The Guardian

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Гардиан»
The Guardian 2018.svg
Frontpage guardian.jpg
Первая полоса «Гардиан»
Оригинальное
название
англ. The Guardian
Тип ежедневная газета
Формат берлинер

Владелец Guardian Media Group
Страна
Редактор Alan Rusbridger[d][2]
Главный редактор Кэтрин Вайнер (Katharine Viner) — с 1 июня 2015
Основана 1821,
The Observer1791
Политическая принадлежность левоцентризм
Язык английский
Периодичность 1 сут
Цена £0.80 (понедельник—пятница)
£1.50 (суббота)
£1.90 (воскресенье, The Observer)
Главный офис Kings Place, 90 York Way, London N1 9GU
Тираж 161 152[1]
ISSN 0261-3077
Награды
Веб-сайт theguardian.com

«Гардиан»[3] (англ. The Guardian — «Охранник») — ежедневная газета в Великобритании, основана в Манчестере в 1821 году под названием The Manchester Guardian. В 1959 году сменила название на нынешнее, а в 1964 году редакция переехала в Лондон. Воскресный выпуск оформлен в виде газеты The Observer (стала частью группы Guardian в 1993 году). Принадлежит группе компаний Guardian Media Group.

Сайт газеты — самый посещаемый из сайтов британских газет (согласно данным Alexa[4][5]), известных как «качественная пресса» (quality press); причём его материалы могут отличаться от материалов бумажного издания. Согласно статье в Press Gazette, опубликованной в 2013 году, из всех британских газет The Guardian было самым читаемым из качественных изданий, с учётом как продаж бумажной версии, так и просмотров сайта газеты[6]. В научных работах газету характеризуют как влиятельную[7], престижную[8] и качественную[9][10][11], а также как одну из самых уважаемых газет в мире[12].

Газета опубликовала такие громкие материалы, как скандал связанный с незаконным прослушиванием телефонных разговоров частных лиц в News International[13]. Расследование привело к закрытию News of the World, одной из самых высокотиражных новостных газет в мире[14]. В июне 2013 года газета также выпустила новость о записи телефонных разговоров Verizon, которые передавались администрации Барака Обамы[15], а впоследствии опубликовала сведения о существовании программы массовой слежки PRISM, получив эту информацию у осведомителя из АНБ Эдварда Сноудена[16].

История[править | править код]

Его предшественник, «Манчестер гардиан» (The Manchester Guardian), был основан группой либеральной буржуазии во главе с Джоном Эдвардом Тейлором после того, как полиция закрыла более радикальный The Manchester Observer, освещавший события Манчестерской бойни. Политически «Манчестер гардиан» стоял на позициях Либеральной партии, постепенно смещаясь влево. Во время гражданской войны в Испании он был на стороне республиканцев, однако после Второй мировой войны газета не поддерживала создание государственной системы здравоохранения. Со второй половины XX века редакция «Гардиан» состоит в достаточно близких отношениях с Лейбористской партией, хотя в 1981 году часть ключевых авторов перешла в Социал-демократическую партию.

12 сентября 2005 года газета перешла на уменьшенный формат — «берлинер». Газета стала на 6 см у́же и на 12 см короче. Формат «берлинер» схож по внешнему виду с таблоидным форматом (А3), однако немного отличается от него по размерам. Изменился в новой версии «Гардиан» шрифт материалов и логотип. Новое начертание названия газеты сделано белыми буквами на фиолетовом фоне. По мнению экспертов по изучению британского медиа-рынка, «новый логотип стал более похожим по дизайну на логотипы интернет-изданий». С 2006 года на уменьшенный формат перешли и издаваемый «Гардиан», и воскресный еженедельник The Observer.

Главные редакторы[править | править код]

  • Джон Эдвард Тейлор (1821—1844)
  • Джеремая Гарнетт (1844—1861) (совместно с Расселлом Скоттом Тейлором с 1847 по 1848 год)
  • Эдвард Тейлор (1861—1872)
  • Чарльз Престуич Скотт (1872—1929)
  • Тед Скотт (1929—1932)
  • Уильям Персиваль Крозье (1932—1944)
  • Альфред Пауэлл Уодсворт (1944—1956)
  • Аластэр Хедерингтон (1956—1975)
  • Питер Престон (1975—1995)
  • Алан Расбриджер[en] (1995—2015)
  • Катарин Вайнер[en] (2015 — настоящее время)

Критика[править | править код]

По данным британской произраильской общественной организации Honest reporting[en], ставящей своей целью сбалансированное освещение действий Израиля в СМИ (по её мнению зачастую имеющее антиизраильский уклон) «Гардиан» известна своим постоянным «сдвигом» в сторону арабской, антиизраильской точки зрения[К 1]. Подобного мнения придерживается и Mediawatch-uk[en][17][18]. Журналист Том Гросс[en] приводит такие примеры напечатанного в «Гардиан», как карикатура со звездой Давида на повязке вокруг кровавого кулака[19], или использование термина «еврейское поселение» при сообщениях об обстреле израильского города Сдерота[20].

В 2004 году, в знак протеста против антиизраильского сдвига «Гардиан», её покинула одна из ведущих колумнистов Джули Бёрилл[en][21]. Еврейская энциклопедия пишет об «антиизраильских, а иногда неприкрыто антиеврейских, позициях» газеты «Гардиан» в конце 1990-х — начале 2000-х годов в ряду других британских СМИ[22].

Прозвище[править | править код]

Прозвище The Grauniad было дано газете сатирическим журналом «Private Eye»[23]. Оно было связано с тем, что газета стала весьма известна обилием типографических ошибок, таких как неправильное написание собственного названия The Gaurdian[24]. Домен grauniad.co.uk зарегистрирован на имя газеты и перенаправляет все запросы на официальный сайт газеты.

Самый первый выпуск «Гардиан» также содержал ряд ошибок. Возможно, наиболее заметной была опечатка в заметке о торгах, в которой слово auction («аукцион») было напечатано в виде atction.

Премии и награды[править | править код]

  • World Digital Media Awards 2015 в номинации «Лучший новостной сайт»[25].
  • «Газета года» British Press Awards в 2014 году за сообщение о государственной слежке[26].

Примечания[править | править код]

Комментарии[править | править код]

  1. В то же время и сама организация HonestReporting[en] подвергалась критике Барбарой Матусов за предвзятость, односторонность и выдёргивание фраз из контекста :
    При этом, сама Б. Матусов замечена в использовании некорректных данных с соответствующими из них заключениями:

Источники[править | править код]

  1. Jasper Jackson. Independent, Mirror, Express and Star suffer sharp fall in traffic. The Guardian.
  2. Alan Rusbridger ProfileThe Guardian.
  3. «Гардиан» / Любимов Б. И. // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 399-400. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.
  4. Alexa - Top Sites by Category: News. www.alexa.com. Проверено 6 декабря 2018.
  5. Alexa - Top Sites by Category: Regional/Europe/United Kingdom/News and Media/Newspapers. www.alexa.com. Проверено 6 декабря 2018.
  6. UK newspapers ranked by total readership (print and online) (англ.). Press Gazette (29 августа 2013). Проверено 6 декабря 2018.
  7. Svetlana Stepchenkova, James S. Eales. Destination Image as Quantified Media Messages: The Effect of News on Tourism Demand (англ.) // Journal of Travel Research. — 2011-03-01. — Vol. 50, iss. 2. — P. 198–212. — ISSN 0047-2875. — DOI:10.1177/0047287510362780.
  8. Vujakovic P. Views of the world: maps in the British prestige ‘press’ (англ.) // Bulletin of the Society of Cartographers. — 1999. — Vol. 33, no. 1. — P. 1-14.
  9. Ten years to prevent catastrophe?: Discourses of climate change and international development in the UK press (англ.) // Global Environmental Change. — 2009-05-01. — Vol. 19, iss. 2. — P. 191–202. — ISSN 0959-3780. — DOI:10.1016/j.gloenvcha.2008.10.004.
  10. Katy Parry. A visual framing analysis of British press photography during the 2006 Israel- Lebanon conflict (англ.) // Media, War & Conflict. — 2010-04-01. — Vol. 3, iss. 1. — P. 67–85. — ISSN 1750-6352. — DOI:10.1177/1750635210353679.
  11. Dean J. Feminism in the papers: Contested feminisms in the British quality press (англ.) // Feminist Media Studies. — 2010. — Vol. 10, no. 4. — P. 391—407.
  12. Shahira Fahmy, Daekyung Kim. Picturing the Iraq War: Constructing the Image of War in the British and US Press (англ.) // International Communication Gazette. — 2008-12-01. — Vol. 70, iss. 6. — P. 443–462. — ISSN 1748-0485. — DOI:10.1177/1748048508096142.
  13. Can The Guardian Survive?. Intelligent Life (July–August 2012).
  14. Nicky Woolf. Could the newspaper that broke the hacking scandal be the next to close? (англ.). GQ.com (3 July 2012). Архивировано 6 июля 2012 года.
  15. Mark Hosenball. Obama administration defends massive phone record collection (англ.). Reuters (6 June 2013). Проверено 6 марта 2016.
  16. Edward Snowden: the whistleblower behind the NSA surveillance revelations (англ.). The Guardian (9 June 2013). Проверено 6 марта 2016.
  17. Hawkeye. What about Mizrahi Jews, Helen Thomas? (англ.) (11 June 2010). Проверено 6 декабря 2018.
  18. Hawkeye. What the Guardian Doesn’t Publish: How many Seas…? by Denis MacEoin (англ.) (15 June 2010). Проверено 6 декабря 2018.
  19. The media war against Israel (англ.) (2 August 2006). Проверено 6 декабря 2018. Архивировано 22 декабря 2010 года.
  20. Tom Gross. European Media and Anti-Israel Bias (англ.) (27 June 2007). Проверено 6 декабря 2018.
  21. Objecting to Guardian’s Anti-Israel Bias. Jewish Journal (5 декабря 2003). Проверено 6 декабря 2018. Архивировано 28 мая 2012 года.
  22. Великобритания — статья из Электронной еврейской энциклопедии КЕЭ — том 1+Доп.2, кол. 628—634+262-267
  23. Ned Sherrin. Review: Corrections and Clarifications by Ian Mayes (англ.), The Guardian (16 декабря 2000). Проверено 6 декабря 2018.
  24. Jim Bernhard. Porcupine, Picayune, and Post: How Newspapers Get Their Names. — University of Missouri Press, 2007. — 233 с. — ISBN 9780826266019.
  25. Best Practice in Digital Media (англ.). WAN-IFRA (25 January 2016). Проверено 6 декабря 2018.
  26. Kevin Rawlinson. Guardian wins newspaper and website of the year at British press awards (англ.), The Guardian (2 April 2014). Проверено 12 июня 2014.

Ссылки[править | править код]