Berliner Tageblatt

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Berliner Tageblatt
Plakat 1899.jpg
Рекламный плакат газеты, 1899
Оригинальное
название

Berliner Tageblatt

Тип

периодическое издание и газета


Основана

1 января 1872

Прекращение публикаций

1939

Тираж

300 000 (1917)

Berliner Tageblatt («Берлинер тагеблатт», «Берлинский ежедневник») — ежедневная газета, выходившая в Берлине в 1872—1939 годах. Одна из двух наиболее важных немецких либеральных газет этого времени. Berliner Tageblatt отражала настроения либеральной торговой буржуазии и являлась полуофициальным печатным органом Немецкой демократической партии. В 1906—1933 годах должность редактора занимал влиятельный публицист Теодор Вольф, сменивший ушедшего по болезни Артура Левисона.

В связи с заинтересованностью германского торгового капитала в торговле с Советской Россией, отношение газеты к СССР было с точки зрения СССР довольно объективным. Имела своего постоянного корреспондента в Москве (Пауль Шеффер), которому было отказано в повторном посещении СССР.

История[править | править вики-текст]

1 января 1872 года Рудольф Моссе начал выпуск рекламного листка под названием Berliner Tageblatt, развившегося в дальнейшем во влиятельную газету. В ходе Ноябрьской революции 5 января 1919 редакцию газеты на короткое время заняли солдаты добровольческого корпуса. К 1920 году ежедневный тираж газеты приблизился к 245 тыс. экземпляров.

До прихода к власти нацистов 30 января 1933 года газета была особенно враждебна к их программам. 3 марта 1933 года, после пожара в Рейхстаге, издатель Ханс Лахман-Мосс уволил главного редактора газеты Теодора Вольфа как еврея за критику нацистского режима. Вольф был вынужден бежать из страны, сначала в австрийский Тироль на самолёте, а затем в Швейцарию. После поражения Франции в июне 1940 года Теодор Вольф безуспешно пытался выбраться из оккупированной страны в Америку. Итальянские оккупационные власти арестовали его в мае 1943 года и передали его гестапо. Он был отправлен в марсельскую тюрьму, а затем в концлагерь Заксенхаузен. С диагнозом «воспаление легких» его поместили в берлинскую больницу для евреев, где он умер через три дня. Теодор Вольф похоронен на еврейском кладбище в Вайсензее.

В 1927—1933 в газете также работал Генрих Якоб (Heinrich Eduard Jacob). Ему, как и Вольфу, пришлось бежать в Вену от преследований нацистской партии. В Вене он подвергся преследованиям австрийских нацистов, в результате чего Якоб был заключен в Дахау (1938). После освобождения получил американское гражданство, но долгое время жил и работал в Европе. Якоб умер в 1967 году. Похоронен вместе со своей женой на еврейском кладбище в Берлине.

После 1933 года нацистское правительство взяло газету под свой контроль (Gleichschaltung). Однако в сентябре 1933 года специальным разрешением министра пропаганды Геббельса газета была освобождена от обязанности перепечатывать нацистскую пропаганду, чтобы таким образом создать видимость свободы прессы в Германии. Для того, чтобы обеспечить уважение и доверие к газете со стороны иностранной прессы, на должность редактора с апреля 1934 года был назначен Пауль Шеффер. Он был первым иностранным журналистом, которому было отказано в повторном въезде в Советский Союз, так как в 1929 году он опубликовал отрицательные отчеты о пятилетке и предсказал наступление голода.

В течение двух лет Шеффер окружил себя независимо мыслящими выпускниками высших учебных заведений, такими как Маргарет Бовери. Она написала в 1960 году, что Шеффера «с самого начала ненавидели в министерстве пропаганды, и только благодаря его хорошим международным связям его не уволили в первые годы существования режима». В конце концов Шефферу пришлось уйти в отставку (31 декабря 1936).

Газета была окончательно закрыта нацистами 31 января 1939 года.

Имя газеты возродилось в качестве подзаголовка интернет-газеты «BERLINER TAGESZEITUNG» немецкого медиамагната Райко Опитца в 2007 году, одного из ведущих немецких СМИ[1].

Главные редакторы[править | править вики-текст]

Тираж газеты[править | править вики-текст]

Год Тираж Тираж (воскресный выпуск)
1917 245,000 245,000
03.1919 160,000-170,000 300,000
1920 245,000 300,000
1923 ~250,000
04.1928 150,000 150,000
1929 137,000 (Берлин: 83,000) 250,000
1930-1931 121,000 (Берлин: 77,000) 208,000 (Берлин: 113,000)
04.1931 140,000 140,000
1933 130,000-240,000 130,000-240,000

Известные сотрудники[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. register.dpma.de. Проверено 8 августа 2010. Архивировано 8 августа 2012 года.