Операция Black Buck

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Операция «Black Buck» (с англ. — «Чёрный олень») — серия налётов Британских ВВС на аргентинские позиции в Порт-Стэнли во время Фолклендской войны.

Ход операции[править | править код]

Предыстория[править | править код]

Avro Vulcan

В начале 1980-х годов британское оборонное планирование было сосредоточено на конфронтации с Советским Союзом в период Холодной войны. Тем не менее, каждые шесть месяцев главы Минобороны рассматривали другие возможные зоны конфликта по всему миру, включая Фолклендские острова. Все пришли к единому мнению, что их невозможно защитить. Ближайший аэродром, пригодный для операций, находился на острове Вознесения, британской территории в Южной Атлантике недалеко от экватора с единственной взлетно-посадочной полосой длиной 10 000 футов (3 000 м) на аэродроме Уайдэвейк , протяженностью 3 700 морских миль от Великобритании и 6300 морских миль (7200 миль; 11700 км) от Фолклендских островов. Без самолетов, способных преодолевать большие расстояния, Королевские ВВС (RAAF) не могли предусматривать проведение операций в Южной Атлантике. Действия в Южной Атлантике будут осуществляться Королевским флотом и британской армией , при этом роль ВВС будет ограничена морским патрульным самолетом Hawker Siddeley Nimrod , а логистическая поддержка базы в Вознесении будет осуществляться транспортными самолетами Vickers VC10 и Lockheed C-130 Hercules.

Аргентинские коды были взломаны, и в марте 1982 года накопились предупреждения разведки о возможной активности Аргентины в Южной Атлантике.  ВВС Великобритании начали изучать возможность проведения дальних операций с бомбардировщиками Avro Vulcan с использованием дозаправки в воздухе. В 1961 году самолет Vulcan совершил беспосадочный перелет из Великобритании на базу RAAF в Ричмонде недалеко от Сиднея в Австралии, на гораздо большее расстояние, но это было с заранее расположенными воздушными заправщиками по маршруту, что полет с Вознесения был бы невозможен. Все размышления на тот момент сводились к тому, как это можно сделать; на Фолклендских островах или в Аргентине не было выявлено никаких целей.

Эффект[править | править код]

Военная эффективность Black Buck остается спорной, некоторые независимые источники описывают ее как «минимальную».  Взлетно-посадочная полоса продолжала использоваться аргентинскими транспортными самолетами C-130 Hercules до конца войны, хотя после 1 мая было доставлено только 70 тонн (69 длинных тонн) грузов и 340 военнослужащих, а ранние полеты были приостановлены после 4 мая, когда миссии «Блэк Бак» произошли ранним утром.  Вудворд заявил, что он «полностью ожидал», что полеты «Геркулеса» продолжатся после Black Buck One, но в то время его «не слишком заботило это», поскольку, в отличие от быстрых самолетов, они не представляли прямой угрозы для человечества. военно-морские силы.  Британцы знали, что самолеты «Геркулеса» продолжали использовать аэродром, и попытались воспрепятствовать этим полетам, что привело к сбитию «Геркулеса» 1 июня.  Учитывая отсутствие влияния аэропорта на конечный результат кампании, нападение британцев на аэропорт Стэнли было сомнительным.

Планирование рейда предусматривало запуск бомбы под углом 35 ° через взлетно-посадочную полосу с целью разместить на взлетно-посадочной полосе хотя бы одну бомбу, а возможно, и две.  Основная цель при этом заключалась в том, чтобы предотвратить использование взлетно-посадочной полосы быстрыми самолетами; в этом отношении рейд прошел успешно, поскольку ремонт взлетно-посадочной полосы был провален, и впоследствии произошло несколько аварий. Тот факт, что британские войска смогли прорвать ПВО Аргентины и атаковать аэродром, имел желаемый эффект в плане предотвращения использования быстроходными самолетами взлетно-посадочной полосы Порт-Стэнли, поскольку аргентинское военное командование не могло рисковать размещением своих быстроходных самолетов и инфраструктуры, необходимой для их эксплуатации. на островах, если их можно уничтожить на земле, независимо от эксплуатационного состояния взлетно-посадочной полосы. Адмирал Вудворд считал жизненно важным не допустить использования Порт-Стэнли быстрыми самолетами, чтобы уменьшить угрозу воздушного нападения на британские авианосцы. Начиная с 1 мая Королевский флот атаковал Порт-Стэнли с помощью воздушных бомбардировок «Си Харриеров» и бомбардировок с моря, чтобы помешать ремонтным работам Аргентины.  Аргентинцы в течение дня покинули взлетно-посадочную полосу, засыпанную грудами земли, что привело к утверждениям, что это заставило британскую разведку предположить, что ремонт все еще продолжается, и ввести британцев в заблуждение относительно состояния аэродрома и успеха их рейдов.

Командир Найджел (Шарки) Уорд , командир 801 NAS, летавший на Sea Harrier для защиты Black Buck One от атаки истребителей, резко критиковал операцию Black Buck. Он подсчитал, что при количестве топлива, израсходованном Black Buck One на сброс 21 бомбы, которое, по его оценке, составляет 1 800 000 литров (400 000 имп галлонов) при стоимости в 3,3 миллиона фунтов стерлингов, авианосные «Си Харриеры» могли бы совершить 785 боевых вылетов. это позволило бы доставить 2357 бомб.  Уорд отверг как пропаганду британских ВВС утверждение о том, что рейды привели к страху нападений на материк:

Разумеется, позже для оправдания этих миссий использовалась пропаганда: «Миражи III были переброшены из Южной Аргентины в Буэнос-Айрес , чтобы усилить там оборону после набегов вулканцев на острова». Судя по всему, логика этого заявления заключалась в том, что если «Вулкан» сможет поразить Порт-Стэнли, то [ sic ] Буэнос-Айрес также окажется в пределах досягаемости и будет уязвим для подобных атак. Я никогда не соглашался с этой чушью. Один или два вулканца, порвавшихся в атаку на Буэнос-Айрес без поддержки истребителей, были бы быстро расстреляны к черту.

Нет никаких доказательств того, что Mirage III были выведены из южной Аргентины для защиты Буэнос-Айреса. 29 апреля аргентинские радары в Пуэрто-Сан-Хулиан обнаружили предполагаемый британский воздушный удар, и самолеты оттуда были переброшены на Комодоро-Ривадавия , но они все еще оставались на юге Аргентины.

Британцы намеревались убедить аргентинские войска в неизбежности морского десанта на Порт-Стэнли, и адмирал Вудворд рассматривал Black Buck One как важный вклад в эти усилия, наряду с морскими атаками и усилиями по обману.  Автор «Вулкана 607» Роуленд Уайт утверждал, что вице-адмирала Хуана Ломбардо заставили поверить, что «Черный Бак Один» был прелюдией к полномасштабной высадке британцев. В результате он приказал контр-адмиралу Гуальтеру Алларе  [ эс ] , командующему аргентинским морским флотом, немедленно атаковать британский флот. Эта атака приняла форму клешнего движения с легким крейсером ARA  General Belgrano на юге и авианосцем ARA  Veinticinco de Mayo на севере. 2 мая «Генерал Бельграно» был потоплен подводной лодкой HMS  Conqueror . После этого ВМС Аргентины отошли в территориальные воды и больше не принимали участия в конфликте.

Исследование Корпуса морской пехоты США пришло к выводу, что:

Наиболее критическое суждение об использовании «Вулканов» основано на аргументе, что их использование было «... в основном для того, чтобы доказать, что [военно-воздушные силы] должны были сыграть какую-то роль, а не для того, чтобы ни в малейшей степени помочь в бою». Это иллюстрирует практику вооруженных сил активно искать «часть действия» при возникновении конфликта, даже если их возможности или задачи несовместимы с обстоятельствами конфликта. Использование Black Buck в качестве примера показывает, что последствия этой практики могут быть тривиальными, а результаты не стоят затраченных усилий.

Примечания[править | править код]