52°33′ с. ш. 24°58′ в. д.HGЯO

Концлагерь в Берёзе-Картузской: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[отпатрулированная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
шаблон
Строка 46: Строка 46:
* [[Пастернак, Леон]];
* [[Пастернак, Леон]];
* [[Шухевич, Роман Иосифович]].
* [[Шухевич, Роман Иосифович]].
* [[Гуль, Владимир Петрович]] (в 1964 председатель [[Несвиж]]ского горисполкома).
* [[Живлюк, Иосиф Герасимович]] (член КПЗБ).
* [[Колесников, Иван Григорьевич]] (член КПЗБ).
* [[Искрик, Вера Григорьевна]] (член КПЗБ).


== См. также ==
== См. также ==

Версия от 03:30, 1 мая 2016

Берёза-Картузская
белор. Бяроза-Картузская, польск. Bereza Kartuska
Помещение лагерной администрации и памятный обелиск на месте концлагеря (1962); фото 2010 года
Помещение лагерной администрации и памятный обелиск на месте концлагеря (1962); фото 2010 года
Тип Концентрационный, лагерь изоляции
Местонахождение Берёза
Координаты 52°33′ с. ш. 24°58′ в. д.HGЯO
Дата создания 1934
Период эксплуатации 1934—1939
Число заключённых 8 000
Число погибших 13[1]
Коменданты лагеря Болеслав Греффнер (до 1 декабря 1934)
Юзеф Камаля-Курганский
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Берёза-Картузская — концентрационный лагерь, созданный властями Польской Республики в 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) на территории Западной Белоруссии в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима. С 1934 по 1939 годы в нём содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники правившего режима: коммунисты[2], деятели еврейского, украинского[2] и белорусского национальных движений, польские политические оппоненты Юзефа Пилсудского[2]. В сентябре 1939 года после начала войны с Германией в лагере содержались немецкие военнопленные.

История лагеря

С приходом к власти в Польше в результате государственного переворота 1926 года Юзефа Пилсудского здесь установился авторитарный режим, известный как «санация» (sanacja, «оздоровление»), заключавшийся в «оздоровлении» общественной жизни страны путём сворачивания демократических институтов, ограничения прав парламента и укрепления исполнительной власти. Политическая оппозиция преследовалась правовыми средствами и силовыми методами. По отношению к национальным меньшинствам проводилась политика «культурного подавления», которая осенью 1930 переросла в массовые репрессии против украинского населения Галиции и ВолыниПацификация»). Поводом для «пацификации» (умиротворения) послужили многочисленные антипольские акции ОУН (поджоги усадеб польских колонистов — «осадников», разрушение линий связи и т. д.). В ходе «пацификации» применялся принцип коллективной ответственности. Подразделения польской полиции и армии были введены в более чем 800 сёл, было арестовано более 2 тысяч человек, ликвидированы украинские организации, сожжено около 500 домов. Украинские депутаты сейма, чтобы не допустить их участия в выборах, были помещены под домашний арест. Составной частью «пацификации» стали украинские погромы со стороны польских шовинистических группировок. Дело дошло до того, что в 1932 Лига Наций осудила действия польского правительства по отношению к украинскому населению.

Актом мести за «пацификацию» стало убийство 15 июня 1934 в центре Варшавы боевиком ОУН Григорием Мацейко министра внутренних дел Бронислава Перацкого, а также заместителя руководителя организации «BBWR» (польск. Bezpartyjny Blok Współpracy z Rządem — Беспартийный блок сотрудничества с правительством — неполитическая организация, тесно связанная с Пилсудским и его движением «санации», существовала с 1928 по 1935) Тадеуша Голувки.

Через два дня, 17 июня, президент Польши Игнацы Мосцицкий издал распоряжение о создании лагеря в Берёзе-Картузской. Через этот лагерь прошли сотни украинцев, в том числе членов Организации украинских националистов. В частности, в 1934 в Берёзе-Картузской находилось 200 заключённых, в том числе 120 украинских националистов, 40 членов крайне правой польской партии «ONR» (Национально-радикальный лагерь — польск. Obóz Narodowo-Radykalny) и около 40 членов Коммунистической партии Западной Украины [источник не указан 4388 дней].

В лагере Берёза-Картузская разрешалось содержать людей до трёх месяцев без суда, исключительно по административному решению полиции или главы воеводства. Администрация лагеря имела право добавить срок (то есть оставить заключённого на повторные три месяца), чем довольно часто пользовалась. Заключённого могли освободить досрочно при отказе от «антигосударственной деятельности» и подписании специального обязательства [источник не указан 4388 дней].

Несмотря на протесты политических сил, выступавших против режима «санации», лагерь продолжал существовать, став местом заключения представителей левых организаций и активистов этнических меньшинств — украинцев, белорусов, русских. С момента основания до 1 декабря 1934 года комендантом лагеря был Болеслав Греффнер, затем до его закрытия — Йозеф Камала-Курганский. В советских источниках лагерь назывался «концентрационным», а его существование считалось свидетельством «фашистской» сущности санационного режима. Количество заключённых колебалось от 100 до 900 человек. До 1 сентября 1939 года лагерь прошло около 3000 человек (документы этих заключённых сохранились и находятся в Брестском областном архиве). После нападения Германии на Польшу (точнее, первые аресты начались уже 30 августа) польские власти начали массовую изоляцию «неблагонадёжных элементов»: польских граждан немецкой национальности, членов украинских и белорусских национальных организаций, бывших членов Компартии Польши, Компартии Западной Белоруссии и Компартии Западной Украины. В лагерь было доставлено от 1,5 до 2 тыс. лиц немецкой национальности (в том числе около 500 женщин), от 3 до 5 тыс. членов украинских организаций. В этот период (1—18 сентября) документация или не велась, или была уничтожена. Общее количество заключённых за весь период существования лагеря можно оценить в 8—10 тыс. человек [источник не указан 4388 дней].

Лагерь имел проволочные ограждения с пулемётными вышками по периметру. Арестанты носили полотняную одежду с круглой полотняной шапочкой, на ногах — деревянные башмаки. В небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливался водой. Им запрещалось разговаривать. Уделом узников была изнурительная работа и голодный паёк. Жестокое обращение со стороны лагерной администрации было нормой[3].

По советским данным, в конце сентября 1939 г. заключённые, содержавшиеся в Берёзе-Картузской, были освобождены Красной Армией.

Известные узники

См. также

Примечания

Литература