Аракелов, Роберт Кароевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Роберт Аракелов
Имя при рождении Роберт Кароевич Аракелов
Дата рождения 1937(1937)
Место рождения Баку
Гражданство Азербайджан
Род деятельности писатель, математик
Направление история

Роберт Кароевич Аракелов (род. 1937, Баку) — азербайджанский математик и писатель-памфлетист армянского происхождения. Автор пропагандистского памфлета[1] «Нагорный Карабах: Виновники трагедии известны».

Биография[править | править код]

Сын выходца из Нагорного Карабаха[2]; родился и большую часть жизни провёл в Баку. Женился на этнической азербайджанке. Родной язык — русский[3].

Математик по образованию, кандидат наук. Был заведующим отделом НИИ Научно-технической информации, для директора которого написал сначала кандидатскую, потом докторскую диссертацию. По свидетельству его ереванского коллеги[4] и близкого знакомого Григора Апояна:

Сам он защитил только кандидатскую диссертацию, и единственная привилегия, которой он удостоился за все свои труды — это возможность непрерывно пьянствовать (на работе и в многочисленных командировках) с коллегой-азербайджанцем, которого он, наверное в отместку за накопившиеся обиды, поносил и третировал по-всякому, не упуская случая подчеркнуть его принадлежность к низшей расе.[5]

С началом антиармянских погромов в Азербайджане бежал через Туркмению в Ереван, однако устроиться там не смог, около года прожил в Степанакерте, однако и там устроиться не мог, после чего в 1991 году вернулся в Баку и опубликовал там пропагандистский памфлет[1] «Нагорный Карабах: Виновники трагедии известны»[5][6], изданный стотысячным тиражом. В 1995 году опубликовал вторую книгу в том же духе — «Карабахская тетрадь», на этот раз тиражом 1000 экземпляров[2]. В 1990-е годы, будучи на пенсии, преподавал математику, часто выступал по бакинскому телевидению[7]. В 2005 году опубликовал открытое письмо жителям Нагорного Карабаха с призывом принять участие в происходивших в Азербайджане парламентских выборах.[8][9]

Книги[править | править код]

Обе книги построены по мемуарному принципу: как описание виденного автором в Армении и Карабахе, перемежающееся его собственными размышлениями и обобщениями. Ключевая мысль — о пагубности «армянского национализма» и «сепаратизма», в которых автор видит главный и единственный источник Карабахского конфликта.

Оценки и критика[править | править код]

Британский журналист, правозащитник и специалист по межнациональным конфликтам в бывшем СССР Том де Ваал отмечает его первую книгу как образец выходившей во время конфликта низкопробной пропагандистской литературы:

В образовавшуюся брешь с обеих сторон хлынули армии агитаторов и памфлетистов, которые занялись производством на свет трудов под названием: «Карабах: виновники трагедии хорошо известны» и других опусов в подобном духе[1].

Рафал Чахор приводит книгу Аракелова «Карабахская тетрадь» как пример работы, поддерживающей исключительно позицию одной из сторон[10].

В альманахе «Лебедь» за 2005 год была помещена статья Григора Апояна, посвящённая Аракелову. Обвиняя Аракелова в «предательстве», он объясняет это «безвыходными обстоятельствами», в которых, по его мнению, оказался автор, и стать выше которых ему не хватило «величия души». Вместе с тем они отмечает внутреннюю чуждость Аракелова армянской культуре. Он также обвиняет Аракелова в перенесении на армянский народ своего собственного расизма в отношении азербайджанцев:

Копаясь в исторических книгах и выискивая свидетельства героических деяний своих далеких предков, к которым он фактически уже не имел никакого отношения, (…) он жаждал лишь подтверждения своей собственной исключительности, своей принадлежности к выдуманной им самим высшей расе. (…) Позже, переметнувшись на другую сторону, он попытался это своё гадкое качество приписать всему армянскому народу.

Основную мысль книг Аракелова — обвинение армянских националистов в стремлении к воссозданию Великой Армении — Апоян считает полностью надуманной, называя идею Великой Армении «мыльным пузырем, раздутым бакинскими политтехнологами исключительно для внутреннего пользования»[11].

Гусейнов Гусейн[прояснить] в своём романе-расследовании «Солнечный огонь» характеризует Аракелова как «мужественного и честного армянина», «во многом искупившего своим единоличным гражданским мужеством национальный позор Армении»[3].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Т. Де Ваал. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха: истоки, динамика и распространенные заблуждения (недоступная ссылка) (копия)
  2. 1 2 Аракелов, Роберт. Карабахская тетрадь. Баку: Азернешр, 1995 ISBN 5-552-01537-1 (копия)
  3. 1 2 Солнечный огонь. Письмо «Эхо» (Баку) № 39, Пятница, 3 Октября 2008 (копия)
  4. Григор Апоян (биография) (копия)
  5. 1 2 Григор Апоян: «Предать вдохновение» (копия)
  6. Роберт Аракелов. Нагорный Карабах: Виновники трагедии известны" Баку. Издательство «Шарг-Гарб», 1991. Архивная копия от 7 октября 2013 на Wayback Machine ISBN 5-565-00004-1
  7. Объективно о так называемом «геноциде армян», армянском терроризме
  8. Армяне Азербайджана хотят голосовать (недоступная ссылка)
  9. Полный текст письма — цитируется на форуме Day.az (недоступная ссылка)
  10. Rafał Czachor. Abchazja, Osetia Południowa, Górski Karabach: geneza i funkcjonowanie systemów politycznych. Fundacja Instytut Polsko-Ro, 2014. ISBN 8393572983, 9788393572984. P. 13 «Karabaski konflikt i jego wpływ na politykę Erywania i Baku doczekał się licznych opracowań autorów ormiańskich, jak i azerskich, bądź zajmujących wyraźnie pozycję wspierającą jedną ze stron»
  11. Григор Апоян Предать вдохновение Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine // Альманах «Лебедь» № 411, 30 января 2005 г.

Ссылки[править | править код]