Обсуждение:Фенобарбитал/Архив/1

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску


НАРУШЕНИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВЫЗВАННЫЕ ВНУТРИУТРОБНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФЕНОБАРБИТАЛА

W.Hart

Описаны нарушения познавательных способностей у потомков женщин, которые во время беременности получали антиэпилептическое лечение, в частности, фенобарбиталом. J.Reinisch и соавт. [ 1 ] проверили гипотезу о том, что воздействие фенобарбитала на родителей связано с умственной недостаточностью у взрослых мужчин, и сделали попытку установить, как выраженность постнатального влияния связана с параметрами экспозиции и/или постнатальным влиянием факторов окружающей среды. Были проведены два двойных слепых исследования с участием взрослых мужчин, которые во время внутриутробного развития подверглись воздействию фенобарбитала. На каждого участника исследования были подобраны парные контрольные пациенты. После первого исследования было проведено второе, целью которого было независимое воспроизведение результатов первого с использованием других стандартов измерения умственного развития у независимой группы испытуемых. В исследование были включены мужчины, родившиеся в самой крупной больнице Копенгагена в период с 1959 по 1961 г.

Их матери во время беременности получали лечение фенобарбиталом. Пациенты контрольной группы не подвергались воздействию фенобарбитала, они были подобраны по возрасту, у их матерей во время беременности отмечались разнообразные отклонения. В 1-е исследование были включены 33 мужчины, подвергшиеся воздействию фенобарбитола, контрольная группа состояла из 52 человек, для 2-го исследования эти цифры составили 81 и 101. Умственное развитие определяли по шкале Wechsler с помощью Датского военного трафарета для испытания умственного развития призывников. Мужчины, которые в период внутриутробного развития подвергались воздействию фенобарбитала внутриутробно, имели гораздо более низкий уровень речевого умственного развития (около 0,5 СД), чем предсказывалось. Принадлежность к более низким социальным слоям, рождение от "нежелательной беременности" и воздействие высоких доз фенобарбитала усугубляли отрицательный эффект. Особенно большой вред наносило использование фенобарбитала в последнем триместре беременности. Авторы приходят к выводу, что воздействие фенобарбитала в ранний период развития может в течение длительного времени оказывать разрушительное влияние на познавательные способности человека и сказываться даже во взрослом возрасте при отсутствии физических аномалий.

Негативные факторы окружающей среды могут усугублять внутриутробное биологическое поражение. Врачи должны быть особенно осторожны при назначении таких лекарств во время беременности. Кроме того, полученные данные позволяют предполагать, что благоприятное влияние семьи, социального окружения и системы образования может частично нейтрализовать отрицательное воздействие пренатальных факторов.

Литература:

Reinisch JM, Sanders SA, Mortensen EL, Rubin DB. In utero exposure to phenobarbital and intelligence deficits in adult men. JAMA 1995:274:1518-25.


Наиболее интересные фрагменты материалов XI Ме¬ж¬ду¬на¬ро¬дного конгресса по детской неврологии (Каир, Египет, 2¬7 мая 2010 г.), опубликованные в журнале The International Journal of Child Neuropsychiatry. Доктор Хрисанти Икономидоу (США) докладывал о влиянии антиконвульсантов на интеллект и поведение детей. Вопрос действия антиконвульсантов на растущий и развивающийся мозг является крайне важным аспектом в детской эпилептологии, поскольку эти препараты оказывают влияние на такие важные показатели, как интеллект, поведение, внимание, память, и эти эффекты не всегда восстановимы. В частности, автор упоминал исследование, вследствие которого выяснили, что у детей, матери которых во время беременности принимали вальпроаты, отмечалось снижение интеллекта на шесть пунктов по сравнению с контрольной группой (не применявших препарат). У детей, принимавших фенобарбитал с целью контроля фебрильных судорог, отмечалось снижение интеллекта, которое не восстанавливалось после отказа от препарата. Другое исследование на животных показало, что некоторые антиконвульсанты при назначении их новорожденным крысам вызывают гибель нейронов. Так, подобное действие наблюдалось при применении диазепама и фенобарбитала, а их комбинация вызывает диффузную гибель нейронов в обширных зонах. Кроме приведенных выше препаратов нейротоксические качества еще продемонстрировали фенитоин и вальпроаты. Отсутствие нейротоксичности пока определили только у двух лекарственных средств – топирамата и леветирацетама. Кроме присущих ему механизмов нейротоксичности, фенобарбитал снижает нейрогенез в головном мозге, а фенитоин, фенобарбитал, вигабатрин и вальпроаты вызывают значительное усиление механизма запрограммированной смерти клеток – апоптоза. Ламотриджин и топирамат не влияют на апоптоз. К тому же, при назначении влияющих на ГАМК препаратов детям младшего возраста необходимо помнить, что в первые годы жизни кислота дейс¬твует как возбуждающий нейромедиатор. Дополнением к предыдущему материалу был доклад доктора Мохамеда Микати (Ливан). В своем сообщении он охарактеризовал наиболее значимые побочные действия основных антиконвульсантов в их влиянии на интеллект, когнитивные функции и поведение. В частности, он отметил, что фенобарбитал снижает интеллект, память и концентрацию внимания


Это цитаты про фенобарбитал:

До появления современных препаратов обычно рекомендовался длительный прием фенобарбитала. В настоящее время его применение многими учеными считается нецелесообразным.Это связано с высокой вероятностью появления побочных эффектов (около 20%) при его длительном применении. Фенобарбитал вызывает двигательную расторможенность (гиперактивность), агрессивность, нарушение концентрации внимания и ухудшение памяти ребенка. Имеются также данные об отрицательном влиянии фенобарбитала на интеллектуальное развитие. Однако, необходимо учитывать, что фенобарбитал является одним из самых доступных и дешевых противосудорожных препаратов.

Побочные действия: Со стороны нервной системы и органов чувств: сонливость, летаргия, угнетение дыхательного центра, головокружение, головная боль, нервозность, тревога, галлюцинации, атаксия, кошмарные сновидения, гиперкинезия (у детей), нарушение процесса мышления, парадоксальная реакция (необычное возбуждение, бессонница) — особенно у детей, пожилых и ослабленных больных, эффект последействия (астения, ощущение разбитости, вялости, снижение психомоторных реакций и концентрации внимания).Со стороны сердечно-сосудистой системы и крови (кроветворение, гемостаз): агранулоцитоз, тромбоцитопения, гипотензия и мегалобластная анемия (при длительном применении), брадикардия, сосудистый коллапс.Со стороны органов ЖКТ: тошнота/рвота, запор.Аллергические реакции: кожная сыпь или крапивница, локальные отеки (особенно век, щек или губ), эксфолиативный дерматит (синдром Стивенса — Джонсона, токсический эпидермальный некролиз); возможен летальный исход.Прочие: при длительном применении — поражение печени (желтушность склер или кожи), дефицит фолатов, гипокальциемия, остеомаляция, нарушение либидо, импотенция.Вызывает привыкание (выявляется примерно через 2 нед лечения), лекарственную зависимость (психическую и физическую), синдром отмены и «отдачи» (см. «Меры предосторожности»).


Суггестивная психотерапия Профессор психотерапии Б.З.Драпкин

Лекция 19 декабря 2001 года

Но, когда спазмофилический приступ грудничка или судорожный эквивалент приступа на высоте температуры… тогда и получается, что вы лечите, а мы дураков получаем, получаем задержанное развитие. У меня огромное количество случаев, когда маленькому ребенку дают люминал. Категорически нельзя его давать маленьким детям! Не бойтесь, не умрут они. Есть масса других способов, не только лекарственных… Мы получаем дураков! А.А. ¾ Коллеги, пожалуйста не набрасывайтесь на собрата по профессии. Раньше была одна профессия ¾ психоневрология. Сейчас немного расширилось… Доктор пришла к нам… Ну, поспорили, ну, согласились, в конце концов… Б.Д. ¾ Каждый в меру своей испорченности занимается врачеванием. Так вот, профессор Лебедев (психиатр и психолог) написал книгу о Достоевском. И там есть такая мысль: «А был ли Достоевский эпилептиком? А были ли у него приступы?» Я просто говорю: если бы в то время был бы люминал, то не было бы Достоевского