Рожановская, Матрёна Ивановна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Матрёна Ивановна Рожановская
Имя при рождении Матрёна Ивановна Землянова
Дата рождения 1910
Место рождения
Дата смерти 28 марта 1980(1980-03-28)
Место смерти
Страна
Научная сфера ботаника
Место работы
Альма-матер
Награды и премии

Матрёна Ивановна Рожановская (в девичестве — Землянова; 1910, Голицыно[1] — 28 марта 1980, Рязань) — советский ботаник. Занималась морфологией и анатомией растений, вела научную и практическую работу. Работала заведующей лабораторией Ташкентского ботанического сада, заведующей отделом травянистых растений в должности младшего научного сотрудника. Занималась озеленением Ташкента, выезжала в горные экспедиции, публиковала научные статьи, постоянно участвовала во Всесоюзных выставках.

Биография[править | править код]

Родилась в крестьянской семье, отец — Иван Климентьевич Землянов (1870(?)—1916(?)), мать — Феодора (ум.1916(?)). Были также две сестры от первого брака Ивана, старший брат Семён и сестра Фёкла. Иван Землянов участвовал в Первой мировой, был ранен. Около 1916 года ввиду крайней бедности и нужды семья переезжает к родственникам в Ташкент. В первое лето по приезде Иван умирает от гангрены обеих ног (последствие ранений), за ним трехлетняя Фёкла и Феодора от водянки. Брат Семён (чья дальнейшая судьба неизвестна), пристроил сестру в монастырь, который вскоре был упразднён Советской властью. В возрасте около семи лет осталась на улице, накрепко запомнив свой год рождения, имя, фамилию, отчество и место рождения. Спустя почти 10 лет в одном из детских домов впервые оформили документы. Возраст врачи определили по физическому состоянию, а оно было таково, что 16-летнюю оценили как 13-летнюю, не вняв заверениям Матрёны. Так появился официальный — 1913 год её рождения. С 1927 года стала жить в доме дяди Тимофея Климентьевича Землянова (1863—1927(?)) и двоюродной сестры Марии Тимофеевны Земляновой (1883—1956), с которой случайно встретилась.

В 1929—1934 училась на рабфаке. С 1935 года работала в объединении «Узкожобувьтрест», в лаборатории по изучению дубильных растений. В 1940 году окончила биологический факультет Среднеазиатского государственного университета по специальности «ботаника», присвоена квалификация биолога. С 25 апреля по 6 ноября 1941-го была в рабочей командировке на Гиссарском хребте и в отрогах Памиро-Алая с задачей — найти растения-каучуконосы «для ведения опытов культуры дубильных растений».

В 1942 году вышла замуж за Николая Сергеевича Успенского (Глеба Сергеевича Баранова)[2]. 4-го марта 1943-го родилась дочь Галина, но почти сразу супруги развелись. Н. С. Успенский работал горным инженером, имел «броню», от которой отказался в 1943-м и был призван в сапёрные войска под именем Глеба Сергеевича Баранова. Последнее письмо от него пришло из под Курска, затем он был признан «пропавшим без вести». В 1943—1946 работала в школе рабочей молодежи. 12 февраля 1944 вышла замуж за Станислава Юлиановича Рожановского (1901—1974).

В 1946 году поступила на работу в Ташкентский ботанический сад в должности младшего научного сотрудника. Вела научную и практическую работу по ирисам, пионам, луковичным (кроме тюльпанов), вьющимся. Была награждена дипломами, грамотами и медалями за работу над сортами и коллекциями и озеленение города. В 1951 году была принята в члены Всесоюзного ботанического общества. В 1969 году издала монографию «Новые гибридные ирисы регелиоциклюс» (Ташкент: Фан).

В 1969 году досрочно ушла на пенсию по семейным обстоятельствам: в 1968 году родился внук Антон. В 1974 году от несчастного случая погиб муж, С. Ю. Рожановский. В 1975 году семья переехала в г. Рязань. В 1980 году скончалась от болезни сердца, погребена на Сысоевском кладбище г. Рязани.

Награды[править | править код]

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1947)
  • Почетная грамота Президиума Верховного Совета Узбекской ССР за активное участие в социалистическом строительстве (1950)
  • Медаль участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1954)
  • Малая серебряная медаль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за успехи в социалистическом сельском хозяйстве (1955)
  • Медаль участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1956)
  • Грамота Исполнительного комитета Ташкентского Ордена Красного Знамени Городского Совета депутатов трудящихся за активное участие в озеленении города (1956)
  • Медаль участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1957)
  • Почетная грамота Республиканского Комитета профсоюзов работников высшей школы и научных учреждений за активное участие в работе профсоюзных организаций (1957)
  • Большая серебряная медаль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за успехи в социалистическом сельском хозяйстве (1958)
  • Малая серебряная медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР за успехи в народном хозяйстве СССР (1961)
  • Медаль участника Выставки достижений народного хозяйства СССР (1963)
  • Бронзовая медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР за успехи в народном хозяйстве СССР (1963)

Монография[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Ныне — в Нижнеломовском районе Пензенской области.
  2. Из книги Г. Н. Успенской «Ташкент — прекрасная эпоха»: «Мой папа дружил со своим сверстником, Успенским Николаем Сергеевичем, одним из двух братьев Успенских. Другой был директором Ташкентской консерватории, и необыкновенно много сделал для узбекской музыки, и вообще для всей музыкальной культуры Узбекистана (…) И вот этот Успенский, который занимался музыкой, у него был родной брат — священник. Я очень плохо разбираюсь в этих чинах, какой-то там не знаю, епископ, не епископ, в общем, чего-то такое. А когда начались гонения на церковь, его взяли, допросили, сослали, но вернули, — здесь еще послабление было, у нас же до окраин доходило всегда немного с опозданием. Потом борьба более жестокая пошла.. В общем, он успел понять, что ему надо спасать семью. Семью он отослал в Сибирь, к своим родственникам дальним, а старший сын отказался ехать, бросить отца. И тогда мой отец предложил ему поменяться документами, — таким образом, он не расстался с другом. Через некоторое время моего отца взяли, но у него не было никаких связей с этим миром. То есть — он Успенский, ну и что, — Успенский?! — Вот сирота коломенская, закончил горный техникум. Мама вот есть, — причем мама в это время жила в Харбине, что тоже не способствовало его успеху. Но он сказал, что мама вышла замуж и уехала. Спросили его друзей, но они были предупреждены. — Ну однофамильцы, бывают же однофамильцы, причем здесь я? Есть еще Успенские в этом городе. От него отстали. А тот, значит, остался как Баранов, со своим папой. И папу все-таки взяли, и сослали, и убили, а сын жив остался. При этом он занимался совершенно подпольной священнической деятельностью, сын вот этого священника. Есть такой маленький городочек, поселочек под Ташкентом, — Кибрай. В этом Кибрае была такая церковь, почти катакомбная. Вот он там все это время и занимался православным делом, это были примерно 1928—1932 годы, вот так вот. Папа — он так и был Успенским. И ничего с ним не делали плохого. А потом, когда они с мамой поженились, и родилась я, у него была бронь, и его послали на реку Ангрен, на рудники, и он там работал горным инженером. В 1943-ем бронь с него сняли и послали на фронт. А уж когда его послали на фронт, все документы подняли, и сказали: „Кто же ты на самом деле?“ И на фронт он пошел как Баранов. И пропал без вести там, как Глеб Баранов. И вот эта фамилия нам досталась, — Успенские, я осталась как Успенская, поскольку была зарегистрирована до его ухода на фронт».

Ссылки[править | править код]