Школьный вальс (фильм): различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[непроверенная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Нет описания правки
Строка 8: Строка 8:
|Страна = [[СССР]]
|Страна = [[СССР]]
|Год = 1978
|Год = 1978
|Компания = [[Киностудия им. М. Горького]]
|Компания = [[Киностудия им. М. Горького]], Второе творческое объдинение
|Время = 90 мин
|Время = 90 мин
|imdb_id = 0165942
|imdb_id = 0165942

Версия от 16:43, 26 августа 2019

Школьный вальс
Постер фильма
Жанры мелодрама / школьная драма
Режиссёр Павел Любимов
В главных
ролях
Елена Цыплакова, Сергей Насибов, Юрий Соломин
Композитор
Кинокомпании Киностудия им. М. Горького, Второе творческое объдинение
Длительность 90 мин
Страна СССР
Язык русский
Год 1978
IMDb ID 0165942

«Школьный вальс» — художественный фильм режиссёра Павла Любимова, вышедший на экраны в 1978 году, мелодрама. Съёмки фильма проходили в Москве в 1977 году.

Сюжет

Десятиклассники Гоша Кораблёв (актёр Сергей Насибов) и Зося Кнушевицкая (актриса Елена Цыплакова) любят друг друга. До последнего звонка несколько дней. Юноша собирается поступить в геологоразведочный институт, чтобы стать вулканологом. Кажется, что после окончания школы они поженятся. Но по пятам за Гошей ходит безответно влюблённая Дина (актриса Евгения Симонова), влиятельные родители которой готовы обеспечить успешную жизнь не только своей дочери, но и будущему зятю. Узнав,что у матери другой мужчина,Зося убегает из дома.Её находит Гоша ,и они проводят ночь вместе. Во время выпускных экзаменов Гоша узнаёт, что Зося беременна,но он пока не планирует детей и в тот же день отправляется обедать к Дине. Зося и Гоша расстаются. Школьный вальс он танцует уже с Диной.

Мать Зоси везёт дочь в больницу, откуда та сбегает, не желая избавляться от ребёнка. Зося уходит от родителей и устраивается работать на стройку. Вскоре она узнаёт, что родители разошлись — они давно разлюбили друг друга (у матери другой мужчина, младше её) но только уход из дома дочери окончательно их поссорил. У Зоси появляются новые друзья и подруги. Мать навещает дочь один раз и привозит ей тёплые вещи.С отцом Зося регулярно созванивается. Гоша женится на Дине, но их семейная жизнь не складывается с самого начала. Гоша пьёт,грубит жене,поздно приходит домой ,и молодые люди, не прожив вместе и года, расходятся. В конце зимы у Зоси рождается сын Василий.

На вечере выпускников в школе встречаются старые друзья, в том числе Дина, Зося и Гоша. Вместе бывшие школьники смотрят кинохронику, в которой когда-то весело снимали себя сами — «для истории». Часть этой хроники юный оператор бесстыдно снял скрытой камерой — влюблённая пара, поцелуи в пустом классе, поцелуи в раздевалке. Невинный школьный роман…

Выходит из зала Зося, а следом и Гоша. Их разговор происходит на пустой школьной лестнице. Они всё ещё любят друг друга, но Гоша ничего не знает про ребёнка. Он бросил институт и хочет знать, что ему теперь делать. Узнав о сыне, просит разрешения его увидеть. Зося уходит, оставив без ответа несостоявшегося вулканолога. За её спиной, сияя огнями всех окон, удаляется школа.

В ролях

  • В фильме также снимались студенты ГИТИСа (мастерская Владимира Андреева)
  • «В роли» школы (только снаружи) — московская школа № 122 в Малом Палашёвском переулке.

Съёмочная группа

Оценки фильма

Фильм вызвал большой резонанс[1] и вызвал «бурю мнений»[2]. Несмотря на «многие возражения и сомнения», фильм в целом «получил поддержку в кинокритике»[3].

В рецензиях отмечалось, что в фильме «своеобразно поднимается большая и серьёзная тема — интимной жизни, любви и брака совсем молодых людей»[4][5].

В фильме много метких бытовых зарисовок, точных психологических наблюдений... Естественны и убедительны почти все актёры, среди которых немало начинающих и даже дебютантов. Выразителен дуэт Е. Цыплаковой (Зося) и Е. Симоновой (Дина). Рассказанная в фильме история вызывает и сочувствие, и симпатию, и грусть, и радость[5].

Вместе с тем критика Е. Громова не убеждал финал фильма, в котором, по его мнению, «не сводятся воедино сюжетно-концепционные линии картины»: «Минорный уход Зоси психологически не мотивирован, он не вытекает из её прежних слов и поступков, из её мировосприятия и снисходительно-прощающего отношения к любимому человеку»[5]. Он также упрекал авторов в чрезмерном любовании главной героиней Зосей и некритичной оценкой поступков других героев, особенно «школьного сердцееда» и эгоиста Гоши[4][6].

Через десять лет после выхода фильма на экран кинокритик Т. Кукаркина приводила сведения о том, что после согласия Госкино на съёмки фильма «сценарий Анны Родионовой был искажён в результате вмешательства студийных инстанций, стремившихся во что бы то ни стало смягчить коллизии, приукрасить обстоятельства, облегчить судьбу героини — старшеклассницы, родившей ребёнка»[7]. Это не позволило авторам реализовать свой первоначальный замысел и создать «значительный, по-настоящему проблемный фильм»[8].

Киновед И. Гращенкова указала, что в фильме «любовь семнадцатилетних — и предмет исследования, и та нравственная ценность, которой проверяется их духовный мир». «Несомненно, в этом фильме наследуется бескомпромиссная смелость, презрение к ханжеству, впервые заявленные в фильме „А если это любовь?“» — писала она[9]. При этом оба фильма существенно отличаются.

В «Школьном вальсе» (сценарий А. Родионовой, режиссер П. Любимов) школа — лишь фон драматических событий, не более, и в этом моделируется ситуация отчуждения её как социального института от духовной, интимной жизни её учеников, позиция её невмешательства в процесс воспитания чувств[9].

Киновед Кирилл Разлогов напоминал, что в фильме «А если это любовь?» Ю. Райзмана интимная близость школьников воспринималась как трагедия, ведущая к самоубийству, а «спустя не так много лет в фильме „Школьный вальс“ героиня Елены Цыплаковой с поднятой головой выходит из аналогичного опыта и оказывается сильнее своего партнёра и обстоятельств, отчасти повторяя траекторию героини фильма А. Роома „Третья Мещанская“»[10].

Педагог и киновед А. В. Фёдоров писал, что «Школьный вальс» вызвал бурю споров в момент своего появления и «опрокидывал все былые представления о „школьном фильме“»[11]. В нём «впервые в нашем кино авторы решились показать, что в школе возможна не только платоническая любовь»[12] и «впервые была показана сюжетная ситуация с беременностью старшеклассницы»[13].

Он и его соавторы отмечали, что роль Зоси для Е. Цыплаковой «была естественным продолжением прежних ролей семиклассницы („Не болит голова у дятла“) и девятиклассницы („Ключ без права передачи“)», «Е. Симонова смогла сыграть первую, но всепоглощающую, готовую даже на унижение любовь искренне и достоверно», «Гоша был сыгран менее убедительно»[14].

В целом «Школьный вальс» снят вполне достоверно. Приглушённые разговоры, мягкие цветовые тона, обычные интерьеры (не все же живут в квартирах-дворцах), отсутствие монтажных и оптических эффектов...[15]

Кинокритик С. В. Кудрявцев указал, что каждую выпущенную в прокат копию фильма посмотрели более 61 тысячи зрителей (четвёртый результат за всю историю советского кино)[16][17]. При благоприятном отношении киноначальства к фильму он мог стать таким же кинохитом, как более поздний фильм «Маленькая Вера»: «„Маленькая Зося“ Елены Цыплаковой из „Школьного вальса“, которая полюбила одноклассника и решила родить ребёнка даже после того, как возлюбленный предал, узнав о её беременности, — ещё не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды, но уже не желающая быть просто жертвой сплетен и горестных историй на тему „Маруся отравилась“»[16][17].

Примечания

Литература

  • Громов Е. Школьный киновальс // Экран 1976—1977 / Сост. Ю. Тюрин, Г. Долматовская. — М.: Искусство, 1978. — С. 31—38. — 288 с.
  • Громов Е. Школьный киновальс // Искусство кино. — 1981. — № 4. — С. 34—46.
  • Размышления в пути // Искусство кино. — 1982. — № 11. — С. 6—28.
  • Парамонова К. Реализм — школа воспитания // Искусство кино. — 1982. — № 11. — С. 28—40.
  • Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 96. — 223 с.
  • Кукаркина Т. Экран и воспитание личности (фильмы для подростков и юношества в кинопроцессе 80-х годов) // На повороте времени. — М.: Искусство, 1988. — С. 189—213. — 246 с.
  • Фёдоров А.В. Трудно быть молодым: кино и школа. — М.: Киноцентр, 1989. — С. 12—13. — 66 с.
  • Фёдоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Направления, цели, задачи, авторские концепции аудиовизуальных медийных трактовок темы школы и вуза в советском кино эпохи «застоя» (1969-1985) // Медиаобразование. — 2017. — № 3. — С. 160—184.
  • Кудрявцев С.В. Своё кино. — М.: Дубль-Д, 1998. — С. 204. — 492 с.
  • Разлогов К.Э. Планета кино. — М.: ЭКСМО, 2015. — С. 346. — 408 с.
  • Фёдоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. и др. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. — М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2018. — С. 73. — 224 с.

Ссылки