Рабыня (фильм, 1968)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Рабыня
Постер фильма
Жанры драма, экранизация
Режиссёр Булат Мансуров
Автор
сценария
по мотивам рассказа Андрея Платонова
Оператор Ходжакули Нарлиев
Композитор Реджеп Реджепов
Кинокомпания Туркменфильм
Длительность 78 мин.
Страна  СССР
Год 1968
IMDb ID 2371427

«Рабы́ня» — советский фильм 1968 года режиссёра Булата Мансурова, по мотивам рассказа Андрея Платонова «Такыр».

Сюжет[править | править код]

1920-е годы, Туркменистан. Халлы-бай уходит к басмачам, оставив больную жену с дочерью Джамаль. Вскоре у Джамаль и её матери появляется друг — Стефан Катыгроб — австриец, попавший по время войны в плен и бежавший в Туркмению. Стефан предупреждает отряд Красной армии о засаде басмачей, и красноармейцы ликвидируют басмачей. Впрочем, Халлы-баю удаётся вывернуться, и он возвращается. Джамаль пытается убежать из дома от отца-тирана. Стефан, защищая свободу девушки, организует её побег, при этом сам попадает в руки басмачей и погибает. Тем не менее благодаря ему Джамаль вырывается на свободу — она теперь больше не рабыня — и скачет к отряду красноармейцев.

В ролях[править | править код]

Критика[править | править код]

Фильм, может быть, во многом не удавшийся, но, несомненно, талантливый. Больше того, «Рабыня» — явление сложное, трудное, я бы сказал, кое в чём и загадочиое. Вот почему Б. Рунин, автор рецензии в «Советском экране», воскликнул: «Какой странный фильм!» Мне кажется, что для этого фильма недостаточно рецензии, которая всегда предполагает только оценку, только определение того, что удалось и что не удалось. «Рабыня» требует анализа её поэтики.

Идя вслед учителю, Б. Мансуров тоже метафоризирует, но не кадр, как это делал Эйзенштейн, а эпизод. Его монтажная единица крупнее. Он пытается найти новое значение в столкновении «крупных молекул» фильма… Каждый эпизод «Рабыни» выстроен, как аттракцион, как эмоциональный, ударный кусок, обладающий собственным развитием и собственным зарядом. Столкновение этих кусков и должно выстроить в сознании зрителя новое единство фильма, его по-новому понятый сюжет.

По существу, Мансуров возрождал в «Рабыне» эйзенштейновский принцип возбуждения эстетической активности зрителя и саму структуру «монтажа аттракционов». Метафоричность «Рабыни», присутствующая в фильме система символов, — строго рациональны. Каждый эпизод-аттракцион расцвечен множеством ярких контрастных деталей, орнаментален.

киновед С. Д. Гурвич[2]

Призы и награды[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. также в монографии: Блейман М. Ю. О кино — свидетельские показания. — М.: Искусство, 1973. — 590 с. — С. 542.
  2. Пути взаимодействия литературы и кино: На материале советских фильмов 5060-х годов: учебное пособие / Стэлла Давидовна Гуревич. — Л.: ЛГИТМиК, 1980. — 105 с. — С. 27.

Литература[править | править код]

  • Иванова Т. Человек добр: Художественный фильм «Рабыня» // Советская культура. — 1970. — 23 июля.
  • Рунин Б. Соблазн необычности: О туркменском фильме «Рабыня» // Советский экран. — 1970. — № 7. — С. 10—11.
  • Блейман М. Загадки фильма // Искусство кино. — 1971. — № 2. — С. 74—83.
  • Рабыня // Советские художественные фильмы: 1968—1969. — М.: Нива России, 1995. — С. 98.
  • Рабыня // Домашняя синематека: Отечественное кино 1918—1996 / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — М.: Дубль-Д, 1996. — 520 с. — С. 372.

Ссылки[править | править код]