Вяземский, Афанасий Иванович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Не путать с современником, князем Афанасием Ивановичем Вяземским по прозванию Долгой (ум. 1573)[1].

Князь Афана́сий Иванович Вя́земский — русский государственный деятель, дипломат, опричный воевода, наместник, оружничий, опричник и любимец Ивана Грозного.

Из княжеского рода Вяземских. Младший сын князя Ивана Андреевича Вяземского. Имел братьев князей: окольничего Василия Ивановича по прозванию Волк и голова и рында Лев Иванович.

Биография[править | править код]

В Дворовой тетради князь Афанасий Иванович назван «литвой дворовой» служивший «по Костроме» (1550). В 1551 году второй дворовый воевода в походе с Государём в Великие Луки и Полоцку. В ноябре 1553 года на свадьбе казанского царевича Симеона Касаевича с Марией Андреевной Кутузовой-Клеопиной, указал ему Государь быть седьмым стольником при нём. Во время Полоцкого похода (1562—1563), в котором он служил обозным воеводою, умело навёл порядок в движении войск, за что вошёл в число ближайших советников Ивана IV Васильевича[2]. В 1564 году пожалован в оружейничие, в декабре сопровождал царя во время его отъезда в Александровскую слободу.

Межевал земли Мезени на опричные и земские (1565). В 1565 году был одним из главных советников Грозного по организации опричнины; затем, когда Грозный вздумал обратить дворец в Александровской слободе в монастырь, избрав для этого из опричников 300 человек и назвав их «братией», а себя — «игуменом», получив звание «келаря». Во время кровавых оргий Грозного, вместе с Малютой Скуратовым, стоял во главе неистовствовавших опричников. Пожалован думным чином оружничего (между 1565 и 1566). В 1566 году на мирных переговорах с послами Великого княжества Литовского упомянут как окольничий, оружничий и наместник Вологды, в июле — второй в ответе с польскими послами. Вместе с А. Д. Басмановым заключил в Александровой слободе союзный договор со шведскими послами (февраль 1567). В качестве 2-го воеводы участвовал в походе из Новгорода на Литовские земли (сентябрь 1567)[3]. Зимой 1567—1568 годов второй воевода в Дорогобуже[3].

После падения Адашева и Сильвестра пользовался неограниченным доверием своего государя, который из его только рук принимал лекарства, приготовленные царским доктором Ленсеем, и с ним только совещался о своих тайных планах. Князь Афанасий Иванович участвовал в тайных переговорах царя с английскими послами А. Дженкинсоном (Москва, сентябрь 1567) и Т. Рандольфом (февраль—июнь 1569), целью которого должен был стать военный союз между Русским государством и Англией, а также получение гарантий на случай бегства Ивана IV с семьёй в Англию. Принимал участие в расследовании заговора конюшего И. П. Фёдорова в пользу Старицкого князя Владимира Андреевича (1568). Участвовал в походе опричников на Новгород и Псков (1569—1570).

В 1570 году, после новгородского разгрома, он вместе с Фёдором Басмановым и многими боярами и дьяками был обвинён в том, что вёл переговоры с новгородским архиепископом Пименом, замышляя предать Новгород и Псков Литве, извести царя Ивана, а на государство посадить князя Владимира Андреевича. Обвинителем Вяземского явился облагодетельствованный им боярский сын Григорий Ловчиков, который донёс на князя, что он предуведомил новгородцев о гневе царском[4].

Князь А. И. Вяземский умер во время пыток (1570), его имя отсутствует в синодике опальных.

Воспоминания современников[править | править код]

По данным Г. фон Штадена, наряду с боярином А. Д. Басмановым и постельничим П. В. Зайцевым производил в 1565 году набор в опричнину детей боярских Суздальского, Можайского и Вяземского уездов[5].

По словам немецкого дворянина, жившего в Москве в то время Альберта Шлихтинга, узнав об измене Вяземских, царь велел убить из засады его брата. После этого происшествия А. И. Вяземский несколько дней укрывался в доме лейб-медика Арнольда Линдзея, но вскоре был обнаружен и подвергнут торговой казни, битьём палками на рыночной площади, с вымоганием казны. Затем царь сослал бывшего любимца в Посад Городецкий на Волге, где тот и умер находясь «в железных оковах»[5].

Семья[править | править код]

Жена: имя неизвестно, о ней упоминает А. Шлихтинг, не называя имя.

По родословной росписи показан бездетным.

Художественное отображение[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Князь П. В. Долгоруков. Российская родословная книга. — СПб.: Тип. К. Вингебера, 1854. — Ч. I. По родословной росписи: Афанасий Иванович. № 26. — С. 150.; Афанасий Иванович Долгой. № 83. — С. 151.
  2. Баранов К. В. Записная книга Полоцкого похода 1562—1563 года // Русский дипломатарий. — М., 2004. — Вып. № 10. — С. 131.
  3. 1 2 Разрядная книга 1475—1605 гг. — М., 1982. — Т. 2. — Ч. 2. — С. 225, 242.
  4. Опись архива Посольского приказа 1626 г. — Ч. 1. / Ред. С. О. Шмидт. — М., 1977. — С. 257.
  5. 1 2 Штаден Г. Записки немца-опричника. — М., 2002. — С. 55.

Источники[править | править код]