Обсуждение:Козлов, Николай Ионович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

исправте !!![править код]

Как – то на соревнованиях отогреваясь в судейской комнате и попивая аромат-ный чай, заваренный на сибирских травах, я спросил у Николая Ионовича. Трудно бы-ло ли пробиться в сборную СССР?

Немного задумавшись, как бы возвращаясь в прошлое, ответил: «Не то слово! Конку-ренция была сумасшедшая. Многократные чемпионы страны Фёдор Терентьев, Влади-мир Кузин, Павел Колчин, Пётр Володин, да и другие молодые ребята, моего возраста, были не подарок. Тройка призёров часто менялась. Никто долго там не задерживался. Так что работать приходилось очень много. Восстановление было не такое как сейчас, продуманно слабо. Баня и массаж – вот и всё. Рассчитывать приходилось на тот фунда-мент, который был заложен в детские годы, да и характер, приобретённый в суровые военные годы».

В семье у родителей Николая Иона Демидович и Татьяны Тихоновны было пять детей и прокормить их, работая в обедневшем колхозе с. Покровка Красноярского края, не было возможности. Вот и пришлось им тайком бежать к родственнику, проживав-шему в Анжеро-Судженске. Долгое время Иону Демидовичу не удавалось устроиться на работу, не имея паспорта, а когда это удалось, то стал работать в шахте на «Анжеро – Судженской 5-7».

Выделенная однокомнатная квартира в двухэтажном доме была рядом с город-ским стадионом, где Николай вместе с другом Михаилом Шолоховым и ещё многочис-ленной компанией пропадали целыми сутками, играя в лапту, бегая по дорожке, ку-выркаясь на простейших гимнастических снарядах. Зимой было полное раздолье – ка-тание с гор на лыжах или санках, прыжки со снежных трамплинов, сооруженных наспех, бег на перегонки, словом все, что могли придумать неугомонная детвора. Впрочем, обязанности по дому и работа на небольшом огороде оставались первооче-рёдными.

В 1944 г. чтобы как – то облегчить семейный бюджет, Николая, после окончания семи классов, устроили на учёбу в ремесленное училище №2, где он сразу обратил на себя внимание учителя физкультуры Роберта Антоневича, который незамедлительно пригласил шустрого Николая в лыжную секцию. В соперничестве со своим однокласс-ником Михаилом Шолоховым и другими сильнейшими лыжниками области росло ма-стерство Николая, и уже в 1946 г. на первенстве облсовета среди юношей ДСО «Трудо-вые резервы» Николай становится победителем на дистанции 5 км., а затем в 1949 и 1950 гг. дважды побеждает на традиционных матчах сильнейших лыжников Кузбасса на дистанции 18 и 30 км.

Неплохо выступая и на зональных соревнованиях, Николай обратил на себя внимание спортивных работников Восточное – Сибирского военного округа и уже в 1950 г. анжерский лыжник был призван в ряды советской армии и зачислен в спортив-ную роту. К тому времени под призыв попали и другие сильные лыжники: Шолохов, Яковлев, Анпилогов, Семиколенов, неоднократно выводившие команды СибВО в чис-ло лидеров на чемпионах союза и армейских первенствах.

Как молодого и способного лыжника его направляют на учёбу в Ленинградский военный институт по физической культуре и спорту им. В.И. Ленина. В годы учёбы Николай подружился с Владимиром Кузиным и, не смотря на постоянное острое со-перничество, всегда были настоящими друзьями. Даже когда Николай тренировался и выступал за сборную союза, а жить было негде, он вместе с супругой долгое время проживал у Кузина.

Наиболее успешными для Николая были 1953- 1955 гг. После пристрелки на гонке сильнейших лыжников СССР в январе в Подрезково, Московской области, где военно-служащий СибВО Козлов протиснулся лишь в двадцатку сильнейших, Николай отлич-но выступил в марте в Уктусе (Свердловская область) на дистанциях 18 км. и 30 км., где был пятым. Зато в эстафетной гонке 4х10 км. в составе ленинградской команды,

ему была вручена бронзовая медаль. Высокие результаты позволили Николаю стать не только мастером спорта СССР, но и быть зачисленным в состав сборной страны.

Уже в 1954 г. сибиряк дебютирует на первых в СССР международных соревно-ваниях лыжным гонкам с участием сильнейших лыжников СССР, Финляндии, Чехо-словакии, Польши. На старт вместе с иностранными лыжниками вышли 450 спортсме-нов из 22 спортивных обществ. На дистанции 15 км. Николай был лишь седьмым, зато тренеры сборной заметили у Николая не только спринтерские способности, но и ко-мандного гонщика, поставив его на первый этап во вторую команду СССР. И сибиряк не подвёл, показав на первом этапе одно из лучших времён, а команда заняла третье место.

Определился и состав сборной страны на предстоящем в феврале в Фалуне (Швеция) чемпионате Мира, где впервые советские лыжники принимали участие. Попал в чет-вёрку эстафетчиков и Николай, которому была отведена роль стартующего.

На старт вышло 15 команд. В шеренге, выстроившихся на старте, недалеко от Козлова стоял и основной соперник третий призёр на пятнашки финн Август Киуру. Кстати, все первых три места на этой спринтерской дистанции заняли лыжники Суоми.

Со старта финн так рванул, что оторвался от соперников на 30 м. Николай не решился принять вызов и шел вторым. Однако постепенно всё же ему удалось сократить ди-станцию и вплотную приблизиться к лидеру. Так они вкатились на финишную прямую, не уступая ни метра друг другу, и лишь на одну секунду финн раньше пересёк финиш-ный створ.

Мой интерес не ограничился первым вопросом в предыдущем разговоре с Николаем Ионычем, и я задал ему второй – смог ли он обойти финна на финише?

«Даже сейчас на это мне трудно ответить – как – то слишком сосредоточенно ответил собеседник. Напряжение было настолько велико, что я не помню не только борьбы на последних километрах, да и даже после старта, что проанализировать всё не могу до сих пор. Единственное, что врезалось в память, то как я его доставал. Я не ожидал от него со старта такой прыти, и когда отставал на много для короткой дистанции, мною овладел какой – то ли ужас, то ли страх, что я подведу и опозорю команду, которая надеялась очень на меня. И тут не знаю почему, я вспомнил те слова, которые в дет-стве, когда мы играли, было трудно и проигрывали, а это было время войны, мы остер-венело кричали – "Русские не сдаются! Русские не сдаются! И это нам придавало какие – то магические силы. Я как в тумане шел не чувствуя ни усталости страха, Желание догнать финна было настолько велико, что я работал как заведённая машина, твердя – Догоню! Достану!»

На втором этапе Фёдор Терентьев вывел команду в лидеры с отрывом в 10 сек. Но Алексей Кузнецов прошел этап слабо и проиграл финнам две минуты, откатившись да-леко за черту призёров. И только мужество Павла Колчина смогло снова вернуть нашу команды на второе место.

1955 г. был не менее успешным для Козлова. Он прочно закрепился в сборной, отлично себя зарекомендовал в эстафетных гонках, стартуя на первом этапе. Прочным был и тыл. Его супруга Нина Ивановна, известная кузбасская лыжница год назад родила сы-на, и как бы трудно не было ей в отсутствии Николая, постоянно находившегося, то на сборах, то на соревнованиях, понимала, что его успехи необходимы не только ему, но и всей семье.

Олимпийских комитет СССР подал заявку на участие в зимних Олимпийских играх и делегация лыжников, в составе которой был и Николай Козлов, как кандидат Олимпий-ской сборочной СССР, побывала в итальянском местечке Кортина д*Ампеццио с озна-комление трассы.

Однако 1956 г. сложился не очень удачно для Николая. Не смотря на то, что он был од-ним из первых претендентов в состав эстафетной гонки и именно на первом этапе, тем не менее, от прикидки никто не освобождался.

Сборная страны готовилась к олимпиаде в высокогорном Букуриане. Вот туда на при-кидку приехали и супруга Николая с маленьким сыном.

«Что случилось с Колей трудно сказать – с тихо и с грустью рассказала Нина Ивановна. Бег был его каким-то тяжелым и для него несвойственным. То ли сказались непосиль-ные нагрузки и перетренированность, а тренеры не смогли это определить и дать Нико-лаю чуточку отдохнуть. Он ведь прилежно и добросовестно выполнял все задания тре-неров. Может быть, и отстоять Николая было некому. Он так переживал и плакал о случившемся, но никогда никого не винил».

Однако жизнь продолжалась и Николай. оправившись после неудач, вновь выходил на старт, показывая высокие результаты на праздниках Севера в Мурманске, чемпионатах СССР, ВЦСПС, Зоны Сибири и Дальнего Востока. Последний раз вышел на старт Ни-колай козлов в 1971 г. на вечерней Новогодней гонке, где занял 1 место.

Перейдя на тренерскую работу, Николай Ионович возглавил тренерский штаб по под-готовке сборной команды Кузбасса к соревнования. Он подготовил десятки мастеров спорта, которые успешно защищали честь Кузбасса на российских и международных соревнованиях. Итогом его работы и было присвоение ему звания «Заслуженного тре-нера РСФСР», лучшего тренера Кузбасса и почётного знака ВДСО «Трудовые резервы

В 1960 году его и ещё четырёх сильнейших лыжников страны пригласили в Китай для передачи опыта тренерской работы с молодыми китайскими спортсменами. За внима-тельное и чуткое отношение к занимающимся китайским спортсменам полюбился си-бирский тренер, который личным примером показал, как надо бороться за достижение победы на соревнованиях, заняв первое место на чемпионате КНР на дистанции 30 км. Уже сорок лет спустя один из самых прилежных учеников Козлова тренер по лыжным конкам Джу Чань Шань нашел Николая Ионовичи и в 2002 г. пригласил в гости Нико-лая и Нину, а большом банкете Николаю Ионовичу был вручён орден почётного граж-данина г. Гирина. Затем и последовало приглашение на летние Олимпийские игры в Пекин в 2008 году.

46.241.16.71 14:36, 4 февраля 2014 (UTC)Борис Проскурин- член союза журналистов Кузбасса[ответить]