Обсуждение:Христианский анархизм
Проект «Анархизм» (уровень II, важность для проекта высокая)
Эта статья тематически связана с вики-проектом «Анархизм», цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с анархизмом. Вы можете её отредактировать, а также присоединиться к проекту, принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями. |
Исходный текст является, фактически, заготовкой, опирающейся на англовики. Pietro 16:59, 19 сентября 2010 (UTC)
Николай Бердяев не считал, что "свобода, в конечном счете, исходит от Бога"
[править код]Вообще, для него тема анархизма была связана не с вопросом "свободы", а с тем, что государство устраивает общественную жизнь через насилие над преступниками, с которым не может смириться христианское сознание. Трагизм этой темы в том, что без государства общество погрузилось бы в ещё большее насилие. Поэтому отношение христианина к анархизму и государству вынуждено оставаться двойственным. Подробнее об этом можно почитать во фрагменте "Прельщение царства. Двойной образ государства" книги "О рабстве и свободе человека": "В «Легенде о Великом Инквизиторе» раскрывается гениальная экзистенциальная диалектика вековечного соблазна царством, это есть самое сильное обоснование христианского анархизма, хотя сам Достоевский не был свободен от соблазна царства (православной теократии). Воздайте кесарево Кесарю, а божье Богу — это обыкновенно истолковывается в смысле примирения царства кесаря и царства Божия, в смысле снятия конфликта. Но жизнь Христа была именно этим доведенным до величайшего напряжения конфликтом..."
Что же касается свободы, Бердяев считал, развивая учение мистика Якоба Бёме, что она коренится в таинственном Ничто (Ungrund), из которого предвечно происходит и сам Бог, и не поддаётся рациональному пониманию. Для Бердяева это главным образом было связано с проблемой существования зла. В работе "О назначении человека" он пишет: "Происхождение зла объясняется обыкновенно свободой, которой Бог наделил тварь и которой она злоупотребила. Но это традиционное объяснение остается на поверхности и совсем не объясняет происхождения зла. [Согласно этому учению] Свободу, через которую тварь склоняется ко злу, тварь не от себя имеет, она получила ее от Бога, т. е. в конце концов она детерминирована Богом. Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека. Совершенно невозможно все это рационализировать и выразить в категориях катафатической теологии. Традиционная катафатическая теология и ведет к атеизму добрых, движимых нравственным пафосом. Обычное теологическое понятие о свободе нисколько не снимает с Творца ответственности за зло и муку мира. Сама свобода сотворена Богом, и она проницаема для него в самой своей глубине. Бог по приписываемому Ему катафатической теологией всеведению в вечности предвидел роковые последствия свободы, которую он сам и от себя сообщил человеку. Он предвидел зло и страдание мира, который целиком вызван к жизни Его волей и находится в Его власти, предвидел все до гибели и вечных мук многих. И он согласился сотворить мир и человека в этих страшных условиях. Это и есть глубокий нравственный исток атеизма. Наделив человека свободой и ожидая ответа на свой призыв, Он ждет ответа от самого себя, Он заранее знает ответ. Он играет с самим собой. Катафатическая теология в трудные моменты ссылается на тайну и спасается в теологии апофатической. Но рационализация тайны уже зашла слишком далеко. И совершенно последовательно нужно сделать вывод, что Бог в вечности одних предопределил к вечному спасению, других же — к вечной гибели. Кальвин и говорит, что Бог творит неравно, одних для вечного спасения, других для вечной гибели. Страшное учение Кальвина имеет огромную заслугу reductio ad absurdum. Он договаривает то. что неотвратимо вытекает из традиционного учения о миротворении".
Бердяев
[править код]Поддерживаю автора выше. Бердяев не был анархистом, считал государство необходимым злом. Безусловно, НЕ считал, что "свобода, в конечном счёте, исходит от Бога". У Бердяева свобода ни от чего не исходит, а предшествует всему, включая и Бога. Но справедливости ради нужно сказать, что он считал Иисуса освободителем, выводящим человека из состояния, в котором его свобода порабощена силами мира. Наконец, объясните, пожалуйста, каким образом такие взгляды на соотношение свободы и Бога совместимы с православием. Бердяев был внеконфессиональным христианским философом.
Лишние вики-ссылки
[править код]Интересно, кому не лень было ставить вики-ссылку всякий раз, когда в тексте появляется фамилия Хэннеси, Дэй или Толстой? Убрал лишние. Fon butterfly (обс.) 00:02, 30 июня 2018 (UTC)