Протохронизм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Протохронизм (рум. protocronismul, от др.-греч. πρώτος + χρονος, «впервые во времени») — в Румынии термин, означающий тенденцию к идеализации истории страны, в значительной степени основанной на сомнительных данных и субъективной интерпретации. Протохронизм был особенно распространён в период существования Социалистической Республики Румыния, особенно в период правления Николае Чаушеску, однако его истоки в румынской науке насчитывают более века.

Термин относится к превознесению дакийских и более ранних корней румын. Это явление также негативно называют «дакоманией» (англ. dacomania), реже «фракоманией» (англ. thracomany), в то время как его сторонники предпочитают термин «дакология»[1] (англ. dacology). Протохронизмом первоначально называлось представление о первичности румынской культуры. В англоязычной литературе также используются термины dacianism (букв. «дакианство», «дакианизм») или dacopathy (букв. «дакопатия»).

Общая характеристика[править | править код]

Мурал на многоквартирном жилом доме в городе Орэштие, посвящённый цивилизации даков

На примере нескольких вариаций идеологии румынского национализма под термином «протохронизм» в общем случае подразумевается описания неких уникальных качеств, присущих народу даков и дакийской цивилизации[2]. Сторонники этого течения обычно пытаются доказать значительную роль цивилизации даков в истории Древнего мира или даже убедить других, что даки представляли собой более развитую по сравнению с другими цивилизацию (особый акцент в данном случае делается на Древний Рим, основателями которого якобы были потомки даков)[3]. Протохронисты иногда истолковывают Тэртерийские таблички с пиктографическими знаками как доказательство не только зарождения письменности именно на территории, где жили дакийские племена, но и того факта, что дакский язык просуществовал как минимум до Средних веков[3].

В качестве дополнительного (но не универсального) признака выделяются утверждения о некоем сходстве монотеистической религии даков (поклонении Залмоксису) и христианства[4]. Согласно одному из сказаний, которое зафиксировал Ипполит Римский, апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство в землях, известных под названием Скифия: согласно одной версии, под этими землями мог подразумеваться Крымский полуостров, согласно другой — Малая Скифия, где проживали племена даков и гетов (часть современной Румынии)[5]. Вторая версия получила широкое распространение в румынских учебниках истории[6].

Развитие идеологии[править | править код]

Марка Социалистической Республики Румыния 1980 года с надписью «2050 лет со дня создания первого централизованного и независимого дакского государства под руководством Буребисты»

Корни протохронизма, по мнению Кэтрин Вердери, могут лежать в некоем «комплексе неполноценности», представленном в румынском национализме[7]. Подобный комплекс мог быть выражен в работах и трудах, в которых не было никаких прямых упоминаний протохронизма или дакианства, но в которых всячески отрицались и осуждались тезисы об использовании Римом территорий современной Румынии для строительства колоний, об отсутствии каких-либо привилегий и прав у территорий и о доминирующем влиянии латинской культуры, последствием которого стало исчезновение дакийской культуры[8].

Предположительно, появление идеологии протохронизма может быть датировано 1870-ми годами и связано с публикациями трудов историка и писателя Богдана Петричейку Хадшеу[9][10], который активно дискутировал с консервативным литературным обществом Junimea[англ.]. В своём труде Etymologicum magnum Romaniae он отстаивал утверждения, что многие из императоров Рима родились на землях даков (эту же точку зрения спустя век излагал излагал Иосиф Константин Дрэган[англ.])[11] и что правители средневековых Валахии и Молдавии были потомками касты древних даков, основателем которой был вождь Буребиста[12].

В целом, по мнению Георге Прутяну[англ.], утверждения о том, что дакский язык является прародителем всех языков мира (вплоть до латыни, хинди и шумерского), представляют собой «бесплодный и параноидальный национализм»[13].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Irina-Maria Manea. Dacomania sau cum mai falsificãm istoria (рум.). historia.ro (22 марта 2017). Архивировано 9 октября 2020 года.
  2. Boia, 1997, pp. 160—161.
  3. 1 2 Boia, 1997, pp. 149—151.
  4. Boia, 1997, p. 169.
  5. Păcurariu, 2007, pp. 186—187.
  6. Lavinia Stan, Lucian Turcescu. Religion and Politics in Post-Communist Romania (англ.). — Oxford University Press, 2007. — P. 48.
  7. Verdery, 1991, p. 177.
  8. Boia, 1997, p. 85, 127—147.
  9. Boia, 1997, p. 138—139, 140, 147.
  10. Verdery, 1991, p. 326.
  11. Boia, 1997, p. 268.
  12. Boia, 1997, p. 82.
  13. Doar o vorbă SĂȚ-I mai spun (рум.). georgepruteanu.ro (26 марта 1996). Дата обращения: 21 января 2020.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Ovidiu Șimonca. Mircea Eliade și "căderea în lume" (рум.). Observatorul Cultural. — Рецензия — Florin Țurcanu. Mircea Eliade. Prizonierul istoriei. Traducere de Monica Anghel si Dragos Dodu; prefata de Zoe Petre. Editura Humanitas, Bucuresti, 2005, 672 p.. Архивировано 30 сентября 2007 года.