Рассказ об Умаре Хапцоко

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Рассказ об Умаре Хапцоко
Адыгейская лампа
Жанр драма
Режиссёр Юлий Райзман
Автор
сценария
Сергей Ермолинский
Оператор Леонид Косматов
Композитор немое кино
Кинокомпания Востоккино
Страна
Год 1932
IMDb ID 0175105

«Рассказ об Умаре Хапцоко» (или «Адыгейская лампа») — советский немой короткометражный фильм 1932 года режиссёра Юлия Райзмана.

Фильм сохранился неполностью, без второй части, в 2003 году на фестивале «Белые Столбы» был показан в ретроспективе режиссёра.

Сюжет[править | править код]

Киноновелла посвящена борьбе за ликвидацию неграмотности в Адыгее.

В одном из аулов Адыгеи комсомольцы организовывают пункт по ликвидации неграмотности. Первым в учащиеся записывается 78-летний Умар Хапцоко. Он всю жизнь проработал на кулака, бедняк, он не имел возможности учиться. Но старик не потерял тяги к знаниям. Он активно помогает комсомольцам: ликбезпункту нужна лампа — старик Умар достал её, хотя для этого ему пришлось перетаскать огромную груду камней для своего бывшего хозяина — обладателя единственной лампы в ауле. Когда адыгейцы, поддавшись агитации подкулачников, отказались заниматься в ликбезпункте, Умар снова пришел на помощь комсомольцам: привёл с собой на занятия группу уважаемых стариков, за которыми двинулось в ликбезпункт все неграмотное население аула.

Критика[править | править код]

Немая короткометражка, снятая уже в начале звукового кино, осталась незамеченной:

Содержание новеллы было близко смыслу известной поговорки «ученье — свет…» и полностью ограничивалось её доходчивой символикой. Она вскоре исчезла с экранов, не оставив никакого следа ни в творчестве режиссёра, ни в памяти ни в памяти зрителей.

Марк Ефимович Зак — Юлий Райзман. — М.: Искусство, 1962. — 228 с. — стр. 58

Скорее, «культурфильм», «видовой», с притянутым сюжетом об электричестве в глухом северокавказском ауле был открытием неведомого ландшафта. До Райзмана и его постоянного (с «Круга» до «Поднятой целины») оператора Леонида Косматова вряд ли кто-либо воскрешал на экране эти труднодоступные места. И снова подлинность, кисть портретиста — каждая морщинка, каждый лоскут на рубище семидесятипятилетнего адыгейца облюбованы режиссёром и обласканы камерой. Немые фильмы, могикане уходящего золотого века, задерживались лишь на окраинах кинодержавы. А для Райзмана «Адыгейская лампа» — постскриптум к той поре, когда он старательно приобщался к авангарду.

Нея Зоркая — Сгустки истории. Портрет режиссера Юлия Райзмана // Искусство кино, № 2, 2004

Литература[править | править код]

  • Рассказ об Умаре Хапцоко // Советские художественные фильмы: Немые фильмы, 1918—1935. — М.: Искусство, 1961. — стр. 467