Deutscher Fernsehfunk

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Deutscher Fernsehfunk
Страна Flag of East Germany.svg ГДР
Зона вещания Flag of East Germany.svg ГДР
частично
Федеративная Республика Германии (1949—1990) ФРГ
Flag of the Czech Republic.svg Чехословакия
Flag of Poland.svg Польша
Дата основания 21 декабря 1952
Дата начала вещания 21 декабря 1952
Дата прекращения вещания 31 декабря 1991
Commons-logo.svg Deutscher Fernsehfunk на Викискладе

Deutscher Fernsehfunk («Немецкое телевещание») — восточно-немецкая телекомпания существовавшая в 1952—1991 гг.

История[править | править код]

Создание (1952 - 1972)[править | править код]

В 1952 году в рамках «Государственный комитет по радиовещанию» была создана Центральная студия телевидения (Studio Berlin), 21 декабря 1952 года в честь дня рождения Сталина она через VHF в стандарте 576i запустил испытательный телеканал под названием «Öffentliches Versuchsprogramm». В этот день впервые вышла в эфир «Aktuelle Kamera», важнейшая информационная телевизионная программа в ГДР. В 1956 году начинался регулярный режим передачи и телеканал «Öffentliches Versuchsprogramm» был переименован в «Deutscher Fernsehfunk» («Немецкое телевещание»). К концу 1950-х гг. вещание шло с 16.00 до 22.00 с перерывом в 17.00-19.00[1]. В 1959 году был добавлен утренний эфир с 11.00 до 13.30 и повтор Актуальной камеры за предыдущий день в 11.00. В 1960 году стал выходить в эфир политический журнал Der schwarze Kanal. К 1964 году был отменён вечерний перерыв, утренний эфир стал начинаться в 10.00, выпуск Актуальной камеры также был перенесён на 10.00, был добавлен также повтор Актуальной камеры поздно вечером. В 1965 году стал выходить в эфир международный журнал Objektiv. В 1968 году после создания Государственного комитета по телевидения (Staatliches Komitee für Fernsehen) он был выделен в отдельную одноимённую телекомпанию. В 1969 году через UHF в стандарте SECAM в вечерние часы запустила телеканал Deutscher Fernsehfunk II, вещавший изначально с 18.45 до 22.30, из информационных программ включала в себя синхрон Актуальной Камеры по Первой программе и последние известия перед окончанием эфира зачитывавшиеся межпрограммным диктором, телеканал Deutscher Fernsehfunk был переименован в Deutscher Fernsehfunk I, на Первой программе был добавлен выпуск последних известий перед перерывом, в 17.00 и перед окончанием эфира.

Переименование (1972 - 1989)[править | править код]

В 1972 году Deutscher Fernsehenfunk I была переименована в DDR Fernsehen I, Deutscher Fernsehenfunk II в DDR Fernsehen II. С того же года Erstes Programm стал вещать утром и днём (с 09.30 - 12.00). В 1976 году DDR Fernsehen I был переименован в DDR TV1, DDR Fernsehen II в DDR TV2. К 1978 году Вторая программа стала вещать с 17.45, были добавлены ещё одни последние известия после начала эфира[2]. В 1980 году телеканалы были переименованы в DDR Fernsehen 1 (или Erstes Programm) и DDR Fernsehen 2 (или Zweites Programm), вместо синхрона Актуальной камеры на Второй программе был введён её повтор в 21.00, а также были добавлены ещё одни последние известия в 18.55, к 1983 году на Второй программе были введены образовательные программы, был добавлен утренний эфир с 08.25 до 13.30[3]. C 1985 года телеканалы стали называться «Fernsehen der DDR 1» и «Fernsehen der DDR 2»

Демократизация (1989 - 1991)[править | править код]

21 декабря 1989 года Государственный комитет ГДР по телевидению был упразднён, вместо него была введена должность Генерального интенданта Телевидения ГДР (Generalintendant des Fernsehens der DDR) которому была подчинена Центральная студия телевидения, а тот в свою очередь был подчинён напрямую Совету Министров ГДР. 15 марта 1990 года Центральная и прочие государственные телестудии были объединены в публично-правовую корпорацию «Deutscher Fernsehfunk», Erstes Programm вновь была переименована в Deutscher Fernsehfunk 1, Zweites Programm в Deutscher Fernsehfunk 2. 14 сентября 1990 года «Deutscher Fernsehfunk» была передана Радиосовету. 15 декабря 1990 года Deutscher Fernsehfunk 1 и Deutscher Fernsehfunk 2 были закрыты, их частоты были переданы Erste Deutsche Fernsehen (в Берлине и Бранденбурге с 1993 года IA Fernsehen, с 1996 года Puls TV, с 1997 года TV Berlin) и ZDF соответственно, через UHF Deutscher Fernsehfunk запустила телеканал DFF Länderkette[4]. AK am Abend и AK Nachrichten были заменена информационной программой DFF Aktuell, AK Zwo - Spatjournal, были введены дневной видеоканал Mittagsjournal и вечерний Abendjournal.

Ликвидация (1991)[править | править код]

31 декабря 1991 года DFF Länderkette был закрыт, его частота в Бранденбурге перешла ORB Fernsehen, в Мекленбурге NDR Fernsehen, в Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии — MDR Fernsehen.

Телеканалы[править | править код]

  • Erstes Programm - информационно-развлекательный, был доступен через аналоговый VHF
    • Landesschau - информационная программа для Бранденбурга
    • Nordmagazin - информационная программа Мекленбург-Передняя Померании
    • Tagesbilder - информационная программа Саксонии-Анхальт
    • Bei uns in Sachsen - информационная программа Саксонии
    • Thüringen Journal - информационная программа Тюрингии
  • Zweites Programm - развлекательный, был доступен через аналоговый UHF[5]
Рост количества часов вещания Deutscher Fernsehfunk в 1955—1989 гг.
Год 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1988 1989
Часов в год 786 3007 3774 6028 6851 7704 8265 9194 8900
Часов в неделю 15 58 73 116 132 148 159 177 171

Телетекст[править | править код]

  • DFF-Text

Бильдширмтекст[править | править код]

  • Страница в Бильдширмтексте

Управление и финансирование[править | править код]

Управление

Deutscher Fernsehfunk управлялась Государственным комитетом по телевидению (Staatliches Komitee für Fernsehen) (с 1989 г. — Вещательным контрольным советом (Medienkontrollrat), с 1990 года - Радиовещательным советом (Rundfunkbeirat), состоящий из 18 членов по 3 от каждой из земель, и Радиовещательным уполномоченным (Rundfunkbeauftragte)[6][7], до 15 сентября 1968 г. — Государственным комитетом по радиовещанию (Staatliches Komitee für Rundfunk)), возглавлялась управляющим (Intendant), в подчинение у которого находились программный директор (Programmdirektor) и главный редактор (Chefredakteur), каждая программа имела собственного главного режиссёра и группу дикторов.

Структура

До 1972 года

  • Главный отдел обмена программами и фильмами (Hauptabt. Programmaustausch und Film)
  • Главный отдел политики (Hauptabt. Politik)
  • Главный отдел сельскохозяйственной политики (Hauptabt. Agrarpolitik)
  • Главный отдел промышленности и науки (Hauptabt. Wirtschaft/Wissenschaft)
  • Главный отдел драматического искусства (Hauptabt. Dramatische Kunst)
  • Главный отдел развлечений (Hauptabt. Unterhaltung)
  • Главный отдел детского, юношеского, женского и политехнического телевидения (Hauptabt. Kinder-, Jugend-, Frauen- und Polytechnisches Fernsehen)
  • Главный отдел молодёжного телевидения (Hauptabt. Jugendfernsehen) (до 1969 г. - Главный отдел молодёжи и образования (Hauptabt. Jugend und Erziehung))
  • Главный отдел спорта (Hauptabt. Sport)
  • Главный отдел редакции выходных (Hauptabt. Wochenendredaktion)[8]

C 1972 года:

  • Отдел обмена программами и фильмами (Bereich programmaustausch und Film)
  • Главная редакция «Актуальной камеры» (Chefredaktion Aktuelle Kamera)
  • Отдел экономической и научной политики (Bereich Wirtschafts- und Wissenschaftspolitik)
  • Главная редакция культурной политики (Chefredaktion Kulturpolitik)
  • Отдел драматического искусства (Bereich Dramatische Kunst)
  • Отдел развлечений и музыки (Bereich Unterhaltung/Musik)
  • Отдел детей и юношества (Bereich Kinder und Jugend)
  • Отдел образовательного телевидения (Bereich Bildungsfernsehen)
  • Главная редакция спорта (Chefredaktion Sport)[9]

В бывших земельных столицах «Deutscher Fernsehfunk» имела территориальные подразделения — «студии», производили отдельные художественные программы о жизни соответствующих регионов:

  • Потсдамская студия (Studio Potsdam) с 1990 г. производила информационную программу Landesschau, до этого производила отдельные репортажи для AK
  • Шверинская студия (до 1990 г. - Ростокская студия (Ostseestudio Rostock)) с 1990 г. производила информационную программу Nordmagazin, до этого производила отдельные репортажи для AK
  • Галльская студия (Studios Halle) с 1990 г. производила информационную программу Tagesbilder, до этого производила отдельные репортажи для AK
  • Дрезденская студия (Studio Dresden) с 1990 г. производила информационную программу Bei uns in Sachsen, до этого производила отдельные репортажи для AK
  • Веймарская студия (Studio Weimar) с 1990 г. производила информационную программу Thüringen Journal, до этого производила отдельные репортажи для AK
Финансирование

Финансировалась за счёт радиовещательного налога, собиравшегося со всех владельцев радиоприёмников и телевизоров.

Производственные структуры
Штаб-квартира

Вещал из Берлинского телецентра на Рудовер-Хауззее в Адлерсхофе. Landesschau выходила в эфир из Потсдамской студии Телевидения ГДР, Nordmagazin - из Шверинской студии Телевидения ГДР, Tagesbilder из Магдебургской студии Телевидения ГДР, Thüringen Journal - из Эрфуртской студии Телевидения ГДР, Bei uns in Sachsen - из Дрезденской студии Телевидения ГДР.

Программы[править | править код]

Информационные программы
  • DFF Aktuell (до 1990 г. - AK Nachrichten) - короткие выпуски новостей перед дневным перерывом и перед окончанием передач, велись дикторами[10]
  • Abendjournal (до 1990 г. - AK am Abend, до 1989 г. - AK) - информационная программа, велась дикторами
  • Spätjournal (до 1990 г. - AK Zwo, до 1989 г. - повтор AK поздно вечером) - информационная программа, велась журналистами и дикторами
  • Prisma - аналитическая программа
Международные программы
  • Objektiv - аналитическая программа[11]
Общественно-политические программы
Программы областных студий телевидения
  • Landesschau - информационная программа для Бранденбурга
  • Nordmagazin - информационная программа Мекленбург-Передняя Померании
  • Tagesbilder - информационная программа Саксонии-Анхальт
  • Bei uns in Sachsen - информационная программа Саксонии
  • Thüringen Journal - информационна программа Тюрингии
Детские программы

Логотип и заставки[править | править код]

  • Использовавшийся в конце 1980-х гг. логотип располагался в правом верхнем углу экрана и представлял собой надпись «DDR1» на Первой программе и «DDR2» на Второй программе.
  • Использовавшийся в конце 1990-х гг. логотип располагался в левом верхнем углу экрана и представлял собой серый треугольник в белом круге.
  • Программа передач на Первую и Вторую программы и часть программы передач для радиопрограмм показывалась по первой программе в виде программной таблицы перед началом эфира (на текущий день), после главного выпуска «Актуальной камеры» (на текущий вечер) и перед окончанием эфира (на следующий день)[13]
  • После начала эфира по Первой программе транслировались позывные телекомпании в 1952-1976 и 1989-1990 гг. - на фоне Потсдамских ворот и часов, в 1976-1989 гг. - на фоне Дворца республики, прочих пейзажей и часов[14]
  • Перед фильмами и частью передач дикторами зачитывалось краткое содержание фильма и программы, а после окончания диктором ещё раз называлось название просмотренного фильма или передачи, режиссёр и главные актёры, после чего дикторы зачитывали напоминание о показах фильмов и передач[15] (с 1989 г. - часть таких напоминаний зачитывались закадровым диктором), перед выпусками новостей и прочими передачами обычно указывалось название передачи на фоне дворца республики и появляющейся единицы или двойки в зависимости от программы, а до 1976 года - показывались часы
  • В 1980-х - первой половине 1990-х после окончания передач по Первой программе звучал Гимн ГДР
  • После окончания передач сначала только по первой а позже по второй программе показывалась настроечная таблица с часами

Ссылки[править | править код]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]