Психология коррупции

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Психология коррупции — самостоятельная область психологического знания, изучающая поведение индивидов как систему действий, направленных на приобретение имущества или получение иных нематериальных благ незаконным образом, а также личностные характеристики индивидов, демонстрирующих такое поведение.

История исследования психологии коррупции[править | править код]

Феномен коррупции привлекает внимание людей практически с самого возникновения государственного аппарата. Так, например, одним из первых упоминаний коррупции считается[1] закон Вавилонского царя Хамурапи, гласящий, что если судья вынес решение и поставил печать на соответствующем документе, а затем свое решение изменил, его следует оштрафовать и изгнать из судебной коллегии. Во времена Древней Руси с коррупцией также боролся Иван Грозный, впервые введя за это преступление смертную казнь. Позже в XVII веке Петр I создал фискальную службу для охраны государственной казны[2].

Современные исследования психологии коррупции направлены преимущественно на изучение механизмов возникновения коррупции, на определение психологических и социальных сторон лиц, склонных к коррупции, а также на собственно коррупционное поведение.

Первые исследования по психологии коррупции появились в Америке. Тогда, в первой половине XX века, МакКитрик[3] впервые установил, что коррупционное поведение является дополнительным по отношению к формальным институтам и всегда идет своего рода «балластом».

Другие зарубежные авторы Д.Саймон и Д.Эйтцен уже в 1990 году рассматривали[4] коррупционное поведение как девиацию, их интерес привлекали «белые воротнички». Согласно их исследованиям, преступления высокопоставленных лиц являются самыми тяжелыми и безнравственными.

Среди современных исследований можно выделить, например, статью Ванновской О. В. Ее многолетние исследования[5] позволили создать психологический портрет личности коррупционера, включающий стремление к роскоши в связи с вознесением ее до показателя счастья, негативное самоотношение, импульсивный тип реагирования и недифференцированную иерархию нравственных установок.

Исследования Е. В. Камневой и Ю. А. Жуйковой[6], напротив, были направлены на изучение личностей, склонных к обратной форме коррупционного поведения — к подкупу — и позволили выделить три типа таких личностей. Первый тип определяется как «Уравновешенный реалист» и характеризуется настойчивостью, низким уровнем невротизма, отсутствием чувства вины и уверенностью в себе. Второй и третий типы — «Импульсивный конкурент» и «Безответственный последователь» несколько схожи и обладают такими чертами, как склонность следовать взглядам окружающих, беспечность и лабильность мышления и установок.

Мотивационный компонент[править | править код]

Мотивы коррупционного поведения изучались Волковым Б. С.[7]. В его работе мотив рассматривается как сложный, многоплановый феномен, лежащий основе поведения индивида. В качестве основной классификации мотивов можно выделить классификацию Петровского А. В., где мотивы делятся на внешние и внутренние[8].

Внешние мотивы — это какие-либо воздействия на субъекта извне. В отношении коррупции такими мотивами могут выступать общественные примеры, социальное одобрение или приверженность коррупции как избегание проблем (например, ускорение какого-либо процесса).

Внутренние мотивы — это личностные особенности индивида: его привычки, устремления, желания и многое другое. Применительно к коррупции, такими мотивами можно считать корысть как черту личности, карьерные амбиции индивида, стремление к самоутверждению, а также чувство безнаказанности.

Эмоционально-волевой компонент[править | править код]

Эмоциональный фон и уровень свободы воли участников коррупционного взаимодействия изучался Киселевым В. В.[9] По его мнению, коррупционное поведение связано с неспособностью индивида противостоять давлению коррумпирующего лица, с нестойкостью к коррупционным соблазнам, а также с плохо развитым чувством ответственности и самоконтроля.

Внешние формы поведения[править | править код]

Индивиды, принимавшие когда-либо участие в коррупционном взаимодействии и осужденные за это, воспринимают коррупционное поведение как часть своей личности или, как минимум, что-то близкое для себя. Коррупционное поведение характеризуется[1] применением различного рода психологических защит, высокой скоростью принятия решения, а также полимотивированностью. Данная характеристика является антагонистичной по отношению к проявлению антикоррупционного поведения, чертами которого являются[1] применение техник совладания, низкая скорость принятия решений за счет их обдуманности, а также применение норм делового общения.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Пшеничнюк Д. В. Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения
  2. Решетников, М. М. Психология коррупции: утопия и антиутопия
  3. McKitrick E. The Study of Corruption
  4. Simon D., Eitzen D. Elite Deviance
  5. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения
  6. Хаванова И. С. Исследование феномена коррупции в рамках психологии
  7. Волков Б. С. Мотивы преступлений. Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование
  8. Петровский А. В. и Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива
  9. Киселев В. В. Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации

Литература[править | править код]