Философская дискуссия 1947 года

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Философская дискуссия 1947 года
Дата проведения 1947
Место
проведения
Союз Советских Социалистических Республик Москва, СССР

Филосо́фская диску́ссия 1947 го́да (январь и июнь 1947) — публичная научная дискуссия общесоюзного масштаба в советской философии.

История[править | править код]

Философию развивали революционеры и учёные. Что же касается наших философов-профессионалов, заполняющих институты философии и философские кафедры учебных заведений, партийных школ, то никто из них за тридцать лет советской власти и торжества марксизма в нашей стране не высказал ни одной новой мысли, которая вошла бы в сокровищницу марксистско-ленинской философии. Более того, никто из наших философов-профессионалов не высказал ни одной мысли, которая обогатила бы какую-либо конкретную область знания. Это в равной степени относится к Деборину и Митину, Юдину и Александрову, Максимову и Кедрову и всем остальным.

Ю. А. Жданов, сентябрь 1949 года [1]
  • В мае 1944 года решением ЦК партии был осуждён третий том «Истории философии» (ред.: Г. Ф. Александров, Б. Э. Быховский, М. Б. Митин, П. Ф. Юдин), как содержащий грубые ошибки в оценке немецкой классической философии. С книги снята присуждённая ранее Сталинская премия. Главным инициатором разгрома «Истории философии» был профессор З. Я. Белецкий, а текст постановления ЦК ВКП(б) о третьем томе «Истории философии» готовил П. Н. Поспелов, он формулировал оргвыводы и, скорее всего, был «мозговым центром» всей операции[2].
  • В самом начале 1946 г. вышла книга начальника Управления пропаганды и агитации ЦК партии Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Книга вышла тиражом 5000 экземпляров, имела гриф Института философии АН СССР и была допущена Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для университетов и гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Она обсуждалась в Институте философии (январь 1947 г.), но «в верхах» обсуждение было признано неудовлетворительным[3].
  • В ноябре 1946 года Г. Ф. Александрову присуждена Сталинская премия за учебник «История западноевропейской философии».

Работа Г. Ф. Александрова по марксистской философии стоит на весьма высоком научно-исследовательском уровне.

П. Н. Поспелов, 26 ноября 1946 года [4]
  • 18 ноября 1946 года профессор З. Я. Белецкий обратился с письмом к И. В. Сталину, где критиковал содержание учебника, в частности указывал, что в книге не учитываются решения ЦК партии 1944 года по третьему тому «Истории философии».

    Позиция Белецкого была жёсткой и последовательной. Он отвергал философию как науку о «чистом познании, чистой истине, благе, добре и т. д. — …философия при таком представлении изображается как самостоятельный процесс, где формируются общие законы мира и познания», а история философии «начинает излагаться… как чистая филиация идей… Такое изложение истории философии доставляет автору наслаждение. Он погружается в сферу чистой мысли и конструирует там мир». «Марксистский подход, — пишет Белецкий, — требует умения понять (философскую фразу. — Авт.) как идеологию определённого общества, класса, государства… Только при таком изложении история философии приобретает смысл и перестаёт быть сборником философских терминов, она предстаёт как наука партийная»[5]

  • 30 ноября 1946 года Г. Ф. Александров избран действительным членом АН СССР.
  • В декабре 1946 года в адрес книги последовали серьёзные критические замечания И. В. Сталина «о существенных, крупных недостатках и ошибках в освещении истории философии»[4].
  • В конце 1946 года ЦК партии предложил подвергнуть «Историю западноевропейской философии» обсуждению.
  • В январе 1947 года по указанию Г. Ф. Александрова его заместителями М. Т. Иовчуком и П. Н. Федосеевым было организовано обсуждение в Институте философии АН СССР. В президиуме заседания присутствовал А. Н. Поскрёбышев.
  • В апреле 1947 года ЦК партии признало организацию проведённой дискуссии и способ подведения её итогов неудовлетворительными, и назначило повторную дискуссию, поручив её организацию и проведение секретарю ЦК партии А. А. Жданову.[6]

    Дискуссия в том виде, в каком она была проведена, оказалась бледной, куцей, неэффективной, а поэтому и не имела должных результатов. В связи с этим ЦК решил организовать новую дискуссию с тем, чтобы к этой дискуссии были привлечены не только работники из Москвы, но и работники из республик и крупных городов РСФСР (А. А. Жданов)[7]

  • Дискуссия под руководством А. А. Жданова состоялась с 16 по 25 июня 1947 года. На дискуссии присутствовало около 500 человек, в том числе секретари ЦК партии А. А. Кузнецов и М. А. Суслов.

Причина отставания на философском фронте не связана ни с какими объективными условиями… Причины отставания на философском фронте надо искать в области субъективного.

А. А. Жданов, 24 июня 1946 г.[8]

После проведённой философской дискуссии по книге Александрова «История западноевропейской философии» ЦК ВКП(б) поручил Г.Ф. Александрову, М. А. Дыннику, М. Т. Иовчуку, Б. М. Кедрову, М. А. Леонову, М. Б. Митину и О. В. Трахтенбергу написать новую книгу по истории философии с учётом итогов дискуссии и высказанной в ходе неё критики в адрес работы Александрова[11].

Реакция на дискуссию[править | править код]

  • По мнению философа З. А. Каменского :

    Оценивая в целом теоретико-методологические идеи, выдвинутые в речи Жданова, следует сказать, что они сыграли глубоко реакционную роль в дальнейших судьбах советской истории философии как науки. Во-первых, докладчик, полностью утвердившись в старых, сформулированных до него догмах, ввёл догмы дополнительные.
    К их числу следует отнести прежде всего три: о том, что философия становится наукой только со времени возникновения марксистской философии, об изменяемости предмета философии и об отпочковании от философии всех прочих наук. Все они были восприняты философской общественностью как основоположения для научной работы, как генеральные установки, которые следует реализовывать в преподавании философии, при написании статей и монографий.[12]

  • По мнению философа Александра Огурцова :

Дискуссия, проведенная 16—25 июня 1947 года в Институте философии АН СССР, была, разумеется, далека от научной. На ней господствовал все тот же стиль брани, политических ярлыков и обвинений... Совершенно очевидно, что причина проведения этой дискуссии не в достоинствах или недостатках книги, а в том, что кто-то вообще притязал на лидерство в философии. Необходимо было уничтожить... последний островок философской работы, иссушить историко-философские искания... Выступление А. А. Жданова было движимо стремлением навязать “философскому фронту” догматические клише, заставить историков философии пересмотреть оценки мыслителей прошлого, подчинить их работу прямолинейным схемам и догматам[13].

Подавление философии // СУРОВАЯ ДРАМА НАРОДА: Ученые и публицисты о природе сталинизма
  • Советские учебники, издававшиеся после смерти Жданова и Сталина, характеризовали дискуссию следующим образом:

В выступлении А. А. Жданова, который в основном правильно характеризовал роль борьбы партии в истории философии, не раскрывалась познавательная роль истории философской мысли и преемственность в ней, не отмечалась большая положительная роль классической немецкой философии в подготовлении диалектического материализма, не подчеркивалось всемирно-историческое значение ленинского этапа в развитии марксистской философии.Щипанов И. Я., Главные вехи развития историко-философской науки после Октября 1917 г.[14]:697

Примечания[править | править код]

  1. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Дело профессора З. Я. Белецкого Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Батыгин, Девятко, 1993.
  3. Касьян, 2011.
  4. 1 2 3 Дело академика Г. Ф. Александрова: эпизоды 40-х годов (недоступная ссылка)
  5. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Дело академика Г. Ф. Александрова. Эпизоды 40-х годов Архивная копия от 11 марта 2014 на Wayback Machine // Человек. — 1993. — № 1. — С. 134—146.
  6. О дискуссии по книге тов. Александрова «История западноевропейской философии» Архивная копия от 20 октября 2007 на Wayback Machine 22 апреля 1947 г.
  7. Батыгин Г. С. Советская социология на закате сталинской эры (несколько эпизодов) Архивная копия от 27 мая 2016 на Wayback Machine Вестник АН СССР. — 1991. — № 10.
  8. Образ врага в советской пропаганде: 1945—1954. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 5 июля 2008 года.
  9. Постановление политбюро ЦК ВКП(б) об изменениях в руководстве агитпропа ЦК 17.09.1947. Дата обращения: 27 апреля 2011. Архивировано 18 марта 2017 года.
  10. Постановление ЦК ВКП(б) за 23 сентября 1947 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1066. Л. 52)
  11. Проспект книги, 1947, с. 343.
  12. Каменский З. А. Архивная копия от 8 августа 2011 на Wayback Machine История философии как наука в России XIX—XX вв. — М., 2001. — 332 с. — ISBN 5-94101-030-3
  13. Огурцов, 1989.
  14. Иовчук М. Т. § 5. Ленинизм и философское наследие. Историко-философская наука // Глава XX. Ленинский этап в развитии марксистской философии. Развитие диалектического и исторического материализма в эпоху после Великой Октябрьской революции / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. — Изд. 2-е, переработ. — М. : Мысль, 1971. — Кн. Краткий очерк истории философии. — С. 691—709. — 790 с. — 60 000 экз.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]