Бергольц, Вильям Моисеевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вильям Моисеевич Бергольц (8 июля 1921, Ленинград6 мая 1981, Москва). Похоронен на Востряковском кладбище

Биография[править | править код]

Отец — Моисей Хаимович Бергольц, известный советский ученый-фармаколог. Мать — Лея/Елизавета Беньяминовна Миндлина, по мужу Бергольц (6 октября 1899, Глубокое Виленской губ. — 31 января 1967, Москва) филолог-англиканист, преподаватель английского языка

С 1 по 9 класс учился в 1й Образцовой школе Октябрьского р-на г. Ленинграда вместе с И. Б. Грековым и А. В. Жирмунским, ставшими известными учеными, и с которыми до последних дней сохранил теплые дружеские отношения. Закончил школу в 1939 г. в Москве, куда был переден его отец.

С первых классов серьёзно занимался шахматами и до последних дней жизни это было его основным хобби.

В школе увлекался литературой, пытался поступить в ИФЛИ, Москва.

В 1939—1940 годах служил в армии.

В 1940 году, после демобилизации поступил во 2й Московский Мединститут.

В 1941—1943 продолжил учёбу в Молотовском Мединституте, где с 1942 г. совмещал учёбу с научной работой на кафере внутренних болезней.

По возвращении в Москву в 1943 году работал фельдшером на станции скорой помощи и продолжил научную работу в институте Морфологии Человека АМН СССР в лаборатории Л. М. Шабада

В 1945 году с отличием окончил 2й Московский Мединститут и поступил в аспирантуру института Нормальной и Патологической Морфологии АМН СССР, лаборатория онкологии профессора Л. М. Шабада по теме изучения эндогенных канцерогенных веществ.

7 декабря 1948 года защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук по теме «Распределение и судьба канцерогенных углеводородов в животном организме» и продолжил работу в лаборатории Л. М. Шабада, который навсегда остался для него любимым учителем.

В этом же году он встретил свою будущую жену, Сюзанну Ромм с которой прожил до своих последних дней.

В 1949 г становится ученым секретарем созданной в АМН СССР проблемной комиссии «Злокачественные новообразования».

1950 был годом радостных событий: свадьба, рождение ребёнка, но в то же время и тяжелая болезнь отца и общая атмосфера в стране.

В 1951 после продолжительного заболевания лейкемией скончался его отец и это вызвало острый интерес к проблеме вирусной этиологии этого заболевания, которая в будущем стала ключевым направлением его исследований.

В конце 1951 появились и первые признаки наступающих темных времен: несмотря на «соответствие занимаемой должности», по решению Президиума АМН, рекомендуется перевод на должность помощника прозектора и был вынужден перейти на временную должность врача-онколога в городскую поликлинику

В марте 1952 года в «Медицинском работнике» вышла статья И.Лазарева и П.Резниченко «Ошибочная концепция в онкологии» с разгромной критикой его учителя Члена-Корреспондента АМН Л. М. Шабада., которого обвиняли в продвижении реакционных и буржуазных идей, отходе от павловского учения о взаимоотношениях организма и внешних раздражителей и прочей стандартной обвинительной чепухе по которой можно было начинать преследование любого неугодного власти ученого.

После статьи последовало обсуждение на Президиуме АМН СССР, где Л. М. Шабад пытался отстаивать свою научную концепцию, но были сделаны оргвыводы и его лабораторию в Москве ликвидировали.

После статьи последовало обсуждение на Президиуме АМН СССР где Л. М. Шабад пытался отстаивать свою научную концепцию, но были сделаны оргвыводы и его лабораторию в Москве ликвидировали.

В концу 1952 г. Л. М. Шабад переехал в Ленинград и возглавил лабораторию в институте онкологии куда перешли некоторые из его сотрудников, в том числе и В. М. Бергольц. Однако 1 Марта 1953 был неожиданно уволен вместе с группой других сотрудников и был вынужден вернуться в Москву.

В 1953 г. выходит первая монография В. М. Бергольца «Люминисцентная микроскопия», Медгиз, но это уже самые тяжелые времена случайных заработков лаборанта и полного отсутствия перспективы возвращения к научной деятельности.

Несмотря на прекращение активных репрессий, запущенный маховик по инерции продолжал свое движение и многочисленные просьбы во все возможные инстанции о восстановлении на работу по специальности, встречали неизменный отказ.

Только в Августе 1954 года он получил возможность вернуться к научной работе в лаборатории вирусологии института им. П. А. Герцена в котором он работал до последних дней.

Хорошая практическая подготовка полученная в лаборатории Л. М. Шабада и стремление понять механизмы развития лейкозов начали приносить плоды и уже в 1955 году он становится старшим научным сотрудником лаборатории вирусологии и начинает формировать собственную научную концепцию вирусной этиологии лейкозов, которая была близка работам Л. А. Зильбера, который доброжелательно относился к молодому ученому.

В 1958 г. был доклад на международном симпозиуме в Риме который вызвал большой интерес. Благодаря хорошему знанию английского появились контакты с ведущими лабораториями за рубежом и начали приходить приглашения на конференции и предложения сотрудничества. Это были времена оттепели, но при этом соответствующие организации строго контролировали контакты и большинство предложений были заблокированы.

В 1958 г. В. М. Бергольц защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук по теме «Экспериментальное исследование этиологии лейкозов человека», научным консультантом которой был Л. А. Зильбер.

В 1959 г. он становится руководителем лаборатории экспериментальной терапии рака и появляются первые ученики. Всего были 11 диссертантов, некоторые из которых имели успешные научные карьеры.

Молодого ученного, к тому же замеченного за рубежом, стали приглашать печататься в центральной прессе и появились его статьи в Известиях, Правде, Науке и Жизни с популярным освещением проблемы лейкоза. Он становится и членом проблемных комиссий связанных с лейкозом при Минздраве и АМН.

В эти-же годы появляются и монографии:

  • О вирусной этиологии лейкозов человека, Медгиз 1960
  • Сравнительная патология и этиология ЛЕЙКОЗА человека и животных, в соавторстве с Н. В. Румянцевым, М.Медицина, 1966
  • Проблема лейкоза, М.Медицина, 1973

К этому времени накопилось и около 120 публикаций, 8 выступлений на международных конгрессах.

В 1970 г. комитет по изобретениям и открытиям при Совмине СССР принял заявку от В. М. Бергольца, В. С. Тер-Григорова, О. Я. Московкиной, Б. И. Шевелева о функциональном антагонизме антител при лейкозах человека.

Поскольку это открытие сулило перспективу способа лечения лейкоза ему определили высшую форму секретности. С одной стороны это помогало в исследованиях и ускоренной апробации результатов, но с другой отрезало большинство прежних контактов, возможность публикаций, поездки за рубеж и массу других неудобств связанных с национальностью авторов и их потенциальной склонностью к эмиграции. К 1978 году секретность была понижена и появилась возможность частичной публикации, но бюрократическая машина съедала массу нервной энергии и крайне отрицательно сказывалась на физическом состоянии.

В итоге, в 1984 году, уже после смерти В. М. Бергольца отрытие было официально зарегистрировано за № 195 «Явление функционального антагонизма антител при лейкозах человека»

К сожалению, к этому времени его лаборатория развалилась из-за отсутствия настоящего лидера а соаторы или эмигрировали или не обладали организаторскими способностями для продолжения этого направления.

В 1976 в журнале Neoplasma 23, 5, p. 457, 1976 вышла статья «Studies on Specific Humoral Immunity in Leukemia» которая вызвала необычайный интерес и получила сотни запросов на копии и ссылки и была единственной публикацией в зарубежной литературе для напоминания о развитии этого направления в СССР.

В 1978 году вышла последняя монография, в соавторстве с Н. С. Кисляк и В. С. Веремеевым, «Иммунология и иммунотерапия лейкоза», М.Медицина.

В 1981 году, уже на больничной койке, он ждал выхода своей статьи в медицинской газете «Иммунологическая ремиссия и иммунопрогнозирование», где в общих чертах суммировались результаты его работ и излагались широкие практические перспективы иммунопргнозирования при лечении широкого круга заболеваний в основе которых лежит иммунологический дисбаланс.

Проблемы на работе пагубно сказывались на физическом состоянии на фоне ишемической болезни сердца и привели к обширному инфаркту от которого он не смог оправиться и после 6 недель в Кардиологическом центре умер 8 мая 1981 г.

В. М. Бергольц — автор около 200 публикаций, 5 монографий большого количества статей для широкой публики в газетах и научно-популярных журналах. Выступал на 9 международных и множестве национальных конференций. На протяжении всей научной карьеры он был свидетелем и непосредственным участником дискуссий о природе онкологических заболеваний и методах их лечения.

Жена — Ромм, Сюзанна Эммануиловна (7 августа 1927, Киев — 6 июля 2022, Рочестер США), дочь Э. И. Ромма, юрист, член Московской коллегии адвокатов. С 1991 года в США.

Сын — Бергольц Владимир/Вольф Вильямович (18 декабря 1950, Москва —) кандидат биологических наук, 1980. С 1991 года в США. Клинический фармацевт в штате Нью-Йорк.