переведён в Плавскую область 22 октября, оставаясь там до 26 декабря. 88-я танковая бригада присоединилась к корпусу в конце ноября, а 52-я мотострелковая бригада присоединилась к середине декабря, и корпус снова набрал силу. 22 декабря корпус и армия начали перемещение в районы Калача, а затем в районы Кантемировки, входящие в состав Воронежского фронта, для участия в наступающем наступлении Острогожск-Россошь, которое было направлено на разгром войск Оси на Верхнем Дону. С 29 декабря по 13 января 1943 года корпус был разгружен на железнодорожной станции Калач.[9] Перемещение всей армии было завершено только 15 января из-за нехватки поездов и железнодорожных заторов.[10]

Полное название[править | править код]

15-й танковый корпус

Состав[править | править код]

Состав корпуса на май 1943:

Подчинение[11][править | править код]

Дата Фронт (округ) Армия
01.06.1942 года Резерв Ставки ГВК 3-я танковая армия
01.09.1942 года Западный фронт 3-я танковая армия
01.10.1942 года Резерв Ставки ГВК 3-я танковая армия
01.01.1943 года Воронежский фронт 3-я танковая армия
01.03.1943 года Юго-Западный фронт 3-я танковая армия
01.04.1943 года Резерв Ставки ГВК
01.05.1943 года Московский военный округ
01.06.1943 года Резерв Ставки ГВК 3-я гвардейская танковая армия

Командование корпуса[править | править код]

Командиры корпуса[править | править код]

Начальники штаба корпуса[править | править код]

Заместитель командира корпуса по политической части (до 09.10.1942 — военный комиссар)[править | править код]

Заместитель командира корпуса по технической части[править | править код]

Герои Советского Союза[править | править код]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Память народа::Боевой путь воинской части::15 танковый корпус (15 тк). pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 23 июля 2019. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  2. Zvartsev, 1982, p. 17.
  3. Zvartsev, 1982, p. 25.
  4. 1 2 Zvartsev, 1982, p. 26.
  5. Forczyk, 2014, pp. 216—218.
  6. Dunn, 2009, p. 125.
  7. Zvartsev, 1982, p. 28.
  8. Maslov, 2001, pp. 206—207.
  9. Shein, 2007, p. 42.
  10. Zvartsev, 1982, pp. 29—33.
  11. 15-я танковый корпус. rkkawwii.ru. Дата обращения: 23 июля 2019. Архивировано 23 июля 2019 года.

Литература[править | править код]

  • Н. В. Огарков. Киевско-Берлинский танковый корпус // Советская Военная Энциклопедия. — Москва: Воениздат, 1977. — Т. 4. — С. 168. — 656 с. — 105 000 экз.
  • Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979. С. 249—253 «Освобождение Киева».
  • Фронтовая иллюстрация 2004 № 6. А. Исаев. Битва за Харьков. февраль — март 1943. М.: Издательство «Стратегия КМ», 2004.
  • Goncharov, Vladislav. Второй блин комом? Танковые войска в операциях левого крыла Западного фронта (июль-август 1942 года) // Танковый прорыв. Советские танки в боях 1937–1942 гг. — Moscow: Yauza, Eksmo, 2007. — ISBN 978-5-699-20460-1.
  • Gurkin, V.V.; Poklonsky, V.V.; Shchitov-Izotov, I.I.; Volkov, N.I. Боевой состав Советской армии: Часть III (Январь – декабрь 1943 г.). — Moscow: Voenizdat, 1972.
  • Isaev, Alexei. Битва за Харьков. февраль — март 1943 // Фронтовая иллюстрация [Front illustrated] : журнал. — Moscow: Strategia KM, 2004. — № 6.
  • Shein, Dmitry. Танки ведет Рыбалко. Боевой путь 3-й Гвардейской танковой армии. — Moscow: Yauza/Eksmo, 2007. — (Красная армия. Элитные войска [Red Army Elite Troops]). — ISBN 978-5-699-20010-8.
  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь / Shkadov, Ivan. — Moscow: Voenizdat, 1987. — Т. 1.
  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь / Shkadov, Ivan. — Moscow: Voenizdat, 1988. — Т. 2. — ISBN 978-5-203-00536-6.
  • Русский архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК: Документы и материалы. 1943 год / Zolotaryov, Vladimir. — Moscow: Terra, 1999. — ISBN 978-5-300-02007-1.
  • 3-я гвардейская танковая. Боевой путь 3-й гвардейской танковой армии / Zvartsev, Alexander. — Moscow: Voenizdat, 1982.
  • Dunn, Walter S. Hitler's Nemesis: The Red Army, 1930–45. — Mechanicsburg, Pennsylvania: Stackpole, 2009. — ISBN 978-1-4617-5115-1.
  • Forczyk, Robert. Tank Warfare on the Eastern Front 1941–1942: Schwerpunkt (англ.). — Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword  (англ.), 2014. — ISBN 978-1-78159-008-9.
  • Forczyk, Robert. Tank Warfare on the Eastern Front 1943–1945: Red Steamroller (англ.). — Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword  (англ.), 2016. — ISBN 978-1-78346-278-0.
  • Maslov, Alexander. Captured Soviet Generals: The Fate of Soviet Generals Captured by the Germans, 1941–1945 (англ.). — London: Frank Cass, 2001. — ISBN 978-0-7146-5124-8.

Ссылки[править | править код]