Джакишев, Мухтар Еркынович: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[непроверенная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Строка 82: Строка 82:
Отказ Джакишеву в надлежащем медицинском обследовании и последующем лечении может быть расценен нарушением ст.1 Конституции Республики Казахстан, согласно которой высшими ценностями государства является человек, его жизнь, права и свободы и ст.28, согласно которой граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья, а также ст.7 Международного Пакта о гражданских и политических правах (далее Пакт) и Конвенции ООН против пыток, согласно которым никто не должен подвегаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию и ст.10 Пакта, согласно которой все лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Отказ Джакишеву в надлежащем медицинском обследовании и последующем лечении может быть расценен нарушением ст.1 Конституции Республики Казахстан, согласно которой высшими ценностями государства является человек, его жизнь, права и свободы и ст.28, согласно которой граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья, а также ст.7 Международного Пакта о гражданских и политических правах (далее Пакт) и Конвенции ООН против пыток, согласно которым никто не должен подвегаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию и ст.10 Пакта, согласно которой все лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.


За все время процесса, Мухтар Джакишев перенес около 20 случаев гипертонического кризиса.
За все время процесса, Мухтар Джакишев перенес около 20 случаев гипертонического кризиса..


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия от 12:04, 5 марта 2014

Джакишев, Мухтар Еркынович
Имя при рождении Джакишев, Мухтар Еркынович
Дата рождения 28 июня 1963(1963-06-28) (60 лет)
Место рождения
Страна
Род деятельности бизнесмен, политик
Отец Джакишев, Еркын Газизович
Мать Джакишева, Раиса Нургалиевна
Супруга Жамиля
Дети сын Айторе, дочери Айгерим, Айсулу, Айдай, Алтынай
Награды и премии

Джакишев, Мухтар Еркынович (каз. Мұхтар Еркінұлы Жәкiшев, род. 28 июня 1963) - казахстанский бизнесмен и бывший глава Казатомпром.

По признанию коллег и бизнес-партнеров со всего мира "Гуру уранового рынка" - своими выступлениями на всемирных отраслевых конференциях и симпозиумах, фактически способствовал приведению цены на уран к рыночным условиям (уже к 2004 г цена за фунт закиси-окиси выросла до 42$ США, на февраль 2013г. 43,35$ США).

Биография

Мухтар Джакишев родился 28 июня 1963г. в г. Алма-Ате в семье советских интеллигентов. Отец – Джакишев Еркын Газизович, доктор юридических наук, преподавал на юридическом факультете КазГУ, был заведующим кафедры криминалистики. Мать –Джакишева Раиса Нургалиевна, кандидат химических наук, работала в Институте химии Академии Наук КазССР. В 1980 году Мухтар окончил Республиканскую физико-математическую школу в г. Алма-Ате и поступил на физический факультет КазГУ. В 1983 году перевелся на специальный факультет физики Московского инженерно-физического института (МИФИ), в феврале 1986 года защитил диплом на 25-ой кафедре. Он неоднократно выступал на соревнованиях и в 1983 году занял первое место по каратэ в чемпионате МГС «Динамо» в городе Москве. В 1987 году Мухтар поступает в аспирантуру в МИФИ, где работает под руководством профессоров Быковского и Белкина над темой: «Использование лазерной флюоресценции при расследовании преступлений». Параллельно он проходит стажировку в экспертно-криминалистическом управлении ГУВД Мосгорисполкома, на Петровке 38. Там же Мухтар и его коллеги изобрели уникальный прибор - портативный лазерный детектор скрытых следов преступлений. В 1992 году Мухтар защитил диссертацию в области использования лазерных методов в криминалистике и судебной экспертизе. Получает ученую степень кандидата юридических наук.

Карьера

В 1992 году Мухтар был приглашен в США на 77-ую ежегодную конференцию международной ассоциации идентификации. Уникальный прибор, который изобрел Мухтар со своими коллегами, вызвал большой интерес. После чего Мухтара привлекли к практической работе по раскрытию преступлений. С помощью своего прибора Мухтар раскрыл политическое убийство в Атлантик-Сити 15 летней давности. В Америке Мухтар также читал лекции в университете Род-Айлэнда. Оценив его работу, ФБР предложило Мухтару остаться в качестве специалиста с годовым окладом в 110 000 долларов США и полным социальным пакетом американского федерального агента. Но Мухтар отказался. Свой отказ Мухтар аргументировал желанием вернуться на родину в Казахстан и работать в интересах страны. После возвращения из Америки, в 1993 году, Мухтар и его семья возвращается в Казахстан. Там он начинает работать в качестве финансового директора в компании «Бутя», где успешно реализует несколько бизнес-проектов. Работа в компании «Бутя» предоставила ему возможность развить свои навыки как успешного бизнесмена. Его работа в команде «Бутя» способствовала появлению таких мировых торговых брендов в Казахстане, как Adidas, Dutch lady, Bmw, Toyota, Procter & Gamble, Sony, Panasonic и многих других. В 1997 году Мухтар становится руководителем «Алаутрансгаз». В эти годы отчетливо проявились качества Мухтара как эффективного первого руководителя. Он превратил эту компанию из слабой и убыточной в высокодоходную и стабильно работающую.

В 1998 году Мухтара назначают президентом в Национальную Атомную компанию «Казатомпром», руководителем которой он проработал до ареста в мае 2009 года, за исключением периода с конца 2001 до лета 2002 года, когда Мухтар занимал пост заместителя министра в энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

Семья

5 августа 1988 года женится на Алкановой Жамиле Райкановне, с которой он познакомился в Москве во время учёбы.

Мухтар Еркынович отец пятерых детей: старшая дочь Айгерим родилась 30го января 1989, сын Айторе 13 мая 1994 года. В 1997 году, 16 июня родилась дочь Айсулу и в 1999 году за ней последовали две дочери-двойняшки Айдай и Алтынай, которые родились 12го июня.

Отец Мухтара, Еркын Газизович скончался в 2001 году.

Судебное преследование

21 мая 2009г. около 14 часов Мухтар Джакишев, руководитель Национальной атомной компании «Казатомпром» (далее НАК «Казатомпром»), был задержан в офисе компании в Астане лицами, представившимися сотрудниками органов национальной безопасности.

В течение последующих трех дней родственники и коллеги не могли получить никакой информации об основаниях задержания, его местонахождении и состоянии его здоровья. 25 мая 2009г. в СМИ опубликован пресс-релиз КНБ РК в котором сообщалось о том, что Джакишеву инкриминируется хищение в особо крупном размере, и в отношении него избрана мера пресечения в виде ареста. Арест санкционирован военным судом Акмолинского гарнизона 23 мая 2009г, что уже является нарушением.

Многократные попытки его супруги увидеться с мужем были безуспешны. Адвокаты, которые были назначены семьей не были допущены к Мухтару Еркыновичу. Таким образом, с 21 мая 2009 г. по 10 августа 2009 г. Джакишев содержался инкоммуникадо и не имел доступа к адвокату, которому доверяет. Следовательно, он был лишен права на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Кроме этого, адвокат был допущен к делу фактически после окончания расследования, тем самым сторона защиты была лишена возможности предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, подавать жалобы и совершать иные действия в течение всего следствия по делу. Все эти факты свидетельствуют о грубом нарушении закрепленных в Международном Пакте о гражданских и политических правах и Конституции Республики Казахстан прав Джакишева на защиту, а также принципов законности, охраны прав и свобод граждан при производстве по уголовному делу, равенства сторон, права на судебное обжалование и многих других.

В течение последующих нескольких дней адвокат Бейсекеев знакомился с материалами дела и обсуждал их с подзащитным. Реализуя предоставленные ему законом полномочия, в интересах Джакишева он стал заявлять ходатайства о предоставлении копий основных процессуальных решений, затрагивающих права его подзащитного, о необоснованном засекречивании материалов дела, об устранении пробелов в материалах дела путем проведения дополнительных следственных мероприятий и мн. др., подавать жалобы в прокуратуру на факты игнорирования прав Джакишева.

После вступления в дело адвоката стало понятно, что уголовное дело засекречено абсолютно необоснованно. Следствие приобщило к материалам дела несколько документов, имеющих гриф секретности, однако содержание этих документов не имеет никакого отношения к обстоятельствам дела. В действительности, засекречивание дела было использовано КНБ для того, чтобы не допустить вступления в дело адвокатов, скрыть многочисленные факты нарушения прав человека и законности, а также воспрепятствовать обществу получать объективную информацию о ходе расследования. Однако, все жалобы защиты на неправомерное засекречивание данного дела были проигнорированы.

Мухтар Джакишев был не единственный, чьи права ущемлялись. Незадолго до его ареста, его старшую дочь останавливали на границе и часами держали в аэропорту. А также 14 июня 2009г. Жамиля Джакишева попыталась выехать к родственникам в г. Бишкек, однако, без законных на то оснований пограничной службой ей был запрещен выезд за границу Республики Казахстан. Этот запрет является грубым нарушением права гражданина на свободу перемещения.

В течении всего производства по делу Жамиля Джакишева неоднократно проводила пресс-конференции, а также выступала с открытыми обращениями к уполномоченным государственным органам, в которых указывала на факты нарушения прав её мужа и законности по данному делу. В числе прочего, она аргументировано оспаривала санкционирование ареста военным судом, засекречивание материалов дела, отказ в допуске адвокатов и другие неправомерные действия КНБ. Кроме этого, она выступала с публичными заявлениями о недопустимости нарушения прав человека и отступления от принципов справедливого уголовного судопроизводства. Большинство её обращений было проигнорировано. На некоторые из них поступили ответы формального характера.

В это время состояние здоровья Мухтара Джакишева стало ухудшаться. До ареста он страдал от артериальной гипертонии. В условиях следственного изолятора болезнь обострилась. В связи с плохим самочувствием он оказался не в состоянии продолжать ознакомление с делом. Адвокат Бейсекеев, а также Жамиля Джакишева стали настаивать на госпитализации, нормальном обследовании и лечении Джакишева. В течение всего процесса суд игнорирует состояние здоровья Джакишева. В ходе процесса судья демонстрирует негуманное отношение к подсудимому. Так, например, 23 декабря 2009 года во время предварительного слушания, Джакишев потерял сознание. Не реагировал на нашатырь, имели место судороги. Не обращая внимания на это, судья невозмутимо продолжил оглашение постановления о назначении главного судебного разбирательства. Сотрудники КНБ стали оказывать давление на приехавших врачей скорой помощи, требуя от них отказа в госпитализации. В итоге, им удалось добиться возвращения Джакишева из больницы, куда он был экстренно доставлен, в следственный изолятор.

В ходе процесса судья многократно допускал грубые нарушения закона и прав человека. Так, например, формально разрешив стороне защиты ознакомиться с материалами дела в полном объёме, суд не предоставил реальной возможности изучить дело Джакишеву и его защитнику. Заседания проводились почти каждый день, из-за чего подсудимый просто не имеет достаточно времени и условий для прочтения всех томов дела. Это является нарушением гарантированного ст. 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах права человека при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты.

Судья не скрывает своего явного необъективного и пристрастного отношения к самому Джакишеву. Так в судебном заседании 19 февраля 2010 года он сказал, обращаясь к Джакишеву: «Зачем Вам нужен этот свидетель? Ведь это лишний раз подтвердит, что Вы преступник». Возражения стороны защиты о недопустимости такого рода высказываний для судьи, он проигонорировал. Кроме этого, в одном из заседаний судья заявил, что решение по этому делу уже согласовано с Верховным судом и усилия защитника бесполезны.

12 марта 2010 года Джакишев был признан виновным в несанкционированном открытии офиса в Вене и выплате зарплаты охраника Талгата Кыстаубаева, за это Мухтар Джакишев был осужден к 14 годам лишения свободы. Изначальное обвинение в хищении было отведено в отдельное дело.

Второе дело рассматривалось позднее.

21 июня 2012 года судья Сарыаркинского районного суда №2 г.Астаны Пазылов приговорил экс-президента национальной атомной компании «Казатомпром» (далее НАК) Мухтара Джакишева к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и правом занимать руководящие должности в национальных компаниях на срок 7 лет.

Это наказание суд поглотил более строгим из приговора председателя того же суда Джолдасбекова от 12 марта 2010 года и окончательно к отбытию наказания назначил 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Второй процесс также сопровождался грубыми нарушениями прав человека: дело было засекречено, Мухтар Джакишев в течение 2 месяцев незаконно содержался под стражей и в особо суровых условиях. Однако отказ в госпитализации Джакишева, это одно из волнующих нарушений.

Здоровье: Несмотря на наличие до ареста гипертонической болезни, развившейся в тюремной изоляции до критической стадии, 23 случая гипертонического кризиса, сопровождавшихся резкими скачками артериального давления до 240 мм., потерей сознания и сильными головными болями, Джакишев все эти 3 года и 1 месяц провел в камере следственного изолятора КНБ г.Астаны общей площадью шесть квадратных метров. Независимые врачи, так и не допущенные к нему несмотря на наличие у некоторых из них мандата Всемирного Общества Красного Креста, пришли к выводу, что за время ареста надлежащему медицинскому обследованию Джакишев никогда не подвергался, о чём, по их мнению, свидетельствует развитие указанной болезни до критической стадии, относимой к первой группе инвалидности, несмотря на прописанные медицинские препараты. Отказ Джакишеву в надлежащем медицинском обследовании и последующем лечении может быть расценен нарушением ст.1 Конституции Республики Казахстан, согласно которой высшими ценностями государства является человек, его жизнь, права и свободы и ст.28, согласно которой граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья, а также ст.7 Международного Пакта о гражданских и политических правах (далее Пакт) и Конвенции ООН против пыток, согласно которым никто не должен подвегаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию и ст.10 Пакта, согласно которой все лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

За все время процесса, Мухтар Джакишев перенес около 20 случаев гипертонического кризиса..

Примечания

В 2008 году по инициативе НАК КазАтомПром в Алматы привозят около 400 саженцев сакуры. По воспоминаниям старшей дочери Джакишева, Айгерим: "... папа (М. Джакишев)мечтал, что алмаатинцы и гости города смогут увидеть цветение этих удивительных деревьев, а традиция «любования сакурой», принятая в Японии, станет частью и нашей культуры".В то время в Алматы привезли 9 сортов сакуры, в количестве 416 шт. Сакуру специально вырастили на острове Хоккайдо, так как климат на острове схож с климатом города Алматы. Через три года, саженцы сакуры должны были прижиться и расцвести. Однако что с ними стало...... вопрос риторический.

Ссылки