Иванов Александр Николаевич (штабс-ротмистр)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Николаевич Иванов
Место рождения Вяземский уезд
Подданство Российская империя
Род деятельности Военный, государственный деятель
Отец Николай Александрович Иванов
Мать Наталья Евграфова
Супруг(а) Марья Павлова Дяткова
Дети Николай, Софья
Награды и премии

Орден Владимира степени, медаль "Памяти войны 1853-1856 гг."

Биография[править | править код]

Александр Николаевич Иванов- сын подполковника Николая Александровича Иванова, владельца сельца Панинского Вяземского уезда. Уже в Исповедальной ведомости села Осташева от 1824 года уже значился ребёнком возраста двух лет[1]. Проживал в отцовском имении Панинском. У Александра был младший братья Николай и Виссарион, сестра Елизавета. Александр Иванов — профессиональный военный, состоял на службе с 1839 году в уланском Его Высочества Принца Фридриха Виртембергского полку. На службу вступил унтер-офицером в 1839 году, юнкер в 1840 году, корнет 1840 году, поручик в 1843 году, уволен за болезнью 1846[2] г. Стоит отметить, что многие представители рода Ивановых прошли через службу в Уланском полку. Когда-то в нём служили дядья Александра: Фёдор и Василий. По службе достиг чина штабс-ротмистра, уволен по болезни в 1846 году. Имел награды: орден Святого Владимира IV степени, медаль «В память войны 1853—1856 гг».

Женился на богатой помещицей Марье Павловне Дятковой. Мать Марьи — Елизавета Дядькова, участвовавшая в возведении каменного храма в селе Осташево во славу Рождества Пресвятой Богородицы совместно с братом Александра — Николаем Николаевичем. Деревни Изъялово, Ульяново и Семёновская перешли с заключением брака к Александру Николаевичу. К Сеченино и Нивкам по раздельному акту с другими наследниками Василия Александровича Иванова к племяннику ушли Малышкино и Енино. Енино — деревня, известная с 1594 года, перешла к бабке Александра — гвардии прапорщице Александре Григорьевне Ивановой в 1820-е годы[3]. С того времени оно передавалось по наследству в семье Ивановых. Причём именно Ивановым Енино обязано раздвоением топонима Енино, что приводит к ошибкам. «Ениным» именовалась в статистических данных деревня, а названием «Энина» был наделён Энинский владельческий дом, то есть усадьба. От деревни она находилась в версте, и на 1859 год там проживали 1 мужчина и 1 женщина. Но на документацию метрических книг такое разграничение в повествовании так и не распространилось: "Ротмистра Александра Иванова деревни Энина " и "Ротмистра Александра Иванова сельца Энина. Александру Николаевичу было суждено войти в историю, как последнему енинскому помещику. 1861-ый, освобождение крестьян. В 1863 году было заведено дело «о выкупе временнообязанными крестьянами А. Н. Иванова деревень Ениной и Малышкиной Вяземского уезда Смоленской губернии», хранящееся в Российском Государственном Историческом Архиве[4]. Согласно документации помещик сделал освобождаемым дар «для округления крестьянского надела». Запись об этом попала и в наработки выдающегося смоленского историка Дмитрия Ивановича Будаева. В этом действии прослеживается схожесть с братом Николаем, который передал поселянам деревни Мальцево всю землю, находившуюся в их пользовании до обнародования положения об освобождении от крепостной зависимости: «дабы не производить огреху» . Высоковские жители получили от Николая Николаевича дар «в видах пользы крестьян и для округления их земельных наделов». В 1864 году собственность Александра Николаевича соседствовала в пустоши Чичикина, что восточнее Енино, с мещанином Григорием Кузьминым Яковлевым — одним из представителей рода Яковлевых, выходцев из дворовых людей. Причём в то время, как ивановские 164 десятины удобной земли были пустошью, 17 десятин яковлевских стали хутором.

Таково было завершение совместной истории деревни Енино и её последнего помещика. Однако карьера Александра Николаевича в Вяземском уезде продолжилась. В 1873 году он в качестве почётного мирового судьи вместе с двоюродным братом Фёдором Фёдоровичем присутствовал на съезде мировых судей. В период активной деятельности в 1870-е годы Алекандр Николаевич числился губернским гласным от Вяземского уезда. Журналы губернского земского собрания свидетельствуют, что Иванов не присутствовал на большинстве заседаний. 1-го, 2-го, 3-го декабря 1871 года Александр Иванов совместно с Дмитрием Путято (все дни), В. В. Воронцом (все дни) и Константином Засецким (3 декабря) участвовал в очередном заседании земского собрания. В 1878 году он числился не только судьёй, но и членом уездного по крестьянским делам присутствия, вместе с владельцем соседней усадьбы Третьяково- Николаем Кардо-Сысоевым. На съезде судей он был «непременным членом» и почётным судьёй[5]. Там же он находился и в 1880 году. В период с 1891 по 1892 гг. Александр Николаевич руководил пятым военно-конским участком Вяземского уезда[6].

5 октября 1907 года в возрасте 87 лет Александр Николаевич Иванов скончался[7].

Примечания[править | править код]

  1. Государственный Архив Смоленской Области (далее — ГАСО).Ф.48.Оп.2.Д.693.Л.32.
  2. ГАСО.Ф.1.Оп.1.Св.1.Д.71. Л.113.
  3. Рыжов И.Р. Енино, или как восстанавливалась история. (рус.). Alferovo.
  4. Российский Государственный Исторический Архив (далее — РГИА).Ф.577.Оп.37.Д.685. Дело о выкупе временнообязанными крестьянами А. Н. Иванова деревень Ениной и Малышкиной Вяземского уезда Смоленской губернии.
  5. Справочная книжка Смоленской губернии (неопр.). — Смоленск: Типография губ. Правления, 1878. — С. 70—72.
  6. Рыжов И.Р. Ивановы. Штрихи к портрету дворянского рода. (рус.). Alferovo (2023 год).
  7. Гурская Н.Г. Красное Подгорное (рус.) // Край Смоленский : Журнал. — 2021. — № 3. — С. 35—42.