Раевский, Николай Алексеевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Алексеевич Раевский
Дата рождения 12 июля 1894(1894-07-12)
Место рождения Вытегра, Олонецкая губерния, Российская империя
Дата смерти 11 декабря 1988(1988-12-11) (94 года)
Место смерти Алма-Ата, Казахская ССР, СССР
Гражданство (подданство)
Образование
Род деятельности
литературовед, писатель, автор книг об А.С.Пушкине, участник Белого движения, мемуарист, переводчик
Язык произведений русский

Никола́й Алексе́евич Рае́вский (12 июля 1894, Вытегра — 11 декабря 1988, Алма-Ата) — русский писатель, переводчик, пушкинист, литературовед. Автор книг об Александре Пушкине и его окружении: «Если заговорят портреты», «Портреты заговорили»[1], «Друг Пушкина П. В. Нащокин»[2].

Биография[править | править код]

Родился 30 июня (12 июля) 1894 года в уездном городке Вытегре Олонецкой губернии (ныне Вологодской области) в семье судебного следователя. Его дед был известным петербургским юристом, прадед Николай Раевский — протоиереем, настоятелем кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Мать происходила из олонецкой ветви дворянского рода Пресняковых (народоволец Андрей Пресняков, казнённый в 1880 году, был её двоюродным братом). Из-за частых разъездов отца по служебным делам воспитанием детей в основном занималась мать — Зинаида Герасимовна.

Через два года после рождения Николая семья переехала по новому месту назначения отца — на железнодорожную станцию Малая Вишера (недалеко от Петербурга). В 1899 году пятилетнего Николая привезли из Малой Вишеры на побывку к бабушке и дедушке. Через много лет Николай Алексеевич воспроизвёл слова жившей там прабабушки Софии, обращённые к нему: «Вот, Колечка, когда ты подрастешь, то вспомни, что я рассказываю тебе сейчас. Когда мне было 16 лет, на одном балу я видела Александра Сергеевича Пушкина, а моим учителем в Патриотическом институте благородных девиц был Николай Васильевич Гоголь. Когда подрастешь, узнаешь, кто были эти великие люди»[3].

В 1902 году Раевские переехали в Подольскую губернию. Николай учился в гимназии в Каменце-Подольском. Там он увлёкся энтомологией. Закончив в 1913 году Каменец-Подольскую гимназию с золотой медалью[4], Раевский стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета.

Начавшаяся Первая мировая война повлекла Раевского к себе: он добровольно оставил университет и поступил в Михайловское артиллерийское училище. Подпоручик Раевский получил боевое крещение во время Брусиловского прорыва. В Карпатах поручик Раевский мечтал добыть георгиевское оружие[5].

Когда в 1918 году Раевскому довелось встать в ряды Белой гвардии, он был уже опытным офицером, убежденным противником советской власти. В 1920 году капитан Раевский с остатками разбитой армии Врангеля покинул Родину. Жил в Греции, Болгарии, потом на долгие годы осел в Чехословакии.

В Праге Раевский в 1924 году начал учёбу на естественном факультете Карлова университета. Одновременно он поступил во Французский институт имени Эрнеста Дени (тоже в Праге), чтобы усовершенствоваться в знании французского языка и впоследствии попытаться устроиться на службу в качестве энтомолога в одну из французских африканских колоний. В 1927 году выпускника Французского института Николая Раевского за конкурсное сочинение о французском классицизме наградили месячной командировкой в Париж. А в 1930 году Раевский получил в Карловом университете диплом доктора естественных наук и одновременно предложение напечатать свою студенческую диссертацию в «Трудах» Чехословацкой академии наук и искусств.

С 1930 года началось его серьёзное увлечение изучением биографии и творчества А. С. Пушкина, результатом которого стало несколько книг о поэте[6].

В 1941 году Раевский два с половиной месяца сидел в гестапо. Его выпустили под подписку о невыезде, посчитав старого русского офицера безвредным. 31 декабря 1943 года Раевский записал в дневнике: «Хотел бы конца войны, как и все, но боюсь, боюсь большевизма — не за собственную шкуру только, за немногих дорогих мне людей, за все, что есть хорошего в европейской культуре, за право жить не по указке духовного хама… Для себя же лично — пережить две недели после конца войны. Кто-то сказал, что это будут самые страшные две недели»[7].

13 мая 1945 года Раевский был арестован советскими властями. Его по статье 58-4 «б» «за связь с мировой буржуазией» приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и трём годам поражения в правах. Пунктом отбывания наказания был определён Минусинск.

В январе 1960 года Николай Раевский после одиннадцати лет, проведенных в Минусинске, переехал в Алма-Ату, получив работу переводчика в Республиканском институте клинической и экспериментальной хирургии. Работал в институте до 82-х лет. Составлял библиографию работ по щитовидной железе на восьми иностранных языках, выполнял переводы статей по разным разделам хирургии, участвовал в создании музея по истории хирургии Казахстана.

Книги Николая Алексеевича Раевского издавались в 60-70-х гг. в Алма-Ате в издательстве «Жазушы». В русском переводе это означает «Писатель».

Автор книг «Если заговорят портреты», «Портреты заговорили», «Друг Пушкина – Павел Воинович Нащокин», «Джафар и Джан», «Последняя любовь поэта», «Жизнь за Отечество», «Добровольцы. Повести крымских дней».

Писатель скончался в Алма-Ате в декабре 1988 года на 95-м году жизни. После смерти Раевского заместитель председателя правления Советского фонда культуры Олег Карпухин написал в журнале «Наше наследие»: «Чем глубже я вникал в эту долгую и удивительную жизнь, тем больше печалился тому, что нет книги об этой жизни. Более того, нет даже сколько-нибудь обстоятельного очерка. В судьбе этой, между тем, есть всё, чтобы на её основе воссоздать, без преувеличения, историю двадцатого века со всем блеском, трагедиями, величием, потерями и обретениями»[5].

Сочинения[править | править код]

  • Белый исход глазами офицера армии Врангеля : комментированное научное издание произведений Н. А. Раевского «Дневник галлиполийца» и «Русский гарнизон в Болгарии» / сост. Е. И. Беликова, А. Г. Акимов ; вступ. ст. О. И. Карпухина, Э. Ф. Макаревича, А. А. Колесникова. — М.: URSS ; Ленанд, 2021. — 512 с.
  • Раевский Н. А.  Воспоминания
  • Раевский Н. А. Избранное. — М.: Художественная литература, 1978. — 492 с.
  • Раевский Н. А. Русский гарнизон в Болгарии: Орхание – София – Прага. Военные мемуары. — М.: Вече, 2021. — 520 с.

Литература[править | править код]

  • Артемьева Р. Заговорившие портреты… // Казахстанская правда. — 2006. — 22 декабря.
  • Карпухин О. И. Три слова на памятнике // Наше наследие : журнал. — 1989. — № 5.
  • Неизвестный Раевский / Исследование, составление, комментарии О. И. Карпухина. — М.: Русский раритет, 2010. — ISBN 978-5-7034-0241-2.
  • Широкова Г. М., Полянская Е. И. [militera.lib.ru/prose/russian/raevsky_na/pre2.html Биолог, артиллерист, писатель] // Журнал Санкт-Петербургского университета. — 2004. — 15 сентября.
  • Шустер Д. Мнение известного пушкиниста // Нева. — 2004. — № 6.

Примечания[править | править код]

  1. Раевский, 1978, с. 7.
  2. Раевский, 1978, с. 343.
  3. Раевский Н. А. Избранное: В двух томах. — Алма-Ата: Жазушы, 1983. — Т. 1. — С. 31.
  4. Выпускники Каменец-Подольской гимназии 1883—1920. Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано 5 января 2018 года.
  5. 1 2 Наше наследие. — 1989. — № 5. Дата обращения: 25 февраля 2009. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года.
  6. Антонов Г. Н. «Из подсудимого я превращался в докладчика по пушкинским делам». Необычная судьба рукописи Н.А. Раевского «Пушкин и война». // Военно-исторический журнал. — 2023. — № 9. — С. 88—93.
  7. Литературная газета. — 1994. — 9 марта. — С. 6.

Ссылки[править | править код]