Осетинское историко-филологическое общество

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Осетинское историко-филологическое общество (ОИФО) — осетинская научная и культурно-просветительская организация, действовавшая в Северной Осетии с 1919 по 1925 года. Организация внесла значительную роль в развитии осетинской науки, образования, культуры и музейного дела в Северной Осетии[1].

В 1918 году среди молодой осетинской интеллигенции возникло движение по созданию общества, которое занималось бы сбором и сохранением осетинской материальной и духовной культуры. 20 января 1919 года в № 15/68 газеты «Горская жизнь» был опубликован устав «Любителей осетинской народной словености», который написал Григорий Алексеевич Дзагуров. Задачей этого общества были объявлены охрана, собирание памятников осетинской истории, издание учебных пособий и материалов по осетиноведению для осетинских учебных заведений. Однако вскоре было решено, что деятельность этой организации имеет узкую специализацию, поэтому учредители организации предложили расширить область деятельности организации и поручили составить новый устав Борису Андреевичу Алборову[2].

25 апреля 1919 года Борис Алборов представил учредителям организации, собравшимся в Осетинской учительской семинарии на Тарской улице во Владикавказе. Борис Алборов предложил собираться новому обществу в здании Владикавказской учительской семинарии, чтобы пользоваться её библиотечным и имущественным фондом. На этом собрании было решено называть организацию как «Осетинское историко-филологическое общество». Председателем новой организации был выбран Г. А. Дзагуров и секретарём — Б. А. Алборов[2].

5 октября 1919 года устав «Осетинского историко-филологического общества» был утверждён Владикавказским Окружным судом[2].

Организация объявила, что своей деятельностью считает поиск, сбор и сохранение памятников осетинской старины, их научную классификацию и изучение, издание собранных памятников народной словесности и трудов по осетиноведению, разработку методов преподавания в осетинских учебных заведениях и подготовку преподавателей по осетиноведению.

На конец 1920 года в организации состояло 78 человек[2]. В 1920 году председателем организации был Б. А. Алборов[3]. В первые годы 1920-х годов общество проводило свои заседания в особняке Гаппо Баева на улице Ленина, 32[4].

Членами общества были Александр Тибилов, Георгий Цаголов и другие известные осетинские деятели. Пожизненным членом организации был Елбыздыко Бритаев[1].

Организация занималась вопросом латинизации осетинского алфавита[5]. 24 августа 1920 года состоялось собрание общества, на котором члены организации единогласно выступили за пропаганду перехода осетинского языка на латинскую графику[6]. В августе 1920 года Общество участвовало в организации Терского областного архивного управления[1].

В сентябре 1923 года Осетинское историко-филологическое общество было зарегистрировано Главнаукой СССР и в октябре этого же года Административным управлением НКВД Горской Республики[7].

Члены общества положили начало нартоведческим исследованиям[1]. Общество предполагало издавать научный журнал «Вестник Осетинского историко-филологического общества»[8].

Общество работало до 1 января 1925 года, когда оно было преобразовано в Северо-Осетинский НИИ краеведения[9]. Первым директором этого научного учреждения стал Б. А. Алборов, который в это время уже был профессором на кафедре общего и осетинского языкознания Северо-Кавказского педагогического института.

В 1938 году Б. А. Алборов был репрессирован и находился в заключении в Свердловской области[10].

В 1939 году и повторно в 1951—1953 годах на страницах северо-осетинской периодической печати публиковались статьи бывшего редактора газеты «Молодой большевик» А. Джикаевой, в которых она представляла Осетинское историко-филологическое общество как «контрреволюционную, шпионскую и антисоветскую организацию»[11]. По её словам, общество «действовало по указке своих империалистических хозяев, вело активную борьбу против русской культуры, всячески пытаясь препятствовать установлению дружбы народов»[12].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 История института. Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 27 января 2020 года.
  2. 1 2 3 4 Из протоколов историко-филологического общества и Института краеведения/ Историко-филологический архив, стр. 37
  3. Из протоколов историко-филологического общества и Института краеведения/ Историко-филологический архив, стр. 39
  4. Торчинов В. А., Владикавказ., Краткий историко-краеведческий справочник, Владикавказ, Северо-Осетинский научный центр, 1999, стр. 134, ISBN 5-93000-005-0
  5. Из протоколов историко-филологического общества и Института краеведения/ Историко-филологический архив, стр. 42
  6. Из протоколов историко-филологического общества и Института краеведения/ Историко-филологический архив, стр. 46
  7. К 120-летию со дня рождения Б. А. Алборова/ Историко-филологический архив, стр. 75
  8. Из протоколов историко-филологического общества и Института краеведения/ Историко-филологический архив, стр. 35
  9. К 120-летию со дня рождения Б. А. Алборова/ Историко-филологический архив, стр. 73
  10. Автобиографические сведения/ Историко-филологический архив, стр. 10
  11. К 120-летию со дня рождения Б. А. Алборова/ Историко-филологический архив, стр. 72
  12. К 120-летию со дня рождения Б. А. Алборова/ Историко-филологический архив, стр. 92

Источники[править | править код]

Ссылки[править | править код]