Тинавин-Виса: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[непроверенная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Метки: с мобильного устройства из мобильной версии
Нет описания правки
Метки: с мобильного устройства из мобильной версии
Строка 1: Строка 1:
{{К удалению|2017-01-12}}
{{К удалению|2017-01-12}}
'''Тинин Виса''' (Туьнин Вуьса) — легендарный былинный герой чеченского устного творчества возглавивший борьбу чеченцев против калмыкских орд, результатом которого стало уход кочевников из пределов вайнахского края.
'''Тинин Виса''' (Туьнин Вуьса) — легендарный предок представителей тайпа [[цонтарой|ц1онтарой]], былинный герой чеченского устного творчества возглавивший борьбу чеченцев против калмыкских орд, результатом которого стало уход кочевников из пределов вайнахского края.


==Биография==
==Биография==

Версия от 18:56, 3 января 2018

Тинин Виса (Туьнин Вуьса) — легендарный предок представителей тайпа ц1онтарой, былинный герой чеченского устного творчества возглавивший борьбу чеченцев против калмыкских орд, результатом которого стало уход кочевников из пределов вайнахского края.

Биография

Тинин Виса по преданиям является организатором и первым председателем Совета страны (чеч-Мехк-Кхел) в Ичкерии(Нохч-Мохк); жил сто лет спустя после основания села Цонтарой. Некоторые исследователи подтверждают факт существования Тинин Висы[1][2]

Сообщается, что много сотен лет тому назад в Чечне жил известный своей храбростью и доблестью Виса сын Тини, отец Тини Молк ( чеч-Молкх или как вариант произношения Муьлкх, 1абдул-Молкх ) жил в Нашхое. Его сын Тина со своим сыном Виса ушел жить в Цонторой. У Виса было шестеро братьев и мать по имени Селасат. После многих подвигов братья становятся известными людьми. По истечении какого-то времени семьи их начали увеличиваться. Им понадобилось больше земель, и они начали расселяться, образуя села.

Виса как старший остался жить в Цонторое, брат помоложе поселился на Эрсан-корт (гора), третий — по Гур-Хребту, четвертый — по Энган-Хребту и т. д. Предание гласит что у Висы (Вуьса) сына Тины (Туьна) было две жены от которых у него было четыре сыновей: Иэжа, Теза, 1албига и Тулта ( предок ц1онтароевцев из Ауха ). В монографии А. П. Берже «Чечня и чеченцы», изданной в 1859 г. в Тифлисе, в четвертой главе предания чеченского народа сообщается, что по одному из преданий родоначальником чеченцев признается какой-то Молкха или Малкху, который жил в Меэсте на высотах горных хребтов. Из Меэстэ чеченцы переселились в Нашихэ, где теперь находится аул Керстен-Ахк или Киоло. Это событие, по словам предания, совпадает с тем временем, когда впервые появилось оружие, состоявшее сначала из лука и стрелы, которые вошли в употребление при богатыре Коргухе, указавшим людям также меру. Впоследствии Чеченцы переселились из Нашахэ: это совершилось при сыне Молкха Тинавин-Вису, при котором жили богатыри Тингельдер, Терма-гола, Гуно-Каркалой, Гардазирик, Ширдин-Канат и др. Поселившись в Ичкерии, в новом своем отечестве, чеченцы пришли в соприкосновение с Калмыками, жившими разбросано по укрепленным деревням на всем пространстве по соседству Ичкерии до правого берега Терека. Между ними происходили неоднократно столкновения, о которых свидетельствуют курганы, встречаемые на землях занимаемых в то время калмыками. «Расселение из Нашхэ, говорит Заур происходило при сыне Молкха Тинавин-Вису.»

По преданию Тинин Виса вместе с сородичами совершили набег в пределы Грузии и захватили богатую добычу, в том числе и княжескую дочь. Прибывшие на переговоры послы калмыкского хана, с которым чеченцы находились в состоянии перманентной войны, увидели ее и по возвращению доложили что у их противников находится пленная княгиня-красавица. Калмыцкий хан Аюки отправил послов обратно с предложением продать ему княгиню за крупную сумму золота. Тинин Виса согласился отдать пленницу хану, но ни за золото, а за освобождение равнинной части Чечни которую они занимали. Аюк-хан не долго думая согласился и оставил Чечню его жителям. Эту же легенду в другом его варианте повествования приводит и Е. Максимов в котором говорится что во времена прибывания калмыков на чеченских землях среди калмыков пронесся слух о необыкновенной красоте одной чеченки, отбитой Тинавин-Висой у чеченца — Каната. Слух этот дошел до Калмыцкого хана, который отправил послов просить у Тинавин-Виса красавицы для себя. Тинавин-Вису согласился и был заключен договор, согласно которому Калмыки оставили чеченские земли»[3]. Ян Потоцкий, историк, географ, этнограф, археолог, почетный член Российской академии наук, побывавший в конце XVIII века в Астрахани подтверждает, что встречал эту калмыцкую княгиню-чеченку уже пожилую. Эти вышеперечисленные независимые друг от друга издания разных авторов, выпущенные в разные времена, повествуют об одних и тех же героях, их деяниях и подвигах. Сегодня, наверно, не многие жители нашей республики знают про легендарного героя — турпала Мулкъо. Мулкъо и его потомки, еще с XVI века, так же, как и представители других чеченских общин внесли весомый вклад в возрождение и становлении нации после губительных нашествии полчищ врагов.

В народных преданиях, в частности в мулкъоевских, есть такие сообщения: «В очень далекие времена предки вайнахов жили не только в предгорьях, но и на равнинах, которые были покрыты густыми лесами. Часто вели войны с врагами напавшими на их землю». В моменты смертельной опасности, перед натиском врагов, поднимали тревогу: «Орцах довла!». Это означало — надо срочно уходить с равнины за спасительный горный хребет. Первый горный хребет с равнины назывался и раньше и сейчас — Орц (Арц). Это выражение осталось в памяти народа, и сегодня его произносят в момент тревоги, но имеет значение «Спасите, на помощь!». Если врагам, после ожесточенных схваток, удавалось захватить поселения, они грабили и сжигали их, но долго здесь не задерживались так как чеченцы, постоянно устраивая засады, совершая набеги с гор, не давали им покоя. После ухода чужеземцев население вновь возвращалось на пепелища, и жизнь снова возрождалась, Так было испокон веков. В ожесточенных боях гибло много людей, селения и города стирались с лица земли. Оставшиеся в живых чеченцы уходили в горы. При этом чеченцы постоянно совершали вылазки, истребляя вражеские отряды. Разозлившись на неукротимых чеченцев, враги каждый год посылали в горы большие отряды с проводниками из вайнахов. Чеченцы обороняясь, вынуждены были отступать все выше и выше в горы, пока не взобрались на самые высокие и неприступные горные вершины. Здесь они сказали, что выше — уже некуда «М1а йисте д1акхаьчна вай» «Мы дошли до края солнца». На этих вершинах они много лет оборонялись, и враги не могли их одолеть. Широко известен такой факт, что чеченцы, укрывшиеся, на горе Теболус-лам 12 лет успешно защищались, от монголо-татарских.

Духовная территория и история тейпа Мулкъо завоевателей. В преданиях упоминаются имена монгольских предводителей Менге, Субед, Сарта. Позже на отрогах хребта Теболус-лам, прозванного позже чеченцами «Дик лам» приютятся села Майсты и Мелхиста. В письменных источниках в первые эти села упоминаются с XIII века, найденная здесь археологами деревянная посуда была изготовлена на токарном станке и датируется XIII-XVII вв. Осенью после безуспешной осады горы, враги до наступления холодов уходили на равнину, а летом следующего года отряды противника вновь поднимались по ущельям в горы, убивая спустившихся с вершины, в поисках пищи людей. После нескольких таких случаев и ухода противника вниз, чеченцы собирались и в самом труднопроходимом месте ущелья, строили боевую башню, с которой контролировалась дорога в проход через ущелье. Строительство башни было закончено за один год, пока враги на следующий год вновь не появились в горах. Дозорные находившиеся в башне при приближении врагов, давали сигнал тревоги и долго сдерживали захватчиков, не давая им пройти. За это время спустившиеся жители успевали укрыться в надежных местах, а мужчины собирались для отражения набега.

Примечания

  1. Попов И. Ичкерия (Сборник сведений о кавказских горцах, выпуск IV, Тифлис, 1870, с. 18
  2. Майор Властов «Война в Большой Чечне» в журнале «Русский инвалид», № 159, 1856
  3. Е. Максимов, Чеченцы//Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. стр. 25