Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого
Общая информация
Автор Саймон Рейнольдс
Тип литературное произведение[d]
Жанр публицистика
Оригинальная версия
Название англ. Retromania: Pop Culture’s Addiction to Its Own Past
Язык английский
Издательство Faber and Faber
Год издания 2011
Русская версия
Переводчик В. Усенко
Оформление Г. Гатенян
Издательство Белое яблоко
Год издания 2015
Страниц 528
ISBN 978-5-9903760-5-2

«Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого» — книга английского музыкального критика и журналиста Саймона Рейнольдса, посвященная анализу современной поп-культуры и, в частности, музыки. Впервые была опубликована в 2011 году. Рейнольдс выстраивает картину западной поп‐культуры, основываясь на личном опыте (подростком он застал эпоху постпанка; взрослым — эпоху рейвов), на опыте общения с музыкантами и социологами, на анализе феномена сайта YouTube и работ постструктуралистов (и некоторых других философов XX века)[1]. Две основные и взаимосвязанные темы книги, которые автор развивает и анализирует — это, во-первых, факт того, что современная поп-культура помешалась на собственном прошлом, все, чем она занимается — это бесконечная переработкой идей и достижений прошлого; во-вторых, с начала 2000-х годов дает о себе знать отсутствие новых, прогрессивных идей и стилей. Это нынешнее состояние поп-культуры Рейнольдс и называет ретроманией. Работа отличается скрупулёзностью и особым вниманием к историческим фактам. Книга изобилует сведениями о разных музыкальных стилях, исторических событиях и социальных переменах, связанных с их возникновением.

Ностальгия и ретро[править | править код]

Ностальгия — основная черта современной поп-культуры, всеобщая эмоция, которая с ускорением технического прогресса поглощает людей с середины XX века. Говоря о феномене ностальгии, Рейнольдс ссылается на теоретика Светлана Бойм, которая исследовала дихотомию ностальгических настроений в политической и личностных плоскостях и выделила ностальгию-фантазию и ностальгию-реконструкцию[2].Ностальгия-реконструкция — это проявление нетерпимости ко всему новому и прогрессивному, которая зачастую приводит к насильственным попыткам вернуть старый порядок[2]. Ностальгия-фантазия носит глубоко личностный характер. Она, в противовес ностальгии-реконструкции, наслаждается прошлым и культивирует тоску по нему[2]. Главным протагонистом мечтательной ностальгии на музыкальной сцене, по мнению Рейнольдса, является Моррисси[2]. В настоящее время ностальгия крепко связана с потребительским сектором. На пересечении ностальгии и потребительского сектора, индивидуальной памяти и массовой культуры появляется ретро. Рейнольдс выделяет несколько характеристик ретро:

  1. ретро всегда ассоциируется с недавним прошлым, с вещами, которые ещё живы в короткой памяти[3].
  2. ретро подразумевает доступность источника. Открытый и неограниченный доступ к архивным документам (фотографии, видеозаписи, музыкальные записи, интернет) позволяет доподлинно воспроизводить старый стиль. В результате чего элемент воображения, как результат недостатка информации о прошлом (как, например, искажения и мутации, которые характерны для культов вокруг Средневековья, вроде неоготики), практически нивелируются[3].
  3. ретро всегда имеет отношение к артефактам популярной культуры. Это отличает ретро от других возрожденческих культурных форм, которые, как отмечал историк Рафаэль Самуэль, базировались на фундаменте элитарной культуры и инициировались высшими кругами общества. Ретро подпитывают не аукционные дома или антикварные лавки, а «барахолки», секонд-хенды и лавки старьёвщиков[3].
  4. ретро не идеализирует и симпатизирует прошлому, но стремится быть у него в плену. Ретро, по сути своей, в большей степени про настоящее, чем про прошлое, которое оно возрождает или оживляет. Ретро использует прошлое как хранилище материалов, из которых путем переработки и перекомпоновки можно воссоздать некую культурную основу — бриколаж культурной безделицы[3].

Указывается на две версии происхождения термина «ретро»:

  • от словосочетания «ракеты обратной тяги» (ретроракеты), то есть из лексикона покорителей космоса[4].
  • приставка «ретро» была позаимствована из слов ретроградный, ретроспектива, ретрогресивный. В этом случае приставка носит уничижительный, негативный оттенок[4].

Автор признает, что филологическая версия происхождения слова кажется более правдоподобной.

Зацикливание поп-культуры[править | править код]

Для анализа феномена зацикливания поп-культуры на себе и на своем прошлом, автор описывает несколько явлений:

  • «музеификация» рок-музыки

В конце ⅩⅩ — начале ⅩⅩⅠ веков в Англии и США были предприняты попытки создания музеев рок-музыки (например, British Music Experience, Зал славы рок-н-ролла, Experience Music Project). По мнению автора, наличие собственной музейной индустрии является доказательством того, что рок-музыка самодостаточна и довольна стара. Однако, музеи и поп-культура абсолютно не совместимы, потому что музеи по своей природе ориентированы на визуальный контакт и звук как основополагающий элемент музыкальной культуры частично исключается из данного формата[5]. Подобные музеи зачастую как основные экспонаты представляют «сопутствующий хлам»: постеры, сценические костюмы, обложки альбомов, то есть инвентарь. В таком случае упускается главное, основа — музыка.

  • воссоединения

В 90-е ностальгия проявилась новым образом — чередой воссоединений и туров групп. В воссоединениях Рейнольдс видит взаимовыгодный элемент сотрудничества между аудиторией и артистом. Слушатели получают возможность почувствовать снова свою молодость, зная при этом точно, что они сейчас услышат. Артисты же освежают память о себе и получают дополнительный доход за счет своего имени.

  • всплеск интереса к «рокументалистике»

Возросший интерес к документальным фильмам про рок-музыку Рейнольдс связывает с «Архивной лихорадкой» (по одноимённой книге Жака Деррида «Архивная лихорадка: впечатления фрейдиста»). Архивная лихорадка — это выведение документирования за пределы компетенции профессиональных историков и появление огромного числа любительских архивов в Интернете. Последствия «архивной лихорадки» — сохранение всех объектов культуры, даже самых незначительных, а вследствие этого происходит превращение архивов в «анархивы» — тонны бесполезной и неприспособленной к использованию информации. В качестве примеров «анархивов» Рейнольдс приводит серию телепередач на английском телевидении «I love [Decade]».

Критика и восприятие[править | править код]

Ещё до выхода книги в России многие профильные сайты и издания о культуре откликнулись на «Ретроманию» (например, Colta.ru). Представители издательства «Белое Яблоко», выпустившие перевод книги в России, отмечают в комментарии изданию Furfur, что «Ретромания» — это большой труд, не в смысле объёма, но в смысле охвата[6]. Автор легко оперирует жанрами, десятилетиями, субкультурами, засыпает именами, проводит смелые аналогии, попутно раскрывая поп-культуру во всей своей полноте и широте[6]. Издательство советует прочитать книгу несколько раз: первый раз — чтобы ознакомиться с обсуждаемым вопросом (действительно ли поп-культура навечно погрязла в ретромании или же это просто такой период), а уже потом, вооружившись YouTube (о котором, кстати, в книге довольно много упоминаний) и iTunes, открывать для себя непознанное, странное и интересное[6].

Александр Горбачев в предисловии к русскому изданию «Ретромании» отмечает, что используя собственный культурный и жизненный опыт, С. Рейнольдс пытается совладать с собственной ностальгией и ретроманией, ибо всякая мания — это в первую очередь факт личной биографии, да и упоминаемая критическая теория подразумевает, что автор не в последнюю очередь рассматривает, как устроена его собственная голова[7].

Примечания[править | править код]

  1. Интервью С. Рейнольдса журналу «Афиша» https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/retromaniya-glavnyy-teoretik-sovremennoy-muzyki-saymon-reynolds-o-ee-bolezni Архивная копия от 26 июля 2016 на Wayback Machine
  2. 1 2 3 4 Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого/Саймон Рейнольдс;пер. В.Усенко. — М.:Белое Яблоко,2015 — ISBN 978-5-9903760-5-2 с.35
  3. 1 2 3 4 Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого/Саймон Рейнольдс;пер. В.Усенко. — М.:Белое Яблоко,2015 — ISBN 978-5-9903760-5-2 с.38
  4. 1 2 Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого/Саймон Рейнольдс;пер. В.Усенко. — М.:Белое Яблоко,2015 — ISBN 978-5-9903760-5-2 с.39
  5. Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого/Саймон Рейнольдс;пер. В.Усенко. — М.:Белое Яблоко,2015 — ISBN 978-5-9903760-5-2 с.47
  6. 1 2 3 Комментарий издательства «Белое Яблоко» интернет-изданию Furfur http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/180245-indi Архивная копия от 5 декабря 2016 на Wayback Machine
  7. Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого/Саймон Рейнольдс;пер. В.Усенко. — М.:Белое Яблоко,2015 — ISBN 978-5-9903760-5-2 с.12

Ссылки[править | править код]

Рецензии
Автор о книге
Фрагменты из книги в прессе