Ирафиот

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ирафиот
Гермес держит спасённого Диониса. Копия древней статуи из греческой Олимпии. Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 2007.
Гермес держит спасённого Диониса. Копия древней статуи из греческой Олимпии. Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 2007.
эпитет Диониса
Мифология древнегреческая мифология
Местность Фивы; гора Ниса
Толкование имени вшитый в бедро
Пол мужской
Отец Зевс
Мать Семела

Ирафио́т (или Эйрафио́т; в переводе «вшитый в бедро») — в греческой мифологии эпитет Диониса, бога вина и плодородия, во время его трёхмесячного пребывания в бедре Зевса до появления на свет. Ирафиот — один из эпитетов бога Диониса.

Верховный бог Олимпа Зевс ранее убил его мать — свою любовницу Семелу. Она была дочерью богини Гармонии и царя из Фив Кадма. Семела захотела увидеть Зевса в его истинном виде, чтобы проверить, действительно ли он тот, за кого себя выдаёт. На это её уговорила Гера, ревнивая жена и сестра Зевса. Ранее Семела, общаясь с ним, никогда не видела его настоящий облик. Когда же он наконец предстал перед ней во всём своём великолепии, произошла огненная вспышка и Семела сгорела вместе со своим дворцом в городе Фивы. Тем не менее, ребёнок в её чреве, зачатый от Зевса, был спасён покровителем Гермесом. Зевс зашил своего сына себе в бедро, чтобы доносить его[1].

Так появился на свет Дионис, которого римляне называли Вакхом, единственный бессмертный бог, матерью которого была смертная человеческая женщина. Он является богом танца, театра, плодородия, опьянения, вдохновения и религиозного экстаза. Также считается, что Дионис открыл для людей виноградарство и виноделие на горе Ниса, в месте своего рождения. Поэтому Дионис пользовался большим уважением среди богов Олимпа, имел многочисленных почитателей в культуре Древней Греции и Рима. На протяжении многих веков процветал культ Диониса, проводились связанные с ним праздники, такие как Дионисии. В честь Диониса изначально были сочинены культовые песни и танцы, разработаны ритуалы жертвоприношений. Позже его образ использовался в древнегреческом театре, прежде всего в религиозном контексте.

Ещё один миф о Зевсе, связанный с рождением, — это история о появлении на свет богини Афины из его головы.

Интерпретация

[править | править код]

Вшитый в бедро Зевса бог вина Дионис стал мифологическим образом, который связывали с прививкой виноградной лозы: таким же образом новая, молодая виноградная ветвь прививается старому растению и срастается с ним[2]. Способ, каким Дионис донашивался последние месяцы до своего рождения, соответствует одному из его прозвищ — Ирафиот (или Эйрафиот), что означает «вшитый в бедро»[3].

В 1975 году религиовед Карл Кереньи выделил различные мифологические подтексты, связанные с рождением из бедра. Основополагающим из них, по мнению учёного, является символическая ассоциация бедра с мужским фаллосом, который в древности приобретал особенное значение в рамках проведения ежегодного культа плодородия. На этот счёт Кереньи писал: «Изобретение рождения из бедра […] жёстко подчёркивает вечное, необходимое самопожертвование мужской жизненной силы для женского пола: жертва, которая была принесена всему человеческому роду»[3].

Примечания

[править | править код]
  1. Псевдо-Аполлодор. Библиотека. 3, 4, 3.
  2. Valdis Leinieks. The City of Dionysos. A Study of Euripides’ Bakchai Архивная копия от 16 ноября 2016 на Wayback Machine. Stuttgart — Leipzig: Teubner, 1996.
  3. 1 2 Karl Kerényi. Die Schenkelgeburt und das Idol mit der Maske. In: Derselbe: Dionysos. Urbild des unzerstörbaren Lebens. 2. Auflage. — Stuttgart: Klett-Cotta Verlag, 1998. — S. 172 (ISBN 3-608-91686-5).

Литература

[править | править код]
  • Max Ortner. Griechisch-römisches Religionsverständnis und Mysterienkulte als Bausteine der christlichen Religion. — Universität Wien, 2009. — S 84.
  • Karl Kerényi. Die Schenkelgeburt und das Idol mit der Maske. In: Derselbe. Dionysos. Urbild des unzerstörbaren Lebens. 2. Auflage. — Stuttg.: Klett-Cotta Verlag, 1998. — S. 172.