Кисябика Байрясова

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кисябика Байрясова
Кисәнбикә Байрасова, Киҫәнбикә Байрасова
Дата рождения 1679(1679)
Место рождения Дуванская волость
Дата смерти 30 апреля 1739(1739-04-30)
Место смерти Екатеринбург
Подданство  Российская империя

Кисябика (Кисянбика) Байрясова (тат. Кисәнбикә Байрасова, башк. Киҫәнбикә Байрасова) — насильно крещённая мусульманка[1][2][3], приговорённая к сожжению за возвращение в ислам.

Политическая ситуация в крае[править | править код]

Родилась в 1679 году в Дуванской волости[4] Сибирской даруги. Была выдана замуж в Катайскую волость той же даруги.

В начале XVIII века на Урале была создана так называемая «горная власть» во главе с известным государственным деятелем, главным командиром Уральского горного управления, основателем Екатеринбурга, автором «Истории Российской» Василием Татищевым. Началось активное освоение новых месторождений, строились новые заводы и рудники. Местное население опасалось потерять вотчинные права на земли, полученные по условиям присоединения к России, и стремилось защитить свои культурно-религиозные и бытовые традиции. Недовольство вызвало восстание. На бунт «горная власть» ответила карательными походами. Жителей повстанческих деревень убивали, продавали в крепостные, насильственно крестили.

Кисябика была пленена карателями, после чего привезена в Екатеринбург. Её отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу, крестили, а после крещения нарекли именем Катерина.

18 сентября 1737 года Кисябика впервые бежала «с девкою-полонянкою», жившей у В. Н. Татищева. Пожилую женщину поймали и высекли плетьми, но её это не остановило.

Инициатором второго побега стала она сама. Вместе с ней 26 сентября того же года бежала из Екатеринбурга «дворовая жёнка» секретаря «горной власти» Ивана Зорина. Кисябику поймали и на этот раз, после чего высекли уже кнутом.

Тем временем, 20 апреля 1738 года казнён был через сожжение татарин[5][6] и участник башкирского восстания[7] Тойгильды Жуляков. Он был казнён за то, что, перейдя в христианство, вернулся затем обратно в ислам. Все крещёные татары, каких удалось разыскать в Екатеринбурге и его окрестностях, были доставлены к месту сожжения Тойгильды.

В указе по Главной Горной канцелярии за подписью губернатора В. Н. Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: «<…> ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное своё обещание, данное при крещении, презрел <…>» Публичное зачитывание этого указа, а также последовавшая за этим казнь Жулякова, были призваны произвести устрашающее впечатление на крещеных татар и доказать им, что администрация края не потерпит ложного принятия христианской веры.[8] Сам Татищев на казни не присутствовал, так как находился в тот момент в Самаре[9].

Тойгильды Жилякова сожгли на костре на глазах своих детей в назидание другим новокрещенным, но и страх перед жестокой казнью не остановил Кисябику. В сентябре 1738 года она бежала третий раз[10].

1738 года декабря 14 дня в Канцелярии Главного заводов правления допрошена, а в допросе сказала, что:

«родом она башкирка Катайской волости Сакаовой деревни, татарское ей имя Кисякбика, Байрясова дочь, от роду ей 60 лет. Из оной волости полонена она русскими людьми в первое башкирское замешание, тому будет третий год, весною, токмо травы еще не было. А кто главным у русских был — не знает. И привезена в Теченскую слободу, а с Течи тою ж весною прислана сюда в Екатеринбург и отдана была учителю Кондратовичу, у которого некрещеною жила с месяц, и потом крещена, и дано ей имя Катерина.».

В Канцелярии Главного правления заводов было вынесено определение от 8 февраля 1739 года:

Определили: оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь. Токмо, не учиня оного, писать к тайному советнику В. Н. Татищеву и ожидать на то указа. Вышеписанное представление учинить к генерал-майору Леонтью Яковлевичу Соймонову, ибо из неполученных от тайного советника указов видно, что он в Петербург отбыл[11].

Казнь[править | править код]

Фото из архива

В приговоре от 8 февраля 1739 года говорится: «… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь».[2]

14 марта того же года генерал Соймонов подписал конфирмацию по делу:

«Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились»[2]

Через месяц, после издания указа 60 летняя Кисябика Байрясова была казнена на центральной площади Екатеринбурга[12][13].

В творчестве[править | править код]

Башкирская писательница М. С. Буракаева написала рассказ «Сказ Кисякбике». Драматург Михаил Башкиров на основе рассказа написал пьесу. Стерлитамакский башкирский драматический театр (в составе театрально-концертного объединения) поставили инсценировку этой пьессы. На сцене Национального молодежного театра им. Мустая Карима, с большим успехом, состоялась премьера спектакля «Киҫәкбикә. Риүәйәт (Сказ о Кисякбике)».[14]

После нашумевшей премьеры спектакль сняли с показа. Как сообщают артисты театра, указ о снятии постановки исходит от министра культуры республики.[15][16]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Дело Екатеринбурга. Дата обращения: 28 сентября 2021. Архивировано 27 сентября 2021 года.
  2. 1 2 3 Государственный архив Свердловской области. Ф. 24. Оп. 1. Д.818. С. 243
  3. Старостин А. Н. Ислам в Свердловской области. — М.: Логос, 2007. — С.28 — (Ислам в России / Подред. проф. А. В. Малашенко). ISBN 978-5-98704-268-2
  4. Запись допроса полонянки Кисякбики Байрясовой (Катерины) в Канцелярии Главного правления заводов о побегах из Екатеринбурга. book.uraic.ru. Дата обращения: 21 января 2018. Архивировано 29 сентября 2018 года.
  5. Шакинко И. М. Василий Татищев. — М., 1986. — С. 185.
  6. Бердников Л. «Казнить смертью и сжечь…». Хроники российской инквизиции // Новая Юность. — 2010. — № 2 (95). Архивировано 24 февраля 2017 года.
  7. Уральская старина, стр. 212
  8. Шакинко И. М. Василий Татищев. — М., 1986. — С. 186.
  9. Из предписания Татищева майору Угрюмову: «Татарина Тойгильду за то, что, крестясь принял паки махометанский закон, на страх другим, при собрании всех крещёных татар, сжечь; а жен и детей его, собрав, выслать в русские города, для раздачи; из оных двух прислать ко мне в Самару». По И. И. Симанов, Город Екатеринбург, 1898 г.
  10. Государственный архив Свердловской области. Ф. 24. Оп.1. Д. 818. С. 70.
  11. Там же. С.71-72.
  12. Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. — М.-Н. Новгород: ИД «Медина». — С. 54. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  13. Старостин, 2007, с. 28.
  14. Башинформ. 27 сентября 2021. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  15. ИА IslamNews. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  16. Спектакль о женщине, которую насильно крестили и сожгли за возвращение в ислам, отменили в Башкирии. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.

Литература[править | править код]

  • Старостин А. Н. Ислам в Свердловской области / Под ред. проф. А. В. Малашенко. — М.: Логос, 2007. — 144 с. — (Ислам в России). — ISBN 978-5-98704-268-2.
  • М. Буракаева. Кисякбика (рассказ) Архивная копия от 8 октября 2021 на Wayback Machine (башк.)

Ссылки[править | править код]

  • Семен Чирков. Дело Екатеринбурга. Поцелуй костра. 280 лет назад в «горном городе» жгли не только чучела Масленицы, но и живых женщин. Такое наказание практиковали в те времена за, как сказали бы сейчас, оскорбление чувств православных верующих. Проект ЕТВ (6 марта 2019). Дата обращения: 28 сентября 2021. Архивировано 2 ноября 2020 года.