Обсуждение:Фридрих II (император Священной Римской империи)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

По состоянию на 22.12.2017 статье присутствуют фрагменты текста, переведённого из

-- Зануда 15:17, 22 декабря 2017 (UTC)

.[править код]

В статье указано "Между папой и императором начались серьёзные разногласия из-за того, что папа, начавший подготовку V Крестового похода, провозгласил королем Константинополя не Фридриха, а Пьера де Куртенэ."

Это анахронизм. Пьер де Куртене умер задолго до этих событий (смотрите по ссылке). Либо тут совпадение имен (и неверная ссылка), либо ещё какое-то недоразумение.

В любом случае, это абсурд, требующий исправления.

213.87.139.61 09:42, 27 апреля 2015 (UTC)Солохин Максим

Дети[править код]

Всего Фридрих имел около 19 законных и незаконных детей:

Вы сами, писавшие статью, считали тех детей, коих упомянули?

Вы написали это четыре месяца назад. Что, не могли сами сделать элементарную правку? Или вам важнее указать другим на их ошибки, а не повысить качество статьи? Не понимаю таких людей. Gunnar Baugson 13:51, 19 марта 2015 (UTC)


Здесь находятся завершившиеся обсуждения. Просьба не вносить изменений.

Рецензирование статьи Фридрих II (император Священной Римской империи)[править код]

Коллеги, прошу помощи, так как сам уже не вижу весь текст. Вот уже 5 месяцев "тружусь" над статьёй. По мере её разрастания стал притормаживаться. Ещё не написан раздел о науке при дворе Фридриха, не обработан до конца раздел о лжефридрихах, не отредактирован раздел об искусстве. Раздел Контекст написан недавно и, возможно, нуждается в доработке.

В общем, если кто-то видит пути написания/дописания указанных разделов, велкам. Также жду любых других ЦУ и ЦС.-- Зануда 18:13, 14 марта 2018 (UTC)

На сколько еще планируете расширять статью? --Jazzfan777 (обс.) 20:02, 16 марта 2018 (UTC)
Трудно предполагать... хотелось бы уложиться в 10 кб. Но это зависит не от меня, а от источников. -- Зануда 20:20, 16 марта 2018 (UTC)
  • Контекст... - не бывает у человека контекста. --Muhranoff (обс.) 20:00, 19 мая 2018 (UTC)
    • Как-то не могу придумать название для этой части статьи. "Предыстория"? -- Зануда 14:32, 20 мая 2018 (UTC)
      • А зачем вообще в биографии предыстория? Есть статья про империю, есть статья про отца и про Сицилию. Я бы вообще убрал этот раздел. С тем же успехом можно добавлять абзац про географию Германии... Войну за Сицилию можно перенести в раздел "детство" как фоновое событие. На данный момент у вас формат больше подходит для бумажной книги. тут же наоборот, надо разделять сущности по тематическим статьям. Иногда к биографии цепляют раздел "происхождение" - но это когда предки совсем уж малоизвестные. --Muhranoff (обс.) 16:03, 20 мая 2018 (UTC)
        • Сократил.-- Зануда 19:21, 20 мая 2018 (UTC)
  • Думается, что потенциальная статья года, но явно придется сокращать. Много чего притянуто за уши. Например, большой раздел про монголов можно свести к одному небольшому абзацу. --Muhranoff (обс.) 07:11, 20 мая 2018 (UTC)
    • Спасибо за прочтение. Монголов сокращу. Не могу сильно сокращать, потому как все-таки монголы и жизнь Фридриха связаны довольно сильно.-- Зануда 14:16, 20 мая 2018 (UTC)
  • Статья неплохая. Вполне себе подходит для избранной, но всё же придётся её подсократить. Например, о науке и искусстве при дворе императора можно вполне написать отдельную статью, а здесь немного поменьше написать.
    • Спасибо за прочтение. Разделы сократил.-- Зануда 10:29, 26 мая 2018 (UTC)
  • Может быть стоило добавить небольшой раздел про наследство Фридриха. Ведь после его смерти папы римские сделали всё, чтобы лишить наследников Фридриха власти. Как минимум упомянуть, кто ему где наследовал, стоит.--Vladimir Solovjev обс 14:40, 12 августа 2018 (UTC)
    • Постараюсь, спасибо. Зануда 16:20, 12 августа 2018 (UTC)

Роджер - Рожер[править код]

Добрый день! В статье используются два имени — Роджер и Рожер. Например, в преамбуле — "…и короля Сицилии Рожера II", в главе «Реформы в Сицилийском королевстве (1220—1225)» — «…начиная с Роджера II, доля христиан…». Это ведь точно один и тот же человек? Вообще в статье "Роджер" встречается 5 раз, а "Рожер" — 4 раза. Даже если речь идёт о разных людях, вероятно, у них одно и то же имя, значит писаться должно одинаково. Если нет, надо проверить, что все точно, во всех местах. Спасибо за статью. --AllaRo (обс.) 11:18, 11 сентября 2018 (UTC)

  • Добрый вечер. Спасибо, что обратили внимание. И за прочтение.// Да, это, конечно же, один человек. Думаю, что РОЖЕР лучше. Я переделал Роджера на Рожера везде, кроме упоминания англичанина Роджера Вендоверского.-- Зануда 15:14, 11 сентября 2018 (UTC)
  • Отлично, согласна: на французском Рожер, на английском Роджер. --AllaRo (обс.) 15:31, 11 сентября 2018 (UTC)

крестовый поход[править код]

Здравствуйте! Моя проверка показала, что словосочетание «крестовый поход» — нарицательное, пишется со строчной буквы. Для дополнительной проверки Вы можете проконсультироваться в проекте «Грамотность». Если даже я не права, пожалуйста, обратите внимание, что по всей статье написано то со строчной, то с прописной. Например:

«Собор принял ряд решений о защите католической церкви от еретиков, а также постановил организовать новый, Пятый, Крестовый поход. Фридрих был наконец признан римско-германским королём[1]. Решения собора не отводили Фридриху какой-либо роли в предстоящем крестовом походе». С уважением, --AllaRo (обс.) 13:26, 5 октября 2018 (UTC)

  • Да, факт, везде нужно поправить.--Vladimir Solovjev обс 13:30, 5 октября 2018 (UTC)
  • Алла, спасибо вам огромное. И за совет, и за ваши правки. Сейчас исправлю. Зануда 17:04, 5 октября 2018 (UTC)
    • Очень хорошо. И за одно — проверьте, пожалуйста, везде, по всей статье, букву ё. Это нудно и утомительно, займёт больше времени, чем с «крестовым походом», но сделать надо.--AllaRo (обс.) 18:16, 5 октября 2018 (UTC)
      • Обязательно. Ещё раз спасибо. Зануда 19:52, 5 октября 2018 (UTC)

Замечания по стилю[править код]

  • «Германские бароны, служившие в своё время ещё отцу Фридриха и назначенные Фридрихом управлять континентальными провинциями Сицилийского королевства». «В своё время» здесь ничего не говорит, можно убрать, ничего не потеряв. Альтернатива: вместо этого дать дату или диапазон — когда это было, или написать, за сколько лет до этого, или "в начале/середине/конце" правления его отца (выбрать правильное) - дать историческую зацепку, напомнить читателю, что об этом уже говорилось. Т.е. в указании времени должен быть какой-то смысл.--AllaRo (обс.) 20:29, 24 октября 2018 (UTC)
    • Спасибо вам большое, я на свежую голову утром подумаю, как сформулировать. Зануда 20:42, 24 октября 2018 (UTC)
      • Хорошо.--AllaRo (обс.) 21:55, 24 октября 2018 (UTC)

Пожалуйста, поясните[править код]

«Фридрих скептически относился к вере. Согласно распространённой точке зрения, он написал анонимный «Трактат о трёх самозванцах», в котором утверждалось, что пророки различных религий (Моисей , Иисус и Мухаммед) — фиктивные персонажи. Фридриха II при содействии его канцлера Пьетро де Винья подозревали в его авторстве (например, Мосхайм, Матвей Парижский). Винья, выступая против основополагающих принципов книги, заявил, что никогда не знал об этом. Первым обвинил Фридриха в 1239 году папа Григорий IX».

1) В начале написано, что распространённой была точка зрения, что Фридрих — автор трактата, т.е. с этим фактом соглашалось большое количество людей. Потом говорится, что Фридриха подозревали в авторстве, и в качестве примера подозревающих указываются только два человека. Почему именно эти подозревали, а остальные просто так думали.

2) Винья, выступая против основополагающих принципов книги, заявил, что никогда не знал об этом. Не знал о чём: что Фридрих написал трактат, что многие считают это правдой или о чём-то ещё?

3) Первым обвинил Фридриха в 1239 году папа Григорий IX». Если Григорий IX обвинил Фридриха в авторстве трактата первым, то с этого и надо начинать. Мосхайм и Матвей Парижский начали подозревать Фридриха в авторстве позже? И то только потому, что Пьетро де Винья их подговорил? Что значит «при содействии его канцлера Пьетро де Винья»? Для подозрений не нужно содействия. Может быть, Мосхайм и Матвей обвинили Фридриха публично, а де Винья их поддержал? Или инициатором был де Винья?

4) Когда точка зрения, что Фридрих написал трактат, стала распространённой — в ХIII веке или в ХХ? Эта точка зрения распространена среди современных ученых или среди современников Фридриха?

Я тут очень длинно написала, короче не получилось. Собственно, написать надо — что за чем было. Спасибо.--AllaRo (обс.) 11:25, 5 ноября 2018 (UTC)

  • Вот так:
    "Долгое время считалось, что он написал анонимный «Трактат о трёх обманщиках», в котором утверждалось, что пророки различных религий (Моисей , Иисус и Мухаммед) — обманщики, выдававшие себя за истинных пророков. Первым обвинил Фридриха в 1239 году папа Григорий IX . Мосхайм и Матвей Парижский тоже подозревали в авторстве богохульного произведения Фридриха II и его канцлера Пьетро де Винья. Однако Винья, выступая против основополагающих принципов книги, заявил, что не имеет отношения к трактату." Зануда 14:20, 5 ноября 2018 (UTC)
    • Да, так всё понятно, спасибо.--AllaRo (обс.) 17:37, 5 ноября 2018 (UTC)

Убежище Фридриха[править код]

Фраза: «а кастелян замка сдал замок Маркварду и выдал ему убежище, где прятался Фридрих с воспитателем».

До этого не было речи ни о каком замке. Если у этого замка было название или имя владельца, это стоило бы указать. Было ли убежище внутри замка? На предыдущей строчке сказано, что Марквард захватил Фридриха, а тут выясняется, что не совсем, иначе при чём же тут замок? Если всё это будет объяснено, хорошо бы не повторять слово «замок» дважды, а использовать вместо второго раза местоимение.--AllaRo (обс.) 21:03, 6 ноября 2018 (UTC)

Ещё раз прочтя эти несколько строчек, вернулась сюда. Только теперь я поняла, что нам сначала сказали, что Фридриха схватили, а потом - как это было сделано. Само по себе это возможно. Но опять же непонятно, как это связано с Иннокентием III и Вальтером фон Пальяра, которым доверили Фридриха. Хотелось бы это написать более последовательно, иначе всё же непонятно. Поверьте, я очень хотела понять, больше, чем среднестатистический читатель.--AllaRo (обс.) 21:16, 6 ноября 2018 (UTC)

Арагонский королевский дом и брак Фридриха[править код]

«Иннокентий стремился удержать Сицилию под своим влиянием, поскольку Арагонский королевский дом был вассалом папы». Хотя я и не понимаю, что там происходило, но из общей логики — Иннокентий стремился удержать Сицилию, поскольку хотел на неё влиять. Арагонский дом, будучи вассалом, мог ему в этом помочь (а мог и не помочь). Иннокентий устроил брак, чтобы обеспечить помощь Арагонского двора в удержании Сицилии. Как-то так.--AllaRo (обс.) 21:45, 6 ноября 2018 (UTC)

  • Может быть, так:
    "Иннокентий стремился удержать Сицилию под своим влиянием. Арагонский королевский дом тоже был вассалом папы, и с помощью брака двух ленников укреплялась зависимость каждого из них".
    Зануда 21:55, 6 ноября 2018 (UTC)
    • Да, так нормально.

Еще вопрос: в начале цитаты в главе «Реформы в Сицилийском королевстве (1220—1225)» что-то не так, не поняла, какое там подлежащее.--AllaRo (обс.) 20:41, 7 ноября 2018 (UTC)

      • Спасибо. Подлежащее добавил. Зануда 20:48, 7 ноября 2018 (UTC)
        • Это хорошо.
  • Ещё вопрос: «Фридрих отправил войска и флот под командованием Людовика I, герцога Баварского, но ожидание их прибытия и излишняя самоуверенность заставили папского легата Пелагия (епископа Албанского) отклонить предложение…»
          • Куда Фридрих отправил войска? Ожидание их прибытия — кого: войск, флота? Тогда чья самоуверенность — Людовика? Фридрих ведь Людовика только ожидал, когда и в чем могла проявиться самоуверенность? Пожалуйста, это надо написать точнее.--AllaRo (обс.) 21:08, 7 ноября 2018 (UTC)
          • Какое ко всему этому имеет отношение следующая строчка, я тоже не поняла. Может быть, я пропустила, и об этом было сказано ранее? --AllaRo

(обс.) 21:11, 7 ноября 2018 (UTC)

            • 1) Фридрих отправил в Святую землю войска и флот...
              2) Самоуверенность в том, что нагло отверг предложения о мире ещё до того, как прибыла помощь... Сформулировал так:
              Фридрих отправил в Святую землю войска и флот под командованием Людовика I, герцога Баварского Папский легат Пелагий (епископ Албанский), не дождавшись прибытия флота и войск Фридриха, излишне самоуверенно отверг предложение аюбидского султана аль-Камиля о восстановлении Иерусалимского королевства для крестоносцев в обмен на возвращение Дамиетты.
              Зануда 22:11, 7 ноября 2018 (UTC)
  • Следующий абзац. «Их позиции сблизили переговоры. На встрече в Бриндизи в 1222 году папа, император и король Иерусалимский договорились о начале подготовки нового крестового похода.»
    • Переговоры и встреча в Бриндизи — это одно и то же? Если да, то лучше сразу написать: "На переговорах в Бриндизи их позиции сблизились". Но только еще непонятно, чьи позиции сблизились, их тут много народу, надо точно написать, желательно в этом же предложении. --AllaRo (обс.) 21:29, 7 ноября 2018 (UTC)
      • Переписал так:
        Однако посредничество Германа фон Зальца сблизило их позиции, и в 1222 году папа, император и король Иерусалимский договорились о начале подготовки нового крестового похода. Жена Фридриха, Констанция, умерла в Катании 23 июня 1222 года. На встрече Гонория и Фридриха в 1223 году по инициативе Германа фон Зальца Гонорий предложил Фридриху брак с 11-летней Иолантой, дочерью иерусалимского короля. Этот брак был одобрен магистрами орденов тамплиеров, госпитальеров и тевтонских рыцарей, патриархом и Иерусалимским королём, отцом невесты. По замыслу папы право на корону Иерусалима должно было подстегнуть интерес Фридриха к освобождению земель королевства
        Зануда 22:10, 7 ноября 2018 (UTC)
        • Прочла. Теперь всё понятно. Спасибо.--AllaRo (обс.) 13:39, 8 ноября 2018 (UTC)

Фридрих в 1198—1201 году[править код]

Здесь я привожу целый отрывок, к которому я обращалась и раньше, потому что всё же мне кажется, здесь не хватает объяснений и возникают вопросы, на которые нет ответа. Здесь рассказывается история. Не всегда обязательно рассказывать, что за чем было, но уж если это рассказывается, нельзя допускать непонятностей из-за умолчаний. Жирным шрифтом показаны мои вопросы.

После смерти Генриха Констанция увезла Фридриха из Сполето на Сицилию, где его провозгласили королём в мае 1198 года. 27 ноября того же года Констанция умерла, завещав королевство в лен недавно избранному папе Римскому Иннокентию III. Поручив папе опеку над сыном, она в итоге сохранила Фридриху корону. В итоге сохранила корону, но конкретно после 27 ноября где находился Фридрих — надо написать здесь или чуть дальше.

Однако папа находился в Риме и не мог управлять Сицилией лично. Он назначил канцлером Вальтера фон Пальяра[de]. Можно здесь указать, где находился Фридрих, например: "в замке которого находился Фридрих". Власть папы оспаривалась германскими соратниками и вельможами Генриха, которых Констанция не успела выслать. Всё своё детство Фридрих был игрушкой в руках группировок, соперничавших в борьбе за власть в королевстве. Дело дошло до открытого противостояния. Сохранилось послание, написанное в 1201 году архиепископом Капуи Рейналдом папе Иннокентию. Архиепископ подробно сообщает папе, как Маркварду фон Аннвайлеру (Здесь надо указать, кто такой Аннвайлер, он враг Фридриха и хотел его убить, пленить, сделать заложником, или наоборот хотел сохранить его в живых? Или ему вообще был не нужен Фридрих, а нужен Палермо, включая Палаццо Норманни) удалось захватить и Палермо, и замок, и Фридриха, (если бы раньше упоминалось Палаццо Норманни, то, возможно, была бы понятна связь между Палермо, Палаццо Норманни и Фридрихом) потому что король-ребёнок был предан теми, кто должен был его охранять и защищать: граф Маноппелло (а этот при чем, ведь за Фридриха отвечал Вальтер фон Пальяра) уехал в Мессину, а кастелян сдал замок Маркварду и выдал ему убежище (если убежище находилось внутри замка, то заняв замок, фон Аннвайлер получил и убежище), где прятался Фридрих с воспитателем. Сообщение архиепископа даёт первое описание характера будущего императора: когда Марквард хотел схватить его, Фридрих пришёл в ярость и сопротивлялся изо всех сил. Когда он понял, что не сможет ничего сделать, то разорвал на себе одежды и от отчаяния расцарапал в кровь своё тело. Поведение ребёнка произвело на архиепископа Рейналда большое впечатление. (Впечатление произвел, но он, Фридрих, куда делся? Где он жил в течение года, пока Марквард был жив, Марквард обеспечил ему жилье, тайное или явное? А когда пришёл Вильгельм Каппароне, он нашёл Фридриха?) В 1202 году, всего через год после захвата Палермо, Марквард умер, и Палермо перешёл в руки Вильгельма Каппароне и Дипольда фон Швайншпойнта[de]. В 1207 году город вернулся под управление Вальтера фон Пальяра (И он нашёл Фридриха?).

Здесь рассказана эмоционально насыщенная история, и мне, как и другим читателям, слышащим эту историю впервые, интересно узнать, что конкретно происходило, кто плохой, кто хороший :) и чем всё закончилось. А тут в конце главы мы так и не знаем, где Фридрих. Только в начале следующей главы мы узнаём, что Фридрих как-то дожил до 1208 года. Возможно, не все ответы должны быть в самом тексте, можно уточнить подробности в комментарии, но дать возможность понять.--AllaRo (обс.) 15:08, 8 ноября 2018 (UTC)

  • Ох, насокращал я этот раздел... Хотел уменьшить размер статьи.
    Сейчас перепишу.
    Зануда 18:06, 8 ноября 2018 (UTC)
    • Я Вас понимаю, я тоже все время проверяла, чтобы моя статья не вылезла за рамки, но теперь, мне кажется, сообщество терпимей относится к превышению максимального размера. К тому же, у Вас видимых символов 92938, т.е. даже меньше, чем 100000, а разрешается 100000 +/- 10%. Сейчас принято считать по видимым символам. Так что пишите спокойно, чтобы всё было понятно. Удачи!--AllaRo (обс.) 18:51, 8 ноября 2018 (UTC)

Я прочла новый вариант. В нем почти всё понятно, за исключением Маноппелло — непонятно, что и почему он должен был делать по отношению к Фридриху. Его фамилия появляется здесь впервые. --AllaRo (обс.) 20:56, 8 ноября 2018 (UTC)

  • Вы видели промежуточную версию, посмотрите окончательный вариант.

    Зануда 21:12, 8 ноября 2018 (UTC)
    • Да, прочла. Извините, поспешила.--AllaRo (обс.) 21:27, 8 ноября 2018 (UTC)
      • Да не за что извиняться. Вам спасибо - заставили существенно улучшить раздел. Зануда 22:51, 8 ноября 2018 (UTC)

Сейм - Совет[править код]

Отрывок: «В 1225 году, после согласия начать крестовый поход, Фридрих созвал имперский сейм в Кремоне, главном проимперском городе Ломбардии. Основными вопросами совета были продолжение борьбы против ереси…»

В этом месте слово «совет» появляется впервые в статье. Возникает вопрос, о каком совете идет речь, советом можно назвать всё что угодно. В данном случае — сейм и совет это одно и то же? Если да, то в данном случае надо повторить слово "сейм", чтобы было понятно, о чём речь. Понимаемость важнее, чем стиль.--AllaRo (обс.) 20:06, 8 ноября 2018 (UTC)

  • Да, спасибо. Заменил совет на сейм. Зануда 21:25, 8 ноября 2018 (UTC)

О смерти Генриха[править код]

В статье указаны две даты смерти — общепринятая и по другим источникам. Общепринятую дату я исправила в тексте на основании источника за номером 90 ([1]). Другую же дату, 1248 год, мне не удалось найти ни в этом источнике, ни в двух других источниках за номером 90: [2], [3], ни в источнике за номером 88 ([4]). Надо бы указать источник и на цифру 1948 тоже, или выбросить её из статьи. --AllaRo (обс.) 12:30, 9 ноября 2018 (UTC)

  • Кажется, это из en-wiki или de-wiki... Пока не найду источник, пусть будет скрыто. Зануда 18:16, 9 ноября 2018 (UTC)
    • Согласна. Это есть в статье вики на русском о самом Генрихе, но там непонятно, откуда они это взяли.--AllaRo (обс.) 19:37, 9 ноября 2018 (UTC)
      • Вероятно, та статья - переводная.-- Зануда 20:48, 9 ноября 2018 (UTC)
        • Вероятно, но нам от этого не легче :-) --AllaRo (обс.) 21:16, 9 ноября 2018 (UTC)
          • Sibeaster, автор той статьи, ответил, что скорее всего это был перевод из англовики. Пойду шерстить историю правок. Зануда 16:12, 10 ноября 2018 (UTC)
            • Не знаю, как вам поможет история правок, если источника не было и в английской статье тоже. Статья на английском ведь не избранная, вполне может не быть источника.--AllaRo (обс.) 19:53, 10 ноября 2018 (UTC)
              • Ну, я надеялся, что был источник раньше типа Фрили/Норвича. Зануда 21:24, 10 ноября 2018 (UTC)
                • Я посмотрела несколько источников на языках, которыми я владею. Везде указан 1242 год, нигде 1248 год. Возможно, был где-то когда-то источник, который сдох. Книги лежат в библиотеках и никуда не деваются. А если в интернете что-то потерялось, значит было не слишком авторитетно. Я прихожу к выводу, что нет никаких АИ по 1948 году, это просто ошибка. Я бы убрала 1948 год, никакой беды не будет. Но Вы, конечно, можете продолжать искать.--AllaRo (обс.) 10:57, 11 ноября 2018 (UTC)
                  • Я склоняюсь к тому же...
                    Но буду искать. Дыма без огня не бывает. Зануда 12:44, 11 ноября 2018 (UTC)

Вопрос[править код]

«В связи с монгольскими угрозами в феврале — мае 1242 года к императору приезжал и просил о помощи дядя Белы, аквилейский патриарх Бертольд фон Андек-Мерано (Бертольд был сыном герцога Меранского, а мать Белы Гертруда — дочерью)[2]».

Эта фраза трудночитаема из-за необходимости разбираться в родстве и наличия скобок. Я только с третьего прочтения поняла, кто кому кем приходится. Поэтому — насколько необходимо здесь упоминание герцога Меранского, о нём больше в статье нет ни слова, кто он такой, чтобы здесь его упоминать. Если можно без него, то получается коротко и просто: "В связи с монгольскими угрозами в феврале — мае 1242 года к императору приезжал и просил о помощи дядя Белы, аквилейский патриарх Бертольд фон Андек-Мерано".

Если хотим оставить Меранского: «В связи с монгольскими угрозами в феврале — мае 1242 года к императору приезжал и просил о помощи дядя Белы, аквилейский патриарх Бертольд фон Андек-Мерано (Бертольд и мать Белы Гертруда были детьми герцога Меранского)[2]». --AllaRo (обс.) 16:07, 9 ноября 2018 (UTC)

  • Вообще-то Бертольд Андекс-Меранский. И лучше без фон, всё же в русскоязычных источниках устоялось прозвание членов рода «Меранский». В принципе, чтобы сократить фразу и не лезть в генеалогические подробности, можно просто сделать викиссылку: статьи о Бертольде у нас пока нет, но есть она в других разделах, например, в английском (я добавил в статью на него ссылку через шаблон).--Vladimir Solovjev обс 16:27, 9 ноября 2018 (UTC)
    • Спасибо. Зануда 18:16, 9 ноября 2018 (UTC)
  • Вис, 2005, с. 44.
  • 1 2 Jackson, 2005, p. 67.