Депортация в Бисби

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Депортация в Бисби
Погрузка шахтёров в товарные вагоны (12 июля 1917, станция Эль-Пасо)Погрузка шахтёров в товарные вагоны (12 июля 1917, станция Эль-Пасо)
Дата 12 июля 1917
Место Соединённые Штаты Америки Бисби (Аризона)
Причины Забастовка шахтёров
Результат Насильственное перемещение около 1386 шахтёров
Число погибших 2
Стороны конфликта
Шахтёры Бисби,
IWW
Phelps Dodge,
Лига Защиты Граждан,
Лига Лояльности
Участвующие силы
1387 человек 2000 человек
Потери сторон
1386 перемещённых,
1 убитый
1 убитый
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Депортация в Бисби (англ. Bisbee Deportation) — акт насильственного перемещения работников медной шахты в городе Бисби, недовольных зарплатой и условиями труда, в результате сговора представителей крупного бизнеса, полиции, а также рабочих, изъявивших желание выступить с оружием в руках против бастующих шахтёров.

12 июля 1917 года 1386 шахтёров под угрозой смерти были погружены в вагоны товарного поезда и против воли перевезены из Аризоны в Нью-Мексико, где их высадили посреди безлюдной пустыни без еды и воды, где они провели более полутора суток, пока не были спасены солдатами Армии США.

Предыстория[править | править код]

В 1907 году Аризона стала ведущим регионом США по добыче меди, переняв этот титул у Монтаны. Одновременно с этим в Бисби, где находилось одно из крупнейших месторождений меди в Аризоне, контроль за добычей полезных ископаемых перешёл в руки частной компании «Phelps Dodge»[1]. Местные шахтёры недовольные зарплатой и условиями труда, предоставляемыми новой компанией, в 1917 году организовали собственное рабочее движение с помощью организации «Индустриальные рабочие мира» (IWW). 24 июня в Бисбейском филиале IWW шахтёры выдвинули требования, направленные на повышение заработной платы и улучшение условий труда, на которые компания-владелец шахты отказалась отвечать. Спустя два дня IWW объявила о начале забастовки, в ответ на что глава Phelps Dodge Джеймс Дуглас[англ.] заявил что «...политика компании по обращению с собственными сотрудниками не будет изменена, и любые требования этой организации будут отклонены, даже если такой отказ приведёт к закрытию её шахт на неопределённый период»[2]. В тот же день, когда начались протесты, в Бисби прибыл шериф округа Кочис Гарри Уиллер, немедленно организовавший в городе оперативный штаб по контролю над ситуацией. Опасаясь того, что забастовка рабочих против частной компании перерастёт в выступление против правительства, Уиллер попросил губернатора Аризоны Томаса Кэмпбелла обратиться к президенту США Вудро Вильсону с призывом ввести в Бисби войска. Отправив соответствующий запрос на имя президента, Кэмпбелл получил отказ от военного ведомства, которое сочло задействование военных нецелесообразным[3]. 11 июля в Бисби состоялась встреча более чем пятидесяти представителей крупного бизнеса Бисби с полицейскими (Лига Лояльности), а также с городскими рабочими, готовыми с оружием в руках выступить против бастующих шахтёров (Лига защиты граждан). На собрании было принято предложение главы компании «Calumet» Джона Гринуэя[англ.] насильно выдворить шахтёров за пределы штата, оставив их на произвол судьбы:

...достать поезд и отправить бастующих в Колумбус[англ.], где Дядя Сэм позаботится о них[4].

Джон Гринуэй

Ход событий[править | править код]

Конвоирование шахтёров из Уоррена в Эль-Пасо

Ранним утром 12 июля 1917 года вооружённые люди, действующие как Posse comitatus, начали врываться в дома шахтёров и выдёргивать из постелей и из-за обеденных столов всех мужчин, которые каким-либо образом были причастны к забастовке[5]. Боевики с белыми опознавательными повязками на руках выводили шахтёров на улицу и спрашивали каждого хочет ли он продолжать работать на прежних условиях, если ответ был отрицательным, то рабочего заставляли встать в очередь, из которой его затем отвозили на железнодорожную станцию, которая служила пунктом временного содержания, и наконец, отправляли маршем на бейсбольную площадку в соседнем городе Уоррен[5][6]. Из Уоррена задержанных, выстроенных в две шеренги, провели вдоль железнодорожных путей к станции Эль-Пасо, являющейся частью Нью-Мексиканской Юго-западной железной дороги[англ.] и заставили зайти в вагоны товарного поезда. Заперев шахтёров, боевики сели в автомобили и вместе с поездом тронулись в сторону штата Нью-Мексико, по маршруту: Дуглас[англ.]Нако[англ.]Хачита[англ.] — Колумбус. Прибыв в Колумбус, боевики не смогли высадить заключённых из поезда, так как встретили отпор со стороны местного констебля, который приказал немедленно покинуть вверенную ему территорию[7]. Отъехав от Колумбуса на семь миль на восток, конвоиры высадили шахтёров в пустыне близ станции Херманес, без достаточного количества еды и воды и уехали в сторону Бисби, запретив шахтёрам возвращаться в Аризону[5]. Несколько шахтёров сразу же отправились в Колумбус, откуда к одиннадцати часам вечера 13 июля вернулись с провизией. Устроившись на ночлег прямо на железнодорожных путях, утром 14 июля шахтёры были разбужены солдатами Армии США, которые отвезли их в Колумбус, накормили, а также разбили для них палатки[8].

Последствия[править | править код]

Расследование[править | править код]

Узнав о произошедшем и приняв во внимание прошение губернатора Кэмпбелла о вводе в Бисби федеральных войск, полученное ранее, Президент США Вудро Вильсон поручил военному министру Ньютону Бейкеру провести расследование инцидента[9]. В ходе следствия были выяснены следующие обстоятельства инцидента:

  1. При сборе людей в очередь на улице в Бисби, один из шахтёров отказался выходить из дома и через дверь выстрелил в помощника шерифа, за что получил в свою сторону серию выстрелов из винтовок. И шахтёр, и помощник шерифа были признаны скончавшимися на месте[7].
  2. При попытке женщин передать питьевую воду шахтёрам во время марша из Бисби в Уоррен, конвоиры немедленно опрокидывали резервуары с жидкостью со словами: «Сукиным детям вода не положена!»[6].
  3. Людей для депортации боевики выбирали наугад. Так в числе незаконно перемещённых оказались люди не принимавшие участие в забастовке и не имеющие никакого отношения к медной шахте[6].

Главным доводом в пользу правомерности депортации была версия следствия об агрессивности протестующих и нарушения закона с их стороны. Для проверки этой версии были допрошены несколько очевидцев событий:

Мирный характер протеста[править | править код]

Полицейский судья Фрэнк А. Томас считал что насильственное перемещение было излишней мерой, так как и без того мирный протест постепенно шёл на спад:

Бастующие изо всех сил старались вести себя мирно. ...Не было никаких насильственных действий или чего-то подобного, единственное, что они делали это пикетировали и собирались в толпы на улице, из-за чего на дорогах возникали пробки. ...Забастовка умирала естественной смертью. ...Когда забастовка бы прекратилась, люди вернулись бы к своим рабочим обязанностям[10].

Фрэнк А. Томас

О неагрессивности протестующих также свидетельствовал Государственный инспектор по шахтам Аризоны[англ.] Эдвард Мэсси:

...единственное, что я видел во время забастовки, это пикетчики на складе, а также перед магазином «Copper Quinn», которые просто ходили взад-вперёд[11].

Эдвард Мэсси

Более того, на судебном процессе были высказаны мнения не только о безопасности протеста, но и о его благотворном влиянии на город. С этой позицией выступили Сэмюэл Гомперс, являющийся президентом Американской федерации труда[11] и представитель Службы маршалов США Дж. Макдональд:

"...это было даже более мирно, чем обычно... Бастующие через свою организацию проинструктировали бутлегеров, которых они знали, не продавать мужчинам спиртное, иначе они сдадут их шерифу, и по этой причине, насколько я знаю, в округе практически не продавалось спиртного, и это, конечно, сделало город намного более спокойным[11].

Дж. Макдональд

Агрессивный характер протеста[править | править код]

В поддержку мнения об агрессивном и деструктивном характере забастовки были высказаны несколько доводов, в том числе от одного из участников депортации и по совместительству заместителя государственного инженера Дж. С. Райана, отвечавшего на вопросы судебного секретаря Уилсона:

Уилсон: Вы говорите, что определённые люди угрожали взорвать определённые здания?
Райан: Они угрожали на улицах, что взорвут определённые здания.
Уилсон: Вы знаете, кем они были?
Райан: Они ходили по разным пансионам и угрожали.
Уилсон: Вы знаете, кем они были?
Райан: Нет[11].

В своём совместном заявление шериф Уиллер и Лига Лояльности заявляли следующее:

Пикетчики занимались массовым запугиванием и угрозами убийством, за что не понесли никакого наказания[12].

Наказание[править | править код]

По итогам расследования, в декабре 1917 года президент Вильсон отправил губернатора Кэмпбелла в отставку[10].

Примечания[править | править код]

  1. Taft, 1972, p. 4.
  2. Taft, 1972, p. 7.
  3. Taft, 1972, p. 9-10.
  4. Taft, 1972, p. 13.
  5. 1 2 3 O'Neill, 1993, p. 257.
  6. 1 2 3 Taft, 1972, p. 15.
  7. 1 2 Taft, 1972, p. 16.
  8. Taft, 1972, p. 16, 22.
  9. Taft, 1972, p. 22.
  10. 1 2 Taft, 1972, p. 10.
  11. 1 2 3 4 Taft, 1972, p. 11.
  12. Taft, 1972, p. 11-12.

Литература[править | править код]