Родзевич, Мария

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мария Родзевич (Родзевичувна)
польск. Maria Rodziewiczówna
Мария Родзевич. 1889 г.
Мария Родзевич. 1889 г.
Псевдонимы Žmogus, Mario, Weryho
Дата рождения 2 февраля 1863(1863-02-02)
Место рождения поместье Пенюга Волковысского уезда Гродненской губернии (ныне Зельвенский район, Гродненская область, Белоруссия)
Дата смерти 16 ноября 1944(1944-11-16) (81 год)
Место смерти Желязна, гмина Скерневице (ныне Лодзинское воеводство, Польша)
Гражданство (подданство)
Род деятельности писательница
Направление реализм
Язык произведений польский
Награды
Автограф Изображение автографа
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Мария Родзевич (Родзевичувна; польск. Maria Rodziewiczówna; 2 февраля 1863 — 16 ноября 1944) — польская писательница, одна из самых известных прозаиков межвоенного периода.

Биография[править | править код]

Мария Родзевич родилась в дворянской семье в 1863 (или 1864) г. Её родители, Генрик Родзевич и Амелия (урожд. Курзеницкая) за помощь участникам польского восстания 1863 года, выразившуюся в хранении оружия, были сосланы в Сибирь, а поместье Пенюга под Волковыском — конфисковано. Матери, в качестве исключения, разрешили воспитывать ребёнка до 2 месяцев (по другой версии - до 10 дней), затем Мария была отдана под опеку родственников. В 1871 г., после амнистии, родители вернулись из Сибири и поселились в Варшаве, где оказались в очень тяжёлом материальном положении. Мария начала работать, давала частные уроки. В 1875 г. Хенрик Родзевич унаследовал имение имение Грушево на Полесье (1533 га, из которых 1/3 - пашни) от своего бездетного брата Теодора, что обеспечило относительное благосостояние семьи.

Мария училась в Варшаве в пансионате Кучинской. В конце 1876 г. начала учиться в Язловце, в пансионате у монашек. Воспитывалась в религиозно-патриотической атмосфере, что наложило отпечаток на всею ее жизнь. Под влиянием настоятельницы Марцелины Даровской стала писать стихи («Цвет лотоса»). Через три года вернулась в семью.

В 1881 г., после смерти отца, унаследовала имение Грушево, и постепенно взяла управление им в свои руки. В 1887 г. формально стала хозяйкой имения, обременённого многими долгами, сделанными отцом и дядей, кроме того, материально поддерживала брата и сестру. Отношения ее с местными православными белорусскими крестьянами складывались непросто. В усадьбе крестьяне получали медицинскую помощь. В 1937 г. по случаю 50-летия управления Грушевым (и 50-летия литературного творчества местные крестьяне подарили Родзевич альбом с посвящением «праведной даме и матери". После смерти бабушки, матери и сестры в середине 1890-х гг. писательница некоторое время жила в имении в союзе с Хеленой Вейхерт, ее называют первым бучем в польской литературе[1]. Коротко стриглась, одевалась по-мужски. Затем они переехали в Варшаву, продолжая хозяйствовать в Грушеве. Путешествовала (Рим, Ривьера, Мюнхен, Швеция, Норвегия).

В 1905 г. начала активную общественную деятельность (социальная напряженность, рабочая бедность остро травмировали ее). В 1906 г. основала женское тайное общество «Уния». Внесла вклад в открытие продуктового магазина в Варшаве и магазина народных товаров. Во время Первой мировой войны в Варшаве участвовала в организации военного госпиталя, а также помогала в организации дешевых кухонь для интеллигенции и братской академической помощи. В 1915 г. ненадолго вернулась в Грушову, заботясь о беженцах.

В Варшаве Родзевич продолжала в зимние месяцы жить с Хеленой Вейхерт, в то время как в Грушеве в 1919 г. место Вейхерт заняла другая женщина, представленная как дальняя родственница и партнер писателя - Ядвига Скирмунттовна (Скирмунт). Эти отношения были описаны Скирмунттовной в ее мемуарах[2] немецким словом Wahlverwandtschaft, означающим «духовное родство» / «родство по выбору». Их объединяла и общая работа над польским национальным возрождением в Полесье[3]. Затворничество в полесском имении снискало ей у критиков прозвище "зубр в юбке".

В 1919–1920 гг. инициировала ряд общественных мероприятий в Грушеве, основав сельскохозяйственный клуб, построив паровую баню. Во время польско-большевистской войны оказалась в Варшаве, где работала секретарем в Главном комитете Польского Красного Креста и была назначена командиром Женского комитета Добровольческой помощи Львову города Варшавы. За свою деятельность в этой области она была награждена Почетным знаком «Орлентао» с дипломом, подписанным генералом Тадеушем Розвадовски. После окончания боевых действий вернулась в Грушево.

В межвоенный период пыталась продолжить образовательную и общественную деятельность (например, организовала Польский дом в Антополе, а также профинансировала ремонт в Кобринской государственной гимназии). Консерватор, католичка и националист, она идеологически связывала сохранение польства на Кресах с ролью большой земельной собственности и католической церкви. Она писала, что «есть две силы, которым нужно отдавать все и ничего не брать взамен, - это Бог и Отечество»[4]. Стала соучредителем Союза фермерского дворянства. Организовала сбор средств на строительство костела, посвященного апостолу Полесья - святителю Андрею Боболе. Освящение совершил епископ Пиньский Казимеж Букраба в начале 1939 г. Храм закрыли после Второй мировой войны, устроив в нем пожарную часть. Между тем, местные власти потребовали от нее передать часть земельной собственности для нужд общины. Критически относилась к евреям, которых считала эксплуататорами (имея в виду ростовщичество), в значительной степени способствовавшими бедности полесских деревень и финансовым проблемам приграничных землевладельцев. Это часто отражалось в ее сочинениях, где фигурирует образ плохого еврея, но иногда у нее появляется и добрый еврей.

В октябре 1939 г. бежала из Грушева, занятого Красной армией. Ее дом был разграблен, а библиотека сожжена [5]. Некоторое время вместе со Скирмунт находилась в пересыльном лагере в Лодзи, заботясь о солагерниках и заслужив их любовь. Последние годы жила а Варшаве, в бедности. Во время Варшавского восстания ее опекали друзья и повстанцы.

За два месяца до ее смерти кинематографистам Армии Крайовой удалось запечатлеть Родзевич на фото, которые вошли в фильм «Варшавское восстание, 44». Один из них, Марек Гордон, много лет спустя описал эту встречу. "Она едва могла говорить, это было с большим трудом. Однако она жестом предложила нам подойти ближе к кровати, и когда мы сказали, кто мы такие, она заплакала, коснувшись повязок наших повстанцев. «Мальчики, мальчики, - мягко сказала она. - «Так вы действительно польские журналисты? Читаю повстанческие газеты... пишу... работаю... » - ее голос прерывался. - "Мы победим..."[6].

После поражения восстания покинула Варшаву и жила у друзей, в Желязной, в домике лесника в Леонове. Мария Родзевич умерла от пневмонии в ноябре 1944 года. Похоронена сначала в Желязной, перезахоронена на Повонзковском кладбище[7].

Творчество[править | править код]

Автор реалистических романов с сентименталистской, психологической и этической тенденцией о жизни восточнопольской шляхты и интеллигенции в XIX и XX веках. Певец этоса польской шляхты Восточного Приграничья (Кресов) ("поляки должны быть аристократами, а не хамами"; "будем гордиться, ведь мы последние оставшиеся в этом мире рыцари").

Критик прогресса: " Это будет ужасно, потому что то, что сейчас является болезнью, будет общим состоянием человечества. Возмездие придет за то, чем гордятся homo sapiens. Человеческий мир закончится вырождением тела и безумием разума. Прогресс, цивилизация, изобретения, борьба за существование, науки, искусства, роскошь, комфорт - все эти ступени ведут к беспорядку тела и души, к безумию и смерти в жизни".

Её произведения часто идеализировали сельскую жизнь в лесной глуши и полесское крестьянство ("Местный крестьянин серый, как лес, тихий, как вода, спокойный и апатичный, как песок"); утверждала, что "природа воспитывает людей, а человек подобен своей земле".

Проза Родзевич выразительно сентенциозна (напр.: "Вы знаете, когда мужчина тупо тратит время? Когда ему жалко себя"; "Одиночество - это признак старости, но я все равно ненавижу компанию. Люди не наполняют жизнь, они только вносят в нее хаос").

Дебютировала в литературе в 1882 г., опубликовав под псевдонимом Марио две новеллы «Гамма чувств», «Из блокнота репортёра» (у обеих были подзаголовки на французском языке) в одном из варшавских журналов. В 1884 г. под тем же псевдонимом опубликовала в журнале «Świt» рассказ «Язон Бобровский», а годом позже, рассказ «Farsa pany». Популярность к ней пришла после победы в литературном конкурсе журнала «Świt», со своим романом «Страшный дедушка» (1886), который был опубликован в 1887 г. на страницах львовского «Dzienika Lwowskego», а затем в книжном издательстве в Варшаве. Эту популярность развила победа Родзевич в конкурсе романов, организованный изданием «Куранты Варшавски» (1888). Её роман «Дивайтис» был опубликован на страницах «Куранты Варшавски». В 1889 г. роман вышел в книжном издательстве и был переведен на 9 европейских языков (1890—1891). «Дивайтис» был очень хорошо принят современной литературной критикой, его заметили все крупные журналы, рецензенты (среди них Мария Конопницкая). Замеченный ими талант автора критики хвалили за патриотические и общественные тенденции, но в то же время критиковали художественную простоту произведения. Эту популярность Родзевич укрепили её дальнейшие книги, опубликованные как в Царстве Польском, так и в Галиции: «Między ustami a brzegiem pucharu» (1888), «Pożary i zgliszcza» (1893), «Z głuszy» (1895).

Опубликовала около 30 книг; за продуктивность ее прозвали "Сенкевич в юбке".

Мария Родзевич (Родзевичувна). 1911 г.

По её произведениям был снят ряд кинофильмов: «Флориан» (1938), «Вереск» (1938) и «Между устами и краем бокала» (1987), сериал "Lato lesnych ludzi" (1985)[8].

Была членом Варшавского теософического общества.

Награды[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Tomasik K. Homobiografie. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, 2014.
  2. Skirmuntt Jadwiga. Pani na Hruszowej. Dwadzieścia pięć lat wspomnień o Marii Rodziewiczównie. Wstęp i opracowanie Grażyna Łaptos. Warszawa: Wydawnictwo Alfa, 1994.
  3. Ильин А. Польское национальное движение на Полесье в начале XX века // Гiстарычная брама. № 1 (22), 2004 г. - http://brama.brestregion.com/nomer22/artic25.shtml Архивная копия от 22 ноября 2021 на Wayback Machine
  4. Rocznica śmierci Marii Rodziewiczówny. Dlaczego ją czytać? Дата обращения: 23 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  5. Barańska Joanna. Мaria Rodziewiczówna: królowa polskiego romansu. - https://www.onet.pl/kultura/onetkultura/maria-rodziewiczowna-kim-byla-pisarka-najwazniejsze-ksiazki/mpl549h,681c1dfa Архивная копия от 23 ноября 2021 на Wayback Machine
  6. Nykiel Marzena. „To wszystko nic. Byle Polska była!”. Dziś 76. rocznica śmierci Marii Rodziewiczówny. Dlaczego warto zacząć czytać jej powieści?. - https://wpolityce.pl/kultura/525381-rocznica-smierci-marii-rodziewiczowny-dlaczego-ja-czytac Архивная копия от 23 ноября 2021 на Wayback Machine
  7. K. Shastouski. Dwór Rodziewiczów | wieś Hruszowa obwód brzeski. www.radzima.org. Дата обращения: 24 октября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
  8. Maria Rodziewiczówna - автор - биография, фото, лучшие фильмы и сериалы. Дата обращения: 23 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.

Ссылки[править | править код]