Юся

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Юся (кит. 遊俠) — это древний китайский воин — народный герой[en], персонаж классической китайской поэзии[en] и литературы. «Юся» буквально означает «странствующий мститель», «странствующий заступник», «странствующий рыцарь», «авантюрист» или «солдат удачи»[1].

Основные сведения[править | править код]

Из двух иероглифов ю (кит. , пиньинь yóu) буквально означает «блуждать», «путешествовать» или «перемещаться», а ся (кит. , пиньинь xiá) означает «рыцарь» — то есть кто-то, наделённый силой, кто помогает нуждающимся. Юся путешествовали по стране, используя физическую силу или политическое влияние, чтобы исправить зло, причиненное простым людям властями предержащими, поступая согласно своим личным рыцарским кодексам[en]. Юся не принадлежали ни к какому определённому социальному классу. Различные исторические документы, новеллы об уся и народные сказки описывают их как принцев, правительственных чиновников, поэтов, музыкантов, врачей, профессиональных солдат, торговцев, монахов и даже простых фермеров и мясников. Некоторые из них были так же ловки в обращении с кистью для каллиграфии, как и с мечом и копьём. Понятие ся возникло в связи с моистской идеологией[2], которая подчёркивала важность равенства. В конце периода сражающихся царств бывшие рыцари ши, которые не стали учёными-чиновниками, стали ся — моистскими защитниками слабых[3]. В XVI и XVII веках произошло возрождение культуры ся, когда мастера боевых искусств стали использовать их для исправления несправедливостей. Некоторые из них участвовали в сопротивлении Мин против Цин[4].

По словам доктора Джеймса Дж. Ю. Лю (1926—1986), профессора китайской и сравнительной литературы в Стэнфордском университете, именно темперамент человека и потребность в свободе, а не его социальный статус, заставляли его бродить по стране и помогать нуждающимся. Доктор Лю считает, что это связано с тем, что подавляющее большинство этих рыцарей происходило из северного Китая, который граничит с территорией «северных кочевых племён, образ жизни которых подчёркивает свободу передвижения и воинские доблести». Возможно, что многие рыцари происходили из провинций Хэбэй и Хэнань. Подавляющее большинство персонажей романа «Речные заводи», который считается одним из лучших образцов китайской литературы о странствующих рыцарях, происходит из этих провинций[5].

В поэзии[править | править код]

Примером поэзии об юся является «Мечник» (кит. 剑客) Цзя Дао[en] (династия Тан)[6]:

Десять лет я полировал этот меч;
Его ледяное[a] лезвие никогда не было в деле.
Теперь я держу его и показываю его вам, господин:
Есть ли тут тот, кто страдает от несправедливости?[6]

  1. то есть чрезвычайно острое

По словам доктора Лю, стихотворение Цзя «кажется, … суммирует дух странствующего рыцаря в четырёх строках. В то же время, его можно также рассматривать как отражение желания всех тех, кто готовился годами, проверить свои способности ради справедливости»[6].

Аналогичные понятия[править | править код]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Liu, James J. Y. The Chinese Knight Errant. London: Routledge and Kegan Paul, 1967, p. xii.
  2. Dashi Zhang. Corporate Social Responsibility in China: Cultural and Ownership Influences on Perceptions and Practices. — Springer, 2017. — P. 40. — ISBN 9811048258.
  3. Oliver Leaman. Encyclopedia of Asian Philosophy. — Routledge, 2006. — P. 152. — ISBN 1134691149.
  4. Frederic E. Wakeman. The Great Enterprise: The Manchu Reconstruction of Imperial Order in Seventeenth-century China, Volume 1. — University of California Press, 1985. — P. 602. — ISBN 0520048040.
  5. Shi, Nai’an and Luo Guanzhong. Outlaws of the Marsh. Trans. Sidney Shapiro. Beijing: Foreign Language Press, 1993 (ISBN 7-119-01662-8)
  6. 1 2 3 Liu, p. 68.

Ссылки[править | править код]