Братья Аимхаа (Эмухвари)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эмухвари
ემუხვარები
ემუხვარების გერბი
Описание герба:
Щит разделен на четыре части. Небольшой щиток в центральной части – золотое руно на зеленом фоне. 1. В первой лазурной части - серебряный замок с центральными воротами и окружающими стенами. У входа – фигура вооруженного стражника. 2. Во второй, фиолетовой части – золотая церковь с колокольней. 3. В третьей, фиолетовой части - оружие: круглый щит, под ним по диагонали меч и копье. 4. Четвертый, в лазурной части – серебряный св. Георгий на белом коне побеждает копьем золотого чудовища.
Титул князья (тавади)
Родоначальник Иотам Зедгенидзе
Близкие роды Амилахвари (произошли от них)
Место происхождения Грузинское царство
Подданство
Имения

Самурзакано,

Окуми

Братья Эмхаа (Эмухвари) (в исконно-абхазском варианте: Аишьцәа Аимхаа, Емхаа) — потомки картлийских князей Амилахвари, осевших на западе Грузии,[1] создавшие в 1920 году одну из наиболее активных и живучих антисоветских «банд» в Абхазии. На её счету были десятки убитых партийных работников, сельских активистов, сотрудников органов ГПУ и милиции. Особенность «банды» — её исключительная жестокость (раненных она добивала, свидетелей уничтожала), а также — отсутствие случаев грабежа и разбойных нападений с целью наживы. В устах абхазского народа имя указанной «банды» звучало как «Эмхи».

Боевой путь братьев Аимхаа[править | править код]

Хәаҭ Аимхаа

Родом братья Аимхаа были из села Чхәарҭал, района Самырзаҟан (Самурзакань), на юге Абхазии. Изначально братьев Аимхаа было семеро. Достоверно, однако, известны лишь имена следующих братьев:

Второй ряд, первый слева сидит Омар Аимхаа. Третий ряд, третий слева стоит Гәыда (рус.Гуда) (Арсен) Аимхаа
Хьыхә и Гәыда Аимхаа
Верхний ряд (слева): Омар Аимхаа и его сын Гәыда (рус.Гуда) (Арсен) Аимхаа
Гәыда (рус.Гуда)
  • Хьыхә (рус. Хвихви) — старший брат.
  • Хәаҭ (рус. Хото).
  • Мәыџь (рус. Муджь)
  • Гәыда (рус. Гуда)[2], (он же — Арсен Аимхаа) — самый младший.

Необходимо указать истинную причину, побудившую юных братьев, являвшихся традиционными абхазами, уйти в абреки. Таковой причиной стал конфликт, произошедший на свадьбе в Абхазии, когда один из подвыпивших гостей, по фамилии Пачулиа, сознательно оскорбил мать братьев, происходившую из семьи абхазских дворян (абх. аамсҭа) Лакрба[3]. В ходе ссоры Пачулиа[4] был убит младшим братом Гәыда (рус. Гуда). После чего старший из братьев — Хьыхә (рус. Хвихви) — принял нелёгкое решение, заявив готовность сдаться властям, взяв всю вину на себя. Однако, дальнейшие события приняли совершенно иной оборот.

Буквально через несколько дней после злосчастной свадьбы к их отцу Омару Аимхаа явился начальник НКВД района Гал, Варлаам Кецба, в сопровождении своих милиционеров. И был ещё один сопровождающий: родственник Омара — Ражден Аимхаа из села Уақәым, Галского (Гальского) района (исторической Самурзакани). Отобедав в доме Омара, милиционеры попросили князя проехать в Гал для мирного разрешения конфликта, в который оказались замешаны его дети. Но по дороге князь Омар Аимхаа был вероломно убит в спину Варлаамом Кецба. Подлое убийство отца заставило братьев окончательно принять решение уйти в абреки и объявить войну всем тем, кто был повинен в смерти Омара.

Так началась многолетняя война братьев с Советской властью по всей Абхазии. Ражден Аимхаа проявил завидную оперативность, сменив фамилию на Парпалия и скрывшись в Восточной Грузии. Другим соучастникам преступления повезло меньше… По свидетельству Бориса Соколова, «популярность братьев Аимхаа была столь велика в народе, что позволяла им находить приют и убежище в любой точке Абхазии. И это продолжалось на протяжении семи лет». Для ликвидации «банды» были присланы из Москвы лучшие чекистские кадры. И через семь с лишним лет братья Аимхаа были «загнаны в угол». На предложение сдаться братья ответили отказом. Тогдашний глава Абхазии Нестор Лакоба, который был другом этой семьи, назвал действия братьев «бессмысленной борьбой братьев Аимхаа за мнимую справедливость».

Николай Аимхаа в борьбе за истину[править | править код]

В середине 1950-х годов в Москве «Воениздатом» была издана военно-приключенческая повесть полковника КГБ Бориса Соколова, называлась она «Абхазская повесть» или «Мы ещё встретимся, полковник Кребс!». Б. И. Соколов, будучи участником всех указанных выше событий в Абхазии, был в 1934 году тяжело ранен Братьями Аимхаа. Это произведение повествует о борьбе советских чекистов с иностранными спецслужбами, в частности с английской разведкой. И что самое примечательное: в роли английских агентов выступают князья — братья Аимхаа, старшему из которых Хвихви не было и 29 лет.

В 1975 году сухумский хирург Николай Аимхаа (Эмухвари), будучи в Москве, разыскал Бориса Соколова и задал ему вопрос: «Что побудило Вас так исказить историю о братьях Аимхаа?» На что Борис Соколов ответил: «Доля вымысла (художественного) в этом произведении велика, но причиной тому стал заказ военного издательства КГБ и Министерства обороны СССР, так как личностный конфликт братьев Аимхаа перерос в непримиримую борьбу с Советской властью в Абхазии. И в эту борьбу было вовлечено огромное количество сотрудников НКВД и ОГПУ как из Тбилиси, так и из Москвы. Многие из них пали от рук братьев. Но самое главное: популярность братьев Аимхаа была столь велика в народе, что позволяла им находить приют и убежище в любой точке Абхазии. И это продолжалось на протяжении семи лет. Все это пугало власть. Даже после ликвидации братьев долгие годы добрая молва о них гремела по всей Абхазии. И тогда было принято решение развенчать с братьев ореол „народных мстителей“ и сделать их агентами иностранных разведок. А сделать это можно через литературное остросюжетное, приключенческое произведение с политическим подтекстом.» Что и было сделано Соколовым.

Братья Аимхаа в киноискусстве[править | править код]

Образ братьев Аимхаа был использован в историко-революционном фильме «Колокол священной кузни» 1982 года (автор сценария — Шалоди Аджинджал) о событиях первых революционных лет в Абхазии (1918—1922), когда Советская власть укрепляла свои позиции на Кавказе.

Примечания[править | править код]

  1. Эмхъ или Эмухвари, какъ говорятъ сами абхазцы, виходцы изъ Грузiи, принадлежали къ княжской грузинской фамилiи—,,Амилахвари". Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу. С историко-этнографическим очерком Абхазии. Мачавариани, 1913 год
  2. Имя «Гуда» широко распространено у абхазов и черкесов. От него предположительно происходит знатная фамилия днепровских казаков-черкас: Гудович.
  3. Другая транскрипция этой абхазской фамилии: Лакербай.
  4. Другая транскрипция этой абхазской фамилии: Пачулия.

Литература[править | править код]

  • Аббас-оглы Адиле. Не могу забыть. — 2005.
  • Искандер Ф. А. Сандро из Чегема. — 1966.
  • Паустовский К. Г. Воспоминания о Бабеле (один из рассказов сборника). — 1989.
  • Соколов Б. Н. Мы ещё встретимся полковник Кребс! (Абхазская повесть). — 1994.