Двенадцать спутников

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Двенадцать спутников
Жанр психологический триллер
Режиссёр Эразм Карамян
Авторы
сценария
Михаил Овчинников, Михаил Шатирян; по пьесе Николая Шундика
Оператор Дмитрий Фельдман
Композитор Эдвард Мирзоян
Кинокомпания Арменфильм
Длительность 77 мин.
Страна  СССР
Год 1961
IMDb ID 0418222

«Двенадцать спутников» — советский фильм 1961 года режиссёра Эразма Карамяна, по сюжету пьесы Николая Шундика.

Сюжет[править | править код]

Пассажирский самолёт рейсом № 244 следующий маршрутом Москва-Ереван, обходя грозовой фронт над Главным Кавказским хребтом, отклоняется от трассы и теряет связь с землей. Горючее на исходе, и пилот делает почти невозможное: совершают посадку в районе одного из ледников. Это стоило жизни двум пассажирам, но остальные остались живы. Они оказываются в горах, скованных вечными снегами. Пилот, который в войну воевал в этих местах, понимает, что они попали в ледяную ловушку: единственный выход — через перевал, но он зимой неприступен, и надо ждать помощи с Большой земли.

Непогода мешает поисковой операции — самолеты, прочесывают квадрат за квадратом, но безрезультатно — мешает низкая облачность и туман.

К поиску подключают отряд альпинистов, но даже многоопытный альпинист Федосеев, который совершил немало восхождений, штурмовал Пик Победы, считает задачу практически невыполнимой.

Несколько суток герои проводят в горах, всё больше замерзая, запасы подходят к концу. И когда уже им нужна немедленная помощь, они её должны сами оказать — неподалеку от лагеря они находят полузамерзшую девушку-геолога…

В ролях[править | править код]

Литературная основа[править | править код]

В основе сюжета фильма пьеса Николая Шундика «Сигнальный костер» (1955; другое название — « Двенадцать спутников»).[1]

Хотя пьеса получила невысокую оценку критиков[2], тем не менее была поставлена на сценах ряда провинциальных театров страны.[1]

Пьеса была написана автором в 1953 году в Хабаровске, и самолёт в ней терпит крушение над дальневосточной тайгой.[3]

Сценаристы фильма ремесленнически подошли к своей работе, изменив лишь имена русских на армянские, а местом действия просто обозначили Кавказ, вместо тайги.

Армянская художественная кинематография / Сабир Ризаев. — Издательство АН Армянской ССР, 1963. — 383 с. — стр. 315

Сценаристы М. Шатирян и М. Овчинников не внесли чего-нибудь существенно нового в пьесу: в основном они сменили русские имена на армянские, а некоторые женские роли — на мужские и т. д. Многие замены и добавления, которые сделаны сценаристами, кажутся необязательными: выкинутые из пьесы сцены отнюдь не уступают тем, которые предпочтены им. Создается впечатление, что изменения внесены лишь в той мере, в какой они были необходимы для признания нового авторства.

Кинематография Армении / Анри Вартанов — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — 346 с. — стр. 116

Критика[править | править код]

Фильм был резко раскритикован:

Поверхностным, антихудожественным оказался фильм Э. Карамяна «Двенадцать спутников». Судьба пассажиров потерпевшего аварию самолета могла послужить поводом для рассказа о советских людях, об их моральных качествах, если бы сценарий, а вместе с ним и фильм не страдали абсолютной прямолинейностью, примитивным и лобовым видением человеческих взаимоотношений, ложным, давно развенчанным советским киноискусством казенным пафосом, отсутствием даже намека на живые характеры.

В этом фильме, начиная от грубых декораций, кончая поведением людей, все оказалось фальшивым искусственным.

Армянская художественная кинематография / Сабир Ризаев. — Издательство АН Армянской ССР, 1963. — 383 с. — стр. 315

Режиссер каждой сценой картины восстает против жизненной достоверности показываемого на экране, против точности воссоздания самих фактов. Карамян сознательно стремится перенести центр тяжести с событий на отношение к ним двенадцати спутников. Он пытается противопоставить правде фактов правду переживаний и борьбы страстей. На экране, по сути, нет ничего из того, что составляло бы картину происходящих событий: она заменена длинными и чаще всего беспредметными разговорами.

Кинематография Армении / Анри Вартанов — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — 346 с. — стр. 118

При этом, критика с пониманием отнеслась к актёрской игре, ответственность за её недостоверность полностью возложив на режиссёра:

Построив горную пещеру в павильоне, сделав ее просторной и комфортабельной, он создал актерам условия, максимально приближенные к театральным. В итоге исполнителей ролей можно всех без исключения упрекнуть в театральности. Даже такие талантливые, чуждые всякой фальши киноактеры, как Юхтин, Чекмарев, Тонунц, чувствуют себя перед аппаратом как на подмостках сцены. Недостоверность приводит к тому, что сюжет, освобожденный от драматизма подлинности, воспринимается как набор штампов.

Кинематография Армении / Анри Вартанов — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — 346 с. — стр. 118

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Русские писатели, XX век: биобиблиографический словарь в двух частях / Николай Николаевич Скатов. — М.: Просвещение, 1998. — 656 с. — стр. 627
  2. Залесских В. О пьесах, еще не увидавших сцены.— Литературная газета, 1955, 20 авг.; Сухаревич В. Драма должна увлекать.— Литературная газета, 1956, 14 июня;
  3. Олень у порога / Николай Шундик. — М.: Современник, 1989. — 425 с. — стр. 289

Источники[править | править код]

  • Двенадцать спутников // Кинематография Армении. — М.: Издательство восточной литературы, 1962. — 346 с. — стр. 305
  • Двенадцать спутников // Советские художественные фильмы: 1958—1963. // ВГФК, Москва. — М.: Искусство, 1968. — стр. 362
  • Двенадцать спутников // Кино Армении / Альберт Гаспарян. — Крон-пресс, 1994. — 415 с.- стр. 400