Минойские фрески из Телль-эль-Даба

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Реконструированная минойская фреска из Телль-эль-Даба, сейчас находится в Археологическом музее Ираклиона, Крит
Фрагмент фрески

Минойские настенные росписи в Телль-эль-Даба — археологический памятник на месте бывшего египетского города Аварис, столицы династии гиксосов, использовавшегося также некоторое время после их падения. Представляют особый интерес для египтологов и археологов. Их стиль, сюжет и технология характерны для минойской цивилизации острова Крит, однако трудно судить об этнической принадлежности художников.

На фресках изображены прыжки через быка, схватки быков, грифоны и охота.

Фрески были обнаружены группой археологов во главе с Манфредом Битаком в районе дворцов периода Тутмосидов в Телль-эль-Даба. Фрески датируются XVIII династией Египта, и скорее всего, относятся ко времени правления либо царицы Хатшепсут (правила в 1479—1458 гг. до н. э.), или Тутмоса III (правил в 1479—1425 гг. до н. э.), хотя ранее их относили к концу Второго переходного периода.

Фрески указывают на участие Египта в международных отношениях и культурных обменах со странами Восточного Средиземноморья через браки или путём обмена подарками.

Дворцовый квартал периода Тутмосидов[править | править код]

Дворцовый район периода Тутмосидов занимает часть той же территории, что и дворцовый район периода гиксосов, однако дворец Тутмосидов имеет другую ориентацию[1]. Наиболее заметными элементами являются две дворцовые постройки: (F) меньшего размера и (G) большего размера.[1] В здании F, датируемом фараоном Тутмосом III, было обнаружено много керамических изделий. Это очень помогло археологам датировать дворцовые кварталы и росписи. Кроме того, две трети фрагментов росписи были обнаружены вокруг дворцовой постройки F, в то время как ряд фрагментов был найден у основания рампы дворцовой постройки G[1].

Картины[править | править код]

Фрески были найдены на территории дворца Тутмосидов в Телль-эль-Даба в виде тысяч фрагментов на известковой штукатурке. Картины были частично реконструированы, и в результате на них обнаружены сцены прыжков через быка и схваток с быками, некоторые на фоне лабиринта, а также животные семейства кошачьих, преследующие копытных. Представлены также сцены охоты, фигуры в натуральную величину, мужчины с посохами, женщина с белой кожей в юбке, а также грифоны[2].

Картины могут относиться к ранней фазе в развитии архитектуры дворцов. Одна группа картин была найдена обвалившейся со стены дверного проема, а другая группа фрагментов была найдена на свалках у северо-восточного дворца[3]. Предположительно, они были нанесены на стены в начале правления Тутмоса III и удалены в более поздний период Тутмосидов[1]. Среди них есть длинный фриз, изображающий прыжки через быка и схватки быков на фоне лабиринта[1].

Особенно важны эмблемы минойского дворца, такие как фриз с половинной розеткой и наличие больших грифонов того же размера, что и в тронном зале в Кноссе на Крите, а техника росписи — типично эгейская[1]. Картины выполнялись так: сначала наносилось базовое покрытие из двух или трёх слоев известковой штукатурки, затем его поверхность полировалась каменной теркой, а затем на ней выполнялись картины с сочетанием методов фрески и лепнины[4]. Стиль живописи — очень реалистичный, с высокой детальностью изображений, и его можно сравнить с некоторыми из лучших картин Крита.

Датировка[править | править код]

Первоначально считалось, что картины относились к позднему периоду правления гиксосов в Аварисе или раннему периоду 18-й династии. Манфред Битак первоначально датировал картины периодом гиксосов в своей книге «Аварис: столица гиксосов». Однако по мере продолжения раскопок были обнаружены свидетельства того, что картины относились к раннему правлению Тутмоса III во времена 18-й династии. При раскопках одного из дворцов XVIII века было выявлено много скарабеев с именами фараонов начала XVIII династии. Однако, поскольку некоторые фрагменты картин были обнаружены в местах, более древних, чем дворец, Битак считает, что было логично предположить, что картины также были более древнего происхождения, до 18-й династии. Однако это объяснение проблематично, поскольку дворцовая структура врезалась в стену ограды периода гиксосов. Благодаря этим свидетельствам, обнаружению большего количества фресок на участке раскопок, принадлежавшему 18-й династии, и оценке керамики, относящейся к 18-й династии, Битак изменил свое мнение и датировал комплекс периодом Тутмосидов[3].

«Минойскость» изображений[править | править код]

Фрагмент быка из Телль-эль-Даба

Спорным является вопрос об этнической принадлежности художников. Некоторые, в том числе Битак, утверждают, что картины были написаны минойскими художниками, в то время как другие, такие как Клайн, утверждают, что это невозможно доказать и что, возможно, художники просто имели глубокие познания в эгейском искусстве. Клайн сомневается в изменении датировки Битаком и в его аргументе о том, что художники были минойцами. Клайн утверждает, что «фрески Даба могут быть просто признаком того, что гиксосские художники также переняли аспекты других культур», и поэтому считает, что художники не были минойцами[5]. Однако, по словам Битака, используемые техники, стиль и мотивы не оставляют сомнений в том, что художники были минойцами[2]. Техника использования известковой штукатурки в два слоя с хорошо отполированной поверхностью, фрески в сочетании с лепниной — всё это техники, которые не являются египетскими, но впервые встречаются в минойской живописи. Кроме того, цвета, использованные художниками, чисто минойские. Например, использование синего цвета вместо серого является минойской традицией — данная традиция использования цвета появилась в Египте позже, причем под влиянием традиций Эгейского региона. Помимо данного свидетельства, что примечательно, египетские иероглифы и эмблемы не были обнаружены ни на одном из фрагментов. Композиция картин, включающая горные пейзажи и мотивы, также идеально вписывалась в картины Эгейского мира[3]. Таким образом, доказательства, видимо, неопровержимо указывают на то, что в Аварисе работали минойские художники.

Важность[править | править код]

Вопрос о том, почему эти картины появились во дворцах Тутмосидов, является проблемой для археологов и египтологов.

Согласно Битаку, использование определённых минойских мотивов во дворце в Телль-эль-Даба указывает на то, что «очевидно, произошла встреча на высшем уровне между дворами Кносса и Египта»[2]. Манфред Битак предлагает гипотезу. Он указывает на присутствие минойских царских эмблем, полноразмерных грифонов и крупное изображение женщины в юбке, что может указывать на политический брак между Тутмосом III и минойской принцессой[6].

Картины уникальны. Они единственные в своем роде, и их можно сравнить с произведениями искусства из Кносса. Нанно Маринатос доказала, что мотив розеток, который является характерной чертой фресок с борьбой быков, воспроизводит кносские розетки и что это явный минойский символ.

Что касается Египта, картины показывают, что в данную эпоху существовало широкое культурное взаимодействие между Египтом и восточным Средиземноморьем. Они также указывают на Телль-эль-Даба как на место, где происходили эти культурные обмены, а это означает, что город был невероятно важен для Египта[2][7].

Маринатос дополнительно утверждала, что картины Телль-эль-Даба являются свидетельством «койне», визуального языка общих символов, который свидетельствует о взаимодействии между правителями соседних держав. Брак минойской принцессы с египетским фараоном мог быть одним из возможных сценариев, хотя допускаются и другие. Минойская кносская власть была вовлечена в египетские дела, возможно, потому, что Крит мог предложить фараону сильные военно-морские силы.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 Bietak, Manfred. «The Palatial Precinct at the Nile Branch.» Auaris, Avaris, Tell El-Daba. 2008. http://www.auaris.at/html/ez_helmi_en.html#8 Архивная копия от 7 ноября 2020 на Wayback Machine
  2. 1 2 3 4 Bietak, Manfred, «Minoan Artists at the Court of Avaris» in, Beyond Babylon: art, trade, and diplomacy in the second millennium B.C. / edited by Joan Aruz, Kim Benzel, and Jean M. Evans. New York: Metropolitan Museum of Art; New Haven: Yale University Press, c2008.
  3. 1 2 3 Manfred Bietak, "Rich beyond the Dreams of Avaris: Tell el-Dabʿa and the Aegean World: A Guide for the Perplexed': A Response to Eric H. Cline. The Annual of the British School at Athens, vol. 95, (2000), pp. 185—205 Published by: British School at Athens
  4. Bietak, Manfred. 1996. Avaris: The Capital of the Hyksos. British Museum Press: London
  5. Eric H. Cline, «Rich beyond the Dreams of Avaris: Tell El-DabʿA and the Aegean World: A Guide for the Perplexed» in, The Annual of the British School at Athens, vol. 93, (1998), pp. 199—219
  6. M. Bietak, N. Marinatos, C. Palyvou, Taureador Scenes in Tell el Dab’a and Knossos,Vienna 2007,145-150. See also Bietak, «The Palatial Precinct at the Nile Branch.» Avaris, Tell El-Daba, 2008.
  7. Nanno Marinatos, «Lions from Tell el Dab’a», Egypt and the Levant 20, 2010, pp. 325—356; eadem, Minoan Kingship and the Solar Goddess. University of Illinois Press 2010